12 сентября 2019

Направление "Он и она" итогового сочинения 2019-2020

Источник
Направление итогового сочинения "ОН и ОНА" 2019-2020 года.
ЦИТАТЫ К НАПРАВЛЕНИЮ "ОН И ОНА"
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ К НАПРАВЛЕНИЮ "ОН И ОНА"
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К НАПРАВЛЕНИЮ "ОНА И ОНА"

 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ


ТЕМА 1. Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»? 
ТЕМА 2. Согласны ли вы с мнением М. Булгакова: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит"?
ТЕМА 3. Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями.
ТЕМА 4. Согласны ли вы с утверждением: "У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?
ТЕМА 5. Как вы понимаете смысл высказывания: "Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?
ТЕМА 6. Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?


 СОЧИНЕНИЯ ПО ТЕМАМ


ТЕМА 1. Пример итогового сочинения: Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
ТЕМА 2. Пример итогового сочинения: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит".

Как научиться писать сочинение

ссылка https://webinar.mogu-pisat.ru/playback/presentation/2.0/playback.html?meetingId=656c200a6773e561cd0f9fbc52a5c10496af6b0c-1566475850431
Как научиться писать сочинение. Запись вебинара на сайте "Могу писать".

Темы и критерии 2019-2020 года. Логика и композиция сочинения

ссылка https://webinar.mogu-pisat.ru/playback/presentation/2.0/playback.html?meetingId=656c200a6773e561cd0f9fbc52a5c10496af6b0c-1568038194524
Логика и композиция сочинения. Запись вебинара на сайте "Могу писать".

Уроки литературы: Итоговое сочинение. Структура

Уроки литературы: Итоговое сочинение. Структура

05 сентября 2019

Композиция "Слова о полку Игореве"


1 «Слово о полку Игореве» история открытия, историческая основа

Новые направления итогового сочинения

2019-2020 учебный год
Объявлены пять направлений тем итогового сочинения на 2019/20 учебный год
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Универсальный список литературы для подготовки к итоговому сочинению 2019-2020.

ссылка 

Универсальный список литературы для подготовки к итоговому сочинению 2019-2020.

04 сентября 2019

ОГЭ: новая демоверсия. Задание 2. Синтаксический анализ предложения

ссылка

Формулировка задания 2 ОГЭ 2020


Прочитайте текст.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) появление стало (предложение 1)
2) проблема возникновения жизни (предложение 2)
3) следы жизни обнаружены (предложение 3)
4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)
5) они безжизненны (предложение 5)

Ответ: 45
Правила, которые необходимо знать для решения задания 2 ОГЭ по русскому языку

02 сентября 2019

Ждём!

Сообщение об основных направлениях итогового сочинения появятся в ближайшие дни.
Итоговое сочинение пройдёт 4 декабря 2019 года.

31 августа 2019

Летнее чтение: последний день

Сегодня без комментариев и заметок. Просто фото обложек прочитанных на днях книг. Трагическая жизненная история, "детектив высшего качества" (так сказано на форзаце) и иллюстрированная хронология (репринтное издание).




Всё: закончились золотые деньки, когда можно было читать запоем. Наступили трудовые будни: уроки, конспекты, тетради, отчёты, классные часы, внеурочка... Поставим многоточие. Оно как открытый финал.

29 августа 2019

Региональная августовская педагогическая конференция

Присутствовала на пленарном заседании региональной августовской педагогической конференции "Национальный проект "Образование": формула изменений".
Во-первых, приятное. На совещании врио губернатора Астраханской области И.Ю. Бабушкин вручил моей коллеге учителю русского языка и литературы Алле Ивановне Золотниковой Почётную грамоту министерства просвещения Российской Федерации. 
Во-вторых, то, что услышала на этом собрании астраханских учителей, было интересным (в иных местах просто увлекательным).
https://www.astrobl.ru/news/114338 по ссылке официальное сообщение о совещании.
На нём выступили также представитель издательства "Просвещение", директора областного техноцентра и социальн-педагогического колледжа, студент Астраханского колледжа вычислительной техники.
Что интересного?
О детской организации для учеников 1 - 4 классов "Сентябрята". (Узнаю подробности -- напишу в блоге).
О возрождении шефства старшеклассников над младшими школьниками (возвращение к институту вожатых).
О кванториумах в нашей области -- не только стационарных, но и двух мобильных, которых ждём.
О необходимости формировать функциональную грамотность прежде всего самих учителей и обязательно учеников.
Разумеется, в первых строках говорилось о региональных проектах "Успех каждого ребёнка", "Учитель будущего", "Цифровая бразовательная среда", "Современная школа", "Поддержка семей, имеющих детей". О том, что делается, какие проблемы и перспективы.
Из буклета к конференции.



28 августа 2019

Первая после Пушкина: почему в СССР запрещали любимую писательницу гимназисток

ссылка

Её обожали гимназистки со всей России, но вместе с рухнувшей империей закончилась и слава Чарской. В СССР её повести тут же запретили и вплоть до перестройки не печатали. Рассказываем историю детской писательницы, которая оказалась забытой.


