15 февраля 2023

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (таблица)

 

№ п/п

Знак препинания

Правило постановки знаков препинания/союзы для подстановки

Примеры

1

Запятая

Если факты в предложениях перечисляются, между ними можно подставить союз И

В глазах у меня потемнело(1), голова закружилась(2).

В глазах у меня потемнело(1), И голова закружилась(2).

2

Точка с запятой

Если факты в предложениях перечисляются, между ними можно подставить союз И, но простые предложения более распространённые или имеют свои знаки препинания

Изумрудные лягушата прыгают под ногами(1); между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их(2).

 Изумрудные лягушата прыгают под ногами(1), И между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их(2). (во II предложении деепричастный оборот)

3

Двоеточие

Если II предложение указывает на причину того, о чём говорится в   I предложении;  между предложениями можно подставить ПОТОМУ ЧТО

Выйти на улицу невозможно (1): с утра идёт дождь (2).

Выйти на улицу невозможно (1), ПОТОМУ ЧТО с утра идёт дождь (2).

Если II предложение раскрывает смысл того, о чём говорится          в I предложении; между предложениями можно подставить А ИМЕННО

Поднявшись на холм, мы увидели необычную картину(1):  на опушке стояли два лося(2).

Поднявшись на холм, мы увидели необычную картину(1), А ИМЕННО:  на опушке стояли два лося(2).

Если II предложение дополняет содержание I предложения;

между предложениями можно подставить ЧТО (иногда  И УВИДЕЛ, ЧТО)

Чувствовалось (1): скоро начнётся гроза (2).

Чувствовалось (1), ЧТО скоро начнётся гроза (2).

4

Тире

Если содержание одного предложения противопоставлено другому; между предложениями можно подставить А или НО

Чин следовал ему (1) – он службу вдруг оставил (2).

Чин следовал ему (1) , А он службу вдруг оставил (2).

Если I предложение указывает на условие того, о чём говорится во II предложении; между предложениями можно подставить ЕСЛИ

Волков бояться (1) – в лес не ходить (2).

ЕСЛИ волков бояться (1),  в лес не ходить (2).

Если I предложение указывает на время того, о чём говорится во    II предложении; между предложениями можно подставить КОГДА

Пашню пашут (1) – руками не машут (2).

КОГДА пашню пашут (1) , руками не машут (2).

14 февраля 2023

История создания романа "Преступление и наказание"

В презентации представлены материалы об истории создания, жанре и композиции романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Информационная переработка текста. План. Конспект.Тезисы

Информационная переработка текста -- это процесс извлечения необходимой информации из текста-источника, который принято называть первичным текстом, и представления этой информации в новом, создаваемом тексте, который называют вторичным текстом.

В презентации по следующей ссылке  https://ppt-online.org/657254 содержится концентрированно изложенный материал по теме. На шестом слайде представлена сравнительная информация плана, конспекта, тезисов фрагмента одной статьи. Это поможет учащимся освоить практически  приёмы информационной переработки текстов.

13 февраля 2023

Как делать работу над ошибками?

Прежде чем делать работу над ошибками, нужно понять, что это за ошибки!

Если ошибки сделаны на изученные орфограммы, то выполнить работу над ошибками по образцу.

Если в слове допущена ошибка на написание буквы, обозначающей гласный или согласный звук (кроме пропуска, перестановки, замены букв, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ и заглавной буквы), то слово нужно мысленно разобрать по составу и узнать, в какой части слова допущена ошибка.

Если орфограмма не изучена, то слово написать 3-5 раз (до конца строки), обозначить ударение, подчеркнуть место ошибки. 

В этом посте  памятки, как делать работу над ошибками. Думаю, что эти памятки полезно иметь всегда под рукой, поэтому советую сохранить их в своих заметках каждому ученику.

