Источник Здесь 10 новых текстов из Открытого банка заданий ФИПИ для 9 класса с 6 (содержание текста) и 7 (средства выразительности) заданиями тестовой части экзамена.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
27 февраля 2023
БСП и анатомическо-арифметический парадокс
26 февраля 2023
Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ
I. Рекомендации по самостоятельной подготовке
- Рекомендации по самостоятельной подготовке к ЕГЭ по русскому языку (2022 г.) __
- Рекомендации по самостоятельной подготовке к ЕГЭ по русскому языку (2020 г.)
- Фонетика (pdf)
- Орфоэпический словник (pdf)
- Лексика и фразеология (pdf)
- Словарик паронимов (pdf)
- Грамматика. Морфология (pdf)
- Грамматика. Синтаксис (pdf)
- Орфография (pdf)
- Пунктуация (pdf)
- Выразительность русской речи (pdf)
- Речь (pdf)
- Тренировочные задания (pdf)
О гандболе, баскетболе и танцах
В моём 10 а семь девочек уже лавно занимаются гандболом. Две из них играют в профессиональной команде на контракте. Гандбол в Астрахани наряду с футболом в приоритете, потому что наш земляк Владимир Александрович Гладченко -- советский и российский тренер по гандболу -- в 60-е годы прошлого века сначала организовал первую гандбольную команду, а потом астраханскую гандбольную школу. В.А. Гладченко -- заслуженный тренер РСФСР (1980), заслуженный тренер СССР (1989), Почётный гражданин города Астрахани (1997). В 1990 году астраханская гандбольная команда стала чемпионом России, по нескольку раз завоёвывала серебряные и бронзовые медали. Славные традиции продолжает молодое поколение. Наша "Астраханочка" в первых рядах в России. Много детей и юниоров занимаются в гандбольной школе имени В.А. Гладченко. У нас в школе в каждой параллели есть гандбольный класс.
24 февраля 2023
Иосиф Бродский
Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/b/brodskij-iosif-brodsky-joseph
Иосиф Бродский. На независимость Украины
Дорогой Карл Двенадцатый, сражение под Полтавой,
слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,
«время покажет кузькину мать», руины,
кости посмертной радости с привкусом Украины.
То не зелено-квитный, траченый изотопом,
— жовто-блакитный реет над Конотопом,
скроенный из холста: знать, припасла Канада —
даром, что без креста: но хохлам не надо.
Гой ты, рушник-карбованец, семечки в потной жмене!
Не нам, кацапам, их обвинять в измене.
Сами под образами семьдесят лет в Рязани
с залитыми глазами жили, как при Тарзане.
Скажем им, звонкой матерью паузы метя, строго:
скатертью вам, хохлы, и рушником дорога.
Ступайте от нас в жупане, не говоря в мундире,
по адресу на три буквы на все четыре
стороны. Пусть теперь в мазанке хором Гансы
с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.
Как в петлю лезть, так сообща, сук выбирая в чаще,
а курицу из борща грызть в одиночку слаще?
Прощевайте, хохлы! Пожили вместе, хватит.
Плюнуть, что ли, в Днипро: может, он вспять покатит,
брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый
отвернутыми углами и вековой обидой.
Не поминайте лихом! Вашего неба, хлеба
нам — подавись мы жмыхом и потолком — не треба.
Нечего портить кровь, рвать на груди одежду.
Кончилась, знать, любовь, коли была промежду.
Что ковыряться зря в рваных корнях глаголом!
Вас родила земля: грунт, чернозем с подзолом.
Полно качать права, шить нам одно, другое.
Эта земля не дает вам, кавунам, покоя.
Ой-да левада-степь, краля, баштан, вареник.
Больше, поди, теряли: больше людей, чем денег.
Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза,
Нет на нее указа ждать до другого раза.
С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
будете вы хрипеть, царапая край матраса,
строчки из Александра, а не брехню Тараса
1991
11 слов молодежного сленга, которые вы вряд ли переведете
Далее по ссылке
23 февраля 2023
Лев Гумилёв: о пассионарности и пассионариях
Пассионарность -- это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. (Замечу в скобках: чего, к сожалению, большинству из нас не хватает). Назовём таких людей пассионариями.
Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далёкие походы... борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям...(И такой способности многие из нас лишены).
Уровень пассионарности в этносе не остаётся неизменным. Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить разлчным возрастам человека.
Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии -- люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей... Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. А после того как субпассионарии проедят и пропьют всё ценное, сохранившееся от героических времён, наступает последняя фаза этногенеза... когда этнос сохраняет лишь память о своей героической традиции. Затем исчезает и память... люди предпочитают великим замыслам обывательский покой. Лев Гумилёв. От Руси до России
Лев. Гумилёв. От Руси до России
... Соответствовать самому себе можно в любой период истории; можно жить, оставаясь самим собой, обрекая себя на сложную судьбу, и тогда, быть может, именно вы прикоснётесь к струне истории, и она зазвучит от вашей руки... Лев Гумилёв
Из аннотации. Книга выдающегося историка и географа Л.Н. Гумилёва излагает события русской истории сквозь призму оригинальной авторской концепции этногенеза.
Из книги вы узнаете, что создание России на бескрайних просторах Евразии было закономерно с точки зрения Природы и истории; что наш суперэтнос на 500 лет моложе западноевропейского, а потому нам присущи иные стереотипы поведения; что впереди нас ждёт период расцвета, если мы излечимся от болезни подражательства.
Почему я остановила свой выбор на такой серьёзной, научно-популярной книге, в которой излагается огромное количество событий не только русской, но и мировой истории; ещё больше в ней имён и поименований великих и не очень великих людей Руси, Востока, Запада, России. Мне хотелось разобраться, кто такие пассионарии, и хоть немного продвинуться в понимани концепции этногенеза Льва Гумилёва. А прочитав его очерки этнической истории, я продвинулась очень значительно в понимании России, её истории и её духа. В следующем посте заметки из книги. На память.
22 февраля 2023
Изображение пасеки в русской живописи. Тепло родного дома
Ещё одно творческое задание по родной русской литературе в завершение раздела "Тепло родного дома". Презентация "Изображение пасеки в русской живописи". Её подготовил ученик 9 а класса Артём Б.
Бортничество на Руси. Творческое задание по родной русской литературе
На уроках родной русской литературы в 9 классе мы закончили прохождение раздела "Тепло родного дома". В качестве проверочной работы учащимся была предложена творческая работа по заданиям учебного пособия. Ученик 9 а класса Артур Б. подготовил презентацию "Бортничество на Руси". Презентация
21 февраля 2023
Международный день родного языка: история праздника
История происхождения Международного дня родного языка
С 26 октября по 17 ноября 1999 года в Париже проходила тридцатая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, где был на официальном уровне утвержден день поддержки языкового многообразия - международный день родного языка.
Глаголы на -ить и -ять: "запоминалка"
В некоторых глаголах написание гласной в неопределённой форме перед ТЬ надо ЗАПОМНИТЬ!
КлеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть,, ездИть, бросИть, победИть – их писать в начальной форме надо только через -Ить- | ВеЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть – их писать в начальной форме надо только через -Ять- |
ОБИДЕТЬСЯ
МАЯТЬСЯ
ХАЯТЬ
КЛАНЯТЬСЯ
20 февраля 2023
О романе "Марсианин" и ... школьном образовании
Это не отзыв о прочитанной книге. Это скорее рефлексия (!) по поводу романа Энди Вейера "Марсианин" и... всяких школьных экзаменов и того, чему в школе учат. Признаюсь, у меня не так уж много внешних раздражителей: слава Богу, спокойное существование, взвешенное состояние духа, человек я не конфликтный и простой, есть работа. Так вот с ней, работой, связаны основные моменты-раздражители. И не в последнюю очередь, как можно предположить, экзамены, школа. Причем здесь роман "Марсианин"? Притом, что главная мысль в нём заключается в том, что школа (понятно, что в более широком смысле -- образование, навык, тренировка) учит основам всего того, что может пригодиться в жизни. Как выжить в совершенно немыслимых условиях, вспомнив и применив, к примеру, реакцию разложения воды на кислород и водород, как создать плодородную почву из марсианской совершенно безжизненной пыли, чтобы не умереть с голоду... Это не фантастика, а реальная жизнь... я имела в виду реальную математику, ботанику с физикой и химией, которые порой кажутся ненужными в школьном обиходе. Как тут не вспомнить о целесообразности советской системы образования, когда молодое поколение постигало основы всех наук. Беда была другая: не учили нас и не умели мы по большей части эти знания применить на практике...
19 февраля 2023
Сертификат за прохождение теста
Есть первая ласточка. Глеб Б. из моего 10 а получил вот такой сертификат, пройдя тест к этому замечательному празднику.
21 февраля -- Международный день родного языка
Сложный тест к Международному дню родного языка
Тест по ссылке https://www.yaklass.ru/p/peremenka/yaklassnyj-test/test-k-mezhdunarodnomu-dniu-rodnogo-iazyka-7200167
Традиционно к 21 февраля, когда отмечается Международный день родного языка, команда «ЯКласс» готовит интересный тест, посвящённый истории и грамматике русского языка. В этом году мы решили немного отойти от привычного формата и хотим поделиться с вами интересными фактами об особенностях нашего родного языка в разных регионах.
Русский язык является одним из самых распространённых в мире: говорит на нём более 260 миллионов людей, а родным его назвали более 150 миллионов. Несмотря на то, что на русском говорят все жители нашей страны, он неоднороден и различается от региона к региону. Так, в современном языке выделяют три основных диалекта: северный, южный и среднерусский.
Машинные (нейронные) картинки на тему "Школа 21 века"
Что такое нейронная сеть?
И вот решила я разобраться, что же это такое нейросеть. Ниже привожу пояснение, а в следующем посте то, что мне нарисовала нейросеть по запросу "Школа 21 века без детей и с детьми" в разных стилях: цифровая живопись, картина маслом, мультфильмы и в 3D формате.
ИСТОЧНИК Если у вас нет таланта к художественному искусству, попробуйте себя в формулировании запроса нейросетям: они нарисуют изображение быстро, качественно и в разных вариантах. Где можно попробовать, читайте в этой статье.
Нейронная сеть – это компьютерная программа, работающая по принципу человеческого мозга: она прогоняет входные данные через систему «нейронов» – более простых программ, взаимодействующих между собой, после чего выдаёт некий результат вычислений на основе этого взаимодействия, опыта и ошибок прошлых запусков программы. Любая нейросеть является самообучаемой системой «искусственного интеллекта» и это её главное отличие от обычной компьютерной программы.
Сегодня нейросети используются для решения сложных задач, которые требуют аналитических вычислений, подобно тем, что совершает человеческий мозг: распределяют данные по параметрам, составляют прогноз относительно сложившейся ситуации, например, экономической, распознают лица.
По данным Всемирного Экономического Форума, к 2025 году искусственный интеллект сможет заменить специалистов в области изобразительного искусства, кинематографа, журналистики, программирования и других сфер.
Уже сегодня нейросети могут нарисовать изображение по текстовому запросу, с помощью схематичного наброска или референсов
18 февраля 2023
Таким увидели "буревестника революции" 9-классники
17 февраля 2023
Страница ОГЭ в блоге
Девятиклассники продолжают готовиться к ОГЭ. В этом блоге есть страница ОГЭ. На ней есть материалы к экзамену. Некоторые я буду дублировать. Информация полезная, хотя материалы датированы 2020 годом. В тестах принципиально мало что изменилось с тех пор. Поэтому пользуйтесь моим банком материалов к основному государственному экзамену. Удобно, что они всегда под рукой: набрал в поисковике Учебник нашего времени и нужную страницу -- и окей. Я и сама определяю свой блог как хранилище учебной и другой информации. Год не заходила в него, а всё на месте.
16 февраля 2023
Предикативная основа предложения, или Какими бывают подлежащее и сказуемое
В учебнике под редакцией М.В. Панова для 8 класса вводится понятие предикативная основа предложения. В дополнение к материалу учебника данная статья, в которой представлены различные формы подлежащего и сказуемого. Также публикация может быть полезной при подготовке к экзаменам выпускников 9 и 11 классов.
15 февраля 2023
Бессоюзное сложное предложение
Презентация "Понятие о бессоюзном сложном предложении" http://www.myshared.ru/slide/1379398/
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (таблица)
№ п/п |
Знак препинания |
Правило постановки
знаков препинания/союзы для подстановки |
Примеры |
1 |
Запятая |
Если факты в
предложениях перечисляются, между ними можно подставить союз И |
В глазах у меня
потемнело(1), голова закружилась(2). В
глазах у меня потемнело(1), И голова закружилась(2). |
2 |
Точка с запятой |
Если факты в
предложениях перечисляются, между ними можно подставить союз И, но простые предложения более
распространённые или имеют свои знаки препинания |
Изумрудные лягушата
прыгают под ногами(1); между корней, подняв золотую головку, лежит
уж и стережёт их(2). Изумрудные
лягушата прыгают под ногами(1), И между корней, подняв золотую
головку, лежит уж и стережёт их(2). (во II предложении деепричастный оборот) |
3 |
Двоеточие |
Если II предложение указывает на причину
того, о чём говорится в I предложении; между предложениями можно подставить ПОТОМУ ЧТО |
Выйти на улицу
невозможно (1): с утра идёт дождь (2). Выйти
на улицу невозможно (1), ПОТОМУ ЧТО с утра идёт дождь (2). |
Если II предложение раскрывает смысл
того, о чём говорится в I предложении; между предложениями
можно подставить А ИМЕННО |
Поднявшись на холм,
мы увидели необычную картину(1): на опушке стояли два лося(2). Поднявшись
на холм, мы увидели необычную картину(1), А ИМЕННО: на опушке стояли два лося(2). |
||
Если II предложение дополняет содержание
I
предложения; между предложениями
можно подставить ЧТО (иногда И УВИДЕЛ, ЧТО) |
Чувствовалось
(1): скоро начнётся гроза (2). Чувствовалось
(1), ЧТО скоро начнётся гроза (2). |
||
4 |
Тире |
Если содержание
одного предложения противопоставлено другому; между предложениями можно
подставить А или НО |
Чин следовал ему
(1) – он службу вдруг оставил (2). Чин следовал ему (1) , А он службу вдруг оставил (2). |
Если I предложение указывает на условие
того, о чём говорится во II
предложении; между предложениями можно подставить ЕСЛИ |
Волков бояться
(1) – в лес не ходить (2). ЕСЛИ
волков бояться (1), в лес
не ходить (2). |
||
Если I предложение указывает на время
того, о чём говорится во II предложении; между предложениями
можно подставить КОГДА |
Пашню пашут (1)
– руками не машут (2). КОГДА пашню пашут (1) , руками не машут (2). |