По ссылке теория, практика и презентация к заданию 8 https://teletype.in/@vsablina/Ry-ZYWZFsR3
Задание 8 ОГЭ по русскому языку нацелено на проверку владения морфологическими нормами. Необходимо знать правила образования и употребления форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
02 июня 2024
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Морфологические нормы
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 7. Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)
Теория и практика а заданию 7 ОГЭ по русскому языку "Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/_PONbAnGa-_
Задание 7 ОГЭ по русскому языку нацелено на применение правил написания слов с различными орфограммами.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания выделенного слова)
Все типы написаний в русской орфографии разделяются на два класса: морфемное написание и традиционное написание. Т.е. написание слова зависит от фонетических, морфологических, морфемных характеристик. В некоторых случаях может играть роль способ словообразования. Потому Орфография не существует сама по себе, она тесно связана с остальными разделами русского языка. Правила орфографии всегда содержат указание на частеречную принадлежность слова и/или часть слова (морфему), фонетический состав и другие характеристики.
Сложность задания на орфографический анализ заключается в том, что необходимо не только уметь на практике применять орфографические правила, но и владеть навыками других видов анализа слова.
Орфограммой называется одно из нескольких (двух или более) графически возможных написаний букв, сочетаний букв, морфем, слов и сочетаний слов, избранное в качестве нормативного, а также контакт, пробел, дефис.
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 5. Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)
По ссылке все материалы (теория, практика видео) к заданию 5 ОГЭ по русскому языку "Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)" https://teletype.in/@vsablina/o8DOvaJRBd7
В задании 5 ОГЭ по русскому языку проверяется практический навык расстановки знаков препинания.Формулировка задания 5 ОГЭ по русскому языку
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.
По мнению психологов (1) чувство (2) это внутреннее отношение человека к окружающему миру. Любовь и ненависть (3) страх и радость (4) эти и многие другие состояния человека (6) сформированы миллионами лет эволюции.
ОТВЕТ:24
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 3. Синтаксический анализ предложения (характеристика предложения)
По ссылке https://teletype.in/@vsablina/2vnzKl0mv-9 все материалы к заданию 3 ОГЭ по русскому языку "Синтаксический анализ (характеристика предложения)".
Синтаксический анализ предложений (характеристика предложения)
• Характеристика простого предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию главных членов, распространённые и нераспространённые).
• Односоставное предложение.
• Осложнение простого предложения.
• Классификация сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложения).
• Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование
01 июня 2024
1 июня – День защиты детей
Дорогие ребята, родители, педагоги! От всей души поздравляем вас с Международным днем защиты детей! Этот праздник напоминает о том, что дети – наше будущее, надежда и богатство любого народа. Астраханские власти прикладывают максимум усилий для гармоничного развития подрастающего покаления. В прошлом году благодаря нацпроекту «Демография» в областном центре было введено в эксплуатацию два детских сада по 140 мест каждый: в поселках Новолесное и Янго-Аул. В настоящее время на территории города ведется строительство еще двух детских садов и двух школ. В таких объемах образовательные учреждения в Астрахани не строились многие годы. Масштабная работа по организации досуга юных астраханцев ведется в отремонтированном в 2023 году муниципальном подростковом центре «Контакт». В этот праздничный день хотим выразить благодарность всем тем, кто посвятил свою жизнь работе с подрастающим поколением: воспитателям, учителям, наставникам! Ребятам от души желаем отличного отдыха во время летних каникул, радости общения с родителями и друзьями, новых открытий и ярких впечатлений! Взрослым - терпения и веры в своих детей. Берегите и защищайте их. Пусть каждый ребёнок живёт в любви и гармонии, чувствует заботу и ласку.
Мы отметили Международный день соседей
Вчера у нас в микрорайоне Юго-Восток 3 состоялся яркий и душевный праздник -- мы отметили Международный день соседей. Спортивные соревнования, цирковое шоу, мастер-классы по современным танцам, выставка умельцев, мороженое и сладкая вата, детские площадки. Центром притяжения стал концерт, на котором выступали профессиональные артисты и самодеятельные коллективы. А самой радостной, особенно для детей, оказалась пенная вечеринка. Выступление рок-ансамбля "Колибри", вообще, было слышно во всём микрорайоне. Мы же могли видеть сцену рок-певцов прямо со своего балкона, а слушать их до самого вечера.
Организовала праздник для жителей наших многоквартирных домов Администрация города.
30 мая 2024
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 3. Синтаксический анализ предложения (характеристика предложения)
По ссылке https://teletype.in/@vsablina/2vnzKl0mv-9 все материалы к заданию 3 ОГЭ по русскому языку "Синтаксический анализ (характеристика предложения)".
Синтаксический анализ предложений (характеристика предложения)
• Характеристика простого предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию главных членов, распространённые и нераспространённые).
• Односоставное предложение.
• Осложнение простого предложения.
• Классификация сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложения).
• Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование
29 мая 2024
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 2. Синтаксический анализ предложения (грамматическая основа)
Задание 2. Синтаксический анализ предложения (выделение грамматической основы предложения).
• Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
• Способы выражения подлежащего.
• Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения.
Как найти подлежащее и сказуемое?
Во-первых, нужно задать общий вопрос: о чём или о ком говорится в предложении? и конкретные вопросы: кто/что это? Это будет подлежащее.
Во-вторых, задать общий вопрос: а что говорится о подлежащем? и конкретные вопросы: что он делает,/сделает? кто он такой, что это такое, каков предмет,, что сделано. Это будет сказуемое.
А впрочем, не поленитесь -- прочитайте теорию и закрепите знания, просмотрев видео.
Для сбора коллекции веб-ресурсов по теме в одном месте я использую отличный бесплатный сервис Teletype. Это конструктор быстрых веб-страниц для дистанционного обучения. О том, как пользоваться им можно прочитать по ссылке в блоге Дидактор.
Как писать сжатое изложение? Подготовка к ОГЭ
Краткая история карусели
28 мая 2024
Гала-концерт в честь юбилея великого тренера
Вчера побывала на праздничном гала-концерте в нашем театре оперы и балета в честь юбилея Людмилы Александровны Тихомировой -- заслуженного тренера по художественной гимнастике, создателя школы Олимпийского резерва по этому виду спорта в Астрахани. Впечатления незабываемые. Заряд энергии огромный. Красота неописуемая.
Жизнь этого человека является ярким примером самоотверженности, целеустремлённости, служения своему делу и, как следствие, ошеломляющего успеха учеников. Это ещё и пример приверженности традиционным ценностям и продолжения в потомках.
Гала-концерт объединил ведущих артистов балета Большого театра и артистов Астраханского театра оперы и балета. Все номера были неподражаемы.
Заключительная сцена концерта под музыку Г. Свиридова "Время, вперёд!", исполненная гимнастами Астраханской школы олимпийского резерва, была просто феерична и неподражаема.
Вот что написали в Сети об этом празднике.
27 мая 2024
Критерии оценивания сочинения по русскому языку (задание 27) для экспертов
Критерии прилагаются к демоверсии ЕГЭ.
Формулировка задания
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.
Критерии оценивания
Задание 27 ЕГЭ по русскому языку. Краткая характеристика трех частей сочинения
Вступление. Во вступлении должен прозвучать первый критерий (К1) – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что именно об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своём тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
Авторская позиция. Чётко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже третий критерий.
Аргументация собственного мнения. Далее необходимо отработать четвёртый критерий – аргументация собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь своё согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй изложить собственное мнение.
Заключение. Снова вернись к проблеме и назови её, сделай вывод в 1-2 предложениях.
Задание 27 ЕГЭ по русскому языку. Ещё проблемы текстов
1. Проблема наследственности и воспитания (Может ли человек вырваться за рамки наследственности?). Наследственность определяет лишь задатки, склонность человека. Но только сам человек может развить то, что дано природой.
2. Проблема истинного литературного таланта. Проблема творчества и денег (Можно ли творить ради денег?). Одной из главных причин появления литературного произведения должна стать потребность что-либо сказать людям.3. Проблема интеллигентности. (кого можно считать интеллигентным человеком?)
Интеллигентность – необходимое качество каждого воспитанного человека. Истинная интеллигентность не приравнивается только к внешней образованности и эрудиции, она является внутренним качеством, проявляющемся прежде всего по отношению к окружающим.
4. Проблема соответствия природы народу, который живет на той или иной территории. (Как связаны ландшафт и пейзаж страны с духовностью народа?) Пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте.
5. Роль книги, литературы в жизни человека. (Зачем нужны хорошие книги?) Проблема любимой книги (Как читают любимую книгу?). Любимые книги помогают человеку жить, лучше понимать окружающий мир. В хорошей книге всегда можно уловить главное.
6. Проблема роли искусства в жизни человека. (На что способно истинное произведение искусства? Что такое чувство родины?) Произведением искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию. Чувство родины всегда с человеком. Оно заставляет в особых случаях делать всё, чтобы защитить её.