Памятка "Как работать над ошибками"

Памятка к работе над ошибками

12 февраля 2023

ОЧИЩЕНИЕ В ТРЕТЬЯКОВКЕ: ЗА ЧТО УБРАЛИ ТРЕГУЛОВУ

https://tsargrad.tv/articles/ochishhenie-v-tretjakovke-za-chto-ubrali-tregulovu_722321 читать полностью

Похоже, процесс очищения русской культуры от либералов, экстремистов и русофобов начался всерьёз. Об этом говорит тот факт, что бессменному с 2015 года директору Третьяковки Зельфире Трегуловой не продлили контракт. То есть фактически уволили. Как уволили летом с должности худрука "Школы современной пьесы" Иосифа Райхельгауза, ляпнувшего, что воздух в Одессе стал чище после 2 мая 2014 года.

11 февраля 2023

С какой буквы пишется слово ИНТЕРНЕТ?

 
ИСТОЧНИК

Как пишется слово интернет?

Интернет может употребляться как существительное (самостоятельная часть речи) или как первая часть сложных слов. От этого зависит написание.

При самостоятельном употреблении сейчас возможно написание с прописной и строчной буквыдоступ к Интернету и доступ к интернету, пользоваться Интернетом и пользоваться интернетом.  А вот Рунет – только с прописной: Премия Рунета.

При употреблении в качестве первой части сложных слов правильно только со строчной и через дефисинтернет-сайт, интернет-пользователь, интернет-олимпиада, интернет-зависимый.

Такое написание установлено в 4-м издании «Русского орфографического словаря» РАН (М., 2012).

Как писали раньше?

В предыдущих изданиях «Русского орфографического словаря» проводилось четкое разделение: интернет- как первая часть сложных слов – только со строчной буквы, как и сейчас (интернет-сайт), а вот Интернет при самостоятельном употреблении – только с прописной буквы (доступ к Интернету), варианта написания этого слова со строчной буквы при самостоятельном употреблении не было.

Но в 4-м издании «Русского орфографического словаря» РАН «для слова интернет, в соответствии с практикой письма и решением Орфографической комиссии РАН, предложены два варианта – с начальной прописной и со строчной буквой» (цитата из предисловия к 4-му изданию).

С какой буквы писать другие названия интернета – сеть, паутина, веб?

09 февраля 2023

А сколько всего правил правописания в русском языке?

 

    Точное число назвать сложно, потому что непонятно, как считать: где проходит граница между правилами и подпунктами правил? Но какие-то цифры можно назвать. Подготовленный 
Орфографической комиссией РАН полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина (М., 2006) содержит 219 параграфов в части «Орфография» и 167 параграфов в части «Пунктуация». Если считать каждый параграф (независимо от его объема) отдельным правилом, тогда можно сказать, что в русском языке около 400 правил правописания.

Правила по русскому языку с 1 по 11 класс https://russkiypro.com/rules на сайте РусскийПро!

Чек-лист к ОГЭ по русскому языку (тестовая часть)

 

Тема

Знаю

Вопросы/

комментарии/

дополнения/

забываю

Задание 2. Синтаксический анализ

Знать что такое ГО, чем может быть выражена

 

 

Виды предложений по количеству ГО

 

 

Виды односоставных предложений

 

 

Умение находить ГО в предложении

 

 

Задание 3. Пунктуационный анализ

Знаки препинания в ССП

 

 

Знаки препинания в СПП

 

 

Знаки препинания в БСП

 

 

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

 

 

Знаки препинания при однородных ЧП, в том числе с обобщающим словом

 

 

Знаки препинания при  д.о.

 

 

Знаки препинания при  п.о.

 

 

Знаки препинания при вводных конструкциях

 

 

Знаки препинания при обращении

 

 

Знаки препинания при приложении

 

 

Знаки препинания при сравнительном обороте

 

 

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

 

 

Задание 4. Синтаксический анализ

Виды словосочетаний

Общая схема стилистического анализа текста

 Источник  По данной ссылке вы найдёте формулировку задания 3 в демоверсии 2023 года, теорию по  заданию, схему стилистического анализа текста (приведена здесь), список функциональных стилей речи.

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

08 февраля 2023

Расписание проведения итогового собеседования в 2023 году

 Расписание проведения итогового собеседования по русскому языку в 2022-2023 учебном году

Основной срок – 8 февраля 2023 года
Дополнительные сроки – 15 марта 2023 года, 15 мая 2023 года

07 февраля 2023

Итоговое сочинение. Темы «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

Источник Подборка тем для итогового сочинения в 2022-2023 учебном году для 11 классов по направлению «Семья, общество, Отечество в жизни человека».  

С 2022 - 2023 учебного года  нет направлений. Подробнее читайте здесь. В комплект будет входить 6 тем из 3 разделов. Темы будут браться только из реальных тем прошлых лет. Далее приведены такие темы. Весь список тем в указанном выше Источнике.

Реальные темы по направлению / разделу «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

Темы подготовлены и сгруппированы Суязовой И.А., учителем русского языка и литературы МБОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП» Воронежской области

Категория 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции

Взгляд на человека как на представителя семьи

109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»? (декабрь 2018)
513. Какого человека можно назвать сложившейся личностью? (декабрь 2017)
525. Когда человек становится личностью? (февраль 2018)

Размышления о семейных ценностях, о связи поколений

402. Роль родительского наставления в жизни человека. (декабрь 2014)
403. Почему так важно сохранять связь между поколениями? (декабрь 2014)
407. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? (декабрь 2014)
410. Что такое семейные традиции и зачем они нужны? (декабрь 2014)
445. Почему «отцы и дети» – вечная тема? (декабрь 2014)
446. Какую роль в становлении личности могут играть старшие? (декабрь 2014)
448. Важно ли человеку получить родительское напутствие? (декабрь 2014)
449. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь? (декабрь 2014)
427. Всегда ли ценны заветы отцов? (февраль 2015)
424. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? (февраль 2015)
431. Какую роль в становлении личности может играть семья? (февраль 2015)
113. Какую роль в становлении личности играют детство и юность? (декабрь 2015)
201. Что значит в жизни человека родительский дом? (декабрь 2015)
202. Что дом может рассказать о своём хозяине? (декабрь 2015)
210. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? (декабрь 2015)
209. Может ли человек прожить без Дома? (декабрь 2015)
212. Какие нравственные ценности укрепляют семью? (декабрь 2015)
213. Что в доме самое главное? (декабрь 2015)
402. Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути? (декабрь 2015)
211. В какой дом хочется приходить снова и снова? (декабрь 2015)
221. Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции? (февраль 2016)
222. Устарело ли понятие «домашнего очага»? (февраль 2016)
223. Что такое чувство дома? (февраль 2016)
224. Когда Дом становится нравственной опорой человека? (февраль 2016)
226. Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»? (февраль 2016)
149. Когда кончается детство? (май 2016)
227. Почему говорят: «в гостях хорошо, а дома лучше»? (февраль 2016)



Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html



Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html



Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html



Источник: https://ctege.info/semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka/temyi-semya-obschestvo-otechestvo-v-zhizni-cheloveka.html

06 февраля 2023

Виды подчинительной связи в сложноподчинённом предложении

    В презентации приведены примеры и схемы сложных предложений с разными видами подчинения придаточных. Обобщённая информация для подготовки к ОГЭ по русскому языку. 

Актуальное: синтаксический разбор сложного предложения

 I. Разобрать предложение по членам.

II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.
III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.
IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.
V. Сделать описательный разбор по следующей схеме:
1. По цели высказывания:
— повествовательное,
— вопросительное,
— побудительное.
2. По интонации:
— невосклицательное,
— восклицательное.
3. По количеству грамматических основ:
1) простое,
2) сложное:
— сложносочиненное,
— сложноподчиненное,
— бессоюзное,
— с разными видами связи.
Для сложного предложения далее характеризуется каждая часть:

Зачем нужен синтаксический анализ?

Многие вообще не понимают, что такое синтаксический разбор и для чего он нужен. Именно этот анализ позволяет увидеть структуру предложения, а это, в свою очередь, повышает уровень пунктуационной грамотности. 

                                   


Можно проводить синтаксический разбор словосочетания, простого предложения и разных видов сложных предложений.

04 февраля 2023

А если литературного героя нарисовать...



     Девятиклассники всё ещё "не отойдут" от "Гамлета". Эти рисунки они сделали после чтения речи И.С. Тургенева "Гамлет и Дон Кихот". Мы занимаемся по учебнику Б.А. Ланина.

    Уроки литературы должны приносить удовольствие.

03 февраля 2023

Типовые ошибки каждого задания итогового собеседования

 Источник

    В презентации приводятся ошибки, которые допускают при ответе участники итогового собеседования. Полезная информация как для учеников, так и для экспертов и собеседников-экзаменаторов.

Видеоролик по рассказу "Человек в футляре"

https://disk.yandex.ru/i/AUcXb10JQtXdeg 
По ссылке  видеоролик по рассказу А.П. Чехова "Человек в футляре" моего ученика 9 класса Дмитрия К. Мы посмотрели его на уроке. Нам понравилось.

02 февраля 2023

Про семейные ценности: антиаргументы к проблеме итогового сочинения

     Не уверена, что выразилась точно: имею в виду, что бывают аргументы положительные, а бывают аргументы (примеры, точнее) отрицательные. Так вот после урока литературы по  роману "Господа Головлёвы" помещаю этот пост.

    Проблема деградации человеческой личности. На страницах романа "Господа Головлёвы" (роман опубликован в 1880 году) писатель развернул трагическую историю семьи Головлёвых, историю деградации человеческой личности. Эгоистичные, жадные, злые, выворачивающие наизнанку самые  добрые человеческие чувства -- такими представлены Головлёвы. Все пороки этой семьи воплощены  в Порфирии Головлёве, по прозвищу Иудушка. Для него  в жизни нет ничего, через что он не смог бы переступить.

    «С младенческих лет любил он прилас­каться к милому другу маменьке, украдкою поцело­вать ее в плечико, и иногда понаушничать». Арина Петровна по-своему выделяла Порфирия среди всех де­тей: «И невольно рука ее искала лучшего куска на блю­де, чтоб передать его ласковому сыну...», «Как ни силь­но говорила в ней уверенность, что Порфишка-подлец только хвостом лебезит, а глазами петлю накидыва­ет...», «Несмотря на то, что один вид этого сына подни­мал в ее сердце смутную тревогу чего-то загадочного, недоброго», она никак не могла определить, что же «источает» его взгляд: яд или сыновнюю почтитель­ность? Порфирий среди остальных членов семьи выде­ляется прежде всего многословием, переросшим в пус­тословие, подлость характера.

Урок в библиотеке



         Урок литературы в 10 а классе сегодня был в школьной библиотеке. Про семейные ценности и что происходит, когла они искажены. По роману "Господа Головлёвы". Каждый из моих ребят  держал в руках книжку и текст читали по книжке, не из телефона, что по-своему уже стало уникальным. Разумеется, традиционная книжно-иллюстративная выставка. Замечательно было и то, что гравюры с портретами М.Е. Салтыкова-Щедрина были выполнены отцом нашего библиотекаря Натальи Валерьевны. Он художник, член Союза художников России. Было очень атмосферно -- как теперь выражается молодёжь, говоря о чём-то интересном.

01 февраля 2023

И ещё о Гамлете...

     Трагедия Гамлета заключается вовсе не в том, что он гибнет физически в результате одержимости  чувством мести и чувством справедливости. Дело в том. что сам Гамлет обрекает себя на смерть, собираясь вправлять этот вывихнутый век. Это трагедия личности, потому что не каждый  способен отдать себя в жертву другим. Гамлет считает себя на службе вывихнутого века. А это значит, что надо пролить чью-то кровь, восстановить истину во имя справедливости. В этот момент Гамлет перестаёт быть философом и становится человеком действующим.

Анастасия К. 9 класс