В школе мы сейчас читаем произведения Лидии Чарской на уроках литературы. Есть они и в программе по новому предмету родная (русская) литература.

26 августа 2019

Как научить ребенка пересказывать текст?


ВСЕ САМОЕ ВАЖНОЕ О ВИДАХ ПЕРЕСКАЗА И СПОСОБАХ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ

Сын приходит с прогулки и начинает взахлеб рассказывать… Торопится, эмоционально дирижирует руками, чуть ли не подпрыгивает от переизбытка чувств. В его повествовании местоимения и междометия идут плотными вагончиками: "А я!... А он того… А мы хотели! А она взяла и так сказала!" Уловить суть представляется невозможным.
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
  • Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
  • Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
  • Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
  • Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
  • Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.
«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ "Ново-Ленинская СОШ" Осинского района Иркутской области, Россия.
Виды пересказа
Вид пересказа
Возможные проблемы
Как это исправить

Подробный, близко к тексту.
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу
Неумение начать пересказ

Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Обеднение языка
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис

Скучность пересказа
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
Выборочный.
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу
Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
Сжатый.
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты
Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалогов
Поработайте над косвенной речью

25 августа 2019

Актуальные аспекты преподавания русского языка и литературы

В минувшую пятницу приняла участие в семинаре на тему "Актуальные аспекты преподавания русского языка и литературы для развития творческих способностей учащихся". Провела его для нас (учителей собралось очень много -- дополнительные стулья вносили в лекционный зал "Аквариум") методист издательства "Русское слово" Елена Алексеевна Виноградова.
Кратко об этих самых аспектах.
Мотивация учащихся.
Проектная деятельность.
Проблема формирующего оценивания.
Рефлексия в конце урока.
Елена Алексеевна -- замечательный лектор. Она представила всё это подробно, с примерами, лекцию можно было спокойно законспектировать (манера речи у спикера этому способствовала в полной мере).
Что произвело особое впечатление на меня?
"Летучая" оценка в форме письменной рефлексии.
Учащимся предлагается в течение 5-7 минут на отдельном листке письменно ответить на следующие вопросы:
1. Что лично мне дало изучение этой темы?
2. Какую оценку ты хотел получить? Объясни свой результат.
Работа проводится после контрольной по теме. По  результатам рефлексии учитель проводит коррекцию знаний. Листки с ответами учащихся сохраняются в их портфолио, чтобы в конце года можно было подвести итоги изучения курса.
И ещё одно.
На итоговом занятии в 9-11 классах учитель предлагает из написанных за год сочинений выбрать три самых лучших. Объяснить свой выбор.
Последнее.
Об электронной форме учебника (ЭФУ). К сожалению, в нашей школе пока таких учебников нет.
Разумеется, на семинаре не обошлось и без разговора об устном собеседовании в 9 классе и введении курсов русского (родного) языка и родной (русской) литературы.

23 августа 2019

Поэзия андеграунда в школе

Вчера написала заметку о концептуализме, а сегодня попала на лекцию кандидата филологических наук, доцента факультета филологии и журналистики Астраханского государственного университета А.А. Журбина. Его лекция называлась "Поэзия андеграунда в школьном курсе литературы". Потрясающая лекция, потрясающий спикер! Почти два часа Андрей Алексеевич рассказывал о поэтах альтернативного (нонконформистского) искусства и... читал их стихи наизусть. Я не такая уж рьяная поклонница Алика Ривина или Николая Глазкова, Роальда Мандельштама или Глеба Горбовского, но теперь найду их стихи и прочитаю. Дополню список для тех, кто заинтересуется поэзией андеграунда: Леонид Чертков, Николай Шатров, Валентин Соколов, Сергей Чудаков, Леонид Аронзон, разумеется, Иосиф Бродский.
Из теории (самое главное). Идентификаторы андеграунда:
-- социально-политическая критика советского режима;
-- эротика (порнография);
-- религиозная пропаганда;
-- "формалистская" эстетика.
Фото с семинара в нашем институте повышения квалификации учителей "Платформа". Выступает А.А. Журбин.
Стихотворение про некрасивого кота Иосифа Бродского (где-то в блоге я уже обмолвилась: мной не любимого).

Он был тощим, облезлым, рыжим,
Грязь помоек его покрывала.
Он скитался по ржавым крышам,
А ночами сидел в подвалах.

Он был старым и очень слабым,
А морозы порой жестоки.
У него замерзали лапы,
Точно так же, как стынут ноги.

Но его никогда не грели,
Не ласкали и не кормили. 
Потому что его не жалели.
Потому что его не любили.

Потому что выпали зубы.
Потому что в ушах нарывы.
Почему некрасивых не любят.
Кто-то должен любить некрасивых.
<Иосиф Бродский> 
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170516/29587/

Очень понравилось это стихотворение. Говорят, что лучше воспринимается ранняя лирика Бродского.

22 августа 2019

Демоверсии, спецификации, кодификаторы ЕГЭ 2020 г

Русский язык ссылка 

Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2020 г

Русский язык ссылка
Русский язык (итоговое собеседование) ссылка 

Проекты КИМ ГИА 2020 года

19-20 августа 2019 года на сайте ФИПИ в разделах ЕГЭ и ГВЭ-11,  ОГЭ и ГВЭ-9  опубликованы проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ 2020 года - демоверсии, спецификации и кодификаторы.
Приглашаем к общественно-профессиональному обсуждению проектов КИМ ГИА.
Все замечания и предложения принимаются на адрес электронной почты: fipi@fipi.ru  до 01 октября 2019 г.

Заметки к уроку: о концептуализме простыми словами

Концептуализм (соцарт) – стилевое течение в русской поэзии 1970-х–начала 1990-х годов, с началом "перестроечной" эпохи переставшее быть "подпольным". Его относили к андеграунду – "подземным", "подпольным", неофициальным явлениям в искусстве и литературе в доперестроечную эпоху. Со второй половины 1980-х годов его статус, естественно, изменился. Авторы: Дмитрий Пригов, Тимур Кибиров, Игорь Иртеньев и др.
Концептуализм (от слова концепт – "идея") вначале заявил о себе не у нас в стране. На Западе концептуализмом называлось искусство, рассматривающее произведения как способ демонстрации понятий, употребляемых в различных сферах жизни общества. 
Основные цели, которые ставили перед собой концептуалисты (соцартисты), следующие:
  • развенчание официальной идеологии, соцреализма (как и соцарт);
  • язык для концептуалиста является своеобразным полигоном, где он очищается от обветшалых систем, штампов;
  • концептуализм предлагает разнообразные модели, формулы, конструкции, которые стимулируют развитие художественной мысли, могут пригодиться в будущем.
Источник   Крючков В.П.: Русская поэзия XX века. Концептуализм (соцарт) как отечественная версия постмодернизма: статья о  концептуализме в русской литературе 20 века.

Из концептуального искусства
Название: "Что нужно знать о концептуализме" ссылка
Игры разума ссылка
Инсталляция с дровами ссылка




21 августа 2019

Летнее чтение: "Метель"

Название книги сразу же вызывает ассоциацию с пушкинской повестью. Нет, это не про неё. Автор: Владимир Сорокин. Повесть "Метель".
Из аннотации к произведению.
Что за странный боливийский вирус вызвал эпидемию в русском селе? Откуда в снегу среди лесов и полей взялись хрустальные пирамидки? Кто такие витаминдеры, живущие своей особой жизнью в домах из самозарождающегося войлока? И чем закончится история одной поездки сельского доктора Гарина, начавшаяся в метель на маленькой станции, где никогда не сыскать лошадей?
Всё это -- повесть Владимира Сорокина.
Владимир Георгиевич Сорокин – один из наиболее читаемых, глубоких, ярких и скандальных современных российских писателей, каждая книга которого становится событием и вызывает бурные дискуссии в литературной среде. Представитель русского соц-арта и концептуализма – лауреат множества престижных наград, включая премию Грегора фон Реццори, «Народный букер», «Большую книгу», «НОС», Liberty, номинант на британскую Booker Prize. 
Далее: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-sorokin.html

Что бы я выделила из этой заметки? Владимир Сорокин действительно скандальный писатель и что он представитель соц-арта и концептуализма. Я читала его "Теллурию" и "Сердца четырёх". Последний роман тошно читать... но дочитать хочется. Вот заметки о нём.
Художественная инсталляция? Творческий эксперимент? Научный опыт? Или - антинаучный? Попытка протеста - или самоосознания? А быть может, просто игра? Все мины предельно серьезны, выбор инструментов же не стеснен никакими рамками: убийства, копрофилия, каннибализм, содомия. Все происходящее - крайне важно для них, не стесненных никакими рамками в принципе. Ведь останутся только - Сердца Четырех. Роман "Сердца четырех" Владимира Сорокина гордо носит лавры одного из самых скандальных и отталкивающих литературных произведений эпохи... а быть может - вообще литературы как таковой. Концептуализм на грани фола и эстетика за порогом тошноты - будто обещающие осилившему возможность невообразимого катарсиса. 
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1000367172-serdtsa-chetyreh-vladimir-sorokin
Кстати, "Метель" не такая похабная. И приходится признать без обиняков: писатель талантлив и интересен читателю. И не только по причине ярко выраженной сатирической направленности его книг. Вывертами ума, я бы сказала, мистикой и тем, что не такой он писатель, как мы привыкли.

14 августа 2019

Нужно ли зарабатывать на репетиторстве?

Что мешает школьникам самим подготовиться к экзамену? Ответ пришёл как-то неожиданно сразу: обыкновенная человеческая лень. Инертность, в своём роде. Помните? «Все побежали, и я побежал».
ссылка читать
Идеальная картинка школы репетитора, которую рисуют родители. Фото pixabay.com

Указ Президента РФ об утверждении Совета по русскому языку