Расписание проведения итогового собеседования по русскому языку в 2022-2023 учебном году
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
08 февраля 2023
Расписание проведения итогового собеседования в 2023 году
07 февраля 2023
Итоговое сочинение. Темы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
Источник Подборка тем для итогового сочинения в 2022-2023 учебном году для 11 классов по направлению «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Реальные темы по направлению / разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
Темы подготовлены и сгруппированы Суязовой И.А., учителем русского языка и литературы МБОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП» Воронежской области
Категория 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
Взгляд на человека как на представителя семьи
109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»? (декабрь 2018)
513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью? (декабрь 2017)
525. Когда человек становится личностью? (февраль 2018)
Размышления о семейных ценностях, о связи поколений
402. Роль родительского наставления в жизни человека. (декабрь 2014)
403. Почему так важно сохранять связь между поколениями? (декабрь 2014)
407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? (декабрь 2014)
410. Что такое семейные традиции и зачем они нужны? (декабрь 2014)
445. Почему «отцы и дети» – вечная тема? (декабрь 2014)
446. Какую роль в становлении личности могут играть старшие? (декабрь 2014)
448. Важно ли человеку получить родительское напутствие? (декабрь 2014)
449. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь? (декабрь 2014)
427. Всегда ли ценны заветы отцов? (февраль 2015)
424. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? (февраль 2015)
431. Какую роль в становлении личности может играть семья? (февраль 2015)
113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность? (декабрь 2015)
201. Что значит в жизни человека родительский дом? (декабрь 2015)
202. Что дом может рассказать о своём хозяине? (декабрь 2015)
210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? (декабрь 2015)
209. Может ли человек прожить без Дома? (декабрь 2015)
212. Какие нравственные ценности укрепляют семью? (декабрь 2015)
213. Что в доме самое главное? (декабрь 2015)
402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути? (декабрь 2015)
211. В какой дом хочется приходить снова и снова? (декабрь 2015)
221. Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции? (февраль 2016)
222. Устарело ли понятие «домашнего очага»? (февраль 2016)
223. Что такое чувство дома? (февраль 2016)
224. Когда Дом становится нравственной опорой человека? (февраль 2016)
226. Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»? (февраль 2016)
149. Когда кончается детство? (май 2016)
227. Почему говорят: «в гостях хорошо, а дома лучше»? (февраль 2016)
Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html
Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html
Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html
Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html
06 февраля 2023
Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении
В презентации приведены примеры и схемы сложных предложений с разными видами подчинения придаточных. Обобщённая информация для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Актуальное: синтаксический разбор сложного предложения
I. Разобрать предложение по членам.
Зачем нужен синтаксический анализ?
Многие вообще не понимают, что такое синтаксический разбор и для чего он нужен. Именно этот анализ позволяет увидеть структуру предложения, а это, в свою очередь, повышает уровень пунктуационной грамотности.
05 февраля 2023
Виртуальная экскурсия по музею-панораме "Сталинградская битва"
80 лет победы советского народа в Сталинградской битве
Виртуальная экскурсия по музею-панораме "Сталинградская битва"
https://panorama.stalingrad-battle.ru/
04 февраля 2023
А если литературного героя нарисовать...
Девятиклассники всё ещё "не отойдут" от "Гамлета". Эти рисунки они сделали после чтения речи И.С. Тургенева "Гамлет и Дон Кихот". Мы занимаемся по учебнику Б.А. Ланина.
Уроки литературы должны приносить удовольствие.
03 февраля 2023
Типовые ошибки каждого задания итогового собеседования
В презентации приводятся ошибки, которые допускают при ответе участники итогового собеседования. Полезная информация как для учеников, так и для экспертов и собеседников-экзаменаторов.
Видеоролик по рассказу "Человек в футляре"
02 февраля 2023
Про семейные ценности: антиаргументы к проблеме итогового сочинения
Не уверена, что выразилась точно: имею в виду, что бывают аргументы положительные, а бывают аргументы (примеры, точнее) отрицательные. Так вот после урока литературы по роману "Господа Головлёвы" помещаю этот пост.
Проблема деградации человеческой личности. На страницах романа "Господа Головлёвы" (роман опубликован в 1880 году) писатель развернул трагическую историю семьи Головлёвых, историю деградации человеческой личности. Эгоистичные, жадные, злые, выворачивающие наизнанку самые добрые человеческие чувства -- такими представлены Головлёвы. Все пороки этой семьи воплощены в Порфирии Головлёве, по прозвищу Иудушка. Для него в жизни нет ничего, через что он не смог бы переступить.
Урок в библиотеке
01 февраля 2023
И ещё о Гамлете...
Трагедия Гамлета заключается вовсе не в том, что он гибнет физически в результате одержимости чувством мести и чувством справедливости. Дело в том. что сам Гамлет обрекает себя на смерть, собираясь вправлять этот вывихнутый век. Это трагедия личности, потому что не каждый способен отдать себя в жертву другим. Гамлет считает себя на службе вывихнутого века. А это значит, что надо пролить чью-то кровь, восстановить истину во имя справедливости. В этот момент Гамлет перестаёт быть философом и становится человеком действующим.
Анастасия К. 9 класс
31 января 2023
Феерическое шоу показал ансамбль Игоря Моисеева в Астрахани
Программа концерта:
I отделение
Русский танец «Лето»
Калмыцкий танец
Корейский танец «Трио»
Сюита молдавских танцев «Хора», «Чиокырлия», «Жок»
Старинная городская кадриль из цикла танцев «Картинки прошлого»
Фрагмент флотской сюиты «День на корабле» - «Яблочко»
II отделение
Одноактный балет «Ночь на Лысой горе»
Мне вчера посчастливось побывать на этом концерте в нашем Театре оперы и балета. Не премину заметить: спасибо санкциям, потому что великие артисты, певцы, танцоры имеют благодаря им возможность совершать свои гастроли по родным городам и весям. Вот и к нам регулярно они приезжают. И выступают, выкладываясь по полной (уверяю вас, что нам, зрителям, это очень заметно). Приносят радость и удовольствие нам такое, что зарядки хватает надолго. Залы наших театров всегда полны. Билеты раскупаются почти мгновенно, как только появляется афиша. Принимает артистов наш зритель с огромным вдохновением. Вчера на сцену летели пурпурные розы охапками.
Ансамбль академический. В его репертуаре танцы народов мира. И не только. Во втором отделении был показан одноактный балет "Ночь на Лысой горе" на неповторимую музыку М.П. Мусоргского. Очень зажигательное, современное и мастерски исполненное действо. Как мне показалось, в духе "Тодоса". Он у нас тоже будет весной выступать.
Человек на грани
Мне понравилась трагедия Шекспира. Рекомендую прочитать её каждому, кто ещё этого не сделал. "Гамлет" даёт немало тем для раздумий.
Шекспир ярко выразил чувства и мысли человека, стоящего на грани между жизнью и смертью, на грани выбора: мстить или нет. Поэтому монолог "Быть или не быть?" из века в век остаётся современным и актуальным.
Светлана П., 9 класс
Прим. админа. У Светланы в тетради ещё две страницы анализа произведения.
30 января 2023
Гамлет в наше время
Продолжаем готовиться к итоговому собеседованию. Монологическое высказывание (описание)
Здесь всё о монологическом высказывании по теме № 1 (описание). Призываю снова вас, мои дорогие 9-классники, прочитать материал полностью. А конкретно обращаю ваше внимание на то, что отдельно выношу сюда. Особо смотрите Шаблон описания и Словарь
Монологическое высказывание на основе описания фотографии
Формулировка задания: «Опишите фотографию».
Чек-лист
- Внимательно прочитайте тему.
- Обратите внимание на место действия, на задний план: помещение или улица, освещение, крупные предметы.
- Обратите внимание на героя(ев) фотографии:
- кто они?
- что делают?
- как выглядят?
- во что одеты?
- каковы выражение лица, поза?
4. Постарайтесь почувствовать настроение героя(ев) или общую атмосферу происходящего.
5. Свяжите с жизнью то, что изображено на фотографии: значимость занятия, важность взаимоотношений, качества характера.
6. Подумайте, какое впечатление произвела на вас фотография.
Советы
Совет 1
Используйте подсказки, которые даются к заданию. Под каждой фотографией обязательно будет написано: «Не забудьте описать...» и дан небольшой план. Он поможет вам направить ход мыслей в нужное русло.
Совет 2
Используйте разные части речи:
Итоговое собеседование. Готовимся к монологу (повествование, рассуждение)
Здесь вся информация о монологе (повествовании и рассуждении). Как и в предыдущем посте, подробная и может оказаться очень полезной. Особое внимание обращаю на советы по составлению рассуждения. Но вы обязательно прочитайте всё.
Монологическое высказывание — рассуждение по поставленному вопросу
Формулировка задания: «Что значит...», «Как вы понимаете...».
Чек-лист
- Внимательно прочитайте вопрос темы. Дайте на него чёткий ответ в одном предложении. Это будет ваш тезис.
- Прочитайте вопросы, которые даны к этой теме. Продумайте ответ на каждый из них, оформите каждый одним-двумя предложениями. Это будут ваши доказательства.
3. Обобщите всё и выскажите в одном предложении. Это будет вывод.
Советы
Совет 1
Выбирайте монолог-рассуждение только в том случае, если у вас действительно есть собственное суждение по поставленному вопросу.
Совет 2
Используйте вопросы, которые даются к заданию. Они помогут вам правильно построить рассуждение.
Совет 3
29 января 2023
Скоро итоговое собеседование. Готовимся к пересказу
Здесь в блоге с Дзена подробно о том, как подготовиться к пересказу на итоговом собеседовании по русскому языку 8 февраля. Обязательно прочтите, девятиклассники.
Вынесу сюда две памятки. Поняв, какова стандартная структура текста, надеюсь, вы сможете пересказать текст подробно, не упустив ни одной микротемы. А вторая памятка о том, как правильно вставить в пересказ цитату. Читайте.
Памятка 2. Примерная структура текста
Текст, как правило, состоит из 4-х микротем (абзацев).
- Общие сведения о человеке (кто он, главная заслуга). Иногда могут содержаться сведения о семье, родителях.
- Факты о детстве, об учёбе, начале карьеры.
- Самые главные факты о деятельности (открытия, победы, достижения, рекорды, созданные произведения и др.)
- Сведения о наградах, заслугах; след деятеля в истории, его значение, память о нём.
Памятка 3. Способы включения цитаты в пересказ
1. Прямое цитирование (дословная передача слов)
Пост для воображаемого блога
На уроке литературы нам было задано написать пост для воображаемого блога о трагедии "Гамлет".
Не могу сказать, что я в восторге, что вообще испытываю какие-то особые эмоции. Вероятно, 400 лет существования произведения всё-таки имеют значение, и написали о нём очень много всего и лучше. Возможно, в те времена судьбы героев, особенно судьба главного из них, и трогали умы и сердца. Но сейчас другие проблемы, другие способы их выражения. Очень мрачная пьеса. Когда читаешь её, не покидает ощущение, что находишься в каком-то тёмном и сыром месте, а мрачные настроения и речи героев только усугубляют этот эффект.
И всё-таки... Несмотря на это, мне понравилась трагедия. Может быть, за её неповторимую атмосферу и поиски смысла в человеческом существовании. Быть или не быть?
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? (Перевод Б. Пастернака).
Я выбираю оптимистичное...
Тимур С., 9 класс
Я ВОЗВРАЩАЮСЬ!
Дорогие друзья! Я очень долго не заходила в свой блог. По разным причинам: не хватало времени, недоставало информационных поводов... и главное -- у меня наладилась более функциональная связь с моими учениками с помощью Дневника.ру. Это, как вы знаете, не только электронный журнал, но и масса информации об учениках и коллегах, и возможность прикрепить любой файл с учебным материалом, заданиями, тестами и прочее. Можно проводить видеоуроки, имеешь постоянную обратную связь со всеми участниками образовательного процесса. Всё оперативно, точно по адресу, результативно и функционально. Начав больше десяти лет назад свой блог, я очень часто потом использовала его для того, чтобы транслировать учебную информацию -- правила, факты биографий писателей, о книгах, всякие лайфхаки и тонкости в подготовке к экзаменам. Теперь для этого использую другие инструменты. И весьма успешно. Однако... однако надо вернуться к своему детищу. Чтобы выразить себя. И может быть, как-то всё-таки "слово наше отзовётся"...
18 сентября 2021
В Астрахани установили мемориальную доску Владимиру Меньшову
Мемориальная доска заслуженному артисту России Владимиру Меньшову появилась на фасаде астраханского драматического театра, который стал первым местом работы режиссера, сообщила в пятницу пресс-служба администрации губернатора Астраханской области.ТАСС
"Братья Карамазовы" в Астраханском драматическом театре
11 сентября 2021
Какая музыка звучала!
Вчера слушала кантату А. Прокофьева "Александр Невский" в исполнении симфонического оркестра, хора и солистки. Действо состоялось в нашем кремле на вольном воздухе поздним вечером. Играл симфонический оркестр Астраханского театра оперы и балета, пел объединённый хор нашего оперного театра и из Калмыкии, солистка тоже была приглашённая.
Звучала мощнейшая музыка. Хор у нас просто бесподобный. Устроители мероприятия ещё включили в действо балет. Так же весьма эффектно. Оформление сценического пространства и видеоряд были великолепны.
Получила настоящее эстетическое наслаждение. И погода у нас стоит чудесная. И даже такси приехало вовремя.
Умеют в нашем городе красиво подать классику. Правда, билеты были дорогие. Но удовольствие, полученное от концерта, того стоит.
(Видео с телефона загрузить в блог, к сожалению, не смогла, поэтому видео с YouTube)
02 сентября 2021
"Филэллин" Леонида Юзефовича
От автора
Прослушала ещё один новый роман. Было интересно. Много подробностей из времени начала 19 века. Теперь щеголяю ими в разговорах с коллегами, знакомыми и родными. Чем мне нравится современная русская литература, так вот именно тем, что расширяет кругозор, твою начитанность и побуждает искать что-нибудь этакое историческое. Не могу не отметить хороший литературный язык современных романов.
25 августа 2021
Как учить сегодня для успеха завтра
Сегодня в институте "Платформа" (так у нас называется бывший институт повышения квалификации учителей) состоялось заседание регионального методического объединения учителей гуманитарных предметов.
На пленарном заседании выступили Елена Анатольевна Мясоедова, директор публичных программ ГАОУ АО ДПО "Институт развития образования" и Оксана Владимировна Зубаирова, эксперт компаний "Просвещение".
Говорили о новых, 2021 года, ФГОСах для начального и основного образования и о том, как учить сегодня для успеха завтра".