16 февраля 2024

Маяковский современен

Брошки -- блещут на тебе!

С платья с полуголого.

Эх, к такому платью бы

Да еще бы голову. 

Это стихи  Владимира Владимировича Маяковского. Думаю, он хорошо бы вписался в современную жизнь со своим сарказмом, со своими сатирическими стихами.

Владимир Маяковский. Фотография Александра Родченко. 1924 год




Источник

15 февраля 2024

" Собаки и другие люди". Новая книга Захара Прилепина

Ознакомительный фрагмент книги Захара Прилепина прочитала. Потом прослушала аудиокнигу. Впечатления потрясающие. Светлая повесть о любви и преданности, о глубоком знании повадок, особенностей животных. Я бы сказала даже... психологии братьев наших меньших. У Прилепина собаки и коты говорят, о чём думают своим языком, что чувствуют, переживают.
Самое для меня поразительное: как надо так уметь писать! На чистейшем русском языке!  Великолепным языком! И передать столько знаний, смыслов, как теперь принято говорить. А ещё эмпатии, переживаний. Так рассказать о красоте окружающего мира и жизни.
Ролики о собаках и коте из книги "Собаки и другие люди"
Сенбернар Шмель: воспитатель детей и взрослых
История одного бассет-хаунда: Толька для своих. Толька для тебя
Мейнкун Мур. Полное имя — Муравей. Самоучитель бойца без страха и упрёка

Ссылка на аудиокнигу https://knizhin.ru/book/sobaki-i-drugie-lyudi/
Семь собак, рыжий кот и кошечка, попугай и обаятельные деревенские жители — главные герои этой книги: то уморительно смешной, то немного печальной. Но и печаль эта — тепла и человечна.
Невероятно доброе и нежное повествование о любви и преданности. О братьях наших меньших, преподающих нам удивительные уроки.О том, что боль — преодолима, а жизнь — удивительна. Особенно — с такими невероятными друзьями. (Из аннотации на книгу)

Каким было самое первое стихотворение Александра Пушкина??

 Источник                Детский портрет Пушкина (Ксавье де Местр)

К сожалению, ни один документальный источник не сохранил тексты первых сочинений маленького Александра. Его младший брат и литературный секретарь Лев Пушкин вспоминал:

«Страсть к поэзии проявилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году (то есть примерно в 1807 году. — Прим. ред.), умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии». Эти пьески юный Пушкин обожал разыгрывать для старшей сестры Ольги.

Самые ранние из сохранившихся стихотворений поэта, датированные периодом между 1809 и 1811 годом, известны сегодня как раз благодаря Ольге Пушкиной (в замужестве — Павлищевой). Их записал с ее слов, а позже опубликовал в «Материалах для биографии А.С. Пушкина» историк литературы и литературный критик Павел Анненков:

«Первые попытки авторства, вообще рано проявляющиеся у детей, пристрастившихся к чтению, обнаружились у Пушкина, разумеется, на французском языке и отзывались влиянием знаменитого комического писателя Франции [Мольера].

14 февраля 2024

Что такое "зга" и почему её не видно?

 Источник

«Ни зги не видно» говорят, чтобы описать непроглядную тьму. Это выражение относится к фразеологизмам, то есть сохраняет свой смысл только целиком.

Несмотря на то что значение оборота точно известно и, скорее всего, не менялось со временем, ученые не знают, как и когда оно возникло. Также не сохранилось сведений о том, употребляли ли эту фразу раньше в каком-то буквальном смысле. Сложности в изучении связаны со словом «зга».

Исследовательница славянских языков Ирина Петлева отмечает, что в первой трети XIX века уже задавались вопросом о значении «зги». «Какое знаменование имеет на французском языке слово зга?» — писал в 1824 году адмирал Александр Шишков. В конце XIX века Владимир Даль, который собирал примеры народной речи, расшифровал его как «тьма».
Я говорю, что ночью худо починивать карету, когда ни зги не видно, а ветер задувает свечи даже в каретных фонарях.
Николай Бестужев. «Шлиссельбургская станция». 1830–1832
Многие ученые сходятся во мнении, что, вероятно, это понятие возникло в русском языке как сокращенная форма старинного слова «стьга», «стега». Оно означало «путь», «направление». В Толковом словаре живого великорусского языка Владимир Даль фиксировал употребление слова «стёжка» — уменьшительного от «стезя» — с тем же значением «дорога, тропа».
“Спустились к реке, перешли брод, поднимаемся вверх. Ни зги не видно. Подъем крутой, недавно прошел дождь, лошади скользят.
      Зинаида Рихтер. «В солнечной Абхазии и Хевсуретии». 1923–1924

Фольклористы Дмитрий Зеленин и Федор Буслаев, а также языковед Сергей Булич считали, что «зга» — родственница «згинки». Так называли искру.