7. Проблема талантливого человека. (Каждый ли человек наделен каким-либо талантом?) Талант – удел людей не только искусства, он необходим в любой профессии. Это дар природы, но для его развития от человека требуются большие усилия. Нужно обладать недюжинной духовной силой, чтобы сохранить на протяжении жизни свою индивидуальность и врожденный талант.
8. Проблема взаимоотношения человека и природы. (Сумеет ли человек понять, что разрушает дом, в котором живет?) Состояние планеты Земля и судьба человека зависят от экологически разумного поведения человека. Человечество-болезнь планеты. Жизнедеятельность человека, его поведение представляют реальную угрозу планете.
9. Сложность человеческой жизни. (Как прожить жизнь, чтобы «сохранить себя», свои нравственные ценности? Можно ли прожить жизнь без ошибок? ) Роль детства в жизни человека. Чем дольше человек живет, тем больше совершает ошибок, это неизбежно. Детство – «сердцевина» человека ,где проявляется его суть.
10. Проблема понимания красоты. (как увидеть прекрасное?) Проблема духовной «глухоты» или «слепоты» человека. Красоту надо уметь видеть и слышать. Постоянная смена состояний природы, окружающего пейзажа отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально. Нужно научиться замечать эти изменения природы. Только духовно «зрячий» может чувствовать, видеть красоту окружающего мира.
Задание 27 ЕГЭ по русскому языку. Тексты, проблемы, поднятые в них, авторская позиция
Здесь представлены тексты КИМов ЕГЭ по русскому языку и перечень проблем, поднятых в них. Очень полезное подспорье в подготовке к экзамену, в частности, в подготовке к сочинению (задание 27).
Задание 27 ЕГЭ по русскому языку. Проблема. Примеры формулировок проблем
2) В форме Р.п. (проблема отношения к окружающим).
Если по критерию К1 выпускник получает 0 баллов, то 0 баллов выставляется и по критериям К2-К4! Чтобы этого избежать, рекомендуем тщательно потренироваться на текстах разных типов (художественных и публицистических". Этот навык можно выработать, анализируя небольшие по объему тексты (например, в нашем пособии "Сочинение на 21").
Задание 27 по русскому языку на ЕГЭ. Это вовсе не сочинение...
Основная часть экзамена по русскому языку – написание сочинения по приведенному тексту. Однако это сочинение не очень похоже на привычные нам письменные работы, где приветствуются красивые обороты и полет фантазии. Здесь нужно постараться написать такой текст, который будет максимально соответствовать критериям оценки, за которые и начисляют баллы. Название этого задания в КИМах -- "
Задание 27. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации". То есть это ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ТЕКСТА. И выполнять её нужно в соответствии с критериями оценки, где нужно сформулировать проблему исходного текста, найти в тексте предложения для комментария проблемы, отразить авторскую и собственную позицию, приведя ДВА аргумента для доказательства своего мнения (ЛУЧШЕ из литературы) и в конце подвести итог.Следовательно, кладём перед собой КРИТЕРИИ оценки сочинения и пишем строго по этому плану.
Необходимо соблюсти смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения, добиться выразительности и точности речи, не допустить орфографических, пунктуационных, грамматических и фактических ошибок.
Объём сочинения -- не менее 150 слов, лучше 200 -- 250. Общий балл за сочинение -- 21.
26 мая 2024
Словарь паронимов. Задание 5 ЕГЭ по русскому языку
АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ
АВТОРИТАРНЫЙ — АВТОРИТЕТНЫЙ
АДРЕСАНТ-АДРЕСАТ
АРТИСТИЧЕСКИЙ — АРТИСТИЧНЫЙ
БЕДНЫЙ — БЕДСТВЕННЫЙ
БЕЗЛИКИЙ — БЕЗЛИЧНЫЙ
БЕЗОТВЕТНЫЙ — БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
БОЛОТИСТЫЙ — БОЛОТНЫЙ
БЛАГОДАРНЫЙ — БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ — БЛАГОТВОРНЫЙ
БУДНИЙ — БУДНИЧНЫЙ
БЫВАЛЫЙ — БЫВШИЙ — БЫЛОЙ
ВАННА — ВАННАЯ
ВДОХ — ВЗДОХ
ВЕКОВОЙ — ВЕЧНЫЙ
ВЕЛИКИЙ — ВЕЛИЧАВЫЙ — ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ
ВЕЛИЧИЕ — ВЕЛИЧИНА
ВОЗБУЖДАТЬ — ПОБУЖДАТЬ
ВОСПОЛНИТЬ — ДОПОЛНИТЬ — ЗАПОЛНИТЬ — НАПОЛНИТЬ — ПЕРЕПОЛНИТЬ —ПОПОЛНИТЬ;
ВРАЖДЕБНЫЙ — ВРАЖЕСКИЙ
ВЫБИРАТЬ — ИЗБИРАТЬ;
ВЫГОДА — ВЫГОДНОСТЬ
ВЫДАЧА — ОТДАЧА — ПЕРЕДАЧА — РАЗДАЧА
ВЫПЛАТА — ОПЛАТА — ПЛАТА — УПЛАТА
ВЫПЛАТИТЬ — ЗАПЛАТИТЬ — ОПЛАТИТЬ — ОТПЛАТИТЬ — УПЛАТИТЬ
ВЫРАСТИТЬ — НАРАСТИТЬ — ОТРАСТИТЬ
ВЫРАЩИВАНИЕ — НАРАЩИВАНИЕ — ОТРАЩИВАНИЕ
ВЫСОКИЙ — ВЫСОТНЫЙ
ГАРАНТИЙНЫЙ — ГАРАНТИРОВАННЫЙ
ГАРМОНИЧЕСКИЙ — ГАРМОНИЧНЫЙ
ГЛИНИСТЫЙ — ГЛИНЯНЫЙ
ГОДИЧНЫЙ — ГОДОВАЛЫЙ — ГОДОВОЙ
ГОРДОСТЬ — ГОРДЫНЯ
Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2024. Пунктуационный анализ. Теория и практика
Теория и практика, чтобы выполнить задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2024. Пунктуационный анализ по ссылке https://teletype.in/@vsablina/PefxzePQstd
Чтобы решить 21 задание ЕГЭ по русскому необходимо знать следующие темы:
· Знаки препинания между подлежащим и сказуемым
· Знаки препинания при сравнительных оборотах
· Знаки препинания при уточняющих членах предложения
· Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
· Знаки препинания при прямой речи, цитировании
Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2024. Средства выразительности. Теория и практика
Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2024. Теория и практика. Речь. Языковые средства выразительности. по ссылке https://teletype.in/@vsablina/fyi-B41GOAD
Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон).
Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины).
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Задание 8 ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика
Теория и практика к заданию 8 ЕГЭ по русскому языку "Грамматические ошибки" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/9aF2OzPsBEu
Формулировка 8 задания ЕГЭ
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
За это задание вы можете получить 3 балла (было в 2023 г., 2 балла в 2024 г.), поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных и сложных заданий ЕГЭ.
Задание 1 ЕГЭ по русскому языку 2024. Логико-смысловые отношениям между предложениями. Теория и практика
Задание 1 ЕГЭ по русскому языку посвящено логико-смысловым отношениям между предложениями (фрагментами) текст. Теория и практика к заданию по ссылке https://teletype.in/@vsablina/Z3_eR1ZMfKE
25 мая 2024
Как появилось слово «температура»?
21 мая 2024
«Пусть родители просто отстанут». Подростки — о том, почему они не хотят учиться
"…Решить это очень просто. Начальная школа должна быть обязательна — читать, писать, считать все-таки надо научить, еще работать на компьютере и управляться с документами, чтобы потом можно было налоги платить, коммунальные платежи и все такое. А потом надо с теми, кто не хочет учиться, сразу соглашаться и отправлять их работать. По силам и возможностям. Официально, со всеми документами и прочим. Пишешь такое заявление: окончил, например, полных шесть классов и еще половину седьмого и больше пока учиться не хочу. С ним сразу соглашаются и отправляют его, например, на два часа в день улицы подметать и еще на два часа в пансионат для пожилых, разговаривать с ними или в компьютерные игры учить их играть, чтоб им не скучно было. Четыре-пять часов в день он работает, деньги получает, остальное время свободен. Ведь еще много работ осталось, где нужно только читать-писать-считать — и больше ничего. И как раз на них трудно людей найти, потому что там платят мало. Раньше дети лет с девяти работали, взрослым помогали, и ничего. А мы что — хуже, глупее? И если он или она не хочет сейчас учиться, так зачем же заставлять? Пусть работает, обществу польза, ему польза, всем хорошо, никто не ругается. А если потом опять захотел учиться, снова пишет заявление: хочу вернуться в среднюю школу, со второй половины седьмого класса. И пошел.