«Ни зги не видно» говорят, чтобы описать непроглядную тьму. Это выражение относится к фразеологизмам, то есть сохраняет свой смысл только целиком.
Несмотря на то что значение оборота точно известно и, скорее всего, не менялось со временем, ученые не знают, как и когда оно возникло. Также не сохранилось сведений о том, употребляли ли эту фразу раньше в каком-то буквальном смысле. Сложности в изучении связаны со словом «зга».
Исследовательница славянских языков Ирина Петлева отмечает, что в первой трети XIX века уже задавались вопросом о значении «зги». «Какое знаменование имеет на французском языке слово зга?» — писал в 1824 году адмирал Александр Шишков. В конце XIX века Владимир Даль, который собирал примеры народной речи, расшифровал его как «тьма».
Я говорю, что ночью худо починивать карету, когда ни зги не видно, а ветер задувает свечи даже в каретных фонарях.Николай Бестужев. «Шлиссельбургская станция». 1830–1832
Многие ученые сходятся во мнении, что, вероятно, это понятие возникло в русском языке как сокращенная форма старинного слова «стьга», «стега». Оно означало «путь», «направление». В Толковом словаре живого великорусского языка Владимир Даль фиксировал употребление слова «стёжка» — уменьшительного от «стезя» — с тем же значением «дорога, тропа».
“Спустились к реке, перешли брод, поднимаемся вверх. Ни зги не видно. Подъем крутой, недавно прошел дождь, лошади скользят.
Зинаида Рихтер. «В солнечной Абхазии и Хевсуретии». 1923–1924
“Отчего же это уже совсем ни зги не видно, и что за темнота в воздухе, что со всех сторон сдавливает, и удушливый запах сажи и золы?Николай Лесков. «Железная воля». 1876
Также ученые предполагали, что «зга» — это не само отсутствие света, а эффект от тьмы, именно невозможность увидеть, что находится вокруг. Существует версия, что это слово означало ближайший и известный предмет, который не получается разглядеть.
Александр Герасимов. Ночная дорога. 1914 Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров |
Алекса́ндр Миха́йлович Гера́симов — российский, советский художник-живописец, архитектор, скульптор, теоретик искусства, педагог, профессор. Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат четырёх Сталинских премий
Комментариев нет:
Отправить комментарий