“Отчего же это уже совсем ни зги не видно, и что за темнота в воздухе, что со всех сторон сдавливает, и удушливый запах сажи и золы?
Николай Лесков. «Железная воля». 1876
Также ученые предполагали, что «зга» — это не само отсутствие света, а эффект от тьмы, именно невозможность увидеть, что находится вокруг. Существует версия, что это слово означало ближайший и известный предмет, который не получается разглядеть.
Александр Герасимов. Ночная дорога. 1914
Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Алекса́ндр Миха́йлович Гера́симов — российский, советский художник-живописец, архитектор, скульптор, теоретик искусства, педагог, профессор. Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат четырёх Сталинских премий

13 февраля 2024

Суровый, очень жестокий мир детства в повести Максима Горького

 Максим Горький. Повесть "Детство":

Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной. И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, – русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их. 

 Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.

Повесть Максима Горького «Детство» была написана в 1913 году и вошла в сборник рассказов и очерков «По Руси». Произведение написано в жанре автобиографической повести, в которой автор по-иному переосмыслил и изобразил многие эпизоды из своего детства. Глазами главного героя – мальчика Алексея Каширина – читатель видит окружающий героя суровый, очень жестокий мир, который, тем не менее, неразрывно связан со сказками, которые Алексею рассказывала бабушка. Повесть относится к литературному направлению «неореализм».

Подробнее: https://obrazovaka.ru/books/gorkiy/detstvo 

Обучение Алёши грамоте

Пляски бабушки
Бабушка на пожаре
Автором этих иллюстраций является Борис Александрович Дехтерёв (1908—1993) — советский график, художник-иллюстратор. Подробно по ссылке

12 февраля 2024

Тест: кто вы из героев «Мастера и Маргариты»?

 Михаил Булгаков работал над «Мастером и Маргаритой»​ более 10 лет, до самой смерти. Он менял сюжет, имена персонажей, добавлял и убирал героев. Закончить роман писатель так и не успел. Черновики собрала воедино и отредактировала его жена — Елена Булгакова. Впервые книга вышла только в 1966 году. С тех пор интерес к «Мастеру и Маргарите» не угасает. Роман изучают в школе, о нем ведут споры литературоведы, о его аллюзиях​ и сюжетных линиях читают лекции и выпускают подкасты, по нему постоянно ставят спектакли, в том числе мюзиклы, снимают фильмы и сериалы. А мы предлагаем вам пройти тест и узнать, кем бы вы были во вселенной романа — всесильным злом, бездарным поэтом или начинающей ведьмой? Не забудьте поделиться результатом с друзьями.

Пройти тест

Московская красавица Елена Булгакова и Михаил Булгаков

11 февраля 2024

"Сын полка". Взрослые и дети на войне

 В пятом классе в программу по литературе вернули повесть В.П. Катаева "Сын полка". Мы читаем фрагменты из повести. Когда прочитали, я предложила ребятам посмотреть фильм 1946 года. Хороший фильм. Финальные сцены смотреть без слёз невозможно. Такие фильмы надо смотреть взрослым и детям.

Что такое «Нансеновский паспорт» и при чем здесь беженцы?

 Источник

«Нансеновский паспорт» (или просто «Нансеновка») — это вид документа, который был введен в 1922 году по инициативе норвежского исследователя и гуманитария Фридтьофа Нансена, который был верховным комиссаром от Лиги Наций по делам беженцев.
Этот документ предназначался для беженцев и лиц без гражданства и предоставлял им определенные права и привилегии, обеспечивая международное признание и защиту.
Нансеновский паспорт стал ответом на гуманитарные проблемы после Первой мировой войны, когда множество людей оказались без гражданства и документов. Этот документ позволял беженцам и лицам без гражданства свободно перемещаться между странами, предоставлял им право на работу и другие социальные льготы. Он также предоставлял особые гарантии, чтобы защитить его обладателей от депортации в страны, где их жизнь и свобода были бы подвергнуты опасности.
Один раз в год в этот "паспорт" вклеивали новую марку с портретом Нансена, и его действие продлевалось. Деньги от продажи марок пополняли фонд, средства которого шли на переселение и устройство беженцев. В середине 1920-х «нансеновские паспорта» были действительны в 43 странах, в 1940-е — уже в 52.
С такими "паспортами" жили Иван Бунин, Анна Павлова, Сергей Рахманинов, а также аристократы царских кровей (например, двоюродная сестра Николая II великая княгиня Мария Павловна), да и множество простых людей. Всего такие удостоверения получили около 450 тыс. человек!
Использование Нансеновского паспорта было популярно вплоть до Второй мировой войны. С течением времени и с развитием международных норм и договоров (таких, как "Конвенция ООН о статусе беженцев" 1951 года, который предоставляет защиту беженцам и регулирует их правовой статус), Нансеновский паспорт утратил свою актуальность.

10 февраля 2024

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит...

188-ю годовщину со дня гибели поэта Александра Пушкина отмечают в России сегодня, 10 февраля. В этот день в 1837 году в Санкт-Петербурге русский поэт скончался после трагической дуэли с Жоржем Дантесом на Черной речке.
«В одну минуту погибла сильная, крепкая жизнь, полная гения, светлая надеждами. Россия лишилась своего любимого национального поэта,
писал Василий Жуковский отцу поэта, Сергею Львовичу.
— Первые минуты ужасного горя для тебя прошли; теперь ты можешь меня слушать и плакать. Я опишу тебе всё, что было в последние минуты твоего сына. Что я слышал сам. Что мне рассказывали другие очевидцы…»
Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884 г.
Заснеженная поляна, окруженная деревьями. На первом плане - фигура А.С.Пушкина, полулежащего на шубе, брошенной в снег. Опираясь на левую руку, правую, с пистолетом, вытянул в сторону Дантеса, стоящего в глубине, слева. Между ними - фигура д'Аршиака. Над Пушкиным склонился Данзас. Он в шубе, накинутой на одно плечо. Справа, за деревьями, видны сани с седоком. Лица всех персонажей прописаны слабо. Снег возле руки Пушкина обагрен кровью. Подрамник с горизонтальной перекладиной и клинками, холст дублирован. Картина в обноске.Слева внизу красной краской: "Адрiан.В.1869".

Два чувства дивно близки нам...

Александр Сергеевич Пушкин

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.
1830 г.

09 февраля 2024

Кто придумал паспорт?

 Источник

Паспорт — это не просто документ, подтверждающий личность, но и ключ к свободному передвижению в мире. История паспортов берет свое начало в древности и связана с потребностью государств в контроле передвижения своих и чужих граждан.
Интересно, что уже в Древнем Египте существовала система удостоверения личности, запрещающая кому-либо покидать свои территории без соответствующего документа. Также в Арабском Халифате для путешествий требовалась специальная бумага, подтверждающая исправную уплату налогов.
Кстати, происхождение слова "паспорт" восходит к итальянским выражениям "пасса" (что означает "проходить") и "порт". Эти термины использовались в Европе в эпоху Возрождения для обозначения различных документов, разрешавших пересечение границ.
В России документы, аналогичные современным паспортам, начали массово выдаваться при Петре I. В США у многих людей нет паспортов по сей день, а личность можно подтвердить, например, водительским удостоверением.
К началу XX века большинство стран отказалось от требования паспортов для иностранцев, но Первая мировая война внесла коррективы, ужесточив пограничный контроль. В 1920 году на Международной конференции по вопросам паспортов были установлены стандарты для заграничных документов, близких к современным образцам.
С течением времени паспорт стал неотъемлемым атрибутом международных поездок, а современные технологии придали этим документам новые уровни безопасности и удобства.

08 февраля 2024

Как появилось выражение «вешать всех собак»?


