12 января 2017

Читать -- надо читать!

Как из копеек составляются рубли, так из крупинок прочитанного составляется знание.
Владимир Даль

07 декабря 2016

Буклеты к итоговому сочинению

Опыт заслуживает нашего внимания. Сколько материала накопилось, пока шла подготовка к сочинению! (ВВ).
Подготовка к итоговому метапредметному сочинению во время непрерывного учебного процесса - дело нелёгкое. Работа со словом – весьма кропотливое занятие. Времени в обрез, а сделать надо многое. Все словари и книги в одиночку не перешерстишь! Одиннадцатиклассники петрозаводского "Лицея №1" знают об этом не понаслышке. 
Вдохновлённые одним из материалов по направлению "Разум и чувство", ребята методом проекта сделали свои буклеты, которые наверняка окажутся полезными тем, кто готовится к экзамену и дорожит временем. 

Выпускное сочинение напишут 625 тысяч человек

"Сочинение напишут более 625 тысяч участников, в том числе 621 тысяча выпускников текущего года и более 3,5 тысяч участников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Около 14,5 тысяч человек будут писать итоговое изложение", - сообщили в Рособрнадзоре. Свои результаты ребята узнают не позднее 21 декабря, подчеркнули в ведомстве.
По мнению главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, возвращение итогового сочинения в число выпускных испытаний для школьников себя оправдало. "Мы видим это в улучшении результатов ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также по другим предметам, так как оно прививает школьникам умение рассуждать и излагать свои мысли. Модель проведения сочинения в этом году не менялась, выпускники и учителя знают, к чему готовиться, и мы рассчитываем, что сочинение пройдет в штатном режиме", - отметил Кравцов.

Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/554-vypusknoe-sochinenie-napishut-625-tysyach-chelovek.html

Российские школьники по итогам PISA показали рост читательской, математической и естественнонаучной грамотности

Средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста в читательской, математической и естественнонаучной грамотности улучшились по всем трем направлениям по сравнению с 2012 годом, свидетельствуют опубликованные сегодня данные последнего международного исследования качества образования PISA.
Результаты российских участников по читательской грамотности продемонстрировали существенный подъем: средний результат вырос на 20 баллов (с 475 до 495 баллов) по сравнению с данными предыдущего исследования. Средний результат по странам ОЭСР составил 493 балла.

04 декабря 2016

О поколении Z. «Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно»

Источник 
Представителям поколения Z пока не больше 16 лет, но уже сейчас «цифровые» дети вызывают у родителей удивление и тревогу. Почему гаджеты заменили им книги, стоит ли опасаться интернет-зависимости, как возникает синдром дефицита внимания? Об этом рассказывает кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, член IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), член EFTA TIC (Тренинговый комитет Европейской ассоциации семейных психотерапевтов) Анна Варга.

Лекция федерального эксперта ЕГЭ М.Г. Павловца об итоговом сочинении


...для снятия стресса...


07 ноября 2016

Замена слов стилистически нейтральными синонимами (из ОБЗ)

Задание. Подберите стилистически нейтральные синонимы к следующим словам. (Задания из Открытого банка заданий ОГЭ).

1.      Парень. (Они стояли, прижавшись друг к другу, -- молоденький парень и девушка).
2.      Разом. (8)Ей ноги стеной придавило, а стена едва держится. (9)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится. (10)Семнадцать лет. (11)Жить хочется. (12)Красивая... уж больно девка-то красивая!)
3.      Окоченев. (Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки)
4.      Облезла. (Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла,)
5.      Примостясь. (И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе).

Ещё тексты для сжатого изложения

Ещё тексты для сжатого изложения из Открытого банка заданий ОГЭ ссылка Тексты размещены в разделе "Языковые нормы.

05 ноября 2016

29 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году

Хотите получить на экзамене за сжатое изложение максимальный балл? Тогда действуйте!

На сайте ФИПИ выложены 29 аудиозаписей текстов для написания сжатого изложения на реальном ОГЭ 2017.

По одной из этих аудиозаписей вам предстоит написать сжатое изложение на реальном экзамене )) 
!!! 10 новых текстов вы найдёте в конце статьи под номерами 21-30.

Поэтому у вас есть возможность как следует подготовиться к данному заданию!

