28 февраля 2023

27 февраля 2023

БСП и анатомическо-арифметический парадокс

Разъясните анатомическо-арифметический парадокс. Какая ошибка в знаках препинания привела к искажению смысла?Пальцев у него давадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.              Ответ в презентации

26 февраля 2023

Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ

 Источник 

    Важный ресурс к ЕГЭ - Навигатор подготовки, опубликованный  на сайте ФИПИ. Что в нем? По каждому предмету, помимо перечисленных тем и разделов, раскрыты основные понятия (история - даты, математика и физика - формулы), все, вплоть до ссылок на нужные параграфы учебников. А плюс к этому - ссылки на видеоуроки и материалы Российской электронной школы, разбор типичных ошибок прошлых лет, описание новых моделей заданий с возможностью потренироваться в их выполнении, видеоконсультации разработчиков экзаменов. Например, навигатор по русскому языку.

Русский язык
I. Рекомендации по самостоятельной подготовке

О гандболе, баскетболе и танцах

     В моём 10 а  семь девочек уже лавно занимаются гандболом. Две из них  играют в профессиональной команде на контракте. Гандбол в Астрахани наряду с футболом  в приоритете, потому что наш земляк Владимир Александрович Гладченко -- советский и российский тренер по гандболу -- в 60-е годы прошлого века сначала организовал первую гандбольную команду, а потом  астраханскую гандбольную школу. В.А. Гладченко -- заслуженный тренер РСФСР (1980), заслуженный тренер СССР (1989), Почётный гражданин города Астрахани (1997). В 1990 году астраханская гандбольная команда стала чемпионом России, по нескольку раз завоёвывала серебряные и бронзовые медали. Славные традиции продолжает молодое поколение. Наша "Астраханочка" в первых рядах в России. Много детей и юниоров занимаются в  гандбольной  школе имени В.А. Гладченко. У нас в школе в каждой параллели есть гандбольный класс. 

Астраханская команда на соревнованиях. В ЮФО они пока на первом месте сезона 2022 - 2023 года. Среди них пять наших родных девчонок-десятиклассниц.
    А моя семья, чады мои играли, играют в баскетбол, занимаются пропагандой этого вида спорта в родном городе. Я стараюсь не пропускать значимые игры Астраханской баскетбольной лиги. Вот и вчера мы были на финале региональной студенческой лиги. Играли наши "Бобры" из Астраханского государственного архитектурно-строительного университета и "Ойраты" из Калмыцкого  государственного университета. Команды по результатам игр сезона вышли в финал и вчера сражались на паркете не на жизнь, а на смерть за золотые медали. Игра была огонь. На последней минуте наши вырвали победу, опередив соперников на одно-единственное очко. На снимках мои ученики-болельщики и я с чемпионом по имени Василий.
    И наконец про танцы. Глеб Б. тоже из нашего 10 а с детства занимается бальными танцами в "Пилигриме" (так называется школа бальных  танцев, главный филиал которой  находится в нашем учебном заведении). Глеб со своей партнёршей уже  много раз становились победителями международных, российских и региональных конкурсов.

    Кстати, все ребята учатся хорошо. Есть даже отличники среди них. Не могла не поделиться всем этим после вчерашнего накала страстей и избытка эмоций, полученных на баскетбольном финале.

24 февраля 2023

Иосиф Бродский

     

Иосиф Александрович Бродский (1940–1996 гг.) – писатель, эссеист, переводчик, преподаватель, личность известная и уважаемая не только в России, но и во всем мире. Смог в полной мере реализовать свой талант как поэт после вынужденной эмиграции в США. В 1987 году был награждён Нобелевской премией.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/b/brodskij-iosif-brodsky-joseph

Иосиф Бродский. На независимость Украины

Дорогой Карл Двенадцатый, сражение под Полтавой,

слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,

«время покажет кузькину мать», руины,

кости посмертной радости с привкусом Украины.

То не зелено-квитный, траченый изотопом,

— жовто-блакитный реет над Конотопом,

скроенный из холста: знать, припасла Канада —

даром, что без креста: но хохлам не надо.

Гой ты, рушник-карбованец, семечки в потной жмене!

Не нам, кацапам, их обвинять в измене.

Сами под образами семьдесят лет в Рязани

с залитыми глазами жили, как при Тарзане.

Скажем им, звонкой матерью паузы метя, строго:

скатертью вам, хохлы, и рушником дорога.

Ступайте от нас в жупане, не говоря в мундире,

по адресу на три буквы на все четыре

стороны. Пусть теперь в мазанке хором Гансы

с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.

Как в петлю лезть, так сообща, сук выбирая в чаще,

а курицу из борща грызть в одиночку слаще?

Прощевайте, хохлы! Пожили вместе, хватит.

Плюнуть, что ли, в Днипро: может, он вспять покатит,

брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый

отвернутыми углами и вековой обидой.

Не поминайте лихом! Вашего неба, хлеба

нам — подавись мы жмыхом и потолком — не треба.

Нечего портить кровь, рвать на груди одежду.

Кончилась, знать, любовь, коли была промежду.

Что ковыряться зря в рваных корнях глаголом!

Вас родила земля: грунт, чернозем с подзолом.

Полно качать права, шить нам одно, другое.

Эта земля не дает вам, кавунам, покоя.

Ой-да левада-степь, краля, баштан, вареник.

Больше, поди, теряли: больше людей, чем денег.

Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза,

Нет на нее указа ждать до другого раза.

С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!

Только когда придет и вам помирать, бугаи,

будете вы хрипеть, царапая край матраса,

строчки из Александра, а не брехню Тараса

1991

11 слов молодежного сленга, которые вы вряд ли переведете

 Источник

    Подростковый язык настолько живой и подвижный, что новые слова в нем появляются каждый год. Только мы, кажется, привыкли к кринжам и абобусам, как — здрасьте, пожалуйста! — им на смену пришли очередные изречения. Попробуете разобраться в новейшем молодежном словаре? (И, да, мы помним, что ваши дети не такие и «так не говорят»).

Далее по ссылке

23 февраля 2023

Лев Гумилёв: о пассионарности и пассионариях

    Пассионарность -- это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. (Замечу в скобках: чего, к сожалению, большинству из нас не хватает). Назовём таких людей пассионариями.

    Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далёкие походы... борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям...(И  такой способности многие из нас лишены).

    Уровень пассионарности в этносе не остаётся неизменным. Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить разлчным возрастам человека.

    Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии -- люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей... Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. А после того как субпассионарии проедят и пропьют всё ценное, сохранившееся от героических времён, наступает последняя фаза этногенеза... когда этнос сохраняет лишь память о своей героической традиции. Затем исчезает и память... люди предпочитают великим замыслам обывательский покой.                                                Лев Гумилёв. От Руси до России

Лев. Гумилёв. От Руси до России


 ... Соответствовать самому себе можно в любой период истории; можно жить, оставаясь самим собой, обрекая себя на сложную судьбу, и тогда, быть может, именно вы  прикоснётесь к струне истории, и она зазвучит от вашей руки... Лев Гумилёв

   Из аннотации. Книга выдающегося  историка и географа Л.Н. Гумилёва излагает события русской истории сквозь призму оригинальной авторской концепции  этногенеза.

    Из книги вы узнаете, что создание России на бескрайних просторах Евразии было закономерно с точки зрения Природы и истории; что наш суперэтнос на 500 лет моложе западноевропейского, а потому нам присущи иные стереотипы поведения; что впереди нас ждёт период расцвета, если мы излечимся от болезни подражательства.

Почему я остановила свой выбор на такой серьёзной,  научно-популярной книге, в которой излагается огромное количество событий не только русской, но и мировой истории;  ещё больше в ней имён и поименований великих и не очень великих людей Руси, Востока, Запада, России. Мне хотелось разобраться, кто такие пассионарии, и хоть немного продвинуться в понимани  концепции этногенеза Льва Гумилёва. А прочитав его очерки этнической истории, я продвинулась очень значительно в понимании России, её  истории и её духа. В следующем посте заметки из книги. На память.

22 февраля 2023

Изображение пасеки в русской живописи. Тепло родного дома

 Ещё одно  творческое задание по родной русской литературе в завершение раздела "Тепло родного дома". Презентация  "Изображение пасеки в русской живописи". Её подготовил ученик 9 а класса Артём Б.

Бортничество на Руси. Творческое задание по родной русской литературе

На уроках родной русской литературы в 9 классе мы закончили прохождение раздела "Тепло родного дома". В качестве проверочной работы учащимся была предложена творческая работа по заданиям учебного пособия. Ученик 9 а класса Артур Б. подготовил  презентацию "Бортничество  на Руси". Презентация

21 февраля 2023

Международный день родного языка: история праздника

Источник 

    Родной язык бесценен для каждого из нас. На родном языке мы говорим наши первые фразы и яснее всего высказываем свои мысли. Это та основа, на которой все люди строят свою личность с мгновения своего первого вздоха, и он то, что ориентирует нас на протяжении всей жизни. Он является способом, с помощью которого можно научить уважать себя, свою историю, свою культуру, и главное, других людей со всеми их особенностями. 21 февраля - Международный день родного языка. Этот праздник еще молодой. Он ведет свою историю с 2000 года, установлен ЮНЕСКО с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

История происхождения Международного дня родного языка

С 26 октября по 17 ноября 1999 года в Париже проходила тридцатая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, где был на официальном уровне утвержден день поддержки языкового многообразия - международный день родного языка.

Глаголы на -ить и -ять: "запоминалка"

В некоторых глаголах написание гласной в неопределённой форме перед ТЬ надо ЗАПОМНИТЬ!

КлеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть,, ездИть, бросИть, победИть –
их писать в начальной форме
надо только через -Ить-
ВеЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть –
их писать в начальной форме
надо только через -Ять-

Манить, победить взяты для рифмы. Они ударные. 
Глаголы, которые не вошли из-за рифмы:
ОБИДЕТЬСЯ
МАЯТЬСЯ
ХАЯТЬ
КЛАНЯТЬСЯ
ЗАТЕЯТЬ
ТАЯТЬ

20 февраля 2023

О романе "Марсианин" и ... школьном образовании


 Это не отзыв о прочитанной книге. Это скорее рефлексия (!) по поводу  романа  Энди Вейера "Марсианин" и... всяких школьных экзаменов и того, чему в школе учат. Признаюсь, у меня не так уж много внешних раздражителей: слава Богу, спокойное существование, взвешенное состояние духа, человек я не конфликтный и простой, есть работа. Так вот с ней, работой, связаны основные моменты-раздражители. И не в последнюю очередь, как можно предположить, экзамены, школа. Причем здесь роман "Марсианин"? Притом, что  главная мысль  в нём заключается в том, что школа (понятно, что в более широком смысле -- образование, навык, тренировка) учит основам всего того, что может  пригодиться в жизни. Как выжить в совершенно немыслимых условиях, вспомнив и применив, к примеру,  реакцию разложения воды на кислород и водород, как создать плодородную почву из марсианской совершенно безжизненной пыли, чтобы не умереть с голоду... Это не фантастика, а реальная жизнь... я имела в виду реальную математику, ботанику с физикой и химией, которые порой кажутся ненужными в школьном обиходе. Как тут не вспомнить о  целесообразности советской системы образования,  когда  молодое поколение постигало основы всех наук. Беда была другая: не  учили нас и не умели мы  по большей части  эти знания применить на практике...

19 февраля 2023

Расписание ГИА 2023

Сертификат за прохождение теста

 Есть первая ласточка. Глеб Б. из моего 10 а получил вот такой сертификат, пройдя тест к этому замечательному празднику.

21 февраля -- Международный день родного языка

Сложный тест к Международному дню родного языка

Тест по ссылке https://www.yaklass.ru/p/peremenka/yaklassnyj-test/test-k-mezhdunarodnomu-dniu-rodnogo-iazyka-7200167

Традиционно к 21 февраля, когда отмечается Международный день родного языка, команда «ЯКласс» готовит интересный тест, посвящённый истории и грамматике русского языка. В этом году мы решили немного отойти от привычного формата и хотим поделиться с вами интересными фактами об особенностях нашего родного языка в разных регионах.

Русский язык является одним из самых распространённых в мире: говорит на нём более 260 миллионов людей, а родным его назвали более 150 миллионов. Несмотря на то, что на русском говорят все жители нашей страны, он неоднороден и различается от региона к региону. Так, в современном языке выделяют три основных диалекта: северный, южный и среднерусский.

Машинные (нейронные) картинки на тему "Школа 21 века"





     Скажу прямо: не впечатляют такие художества. Сравню, пожалуй, с машинным переводом с одного языка на другой: понятно, но без учёта особенностей формы и оттенков, изюминки смысла.

Что такое нейронная сеть?

     И вот решила я разобраться, что же это такое нейросеть. Ниже привожу пояснение, а в следующем посте то, что мне нарисовала нейросеть по запросу "Школа 21 века без детей и с детьми" в разных стилях: цифровая живопись, картина маслом, мультфильмы и в 3D формате.

  ИСТОЧНИК Если у вас нет таланта к художественному искусству, попробуйте себя в формулировании запроса нейросетям: они нарисуют изображение быстро, качественно и в разных вариантах. Где можно попробовать, читайте в этой статье.

Нейронная сеть – это компьютерная программа, работающая по принципу человеческого мозга: она прогоняет входные данные через систему «нейронов» – более простых программ, взаимодействующих между собой, после чего выдаёт некий результат вычислений на основе этого взаимодействия, опыта и ошибок прошлых запусков программы. Любая нейросеть является самообучаемой системой «искусственного интеллекта» и это её главное отличие от обычной компьютерной программы.

Сегодня нейросети используются для решения сложных задач, которые требуют аналитических вычислений, подобно тем, что совершает человеческий мозг: распределяют данные по параметрам, составляют прогноз относительно сложившейся ситуации, например, экономической, распознают лица.

По данным Всемирного Экономического Форума, к 2025 году искусственный интеллект сможет заменить специалистов в области изобразительного искусства, кинематографа, журналистики, программирования и других сфер.

Уже сегодня нейросети могут нарисовать изображение по текстовому запросу, с помощью схематичного наброска или референсов

18 февраля 2023

Таким увидели "буревестника революции" 9-классники



     Девятиклассники продолжают самовыражаться: нарисовали портреты Максима Горького к уроку литературы о жизни и творчестве писателя. Вверху работа Мефодия З., внизу Татьяны Я.

17 февраля 2023

Страница ОГЭ в блоге

 Девятиклассники продолжают готовиться к ОГЭ. В этом блоге есть страница ОГЭ. На ней есть материалы к экзамену. Некоторые я буду дублировать. Информация полезная, хотя материалы датированы 2020 годом. В тестах принципиально мало что изменилось с тех пор. Поэтому пользуйтесь моим банком  материалов к основному государственному экзамену. Удобно, что они всегда под рукой: набрал в поисковике Учебник нашего времени и нужную страницу -- и окей. Я и сама определяю свой блог как хранилище учебной и другой информации. Год не заходила в него, а всё на месте.

16 февраля 2023

Предикативная основа предложения, или Какими бывают подлежащее и сказуемое

 В учебнике под редакцией М.В. Панова для 8 класса вводится понятие предикативная основа предложения.  В дополнение к  материалу учебника данная статья, в которой представлены различные формы подлежащего и сказуемого. Также публикация может быть полезной  при подготовке к экзаменам выпускников 9 и 11 классов.

Грамматическая основа (иначе – предикативная основа) – это сочетание, образуемое главными членами, или единственный главный член предложения. Грамматическая основа – важное грамматическое явление: без нее предложение не существует. Вот почему любая синтаксическая работа с предложением начинается с нахождения его грамматической основы. При определении грамматической основы, разграничении подлежащего и сказуемого возникает ряд проблем. Назовем некоторые из них.
Далее по ссылке

Гибкие навыки педагога как лидера


 

15 февраля 2023

Бессоюзное сложное предложение

 Презентация "Понятие о бессоюзном сложном предложении"  http://www.myshared.ru/slide/1379398/

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (таблица)

 

№ п/п

Знак препинания

Правило постановки знаков препинания/союзы для подстановки

Примеры

1

Запятая

Если факты в предложениях перечисляются, между ними можно подставить союз И

В глазах у меня потемнело(1), голова закружилась(2).

В глазах у меня потемнело(1), И голова закружилась(2).

2

Точка с запятой

Если факты в предложениях перечисляются, между ними можно подставить союз И, но простые предложения более распространённые или имеют свои знаки препинания

Изумрудные лягушата прыгают под ногами(1); между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их(2).

 Изумрудные лягушата прыгают под ногами(1), И между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их(2). (во II предложении деепричастный оборот)

3

Двоеточие

Если II предложение указывает на причину того, о чём говорится в   I предложении;  между предложениями можно подставить ПОТОМУ ЧТО

Выйти на улицу невозможно (1): с утра идёт дождь (2).

Выйти на улицу невозможно (1), ПОТОМУ ЧТО с утра идёт дождь (2).

Если II предложение раскрывает смысл того, о чём говорится          в I предложении; между предложениями можно подставить А ИМЕННО

Поднявшись на холм, мы увидели необычную картину(1):  на опушке стояли два лося(2).

Поднявшись на холм, мы увидели необычную картину(1), А ИМЕННО:  на опушке стояли два лося(2).

Если II предложение дополняет содержание I предложения;

между предложениями можно подставить ЧТО (иногда  И УВИДЕЛ, ЧТО)

Чувствовалось (1): скоро начнётся гроза (2).

Чувствовалось (1), ЧТО скоро начнётся гроза (2).

4

Тире

Если содержание одного предложения противопоставлено другому; между предложениями можно подставить А или НО

Чин следовал ему (1) – он службу вдруг оставил (2).

Чин следовал ему (1) , А он службу вдруг оставил (2).

Если I предложение указывает на условие того, о чём говорится во II предложении; между предложениями можно подставить ЕСЛИ

Волков бояться (1) – в лес не ходить (2).

ЕСЛИ волков бояться (1),  в лес не ходить (2).

Если I предложение указывает на время того, о чём говорится во    II предложении; между предложениями можно подставить КОГДА

Пашню пашут (1) – руками не машут (2).

КОГДА пашню пашут (1) , руками не машут (2).