Фразеологизм "вешать всех собак" выражает несправедливые обвинения и перекладывание ответственности за свои промахи на других. В отличие от многих других выражений, происхождение этой фразы абсолютно не очевидно. Давайте в этом разберемся!
Одна из наиболее популярных теорий о происхождении фразеологизма "повесить всех собак" связана с репейником. Но почему, спросите вы, обычный надоедливый репейник, известный своей навязчивой прилипчивостью, стал причиной появления этого выражения?
Оказывается, в старые времена колючки этого растения называли "собаками" из-за их способности прилипать к одежде и трудно отделяться от нее. Согласно суевериям, повесить на кого-то несколько таких "собак" - означало навести некую порчу, приводящую к невезению и бедам. Со временем репейники перестали называть "собаками", однако само выражение осталось и стало означать несправедливое навешивание вины.
Вторая теория о происхождении этого фразеологизма связана с рыцарскими временами. Существует предположение, что опозоренного рыцаря заставляли нести мертвую собаку на плечах под улюлюканье и насмешки окружающих. Некоторые лингвисты утверждают, что этот обычай мог стать источником выражения "вешать всех собак", обозначая публичное унижение и осуждение опозоренного человека.
С течением времени фразеологизм перешел от суеверий и рыцарских традиций к переносному значению. Теперь он обозначает несправедливые обвинения и перекладывание своей вины на другого человека. Как правило "всех собак" обычно навешивают на человека низшего по рангу, слабого и незащищенного, который не может за себя постоять.

07 февраля 2024

О враждебном разборе "Руслана и Людмилы"

Женщин мало, много шампанского, много острых слов, много книг, немного стихов. Вы поверите легко, что, преданный мгновенью, мало заботился я о толках петербургских.
А.С. Пушкин Н. И. Гнедичу. 4 декабря 1820 г. Из Каменки в Петербург

Любопытный комментарий к этому письму.

Пушкин посетил Каменку во время съезда декабристов, но не знал о существовании общества и не догадывался о происходящем съезде. В семье декабриста С. Г. Волконского сохранилось предание, что уже после этого съезда Волконскому было поручено принять Пушкина в тайное общество, чего он не сделал из боязни подвергнуть жизнь поэта опасности.

Поэма моя — «Руслан и Людмила»; издавалась в Петербурге под наблюдением Гнедича.

«Андромаха» — трагедия Расина, отрывки из которой были переведены Гнедичем и напечатаны в журнале «Сын отечества» (1820, № 34—37).

«Уже в последний раз приветствовать я мнил» — цитата из стихотворения Гнедича «К провидению», напечатанного в том же номере «Сына отечества».

В., который хвалит мое целомудрие — А. Ф. Воейков, в своих литературных выступлениях отличавшийся крайней наглостью. Был автором враждебного Пушкину разбора «Руслана и Людмилы» в указанном номере «Сына отечества». Употребленные Воейковым эпитеты нежный, чувствительный к Корреджио совершенно не подходят, над чем и иронизирует Пушкин.

Кисти в руки не берет — Орловский писал преимущественно карандашом.

Неизвестный эпиграмматист — баснописец И. А. Крылов, напечатавший эпиграмму на критику Воейкова («Сын отечества», 1820, № 38).

Допросчик — Д. П. Зыков, друг П. А. Катенина,

 Нам трудно представить, что  поэма "Руслан и Людмила" могла быть подвергнута враждебному разбору  А.Ф. Воейкова, "в своих литературных выступлениях отличавшегося крайней наглостью."
М.В. Добужинский (1875-1957). А.С. Пушкин  в Каменке среди декабристов.. 
На самом деле А.С. Пушкин не знал о существовании общества и на съезде декабристов не был. Художник представил себе ситуацию, изображённую на картине, зная, что Пушкин сочувствовал декабристам,  разделял их идеи, и это нашло отражение  в его стихах. Декабристы же берегли поэта и не посвящали его в свои дела.

06 февраля 2024

Международный день отказа от мобильного телефона – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска

Международный день отказа от мобильного телефона – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска: 6 февраля – Международный день отказа от мобильного телефона Почему был придуман такой праздник? Всё потому, что современный мир трудно представить без телефона, вместе с этим у людей развивается зависимость. Недавнее исследование показало, что примерно 43% жителей̆ РФ признаются в зависимос...

Подвиг

Это было суровой зимой,
Возле леса, на снежной опушке,
Где над стылой, замерзшей рекой
Притаилась деревня Чернушки.

 

Небольшое такое сельцо –
Ряд избушек за белым пригорком,
Окрещенных горячим свинцом
И оплаканных долею горькой.
Здесь в атаку пехота пошла –

Цепь за цепью за ротою рота,

Но в глубоком снегу залегла,

Не дойдя до фашистского дзота.