Подборка материалов для подготовки к итоговому сочинению в 2016-2017 учебном году

Данная статья содержит 26 ссылок на материалы, которые можно активно использовать для подготовки к итоговому сочинению в 2016/2017 учебном году.
Ссылки сгруппированы по следующим темам:
1. общие материалы
2. материалы по каждому из направлений итогового сочинения
3. образцы готовых сочинений

Анализ сочинений в соответствии с требованием №2 «Самостоятельность написания итогового сочинения»

В соответствии с требованием №2 итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и/или электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). 
Большинство обучающихся пишут сочинение самостоятельно. Вместе с тем отмечаются случаи списывания текста работ с готовых источников. Наиболее часто в несамостоятельных сочинениях заимствованный материал используется фрагментарно, в разных пропорциях и сочетаниях (чаще во вступлении к работе или в характеристике литературных произведений). 
Помимо разного рода сборников «золотых сочинений» существует огромный сетевой ресурс, изобилующий «конструкторами» сочинений и готовыми работами-матрицами, толкающими учащихся на откровенный подлог вместо необходимой работы по созданию самостоятельного текста. 
Анализ большого количества работ позволяет выделить несколько типов сочинений, написанных несамостоятельно. 
1) Работа списана целиком.

Одна из форм работы над направлением «Дружба и вражда» в 11 классе

Работая над итоговым сочинением, учитель может использовать различные формы: 
- пошаговую работу над сочинением в классе, - коллективное и самостоятельное составление простого или развёрнутого плана сочинения, 
- написание сочинения в классе с помощью учителя и самостоятельная работа над сочинением дома или в классе, 
- рецензирование своей и чужой работы с опорой на критерии. 
Есть ещё одна форма работы над сочинением. Она перед Вами. Ученики учатся формулировать тезис, опираясь на конкретную тему. 
Автор: Ирина Анатольевна Суязова.

12 сентября 2016

Памятка для участников итогового сочинения

1.            Внимательно ознакомьтесь со всеми предложенными темами итогового сочинения. Определите, к какому тематическому направлению относится каждая из них. Выберите из предложенных тем только одну.
2.            Определите, какие фундаментальные понятия помогут вам раскрыть выбранную тему.
3.            Выберите литературный материал, на который вы будете опираться при написании сочинения. Наряду с художественными произведениями отечественной или мировой литературы можно использовать дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники.
4.            В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
 5.           Напишите сочинение-рассуждение на выбранную вами тему. Рекомендуемый объём сочинения - не менее 350 слов (при подсчёте учитываются все слова, в том числе и служебные). Если в сочинении менее 250 слов, то за работу ставится «незачёт».
 6.           Выполняйте работу самостоятельно. Не допускается списывание сочинения или его отдельных фрагментов из любых источников (работы другого участника, чужого текста, опубликованного в бумажном или электронном виде и др.). Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за работу в целом выставляется «незачёт».
7.            Допускается использование прямых или косвенных цитат. Не забывайте ссылаться на источник цитаты (ссылка даётся в свободной форме). Следите за тем, чтобы объём цитирования не превышал ваш собственный текст.
8.            Хорошо продумайте композицию сочинения и логику его построения. Выдерживайте соотношение между тезисами и доказательствами.
 9.           Помните, что при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
10.          Сочинение пишите чётко и разборчиво. Следите за соблюдением речевых и орфографических норм. Используйте разнообразную лексику. Избегайте речевых штампов. Не забывайте, что при написании итогового сочинения участникам разрешается пользоваться орфографическим словарём.

11 сентября 2016

Сказание о граде Китеже в Астраханском кремле

В пятницу слушала и смотрела оперу Н.А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", которую поставили артисты нашего театра оперы и балета. Спектакль проходил под открытым небом на соборной площади Астраханского кремля. Очень зрелищно и необычно. Это уже третья постановка у нас в кремле. Свободных мест не было. Даже были зрители из Волгограда, Петербурга и ещё из какого-то города. Они купили тур  на три дня "Астрахань театральная", приуроченный к  спектаклям оперы  9 и 10 сентября. В программе тура также  осмотр достопримечательностей города и экскурсия на лотосовые поля. Есть чем похвалиться астраханцам.

08 сентября 2016

Выбор произведений по направлениям

«РАЗУМ И ЧУВСТВО» 
Литература 
Шекспир «Гамлет» 
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» 
А.Н. Островский «Гроза» 
Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…» 
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 
А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре» 
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 
Темы
Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства? 
«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М.М.Пришвин). 
«Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь). 

30 августа 2016

Итоговое сочинение: объявлены направления тем на 2017 год

В декабре 2016 года одиннадцатиклассники уже в третий раз будут писать выпускное сочинение. Традиционно перед началом учебного года Совет по сочинению при Минобрнауки объявляет тематические направления, в соответствии с которыми и будут разрабатываться конкретные темы. На этот раз эти направления сформулированы в виде понятийных «двойчаток»:
  1. «Разум и чувство»
  2. «Честь и бесчестие»
  3. «Победа и поражение»
  4. «Опыт и ошибки»
  5. «Дружба и вражда»
Как видно, отношения между членами каждой пары разнообразны, перед нами не обязательно антонимы («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень»). Исследованию этих отношений, выявлению сути понятий, определению смыслового поля, которое они задают, можно посвятить предэкзаменационное время.
Важно, что «двойчатка» создает определенную разность потенциалов, а значит служит стимулом для возникновения электрического разряда мысли. Этим она отличается и от проблемного вопроса, уже сформулированного за ученика, и от темы-понятия, строящейся вокруг одного семантического центра.
Напомним, что темы сочинений по предложенным направлениям будут сформулированы так, чтобы их можно было раскрыть с опорой на литературный материал. Поэтому к экзамену неплохо перечитать книги, в которых затрагиваются вопросы, связанные с перечисленными в направлениях понятиями. Это вовсе не обязательно произведения из школьной программы. Интереснее всего получаются сочинения, в которых ученик берет ту книгу, которая его действительно затронула – независимо от наличия в программе.

Объявлены направления тем выпускных сочинений 2016 года


Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/obschestvo/3577808

Министр образования Ольга Васильева провела Общероссийское родительское собрание

30 августа в школе с углубленным изучением иностранных языков № 1288 имени Героя Советского Союза Н.В. Троян состоялось Общероссийское родительское собрание. Новый руководитель Министерства образования и науки Ольга Васильева рассказала
про инклюзивное образование, трудовое воспитание и изменения в процедуре ЕГЭ.
Качественно улучшить учебный процесс способна только слаженная работа педагогов и родителей. С этой целью третий год подряд в России проходит Общероссийское родительское собрание.
Во вторник, 30 августа, родители школьников из Москвы и регионов задали руководителю Министерства образования и науки Ольге Васильевой волнующие их вопросы.
— Мы должны пересмотреть, оценить то, что было, взять лучшее и идти вперед, — открыла встречу Ольга Васильева.

Читайте еще:
Ольга Васильева против натаскивания детей на ЕГЭ
Ольга Васильева против натаскивания детей на ЕГЭ
Новый министр образования призвала учителей посвящать внеурочное время воспитанию детей, а не только подготовке к экзаменам
По заявлению министра, многие дети 1 сентября этого года пойдут в новые школы. Всего в России заработают 92 новых учебных учреждения, в том числе в удаленных регионах.
Столичные родители поинтересовались, как быть, если в школе требуют приобретать определенные рабочие тетради, но не все могут себе это позволить.
— Если школа включает учебные тетради в перечень, то она должна ими всех и обеспечить, — заявила Ольга Васильева.
Еще один вопрос также касался финансовой стороны — активисты из Иркутска узнали про возможность софинансирования завтраков и обедов для учеников.
— Питание для сирот, детей из неполных семей у нас есть, — сказала Ольга Васильева. —
Но пока эта программа затрагивает Москву и область. А регионы должны приложить все усилия, чтобы помочь определенным категориям школьников.
Родители из Якутска спросили министра, предполагается ли трудовое воспитание в школах.
— Без трудолюбия, навыков трудиться невозможно жить. В этом году будут разрабатываться методические рекомендации по трудовой деятельности, а вводиться — со следующего. Мы должны воспитать человека, который будет готов к жизни, — заверила министр.
В рамках онлайн-включения из Екатеринбурга прозвучал вопрос: планируется ли введение закона по защите профессиональной чести и достоинства учителей?
— Для этого есть Конституция. Но главное — изменить отношение общества к служению учителя. За последнее время у нас не сняли ни одного хорошего, позитивного фильма об учителях, — сказала Ольга Васильева.
По мнению министра, образование — это не услуга, а воспитание будущего поколения. Сегодняшние малыши — завтрашние граждане.
Ольга Васильева также рассказала, какие изменения планируются в процедуре ЕГЭ в течение трех лет.
В следующем году в девятых классах на экзаменах по русскому языку и литературе впервые будет введена устная часть, — заявила министр образования.
По ее мнению, ЕГЭ — это возможность для учеников из далеких регионов поступать в лучшие вузы страны.
— Но я вновь заявляю, что выступаю против натаскивания на ЕГЭ во внеурочное время в рамках школы, — сказала Ольга Васильева.
Также в ответ на вопрос из Астрахани министр заявила, что никакого закрытия коррекционных школ не планируется.
— Возможно, «другие» дети могут проходить образовательную программу более длительное время. Но остальные в классе могут обучаться в обычном темпе, — предположила министр

...Вершится счастливый час, или Немного лирики

У меня есть хороший добрый друг. По профессии она доктор, притом с любопытной специализацией -- гирудотерапевт. Пишет стихи. Уговорила её дать  некоторые из них и вот публикую два. Остальные размещу в блоге "Дамские штучки"

Вершится счастливый час                                      
Когда мы встречаем день
Сплотивший снова нас
Заливший СВЕТОМ тень

Тень горечи разлук,
Тень тягостных утрат
Растворена, мой друг,
Ей нет пути назад

Мы вместе, как в раю,
Преодолели рок.
Мы были на краю,
Мы приняли урок

С молитвой на устах
Идем по жизни мы,
И наша жизнь в цветах
И яркой радугой сны!


Все прекрасное на заре
Пробуждается к новому дню.
Ярким лучом в янтаре
Нашу любовь храню,
Знаю, чудесен мир,
Где наша любовь живет.
Мы дарим сердец сапфир,
Встречая новый восход!
Лебедем белым ты
Входишь в наш новый день.
Возведены мосты,
Спала разлуки тень.
Счастливы мы в любви,
Благодарим каждый миг
Боже, нас сохрани!
Ангел нашей любви.
Саида К

24 августа 2016

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ФИПИ  Из Методических рекомендаций 
Анализ выполнения задания 25 показал, что все группы испытуемых, кроме испытуемых с неудовлетворительным уровнем подготовки, овладели способностью формулировать проблему, поставленную автором текста (К1), и определять позицию автора по отношению к этой проблеме (К3). Наиболее не освоенными коммуникативными умениями для всех групп экзаменуемых оказались умения прокомментировать поставленную проблему (К2) и аргументированно выразить свою точку зрения (К4). Анализ выполнения задания 25 единого государственного экзамена (детальный анализ более 10 тыс. ответов) подтверждает констатацию учёными изменение возрастных параметров речевого развития школьников в сторону их понижения (Т.Г. Бирюкова, Л.О. Бутакова, С.М. Евграфова, Е.В. Лукашевич, Н.Л. Мишанина, Н.В. Орлова и др.), примитивность эмоций, неглубокие стереотипные представления и суждения. Если в основе анализа будет находиться средний суммарный процент выполнения задания 25 по четырём критериям (К1–К4), то приходится констатировать, что экзаменуемые группы с отличным уровнем подготовки демонстрируют широту осмысления одной из мировоззренческих проблем: верно формулируют проблему; дают комментарий с опорой на прочитанный текст; приводят два аргумента, один из которых является литературным. Таких работ около 8%. Экзаменуемые группы с хорошим уровнем подготовки способны сформулировать проблему, заявленную в тексте, дают комментарий с опорой на прочитанный текст, но могут допускать фактические ошибки, приводят только один литературный аргумент или два аргумента из жизненного опыта (68%). Экзаменуемые с удовлетворительной подготовкой способны сформулировать проблему, но не умеют её прокомментировать и аргументировать свою точку зрения, в лучшем случае приводят только один аргумент из жизненного опыта (24%)
Читать полностью здесь