Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
25 июня 2012
100000 просмотров
Сегодня преодолён рубеж в 100 тысяч просмотров моего блога. Особенно высоким был этот показатель в период нынешних экзаменов. Мои страницы "ГИА" и "ГИА: образцы сочинений" были хорошо востребованы во время подготовки к экзамену и и в день экзамена. Смею надеяться, что своими комментариями приношу кое-кому ощутимую пользу.
И не только, когда публикую образцы сочинений или растолковываю задания КИМов, но, например, полезными могут быть материалы по культуре речи, рекомендации по чтению, повторение правил русского языка. Не зря же сообщение о бессуффиксальном способе словообразования прочно удерживает первенство по количеству просмотров за всё время существования блога. По-прежнему остаются популярными материалы по ЕГЭ. Спасибо читателям за внимание к моему творению. Удачи всем!
Кто такие ОЛДИ?
Генри Лайон ОЛДИ — коллективный псевдоним писателей-харьковчан Дмитрия Евгеньевича ГРОМОВА и Олега Семеновича ЛАДЫЖЕHСКОГО. Возник он в 1991 г. «В своё время, — делятся воспоминаниями соавторы, — когда мы только начинали писать вместе, мы подумали, что две наши фамилии рядом будут плохо запоминаться читателем, а потому хорошо бы взять какой-нибудь короткий и звучный псевдоним, один на двоих. Так родился ОЛДИ — анаграмма наших имен: (ОЛ)ег + (ДИ)ма. Однако наш первый издатель потребовал добавить к „фамилии“ инициалы, и мы, недолго думая, взяли первые буквы своих фамилий: (Г)ромов и (Л)адыженский. Так появился Г. Л. Олди. Hо потом выяснилось, что где-то в выходных данных надо указывать полное имя и фамилию — вот так ОЛДИ стал ГЕHРИ ЛАЙОHОМ»).
Источник здесь
"Изгнанница Ойкумены"
Прочитала роман Генри Лайона Олди "Изгнанница Ойкумены". Как раз то, что подходит для чтения во время отпуска.
Регина ван Фрассен – о подарок судьбы! – родилась телепатом. В тридцать четыре года она лечила джинна от аутизма, чуть не потеряв зрение. В тридцать шесть согласилась на встречу со своим страхом ради чужого ребенка. В тридцать семь замкнулась в несокрушимой Скорлупе, оставив близким память и надежду. Да, космический мир Ойкумены ценит своих менталов, как редчайшее сокровище, но иногда теряет их, разбившись всей мощью о броню неизвестного. Танцуй на улицах Шадрувана, колдунья с флейтой! Когда реальности соприкасаются, рождается сила – и надо идти дальше, потому что Вселенная бесконечна.
Книга «Изгнанница Ойкумены» завершает роман «Urbi et orbi, или Городу и миру». Действие романа разворачивается на галактических просторах Ойкумены, уже известных читателю по приключениям Лючано Борготты, директора театра «Вертеп».
Скачать можно здесь
Важнейшие толковые словари
Толковый словарь В.И. Даля. |
Значительным событием в истории русской лексикографии явилось создание в 1863-1866 гг. четырехтомного «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля, периодически переиздававшегося вплоть до настоящего времени.
Положив в основу словаря народную речь, включив в него лексику общеупотребительную, диалектную, книжную, Даль стремился отразить в нем все лексическое богатство русского языка. Словарь его с 200000 слов и 30000 пословиц и поговорок представляет собой сокровищницу меткого народного слова. Слабой стороной деятельности Даля является
Совет родителям нечитающего подростка от читающего подростка
Подростки не читают книг. Мне 12 лет. У нас в классе из 30 человек, из которых 25 не читают. И во многом это вина взрослых. Из личного опыта я знаю, что родители дают своим детям (моего возраста) «Три мушкетёра», книги про индейцев, Жюля Верна, и многие другие книжки, которые запомнились им с детства. И возмущаются, что детям это не интересно. Но этими книгами они вряд ли заинтересуют подростков. Извините, но они скучные. Их можно совершенно спокойно отложить до завтра или на недельку, и не так уж важно, что будет дальше. А некоторым просто дают определённое количество страниц в день, и ребёнок побыстрее старается от них избавиться, чтобы усесться за компьютер или к телевизору.
Ещё родители уверены, что современные книги все поверхностные, одноразовые и читать их чуть ли не стыдно. На самом деле они ошибаются. За последние годы появилось очень много книг гораздо более увлекательных и при этом столь же ценных с литературной точки зрения, как и те, что помнят родители из своего детства. И выходят такие книги, которые известны и любимы в мире многие годы, а у нас они издаются только сейчас.
Я не буду заумничать, и рекомендовать современные книги, получившие премии критиков и библиотекарей. Я хочу посоветовать книги, за которые ручаюсь. Которые затягивают и не отпускают до последней страницы. Фантастику я в свой список специально не включала, потому что к этому жанру человек придёт сам, но начав с фантастики, он может зациклиться именно на ней, и ничего больше ему не будет интересно.
Итак , список книг, которые имеют больше шансов стать интересными для человека 10-12 лет, чем те, что советует родитель или (к сожалению) районный библиотекарь.
Источник и список книг для чтения здесь
24 июня 2012
История шляпы: узнать на досуге
Слово «шляпа» с немецкого языка переводится как «головной убор, который сохраняет устойчивую форму».
Сегодня, как и много веков назад, женская шляпка находится в центре всеобщего внимания. Именитые дизайнеры продают собственные шляпы за десятки тысяч долларов. А умелые народные мастерицы практикуют вязание шляпок крючком. Сложно сказать, какая технология родилась раньше -- вязание шали или создание шляп, впрочем, наша статья совершенно не об этом. Сегодня мы постараемся рассказать вам, какими шляпы были в древности.
Если верить историкам и ученым, то прародители современных шляп были известны еще со времен Древнего Египта. Там, конечно, никто и подумать не мог, что через много столетий будут выпускаться журналы, в которых будет описываться вязание шляпок крючком. Древние египтяне носили обыкновенные головные уборы, материалом для которых служила солома. Что же касается древних греков, то этот народ предпочитал покрывать голову лишь во время длительных путешествий. Собственно говоря, именно древнегреческая традиция и породила два наиболее распространенных на сегодняшний день головных убора. Первый из них -- это шляпа, а второй -- шапка, то есть головной убор, который обтягивает голову и смахивает на чепчик, лишенный полей.
Куда пойти учиться после 9 класса?
На федеральном портале "Российское образование" на странице "Абитуриент" размещена информация о колледжах и техникумах, порядке приёма в ССУЗы (new), описание специальностей среднего специального образования и т.д.
Ссылка
Результаты ЕГЭ по литературе: перепроверка
Единый государственный экзамен по литературе в этом году сдавали 41 тыс. учащихся. Минимальный балл по литературе, установленный Рособрнадзором, -- 32. Его не преодолели 4,8 процента участников. 100 баллов получили 324 выпускника.
Комиссия по шкалированию Рособрнадзора приняла решение перепроверить некоторые работы участников ЕГЭ в тех регионах, результаты в которых вызывают сомнение:
по литературе -- работы всех участников ЕГЭ из Республики Калмыкия.
Источник здесь
Основные словари русского языка
Отдел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией (греч. lexikos - словарный и grapho - пишу).
Различаются словари двух типов: энциклопедические (например, Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия, философский словарь и т.п.) и филологические (лингвистические). В первых, объясняются понятия, явления, сообщаются сведения о различных событиях; во вторых, объясняются слова, толкуются их значения. Энциклопедическими могут быть и лингвистические словари, например: «Лингвистический энциклопедический словарь» под ред. В.Н. Ярцевой вышел в 1990 г., а в 1997 г. издан под ред. Ю.Н. Караулова словарь «Русский язык: Энциклопедия».
Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа: словари многоязычные (чаше всего двуязычные, которыми мы пользуемся при изучении иностранного языка, в работе над переводом и т.д.) и одноязычные, в которых слова объясняются посредством слов этого же языка.
Наконец, среди одноязычных словарей выделяются:
- 1) словари, включающие все слова данного языка (так называемые словари thēsaurus (гр.) - сокровищница, хранилище);
2) словари современного литературного языка (наиболее распространенный тип толкового словаря, см. ниже);
3) словари отдельных диалектов или их групп (областные словари, например Донской словарь);
4) словари языка того или иного писателя;
Дальше
ЕГЭ И ГИА в России: списывают?
По этой ссылке очень злободневная статья "ЕГЭ И ГИА в России: списывают?", автором которой является известный учитель из Петербурга Дмитрий Гущин.
С конца мая до середины июня полтора миллиона девятиклассников и одиннадцатиклассников нашей страны сдавали государственные экзамены. Как обычно, они проходили в трёх формах. Одиннадцатиклассники сдавали ЕГЭ, а девятиклассники либо выбирали традиционный экзамен- письменный по математике и русскому языку и устный по остальным предметам- либо предпочитали экзамены «в новой форме». Со следующего года выбора у них не будет: в 2013 году «новая форма» или, как ее чаще называют, ГИА (аналог ЕГЭ) полностью заменит собой традиционный экзамен. К сожалению, между всеми этими экзаменами есть одно общее. Перефразируя Карамзина, «если б захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: списывают!».
Списывали не всегда. С начала сороковых годов до середины пятидесятых обучение в старших классах и в вузах было платным, его стоимость составляла около 10% средней зарплаты. Когда родители платят за обучение, нацеленность на результат возрастает, и к домашним заданиям серьезней относишься, и не очень-то попрогуливаешь.
Читать полностью
С конца мая до середины июня полтора миллиона девятиклассников и одиннадцатиклассников нашей страны сдавали государственные экзамены. Как обычно, они проходили в трёх формах. Одиннадцатиклассники сдавали ЕГЭ, а девятиклассники либо выбирали традиционный экзамен- письменный по математике и русскому языку и устный по остальным предметам- либо предпочитали экзамены «в новой форме». Со следующего года выбора у них не будет: в 2013 году «новая форма» или, как ее чаще называют, ГИА (аналог ЕГЭ) полностью заменит собой традиционный экзамен. К сожалению, между всеми этими экзаменами есть одно общее. Перефразируя Карамзина, «если б захотеть одним словом выразить, что делается в России, то следует сказать: списывают!».
Списывали не всегда. С начала сороковых годов до середины пятидесятых обучение в старших классах и в вузах было платным, его стоимость составляла около 10% средней зарплаты. Когда родители платят за обучение, нацеленность на результат возрастает, и к домашним заданиям серьезней относишься, и не очень-то попрогуливаешь.
Читать полностью
23 июня 2012
О приключениях -- злоключениях и удовольствиях
Древнерусский глагол ключити ся означал "подходить, приходиться кстати". От него возник русский глагол приключать, значение которого -- "причинять, производить, быть причиной, поводом чего-либо". Говорили, например, так:
-- Паводок много чего приключил! (То есть натворил бед.)
-- Простуда приключила горячку.
-- Братья ему большое горе приключили.
Мы видим, что наш глагол не связан ни с получением удовольствия, ни с увлечёнными и радостными воспоминаниями. Приключение объясняется в словаре В.И. Даля как "случай, прилучье, сталое дело, происшествие, событие, быль, бывальщина или похождение" и носит всё-таки отрицательный оттенок.. Например, человека, который неожиданно оказался в неподходящем месте, могли спросить:
-- Каким приключеньем ты сюда попал?
А об искателе приключений Даль пишет так: "праздный шатун от нечего делать". Возникло характерное слово: злоключения.
Почему же в старину к приключеньям относились с неприязнью?
Первый выпуск суворовского училища
Почти все выпускники пойдут в институты МВД России. Первый набор, в основном, был из детей погибших сотрудников внутренних дел России.
Источник здесь
Символ памяти и скорби
...А как выйдешь, как шагнешь за порог
И от маков не уйти никуда...
...Маки маки красные маки
Горькая память земли...
И от маков не уйти никуда...
...Маки маки красные маки
Горькая память земли...
Оказывается, в Европе и англоязычных странах мира красный мак символизирует память о погибших в войнах. Истоки этой традиции, возникшей после Первой мировой войны, лежат еще в произведениях Гомера, который сравнил недолго живущие цветы мака с погибшими на поле боя солдатами. Символичное сравнение закрепилось после публикации знаменитого военного стихотворения Джона МакКрея «На полях Фландрии», которое начинается словами: «На полях Фландрии колышутся маки среди крестов, стоящих ряд за рядом…». Считается, что семена мака любят, когда землю «беспокоят»: они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как ее перекопали. Во время Первой мировой войны в тех местах (территория Бельгии) шли крупные кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени…
Популярные книги : "ФикСики"
Издательство «Эксмо» является обладателем эксклюзивных прав на издание книжного проекта «Фиксики». Дружная семья маленьких человечков, живущих в доме у восьмилетнего мальчика Дим-Димыча, хорошо знакома телезрителям по программе «Спокойной ночи, малыши!». Фиксики живут внутри бытовых приборов, знают все о том, как они устроены и умеют увлекательно об этом рассказать. Так же, как их студийные собратья «Смешарики», «Фиксики» родились в России. Этот проект вырос из книги «Гарантийные человечки» знаменитого «папы» Чебурашки Эдуарда Успенского. Сегодня фиксики не уступают по популярности раскрученным западным брендам, а если учесть их образовательную ценность, то даже опережают их.
Читать полностью.
Выпускной и другое
Целых два дня (!) не делала никаких сообщений в блоге. Причина была уважительная. Вчера состоялся выпускной праздник у моих девятиклассников. Они получили аттестаты, упорным трудом завоеванные дипломы и грамоты, родителям администрация и педагогический коллектив школы адресовали благодарственные письма.
По этой ссылке видеоролик "Наша школьная жизнь" (о нашем 9 а и ребятах из 9 б класса), который я сделала к выпускному. Он загружен на Народе. ру.
И ещё один ролик "Когда мои друзья со мной" ссылка. Этот уже только о нашем классе.
Молодец, Женя!
Вчера в нашей школе
состоялось торжественное мероприятие, посвящённое победителям "Фестиваля
русского языка" из Астраханской области, то есть, ученику нашей школы
Евгению Бикмаеву с работой о структуризации синонимии и преподавателю
математики и информатики из астраханского колледжа Ольге Валерьевне с её
социальным проектом по внедрению в Интернете квест-игры для любителей русского
языка.
Организатор фестиваля Галина Кузнецова отметила, что два победителя от региона - это хорошо (в Татарстане, например, их четыре, в Москве также два).
Главный смысл этого мероприятия в том, что Галина Кузнецова как представитель Фестиваля лично приехала из Москвы в Астрахань, чтобы вручить мне все заслуженные призы, в том числе нетбук, диплом, книги.
На мероприятии была администрация нашей школы, мои учителя русского языка, классный руководитель из начальной школы, некоторые мои одноклассники, а также журналисты канала "Россия 1". Молодец, Женя!
Организатор фестиваля Галина Кузнецова отметила, что два победителя от региона - это хорошо (в Татарстане, например, их четыре, в Москве также два).
Главный смысл этого мероприятия в том, что Галина Кузнецова как представитель Фестиваля лично приехала из Москвы в Астрахань, чтобы вручить мне все заслуженные призы, в том числе нетбук, диплом, книги.
На мероприятии была администрация нашей школы, мои учителя русского языка, классный руководитель из начальной школы, некоторые мои одноклассники, а также журналисты канала "Россия 1". Молодец, Женя!
20 июня 2012
II этап регионального конкурса «Учитель года Астраханской области — 2012»
12 мая состоялся первый этап регионального конкурса «Учитель года Астраханской области — 2012», на котором прошли выборы лучшего педагогического работника в образовательных учреждениях региона. В голосовании приняли участие более 50 тысяч обучающихся, родителей, выпускников, представителей общественности на более 300 избирательных участках государственных и муниципальных учреждений.
Согласно представленным протоколам победителями первого этапа конкурса, набравшими более 50% голосов от общего количества избирателей, признаны 105 участников, которые могли принять участие во втором этапе. На втором этапе конкурсанты представляют в региональное министерство образования и науки пакет конкурсных материалов для рассмотрения профессионально общественной комиссией. Конкурсные материалы для дальнейшего участия в конкурсе в определенные Положением о конкурсе «Учитель года Астраханской области — 2012» сроки представили 77 участников.
Просмотреть все материалы участников и проголосовать за понравившегося учителя можно на данном сайте в разделе «Список участников».
Электронное голосование, которое будет доступно с 18 июня по 20 августа 2012 года, предусматривает однократный выбор одного участникаконкурса каждым из проголосовавших. В случае нарушения данного требования голоса, отданные одним и тем же голосовавшим за одного и того же участника или за нескольких участников, автоматически аннулируются.
Голоса, поступившие на сайт за участника конкурса, будут учитываться при принятии решения о допуске конкурсанта к III этапу.
Среди участников конкурса и учитель физкультуры нашей школы Наталья Александровна Ревцова. Голосование проходит на сайте по этой ссылке http://bestteacher.astrobl.ru/
19 июня 2012
Голосование на конкурсе блогов и сайтов
На просторах Интернета проходит ежегодный образовательный конкурс сайтов Я учитель". В конкурсе участвует более 100 разнообразных сайтов и блогов. В том числе и мой.
Все они достойны внимания, ведь любая деятельность в сети тяжела и требует множества усилий.
Наш конкурс призван быть народным! Разве какая-то комиссия сравнится с "армией" педагогов!? Поэтому именно у нас есть ГОЛОСОВАНИЕ.
Проголосовать можно здесь. Мой номер 57.
18 июня 2012
Такой упитанный и мохнатый!
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Такой упитанный и мохнатый! А крылышки-то, крылышки какие! Попробуйте разглядеть... и умилиться. Такие фотографии для меня (хотела бы надеяться, и для вас) как одно из средств отдохновения от трудов праведных и суеты каждодневной.
ГИА: резервный день
Сегодня пришлось сопровождать ученицу на экзамен по математике. Она, по её словам, вроде бы справилась с работой. Но здесь не об этом.
Девятиклассники сдавали сегодня ещё и историю. Выходили к нам эти мученики с широко раскрытыми глазами: какие были трудные тесты! Учителя и родители им сочувствовали. И правда, как это можно было решиться сдавать историю... да ещё литературу?!
К слову, прочитала нынче в Интернете, что выкладывались в Сеть задания и ответы по всем предметам, кроме литературы -- сдают мало, следовательно, спрос будет небольшой, не наживёшься...
Подписаться на:
Сообщения (Atom)