 

Мины выли, и злобно в глаза

Дзот хлестал пулеметной чечеткой

– Разрешите, – Матросов сказал, –

Доберусь, чтоб заткнуть ему глотку.

 

И пополз по-пластунски солдат –

Шапка на брови, смерти навстречу.

Взрыв взметнулся. Но снова, как град

Пули сыпались в огненный вечер.

 

И тогда, в тот решающий миг,

Когда все мы за павших в ответе,

Прыгнул парень, и…сердцем приник

К чёрной щели, врываясь в бессмертье.

 

Словно рухнула в снег тишина.

Замер лес возле мёртвого дзота.

И пошла, как стальная стена,

В наступленье родная пехота.

 

Так в кровавом, жестоком бою

В феврале сорок третьего года

Жизнь отдал комсомолец свою

За свободу и счастье народа.

 

А наверно, мечталось ему

Прошагать сквозь военное пламя

Или, может, поднять самому

Над рейхстагом победное знамя.

 

Но начертано было судьбой

Раньше встать на гранит величаво,

В звонкой бронзе над тихой рекой

Увенчанным гвардейскою славой.

 

Отошла боевая страда,

Отгремели военные пушки.

Но советский народ никогда

Не забудет деревню Чернушки

 

Жить Матросову! Жить на века

Молодому бойцу-патриоту!

Жить в сердцах у живых,

Жить в колоннах полка,

В списках первой матросовской роты.

В. Калачев

35 стихотворений и поэм и 7 песен об Александре Матросове можно прочитать в блоге "ВО!круг книг"

 

Секрет счастливых учителей

 Что такое профессиональное благополучие? Это удовольствие от своей работы, гордость за достижения, желание совершенствоваться и развиваться.Благополучию в профессии педагога можно и нужно учиться. Специалисты НИУ ВШЭ Анастасия Капуза и Полина Осокина изучили этот вопрос с научной точки зрения, а мы делимся их выводами: как именно повысить своё субъективное благополучие в профессии.

1. Повышайте «эмоциональную квалификацию».
Метаанализ двадцати девяти исследований показал, что программы, специально разработанные для повышения социальной и эмоциональной компетентности учителей, повышают благополучие участников, помогают снижать психологический стресс и улучшают атмосферу в классе.
Например, можно учиться успокаивать тело и разум с помощью дыхания. Сосредоточить внимание на дыхании — это простой способ перевести тело из состояния стресса в состояние расслабления. Проследив за дыханием даже на протяжении 30 секунд, можно уберечь себя от поспешных выводов и поступков.
Другой способ — в течение дня практиковать «самопроверку». Остановиться и подумать, что чувствуете вы и ваше тело: усталость, грусть, холод, жажду и т.д. Такое внимательное отношение к себе поможет снизить стресс.

2. Установите рабочие границы.
Определите для себя время работы и время на остальную жизнь, когда вы не будете не только выполнять рабочие дела, но и отвечать на рабочие сообщения или звонки. Постарайтесь выделить полноценный перерыв на обед, не совмещая его с решением рабочих задач. Кроме того, важно не забывать о своих интересах и хобби. Специалисты советуют записаться на регулярные занятия, будь то спорт или творчество, чтобы отдых был отмечен в календаре наравне с работой.

3. Укрепляйте отношения с коллегами.
Исследования показ али, что эмоциональное выгорание «заразно»: учителя, которые контактируют с «перегоревшими» коллегами, сами подвергаются большему риску. Межличностные взаимодействия между педагогами действуют в школе как «каналы распространения выгорания».
Для учителей важны три группы поддержки. Руководство школ может создавать благоприятную рабочую среду. Коллеги способны поддерживать друг друга, работать сообща и помогать регулировать эмоции. Наконец, ученики могут стать «эмоциональным вознаграждением» за работу и придавать смысл профессии.

4. Постарайтесь выстроить добрые отношения с учениками.
Как это сделать? Во-первых, проявить интерес к их жизни и предпочтениям. Во-вторых, прибегать к позитивному общению, включая похвалу и поддержку, чтобы помочь ребятам почувствовать себя увереннее. В-третьих, использовать игры и коллективные задания, чтобы помочь ученикам улучшить отношения друг с другом и с вами.

