В презентации представлены материалы об истории создания, жанре и композиции романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
14 февраля 2023
Информационная переработка текста. План. Конспект.Тезисы
В презентации по следующей ссылке https://ppt-online.org/657254 содержится концентрированно изложенный материал по теме. На шестом слайде представлена сравнительная информация плана, конспекта, тезисов фрагмента одной статьи. Это поможет учащимся освоить практически приёмы информационной переработки текстов.
13 февраля 2023
Как делать работу над ошибками?
Прежде чем делать работу над ошибками,
нужно понять, что это за ошибки!
Если ошибки сделаны на изученные
орфограммы, то выполнить работу над ошибками по образцу.
Если в слове допущена ошибка на написание
буквы, обозначающей гласный или согласный звук (кроме пропуска, перестановки,
замены букв, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ,
рщ и заглавной буквы), то слово нужно мысленно разобрать по составу и
узнать, в какой части слова допущена ошибка.
Если орфограмма не изучена, то слово написать 3-5 раз (до конца строки), обозначить ударение, подчеркнуть место ошибки.
В этом посте памятки, как делать работу над ошибками. Думаю, что эти памятки полезно иметь всегда под рукой, поэтому советую сохранить их в своих заметках каждому ученику.
Памятка "Как работать над ошибками"
Памятка к работе над ошибками
12 февраля 2023
ОЧИЩЕНИЕ В ТРЕТЬЯКОВКЕ: ЗА ЧТО УБРАЛИ ТРЕГУЛОВУ
Похоже, процесс очищения русской культуры от либералов, экстремистов и русофобов начался всерьёз. Об этом говорит тот факт, что бессменному с 2015 года директору Третьяковки Зельфире Трегуловой не продлили контракт. То есть фактически уволили. Как уволили летом с должности худрука "Школы современной пьесы" Иосифа Райхельгауза, ляпнувшего, что воздух в Одессе стал чище после 2 мая 2014 года.
11 февраля 2023
С какой буквы пишется слово ИНТЕРНЕТ?
ИСТОЧНИК
Как пишется слово интернет?
Интернет может употребляться
как существительное (самостоятельная часть речи) или как первая часть сложных
слов. От этого зависит написание.
При самостоятельном
употреблении сейчас возможно написание с прописной и строчной буквы: доступ
к Интернету и доступ к интернету, пользоваться
Интернетом и пользоваться интернетом. А
вот Рунет – только с прописной: Премия Рунета.
При употреблении в
качестве первой части сложных слов правильно только со строчной и через
дефис: интернет-сайт, интернет-пользователь, интернет-олимпиада,
интернет-зависимый.
Такое написание установлено в 4-м
издании «Русского орфографического словаря» РАН (М., 2012).
Как писали
раньше?
В предыдущих изданиях
«Русского орфографического словаря» проводилось четкое разделение: интернет- как
первая часть сложных слов – только со строчной буквы, как и сейчас (интернет-сайт), а
вот Интернет при самостоятельном употреблении – только с
прописной буквы (доступ к Интернету), варианта написания этого
слова со строчной буквы при самостоятельном употреблении не было.
Но в 4-м издании
«Русского орфографического словаря» РАН «для слова интернет, в
соответствии с практикой письма и решением Орфографической комиссии РАН,
предложены два варианта – с начальной прописной и со строчной буквой» (цитата
из предисловия к 4-му изданию).
С какой буквы писать другие названия интернета – сеть, паутина, веб?
10 февраля 2023
09 февраля 2023
А сколько всего правил правописания в русском языке?
Орфографической комиссией РАН полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина (М., 2006) содержит 219 параграфов в части «Орфография» и 167 параграфов в части «Пунктуация». Если считать каждый параграф (независимо от его объема) отдельным правилом, тогда можно сказать, что в русском языке около 400 правил правописания.
Чек-лист к ОГЭ по русскому языку (тестовая часть)
Тема |
Знаю |
Вопросы/ комментарии/ дополнения/ забываю |
Задание
2. Синтаксический анализ |
||
Знать
что такое ГО, чем может быть выражена |
|
|
Виды
предложений по количеству ГО |
|
|
Виды
односоставных предложений |
|
|
Умение
находить ГО в предложении |
|
|
Задание
3. Пунктуационный анализ |
||
Знаки
препинания в ССП |
|
|
Знаки
препинания в СПП |
|
|
Знаки
препинания в БСП |
|
|
Знаки
препинания в предложениях с разными видами связи |
|
|
Знаки
препинания при однородных ЧП, в том числе с обобщающим словом |
|
|
Знаки
препинания при д.о. |
|
|
Знаки
препинания при п.о. |
|
|
Знаки
препинания при вводных конструкциях |
|
|
Знаки
препинания при обращении |
|
|
Знаки
препинания при приложении |
|
|
Знаки
препинания при сравнительном обороте |
|
|
Знаки
препинания между подлежащим и сказуемым |
|
|
Задание
4. Синтаксический анализ |
||
Виды словосочетаний |
Общая схема стилистического анализа текста
Источник По данной ссылке вы найдёте формулировку задания 3 в демоверсии 2023 года, теорию по заданию, схему стилистического анализа текста (приведена здесь), список функциональных стилей речи.
- Определяем
стиль и жанр текста;
- Определяем
основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения)
– это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в
заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых
словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете
сообщения (теме).
- Определяем
сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового
стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического
стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая
коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения),
обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор
текста и его адресат.
- Выделяем
основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
- Определяем
форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование,
рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог,
полилог);
- Выделяем
стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов
научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
- Определяем
стилистические языковые средства: лексико-фразеологические,
морфологические и синтаксические и др.
- Определяем
индивидуально-авторские стилистические особенности текста.
08 февраля 2023
Расписание проведения итогового собеседования в 2023 году
Расписание проведения итогового собеседования по русскому языку в 2022-2023 учебном году
07 февраля 2023
Итоговое сочинение. Темы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
Источник Подборка тем для итогового сочинения в 2022-2023 учебном году для 11 классов по направлению «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Реальные темы по направлению / разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
Темы подготовлены и сгруппированы Суязовой И.А., учителем русского языка и литературы МБОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП» Воронежской области
Категория 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
Взгляд на человека как на представителя семьи
109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»? (декабрь 2018)
513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью? (декабрь 2017)
525. Когда человек становится личностью? (февраль 2018)
Размышления о семейных ценностях, о связи поколений
402. Роль родительского наставления в жизни человека. (декабрь 2014)
403. Почему так важно сохранять связь между поколениями? (декабрь 2014)
407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? (декабрь 2014)
410. Что такое семейные традиции и зачем они нужны? (декабрь 2014)
445. Почему «отцы и дети» – вечная тема? (декабрь 2014)
446. Какую роль в становлении личности могут играть старшие? (декабрь 2014)
448. Важно ли человеку получить родительское напутствие? (декабрь 2014)
449. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь? (декабрь 2014)
427. Всегда ли ценны заветы отцов? (февраль 2015)
424. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? (февраль 2015)
431. Какую роль в становлении личности может играть семья? (февраль 2015)
113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность? (декабрь 2015)
201. Что значит в жизни человека родительский дом? (декабрь 2015)
202. Что дом может рассказать о своём хозяине? (декабрь 2015)
210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? (декабрь 2015)
209. Может ли человек прожить без Дома? (декабрь 2015)
212. Какие нравственные ценности укрепляют семью? (декабрь 2015)
213. Что в доме самое главное? (декабрь 2015)
402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути? (декабрь 2015)
211. В какой дом хочется приходить снова и снова? (декабрь 2015)
221. Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции? (февраль 2016)
222. Устарело ли понятие «домашнего очага»? (февраль 2016)
223. Что такое чувство дома? (февраль 2016)
224. Когда Дом становится нравственной опорой человека? (февраль 2016)
226. Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»? (февраль 2016)
149. Когда кончается детство? (май 2016)
227. Почему говорят: «в гостях хорошо, а дома лучше»? (февраль 2016)
Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html
Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html
Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html
Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html
06 февраля 2023
Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении
В презентации приведены примеры и схемы сложных предложений с разными видами подчинения придаточных. Обобщённая информация для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Актуальное: синтаксический разбор сложного предложения
I. Разобрать предложение по членам.
Зачем нужен синтаксический анализ?
Многие вообще не понимают, что такое синтаксический разбор и для чего он нужен. Именно этот анализ позволяет увидеть структуру предложения, а это, в свою очередь, повышает уровень пунктуационной грамотности.
05 февраля 2023
Виртуальная экскурсия по музею-панораме "Сталинградская битва"
80 лет победы советского народа в Сталинградской битве
Виртуальная экскурсия по музею-панораме "Сталинградская битва"
https://panorama.stalingrad-battle.ru/
04 февраля 2023
А если литературного героя нарисовать...
Девятиклассники всё ещё "не отойдут" от "Гамлета". Эти рисунки они сделали после чтения речи И.С. Тургенева "Гамлет и Дон Кихот". Мы занимаемся по учебнику Б.А. Ланина.
Уроки литературы должны приносить удовольствие.
03 февраля 2023
Типовые ошибки каждого задания итогового собеседования
В презентации приводятся ошибки, которые допускают при ответе участники итогового собеседования. Полезная информация как для учеников, так и для экспертов и собеседников-экзаменаторов.
Видеоролик по рассказу "Человек в футляре"
02 февраля 2023
Про семейные ценности: антиаргументы к проблеме итогового сочинения
Не уверена, что выразилась точно: имею в виду, что бывают аргументы положительные, а бывают аргументы (примеры, точнее) отрицательные. Так вот после урока литературы по роману "Господа Головлёвы" помещаю этот пост.
Проблема деградации человеческой личности. На страницах романа "Господа Головлёвы" (роман опубликован в 1880 году) писатель развернул трагическую историю семьи Головлёвых, историю деградации человеческой личности. Эгоистичные, жадные, злые, выворачивающие наизнанку самые добрые человеческие чувства -- такими представлены Головлёвы. Все пороки этой семьи воплощены в Порфирии Головлёве, по прозвищу Иудушка. Для него в жизни нет ничего, через что он не смог бы переступить.
Урок в библиотеке
01 февраля 2023
И ещё о Гамлете...
Трагедия Гамлета заключается вовсе не в том, что он гибнет физически в результате одержимости чувством мести и чувством справедливости. Дело в том. что сам Гамлет обрекает себя на смерть, собираясь вправлять этот вывихнутый век. Это трагедия личности, потому что не каждый способен отдать себя в жертву другим. Гамлет считает себя на службе вывихнутого века. А это значит, что надо пролить чью-то кровь, восстановить истину во имя справедливости. В этот момент Гамлет перестаёт быть философом и становится человеком действующим.
Анастасия К. 9 класс
31 января 2023
Феерическое шоу показал ансамбль Игоря Моисеева в Астрахани
Программа концерта:
I отделение
Русский танец «Лето»
Калмыцкий танец
Корейский танец «Трио»
Сюита молдавских танцев «Хора», «Чиокырлия», «Жок»
Старинная городская кадриль из цикла танцев «Картинки прошлого»
Фрагмент флотской сюиты «День на корабле» - «Яблочко»
II отделение
Одноактный балет «Ночь на Лысой горе»
Мне вчера посчастливось побывать на этом концерте в нашем Театре оперы и балета. Не премину заметить: спасибо санкциям, потому что великие артисты, певцы, танцоры имеют благодаря им возможность совершать свои гастроли по родным городам и весям. Вот и к нам регулярно они приезжают. И выступают, выкладываясь по полной (уверяю вас, что нам, зрителям, это очень заметно). Приносят радость и удовольствие нам такое, что зарядки хватает надолго. Залы наших театров всегда полны. Билеты раскупаются почти мгновенно, как только появляется афиша. Принимает артистов наш зритель с огромным вдохновением. Вчера на сцену летели пурпурные розы охапками.
Ансамбль академический. В его репертуаре танцы народов мира. И не только. Во втором отделении был показан одноактный балет "Ночь на Лысой горе" на неповторимую музыку М.П. Мусоргского. Очень зажигательное, современное и мастерски исполненное действо. Как мне показалось, в духе "Тодоса". Он у нас тоже будет весной выступать.
Человек на грани
Мне понравилась трагедия Шекспира. Рекомендую прочитать её каждому, кто ещё этого не сделал. "Гамлет" даёт немало тем для раздумий.
Шекспир ярко выразил чувства и мысли человека, стоящего на грани между жизнью и смертью, на грани выбора: мстить или нет. Поэтому монолог "Быть или не быть?" из века в век остаётся современным и актуальным.
Светлана П., 9 класс
Прим. админа. У Светланы в тетради ещё две страницы анализа произведения.
30 января 2023
Гамлет в наше время
Продолжаем готовиться к итоговому собеседованию. Монологическое высказывание (описание)
Здесь всё о монологическом высказывании по теме № 1 (описание). Призываю снова вас, мои дорогие 9-классники, прочитать материал полностью. А конкретно обращаю ваше внимание на то, что отдельно выношу сюда. Особо смотрите Шаблон описания и Словарь
Монологическое высказывание на основе описания фотографии
Формулировка задания: «Опишите фотографию».
Чек-лист
- Внимательно прочитайте тему.
- Обратите внимание на место действия, на задний план: помещение или улица, освещение, крупные предметы.
- Обратите внимание на героя(ев) фотографии:
- кто они?
- что делают?
- как выглядят?
- во что одеты?
- каковы выражение лица, поза?
4. Постарайтесь почувствовать настроение героя(ев) или общую атмосферу происходящего.
5. Свяжите с жизнью то, что изображено на фотографии: значимость занятия, важность взаимоотношений, качества характера.
6. Подумайте, какое впечатление произвела на вас фотография.
Советы
Совет 1
Используйте подсказки, которые даются к заданию. Под каждой фотографией обязательно будет написано: «Не забудьте описать...» и дан небольшой план. Он поможет вам направить ход мыслей в нужное русло.
Совет 2
Используйте разные части речи: