Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
02 января 2020
19 ноября 2019
После уроков: ПРОЧИТАЙ ещё раз
После уроков: ПРОЧИТАЙ ещё раз: Приложение 4. Инструкция для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения Выберите только ОДНУ из предложенных т...
10 ноября 2019
После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Над...
После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Над...: Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь
После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Доб...
После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Доб...: Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь
После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Гор...
После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Гор...: Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь
После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Он ...
После уроков: Сочинение в декабре. Материалы по направлению «Он ...: Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь Ссылка здесь
29 октября 2019
15 октября 2019
12 октября 2019
Как изменятся ВПР в 2020 году?
|
|
09 октября 2019
Сайт с интерактивными тестами ОГЭ 2020
ссылка https://saharina.ru/
Образоват
Интерактивные технологии в образовании
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
На этом сайте размещаются интерактивные тесты ОГЭ 2020 года. Выполнив задания, можно сразу получить результат.
Интерактивные технологии в образовании
Все материалы ОГЭ 2020 на странице блога "ОГЭ"
По ссылке на странице "ОГЭ" собраны материалы тестовых заданий ОГЭ 2020 года (новый вариант). Опубликованы материалы 2-5 заданий тестов.
06 октября 2019
"Зулейха открывает глаза"
За выходные прочитала роман Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза". О нём так много написано, что не буду рисковать и что-то своё добавлять. Скажу лишь, что Гузель Яхина талантлива, она тонкий психолог и скрупулёзный наблюдатель. (Откуда она всё это, о чём написала, узнала?! Я хочу познакомиться с историей создания произведения).
Как роман использовать в качестве аргумента в итоговом сочинении? По какому направлению? Он ведь про ад. "Про любовь и нежность в аду", -- как написала Людмила Улицкая.
Если по теме из направления "Гордость и смирение"? Зулейха была приучена своими родителями и в силу традиций к нижайшему смирению, такому, что забывала, не жалела себя. Например, живя в семье мужа, в отношениях с Упырихой -- своей свекровью. Знакомство с такими суровыми правилами, царящими в татарской семье, просто поражает. (Мы живём бок о бок с татарами и подумать никогда не могли бы, что так было у них раньше). Но при всём этом Зулейха остаётся натурой крепкой, гордой (вспомним, как она отказалась от предложения старосты, мерзавца Горелова стать стукачкой, не испугавшись его угроз). Она, беззаветно любя Игнатова, долгие годы смиряет в себе эту любовь. Гордый человек в этом романе и комендант Игнатов, не прогибавшийся перед начальством и, как отец родной, думающий и заботящийся о вверенных ему переселенцах, "врагах народа".
Книга, во-первых, открывает перед читателями одну из трагических страниц истории нашей страны -- о раскулачивании крестьян и их немилосердно трудной и ужасной жизни в ссылке. (И люди, живя десятилетия в нечеловеческих условиях, оставались людьми -- Зулейха с Игнатовым, ленинградцы, доктор Лейбе, Лукка и другие!)
Во-вторых, роман Г. Яхиной заставляет задуматься о границах таких нравственных понятий, как гордость и смирение и, вообще, о силе человеческого духа.
В-третьих, это увлекательная книга, её интересно читать, с каждой страницей узнавать что-то новое, доселе нигде не вычитанное.
Получилось нечто вроде подсказки 11-классникам для итогового сочинения. Завтра проверю на своих, как воспримут мои заметки и захотят ли прочитать роман.
02 октября 2019
Методические рекомендации по итоговому сочинению
Уточнённые редакции методических документов, рекомендуемых к использования при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019 -2020 учебном году ссылка https://yadi.sk/d/uyOjtcnoEUCtRQ
30 сентября 2019
Направление "Война и мир". К 150-летию великой книги
ссылка на вебинар на сайте "Могу писать" по направлению "Война и мир". К 150-летию великой книги. Очень интересные материалы о романе-эпопее. Конкретные направления, тематика сочинения. Посмотрите.
29 сентября 2019
Целевое чтение: к экзаменам. Х.К. Андерсен. "Девочка со спичками"
ЧИТАТЬ РАССКАЗ "ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ"
Я уже сетовала в одном из своих постов, что в учебное время совсем некогда читать в удовольствие. А некоторые из коллег-блогеров написали мне в комментариях, что они всегда находят время, чтобы что-то почитать. Мне стало стыдно, и я заставляю себя читать. "По программе" -- не в удовольствие. Для итогового сочинения. Когда перечитывала рассказ "Девочка со спичками", сердце так и щемило от переживаний. Да ещё под песню из кинофильма "Генералы песчаных карьеров". Но не оправдываюсь: эмоциональность и сентиментальность в меру помогают мне на уроках, особенно в старших классах.
Дальше сочинение по этому святочному рассказу. Подходит под направление "Надежда и отчаяние". Сочинение взято с сайта "Рустьюторс". Не шедевр, позволю себе такую оценку. Большую часть работы составляет пересказ текста произведения. Я бы развила тему в направлении поиска ответа на вопрос: почему рушатся человеческие надежды. Как часть сочинения -- литературный аргумент -- материал, несомненно, заслуживает внимания.
Документы по итоговому сочинению 2019-2020 учебного года
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) от ФИПИ - 2019-2020 учебный год.
1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.: 1.pdf [432.83 Kb]
2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 2.pdf [488.5 Kb]
3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения): 3.zip [222.87 Kb]
4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 4.pdf [273.99 Kb]
5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 5.pdf [2.44 Mb]
6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.: 6.pdf [788.23 Kb]
7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 7.pdf [370.79 Kb]
8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 8.pdf [273.11 Kb]
9. Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888: pismo.pdf [1.18 Mb]
Читать далее: https://sochinenie11.ru/novosti/612-dokumenty-po-itogovomu-sochineniyu-2019-2020.html
1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.: 1.pdf [432.83 Kb]
2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 2.pdf [488.5 Kb]
3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения): 3.zip [222.87 Kb]
4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 4.pdf [273.99 Kb]
5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 5.pdf [2.44 Mb]
6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.: 6.pdf [788.23 Kb]
7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 7.pdf [370.79 Kb]
8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 8.pdf [273.11 Kb]
9. Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888: pismo.pdf [1.18 Mb]
Читать далее: https://sochinenie11.ru/novosti/612-dokumenty-po-itogovomu-sochineniyu-2019-2020.html
Критерии оценивания итогового сочинения и изложения 2019-20 учебного года
Официальные критерии на этот учебный год.
1) Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.
2) Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования.
3) Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования.
Орфографический анализ. Задание 5 ОГЭ по русскому языку. Теория
- Источник
- Орфографический анализ слова подразумевает не только знание всех правил орфографии, но и умение применить правило, найти причину того или иного написания слова.
Помимо орфографических правил необходимо уметь правильно определять части речи
и части слова (то есть производить морфологический и морфемный анализ слова)
Формулировка задания 5 ОГЭ 2020:
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной
форме этого прилагательного.
3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
Формулировка задания 5 ОГЭ 2020:
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной
форме этого прилагательного.
3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
22 сентября 2019
Синтаксический анализ словосочетания. Задание 4 ОГЭ по русскому языку
Источник
Формулировка задания
Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.Ответ: жизненная цель
↑ Алгоритм выполнения
- В задании необходимо заменить словосочетание с какой-либо связью синонимичным словосочетанием с другой связью.
- Вид связи в словосочетании определяется а) по зависимому слову и б) по вопросу.)
- Определите главное слово в словосочетании. От него задается вопрос к зависимому. Главное слово оставляем неизменным. А зависимое слово подбираем в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.
- Если нужно преобразовать словосочетание из согласования в управление, то найдите главное слово и оставьте его неизменным, а зависимое измените на однокоренное существительное. При необходимости используйте предлог. (деревянный стол – стол из дерева)
- Если нужно преобразовать словосочетание из управления в согласование, то зависимое существительное нужно будет заменить однокоренным прилагательным, поставив его в тот же род, число и падеж, что и главное слово. (волнение без причины – беспричинное волнение)
- Если нужно преобразовать словосочетание из управления в примыкание, тогда зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие. (сказать с вызовом – вызывающе сказать)
- Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление, то зависимое слово (как правило, наречие) необходимо заменить на однокоренное существительное с предлогом. Существительное нужно поставить в тот падеж, которого требует главное слово. (грустно посмотрел – посмотрел с грустью)
16 сентября 2019
Пунктуационный анализ. Задание 3 ОГЭ по русскому языку 2019-2020
ссылка
Теория для задания 3 ОГЭ по русскому языку. Пунктуационный анализ.
Теория для задания 3 ОГЭ по русскому языку. Пунктуационный анализ.
Содержание:
- 1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: тире, запятая, двоеточие
- 1.1 Тире и другие знаки препинания между подлежащим и сказуемым
- 1.2 Знаки препинания при однородных членах (запятая, двоеточие, тире)
- 1.3 Знаки препинания при обособленных определениях
- 1.4 Знаки препинания при приложении:
- 1.5 Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
- 1.6 Знаки препинания при сравнительных оборотах:
- 1.7 Другие случаи постановки тире в простом предложении:
- 1.8 Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения
- 2 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: тире, запятая, двоеточие
- 2.1 Запятая в сложносочинённом предложении
- 2.2 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
- 2.3 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
- 2.4 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
- 3 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ, ВВОДНЫХ СЛОВАХ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
- 4 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, ЦИТИРОВАНИИ
15 сентября 2019
В Минпросвещения объяснили существование предмета «Русский родной язык»
Источник
Министерство просвещения объяснило дизайнеру Артемию Лебедеву, почему в школе его детей параллельно преподают предметы «Русский язык» и «Русский родной язык». Соответствующее сообщение опубликовано в Facebook ведомства.
В министерстве заявили, что в рамках предмета «Русский родной язык» школьникам рассказывают о различных диалектах, сходствах и различиях между русским и другими языками, а также о правилах речевого этикета языка, его жанрах и стилях. По мнению ведомства, курс необходим для обучения детей навыкам работы с текстом и его анализа. В Минпросвещения добавили, что русский язык заслуживает изучения не только грамматики и пунктуации, но и его истории. Ведомство также предложило Лебедеву присоединиться к проекту «Российская электронная школа».
14 сентября 2019
Подписаться на:
Сообщения (Atom)