5. Развивайте свою креативность.
Подходите к подготовке занятий творчески, используйте разные методики и формы обучения. Это не только поможет сделать уроки более интересными для учеников, но и добавит вам удовольствия от работы. Это подтверждается научными исследованиями.

6. Внедряйте технологии.
Цифровые сервисы могут помочь педагогу реализовать все предыдущие рекомендации. Например, сэкономить время на проверку домашних заданий (https://vk.com/wall-10474189_114169) или работу над ученическими проектами (https://vk.com/wall-10474189_114456).

05 февраля 2024

Бессмертный подвиг Александра Матросова

Сегодня отмечается сто лет со дня рождения Александра Матросова. Торжественные мероприятия пройдут на юге Псковской области, где 19-летний стрелок-автоматчик в годы Великой Отечественной войны совершил свой легендарный подвиг – закрыл собой амбразуру немецкого дзота, за что получил звание Героя Советского Союза.

5 февраля -- 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова

2 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, лётчика-испытателя Валерия Чкалова. В этот день в международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвящённая юбилею летчика.
18 июня 1937 г. АНТ-25 с экипажем Чкалов – Байдуков – Беляков взлетел с аэродрома в Щелково и через 63 часа 16 минут приземлился в Ванкувере, штат Вашингтон, на границе с Канадой, преодолев 9130 км. Встречный ветер и обледенение вызвали повышенный расход топлива и рекорд дальности установить не удалось.
Из Москвы до Ванкувера 
"Три Богатыря" -- так называли советских лётчиков. Г.Ф. Байдуков. В.П. Чкалов, И.В. Беляков
Валерий Павлович Чкалов
Валерий Чкалов прожил, к сожалению, короткую жизнь. Он погиб при испытании нового самолета, когда ему было всего 34 года. Но даже за этот короткий срок вошел в историю авиации нашей страны, в мировую историю авиации. Так много он успел.

Имя Валерия Чкалова в советские времена носили станции метро и пионерские дружины, пароходы и военные эскадрильи. Даже остров в Охотском море и планета Солнечной системы под номером 2692 были названы в его честь. Улица Чкалова есть во многих городах бывшего СССР и в американском Ванкувере. Есть такая улица и в нашем городе Николаевске-на-Амуре.

И все же очень обидно, что нынешняя молодежь мало интересуется прошлым нашей страны и знает о Валерии Чкалове совсем немного, а некоторые и вовсе не слышали его имя. Человеку без памяти не дано быть крылатым...

Критическое мышление: приёмы его развития на уроках

Критическое мышление — это способность осознавать, что ты знаешь, а что нет, задавать вопросы, приводить аргументы, сравнивать, давать оценки, делать выводы. Как развить эти полезные навыки у школьников? Делимся приёмами, которые можно использовать на уроках.

Верные и неверные утверждения
Этот приём используется в начале изучения темы. Ещё до того, как ученики познакомятся с материалом, учитель читает утверждения. Ребята предполагают, верны они или нет. Ответы фиксируются на доске, а в конце занятия проверяются. Таким образом, во время урока школьники знают, на что обратить внимание, то есть обучение становится более осознанным.

Кластер
Приём помогает выстроить связи между известными понятиями. В центре пишется ключевой термин или тема, а от него в разные стороны отходят ветки-ассоциации. Например, тема: «Здоровый образ жизни». Ответвления: «режим дня», «правильное питание», «физическая активность», «минимальный стресс» и т.д. Приём можно использовать и в начале изучения темы, когда ученики делают предположения, и в завершении. Как вариант, можно дать задание на дом: выстроить кластер по тому, что изучали на уроке.

«Бортовой журнал»
В тетради ученик чертит таблицу из двух колонок: «Что я знаю по теме» и «Что нового я узнал». Первая колонка заполняется в начале урока в течение нескольких минут. Вторая — на протяжении всего занятия. Таким образом, ключевой материал оказывается зафиксирован в тетради, а ребята наглядно видят, как за урок пополняется их багаж знаний.

«Толстые» вопросы
Это условное деление знакомо многим педагогам. На «тонкие» вопросы можно ответить коротко и однозначно. В каком году произошло событие? Кто в нём участвовал? Каков был результат? Ответы на «толстые» вопросы требуют рассуждения. Могло ли это событие не произойти или произойти иначе? Найдите три положительных и три отрицательных последствия этого события для общества/экономики/науки и объясните свою оценку. Для развития критического мышления, конечно, важнее отвечать на «толстые» вопросы. Кроме того, полезно их придумывать и задавать одноклассникам.

04 февраля 2024

В Волгоградской области прошла историческая реконструкция Сталинградской битвы

Сегодня, 4 февраля, в Среднеахтубинском районе Волгоградской области состоялся показ исторической реконструкции «За Сталинград!». Мероприятие посвящено 81-й годовщине Сталинградской победы.
Организаторы считают, что реконструкция – это живой урок истории, собирательный образ легендарной Сталинградской битвы. Она отражает все самые яркие подвиги героев сражения за город на Волге, а главный акцент реконструкции сделан на операции «Кольцо».

Какие слова чаще всего употреблял Пушкин?

 Источник

Советские ученые активно изучали наследие Александра Пушкина. Одним из результатов этой многогранной работы стала публикация «Словаря языка Пушкина». Филолог Светлана Борунова, участница группы составителей второго издания, назвала это издание «первым полным словарем языка писателя и одновременно культурно-историческим словарем пушкинского времени и предшествующей эпохи».

Впервые ученые предложили изучить лексику Пушкина на рубеже XIX и XX веков. Юрист и литератор князь Александр Урусов выдвинул подобную идею в 1898 году. К тому моменту в России были известны словари языка Уильяма Шекспира и Перси Биши Шелли. Поэты Константин Бальмонт и Валерий Брюсов начали составлять перечни, но работу не продолжили. Советские ученые вернулись к этой идее в 1930-е годы. Великая Отечественная война прервала их труд, но систематизация пушкинского языка возобновилась в 1940−50-х годах.

Первый вариант «Словаря языка Пушкина» выходил с 1956 по 1961 год. Второе, дополненное издание ученые подготовили через 50 лет, в 2000 году. Этот четырехтомник содержит более 21 тысячи слов. Их анализировали на основе текстов, которые вошли в Полное собрание сочинений поэта в 16 томах — его подготовили специалисты Академии наук СССР в 1930-е годы, к 100-летию со дня смерти Пушкина. Языковеды исследовали как литературные тексты, так и черновые выписки, деловые документы, неопубликованные рукописи поэта.

Благодаря изданию можно многое узнать о языке первой трети XIX века. Например, ученые подсчитали, что слова, пришедшие из западноевропейских языков, занимали около 7% лексикона. Чаще всего Пушкин использовал понятия из французского (они составляют почти половину заимствований) и немецкого (около 40%).

Частотный словарь языка Пушкина, дополнение к основному изданию, изначально выглядел как каталог. Каждое слово получало свою карточку, в которой ученые отмечали, сколько раз и в произведениях какого жанра оно встретилось. Чаще всего появляется союз «и» — больше 25 тысяч раз. Любимое существительное — «день» — Александр Пушкин написал 1163 раза. Также одним из самых часто употребляемых оказался корень «царь». Производные от него встречаются в произведениях и бумагах поэта более 1000 раз.

Чуть реже Пушкин вспоминал «друга» — 788 раз, «душу» — 774 раза, «сердце» — 698 раз, и «любовь» — 630 раз. Слово «милый», которое можно считать и прилагательным, и существительным, стало главным эпитетом в творчестве поэта. Его можно найти в текстах 698 раз, из них только 21 — в поэме «Руслан Людмила». Также писатель и его герои «любили» 641 раз, а вот «ненавидели» — всего 32. Страсти в пушкинских текстах нередко кипели на застольях, которые не обходились без вина: этот напиток появляется в произведениях 176 раз.

А лингвист Ревекка Фрумкина на основе «Словаря языка Пушкина» подсчитала, что 48% слов, которые встречаются в текстах, поэт использовал не больше двух раз. Это говорит о невероятном разнообразии пушкинского лексикона.

Подпись  под картинойЛев Нецветаев. «Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний». Портрет Александра Пушкина. 1982. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

03 февраля 2024

"...В Европу прорубить окно..." Строки из поэмы А.С. Пушкина в учебнике для 1 класса...

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
А.С. Пушкин. "Медный всадник"

Эти стихи помещены в учебнике для 1 класса "Литературное чтение". Разумеется, первоклассник вряд ли что тут поймёт. Требуется историко-литературный комментарий, понятный 7-8 летним детям.
В данных строчках описывается решение Петра Первого основать новую столицу, Санкт-Петербург. Поскольку император уважал опыт иностранных государств и хотел реформировать Россию по их образцу, он выбирает место, близкое к Европе. Через свою новую столицу и вся страна должна увидеть, как живут иностранцы, поэтому автор образно именует ее "окном в Европу". Также важной целью Петра было основать собственный флот. Санкт-Петербург находится у Балтики, и император хотел закрепить там морские позиции страны (как пишет поэт, "Ногою твердой стать при море").
Как это пересказать ученикам 1 класса, решит сам учитель. Нужно ли говорить в первом классе о том, что "прорубить окно", "стать при море", "все флаги..."-- это выражения, употреблённые в переносно смысле, и называются они метафорами, учитель тоже решит сам.
"Все флаги в гости будут к нам" - пример поэтического иносказания, которое может подразумевать и то, что купцы разных стран привезут на кораблях товары в новый российский порт, и то, что корабли разных государств (под разными флагами) будут подходить к русским берегам в самых разных мирных целях.
И конечно, надо обязательно сказать ученикам о том, что эти строки из поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник". И о том, что  Александру Сергеевичу Пушкину в 2024 году исполняется 225 лет со дня рождения.
А.И. Бенуа..«Петр Великий, думающий о строительстве Санкт-Петербурга» 
Александр Николаевич Бенуа -- не только один из одарённых художников 20-го века, но и активный деятель театра и кино, декоратор, художественный критик, автор литературных трудов об искусстве, организатор выставок для художников, сценограф, издатель. Перечень его занятий можно еще продолжать и продолжать. Прочитать о нём можно здесь

Как в СССР появились Даздраперма и другие новые имена?

До революции детей в России часто называли по святцам — книге с церковным календарем, в котором были перечислены православные праздники, дни памяти святых.
После Октябрьской революции традиции в стране изменились. Советское правительство хотело перестроить быт и воспитать «человека нового типа» — свободного от пережитков прошлого. Так появились дома-коммуны, фабрики-кухни, жилкомбинаты и рабочие клубы. А еще в СССР была объявлена антирелигиозная кампания. Как писал Лев Троцкий, один из главных идеологов пропаганды атеизма, власти стремились заменить старые обряды — крещение, венчание, поминки — на новые. Так, в декабре 1922 года впервые отмечалось «комсомольское рождество». По всей стране прошли карнавальные шествия, участники которых переодевались в попов, нэпманов, офицеров, пели частушки и выкрикивали лозунги. Такие агитационные песенки приведены в сборнике «Песня в комсомольском строю» под редакцией Надежды Миронец.
...............................................................................................................................
В 1920-х годах возникла мода на аббревиатуры и сокращения. Так появились имена Даздраперма — от лозунга «Да здравствует Первое мая!»; Ким — Коммунистический интернационал молодежи; Мэлс — Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин; Владлен — Владимир Ленин; Челнальдин — челюскинцы на льдине.

02 февраля 2024

2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва

 Сталинградская битва – одно из самых значимых событий Великой Отечественной войны. Она началась 17 июля 1942 года, закончилась полной победой советских войск 2 февраля 1943 года. В ней приняло участие свыше 2 миллионов солдат.

Опера́ция «Кольцо́» (10 января — 2 февраля 1943 года) — фронтовая военная операция Рабоче-крестьянской Красной армии против немецких войск в ходе Великой Отечественной войны, заключительная часть Сталинградской битвы.

Цепь операций вермахта, начало которой положил «План Блау», состояла из ряда тактических побед с глубоким продвижением на кавказском направлении, но закончилась крупным стратегическим поражением Германии и разгромом Шестой немецкой армии Паулюса под Сталинградом в начале 1943 года.
«План Блау»,

1 129 619 советских солдат и офицеров погибли в Сталинградской битве

Всего в Сталинградской битве, включая стратегическую оборону 17 июля — 18 ноября 1942 года, немцы и их союзники потеряли около 1,5 млн солдат и офицеров. Потери Красной Армии составили 1 129 619 человек.
Мамаев курган -- героический курган как символ Сталинградской битвы

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 12. Лексический анализ


 По ссылке доступны теория, практика и презентация к заданию 12 ОГЭ по русскому языку "Лексический анализ https://teletype.in/@vsablina/9kVsUGREZyJ

Теория для задания 12 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ. Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов.