05 мая 2016

ЕГЭ: как без ошибок выполнить задание 19

Наибольшую сложность для экзаменуемых традиционно составило выполнение задания 19, требующего анализа сложной синтаксической конструкции с разными видами связи: союзной сочинительной, союзной подчинительной, бессоюзной. Это задание, в отличие от заданий 16 и 17, требует анализа синтаксических отношений, которые установлены не между отдельными членами предложения, а между простыми предложениями в составе сложных, что делает задачу более трудной. С этой задачей успешно справились немногим более половины экзаменуемых, причём значительные трудности испытали не только испытуемые с минимальным и удовлетворительным уровнем подготовки (12% и 20% выполнения соответственно), но и те, кто получил баллы выше 32 п.б. Только разобравшись в синтаксических особенностях предложения, выпускник мог избежать ошибок. Самая распространённая из них – это неверная характеристика предложения по количеству грамматических основ, т.е. выпускники принимают сложное предложение за простое и наоборот. Для того чтобы не ошибиться при решении пунктуационной задачи, экзаменуемому необходимо выполнить следующие операции:
 найти все грамматические основы предложения, чтобы определить, простое оно или сложное;

02 мая 2016

Благодарность за участие в организации ТД

Штаб Тотального диктанта выразил мне  благодарность  за помощь в организации акции по проверке грамотности "Тотальный диктант" в 2016 году в городе Астрахани.  Благодарственное письмо подписано руководителем проекта "Тотальный диктант", директором фонда поддержки языковой грамотности Ольгой Ребковец.
В этом году в Астрахани  в Тотальном диктанте участвовали более 750 человек, в прошлом было 450. Из моих шести учеников двое получили "четвёрки".

21 апреля 2016

Тотальный диктант у нас -- в Астрахани

Тотальный диктантЕвгений Бикмаев: -- Диктант прошёл успешно, в Ростелекоме — абсолютно неожиданно! — собралось аж 155 человек! И значительная их часть — школьники! Конечно, некоторое число школьников могло узнать об акции самостоятельно, при том что минобр региона в этом году не оказывал нам информационную поддержку. Но в целом, это результат  работы учителей русского языка и литературы по активному распространению информации среди коллег и учеников. Спасибо им за работу в этом году! Общее число участников в Астрахани — около 870!
Было особенно приятно, что среди пришедших, судя по результатам работ, были не только «лучшие из лучших», но и не самые сильные, зато очень заинтересованные в акции ребята. Самый младший участник на площадке — ученик четвёртого класса! Ещё два — пятиклассники! И это только среди 23 участников из 155.
Но суть, конечно, не в цифрах, а в положительных эмоциях и проведённом вместе времени. Очень жаль, что не все из нашего постоянного состава были с нами, но мы ещё встретимся. (Это Евгений о нашей постоянной группе словесников, которые обычно писали диктант, а потом его проверяли).
Я была "диктатором" на этой площадке.

18 апреля 2016

В Минобрнауки планируют разработать должностную линейку для школьных учителей

Минобразования РФ примет дополнительные меры для стимулирования карьерного роста учителя.
Вопрос о профессиональном росте учителя рассмотрели на пленарном заседании участники VII образовательного форума. На мероприятии, прошедшем в Санкт-Петербурге, поднимались такие темы, как профессиональное развитие педагога и его социальная миссия.
Собравшиеся обсудили роль современного преподавателя, его умение находить общий язык с учащимися. Данная тема на сегодняшний день является наиболее актуальной в связи с постоянно возрастающими требованиями к современным учителям. В частности, сегодня педагоги должны владеть разного рода интерактивными технологиями, уметь работать с учащимися, имеющими особые образовательные потребности, а также с учениками, для которых русский не является родным языком.
По словам Натальи Третьяк, замглавы Минобрнауки России, перед современным учителем ставится не только задача научить подрастающее поколение различным правилам и пройти программу средних общеобразовательных учреждений. Он должен стать воспитателем и другом школьников.
В Минобрнауки планируют разработать должностную линейку для школьных учителей. В связи с этим ведомство собирается ввести дополнительные меры, нацеленные на стимулирование карьерного роста педагога и готово рассмотреть предложения относительно того, как правильно выстроить упомянутую линейку должностей. Также оно намерено внедрить педагогический профстандарт и пересмотреть систему аттестации.
Кроме того, возможно и обновление оценочной системы для определения уровня квалификации учителей, которую теперь Минобрнауки собирается сделать более объективной. Оценка будет осуществляться не чиновниками, а коллегами и педагогическим сообществом.
Источник: http://pedsovet.org

16 апреля 2016

Приходите на Тотальный диктант. Сегодня в 16.00 по местному времени

«И заставим себя не избегать никаких состязаний и соревнований! Для нас они — лекарство, хотя на первых порах и не очень приятное. Спартакиада ли, олимпиада ли в школе или в городе — обязательно будем стремиться попасть на соревнования, не думая о результатах. Лучше пойти на олимпиаду по математике и занять последнее место, чем вообще не ходить на неё. [Я всегда именно так и считал!] Словом, будем смело лезть в гущу всякого состязания. Это один из надёжных путей укрепления характера». 
Педагог, писатель, публицист Симон Соловейчик.

Это я к тому, чтобы призвать вас прийти сегодня на Тотальный диктант и написать его. Какой бы не был результат! Мы с Евгением Бикмаевым, внедрившим  ТД четыре года назад в нашем городе, сегодня работаем в "Ростелекоме" по адресу улица Чернышевского, 10. Ждём вас!

14 апреля 2016

"Ловушки ЕГЭ"

Презентацию "Ловушки ЕГЭ" можно скачать ЗДЕСЬ
Огромное спасибо Наталье Владимировне Дырде, из блога которой под названием "Аз-буки-веди" я позаимствовала эту ссылку.

11 апреля 2016

Онлайн-школа ТД-2016. Занятие 6. НЕ с прилагательными и причастиями. Особый статус слов на -мый


Онлайн-школа ТД-2016. Занятие 5. Производные предлоги. Вводные и лжевводные слова


Онлайн-школа ТД-2016. Занятие 4. С заглавной или маленькой буквы? Однородные и неоднородные определения


Онлайн-школа ТД-2016. Занятие 3. Написание приставок. Обособление определений


Онлайн-школа ТД-2016. Занятие 2. О/Ё после шипящих. Пунктуация при однородных членах предложения


Онлайн-школа ТД-2016. Занятие 1. Написание корней. Тире между подлежащим и сказуемым


Синестезия: феномен или способность, которую можно развить?

Оказывается, некоторые люди способны задействовать сразу все пять органов чувств для изучения какого-либо предмета. Это явление и называется синестезией.

03 апреля 2016

Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку


Памятка по написанию сочинения: краткая характеристика трёх частей сочинения

Вступление. Во вступлении должен прозвучать первый критерий (К1) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что именно об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своём тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
Основная часть. http://5-ege.ru/shablony-sochinenij-ege/
а) В основной части должен прозвучать второй критерий (К2) – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого ещё раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери словосочетание или предложение, несущее основную смысловую нагрузку, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему.

02 апреля 2016

Памятка по написанию сочинения: еще один шаблон

 ( Какова роль литературы в жизни общества?) Эта проблема является главной в тексте … (Ф.И.автора) Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. 
Писатель (публицист, автор…) рассуждает над …не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. 
Рассуждая над (повтори проблему),…  обращается (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.). 
Автор ( писатель, Ф.И. автора, публицист) убеждает нас в том, что… (Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…)     
Мысль, высказанная…, близка и понятна мне. (ИЛИ Невозможно не согласиться с  тем выводом, к которому приводит нас автор). Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над  таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и  т. д.) Таким образом… 

Памятка по написанию сочинения: шаблон сочинения

1      Формулировка проблемы
Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся…
Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает… 
Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальна она и в наши дни. И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать. (Формулировку проблемы можно найти ниже)
2    Комментарий проблемы с элементами краткого пересказа, цитирования 
Изложение авторской позиции
3     Позиция автора данного текста позитивная (радикальная, умеренная, негативная, нейтральная, двойственная). 
Он считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что…
Автора тревожит (беспокоит, волнует)… 
Авторская позиция, по моему мнению, связана с … / заключается в …
4   Комментарий к авторской позиции

31 марта 2016

Памятка для написания сочинения: изменения в формулировке задания 25

Часть 2
ФИПИ сообщает: «Уточнена формулировка задания 25. Уточнены критерии оценивания задания 25».
Новая формулировка задания заставит вас внимательнее работать с исходным текстом. Теперь она выглядит так:
«Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».

30 марта 2016

Памятка для написания сочинения: критерии оценивания сочинения с подробным описанием


Критерии оценивания ответа на задание 25
Баллы
I
Содержание сочинения

К1
 Формулировка проблем исходного текста


Экзаменуемый  (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

29 марта 2016

Познавательный фильм "Секреты голоса"

Как рождается голос в нашем теле? Как голосом управлять людьми? Об этом в познавательном фильме "Секреты голоса"

Автором «Тотального диктанта» стал Андрей Усачёв

Организаторы «Тотального диктанта» приготовили для своих участников текст на историческую тему.
Детский писатель, поэт, драматург, сценарист Андрей Усачёв — известный выдумщик. Создатель историй об умной собачке Соне стал неожиданной кандидатурой, предложенной экспертным советом по принципу «непохожести» на авторов прошлых лет. Подготовленный им текст будет касаться исторической темы.
Перед началом пресс-конференции в группе проекта участники диктанта делали ставки на тех или иных претендентов, в том числе на Гузель Яхину, Сергея Лукьяненко, Дмитрия Глуховского, Михаила Жванецкого, Светлану Алексиевич, Татьяну Толстую, Людмилу Улицкую, Бориса Акунина, Владимира Сорокина и даже Сергея Шнурова.