22 августа 2024

Символ мира, веры и силы

22 августа наша страна отмечает важный праздник — День Государственного флага Российской Федерации
Почему День флага России 22 августа?
Ежегодно 22 августа в нашей стране отмечается День государственного флага Российской Федерации. Праздник появился после августовского путча (с 18 по 21 августа 1991 года), знаменующего распад СССР.
Что означают три цвета российского флага?
В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Какой был самый первый флаг России?
Указом императора Александра II от 23 июня (11 июня по старому стилю) 1858 года был введен черно-желто-белый флаг как официальный (государственный) флаг Российской Империи. Черно-желто-белый флаг просуществовал до 1883 года.
Какой регион считается родиной флага России?
Страницы истории: почему Архангельск называют родиной российского триколора? Считается, что первый триколор был поднят в 1669 году на корабле «Орел», построенном по указу царя Алексея Михайловича в Коломенском уезде.
Чей флаг как у России только наоборот?
Флаг Сербии.

21 августа 2024

21 августа в истории литературы. Виртуальная прогулка по музею-усадьбе А.С. Пушкина "Михайловское"

  •  1924 — Открылся Государственный Пушкинский заповедник (Михайловское и Святые горы).
Пройдите по ссылке https://pushkinland.ru/virt/virtm.php и вы можете совершить экскурсию по пушкинской усадьбе-музею
Село Михайловское. Пушкинская эпоха

...лёг на рельсы перед приближающимся поездом

 
Леонид Николаевич Андреев (21 августа 1871 — 12 сентября 1919) — русский писатель, представитель Серебряного века, автор рассказов «Кусака», «Баргамот и Гараська», «Иуда Искариот» и других. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма.

Какие произведения принадлежат Л. Н.  Андрееву?
Среди самых известных работ Андреева отмечают повести «Иуда Искариот», «Рассказ о семи повешенных» и «Красный смех», а также пьесы «К звездам», «Дни нашей жизни» и «Жизнь человека»
Кто из известных писателей отметил первый рассказ Леонида Андреева?
В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу, однако молодого автора заметил Максим Горький, который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание», объединяющее многих молодых писателей.
Какая тема является ведущей в творчестве Л. Андреева?
Тема взаимодействия человека с миром и с самим собой -- главная тема произведений Леонида Андреева.
Какие образы являются ключевыми для Леонида Андреева?
В. Богданова: «Образы стены и бездны станут ключевыми во всем творчестве Андреева: их символика выразительно и точно передает суть мировоззрения писателя» [1, 13]. В данной цитате ценно для нас  указание на символичность образов стены и бездны.
Чем увлекался Андреев?
С раннего детства будущий писатель увлекался художественной литературой. Любимыми писателями были Шопенгауэр и Гартман. Импульсивный Андреев не раз совершал опасные для жизни поступки. В 17 лет лег на рельсы перед приближающимся поездом для испытания силы воли.
Какой философ оказал наибольшее влияние на творчество Андреева?
Во время учебы в гимназии Андреев увлекся философией Шопенгауэра и Гартмана, затем проявлял интерес к трудам Ницше. Все это нашло отражение и в его произведениях. Пессимизм писателя, неверие в разум и добродетель человека, уверенность в непреодолимости рока идет от Шопенгауэра.
Что почитать у Андреева?
Десять вещиц Леонида Андреева

  • Баргамот и Гараська, 1898. ...
  • Бездна, 1901. ...
  • Кусака, 1901. ...
  • Жизнь Василия Фивейского, 1903. ...
  • Красный смех, 1904. ...
  • Иуда Искариот, 1907. ...
  • Тьма, 1907. ...
  • Жизнь человека, 1907.
  • Рассказ о семи повешенных, 1908
  • Дни нашей жизни, 1908
Быстры, как волны,
Дни нашей жизни,
Что час, то короче
К могиле наш путь.
Напеним янтарной
Струею бокалы!
И краток и дорог
Веселый наш миг!
Участники телешовских "Сред". Слева направо: Скиталец, Леонид Андреев, Максим Горький, Николай Телешов, Фёдор Шаляпин,  Иван Бунин, Евгений Чириков

Андреев Леонид Николаевич (1871 – 1919). Основные даты жизни и творчества. Хронологическая таблица ссылка
Интересные факты
  • Литературная биография Андреева невероятно насыщена. В общей сложности он написал около 90 рассказов, 20 пьес, 8 романов и повестей. Произведениями Андреева зачитывались его выдающиеся современники. О нем как о писателе хорошо отзывались Блок, Рерих, Чехов, Репин и другие.
  • Интересно, что писатель в 1914 году предсказал полный разгром Германии (Первую мировую войну он приветствовал, хотя и понимал, сколь ужасающи будут масштабы разрушений по всей Европе). В интервью, которое он дал «Нью-Йорк таймс», писатель также прямо говорил о том, что после окончания войны начнется череда общеевропейских революций.
  • Сын писателя, Даниил Леонидович Андреев, также стал известным литератором, философом.

Подробнее: https://obrazovaka.ru/alpha/a/andreev-leonid-andreyev-leonid

В Госдуме предупредили о запрете на мобильные телефоны в школах

 Источник

МОСКВА, 12 авг - РИА Новости. Запрет на использование мобильных телефонов на уроках даже в образовательных целях вводится в школах с нового учебного года, сообщила РИА Новости первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова ("Справедливая Россия - За правду").
В декабре прошлого года Госдума приняла закон об ограничении использования телефонов в школах. Законом запрещается использовать мобильные телефоны в школах во время уроков за исключением экстренных случаев, связанных с возникновением опасности жизни или здоровью.
"С 1 сентября в школах вводится запрет на использование мобильных телефонов на уроках. Даже в образовательных целях. Для этого учитель может использовать интерактивную доску, компьютер, планшет, моноблок. Если надо показать детям какие-то видеоматериалы или провести тест", - сказала РИА Новости Лантратова.
Депутат подчеркнула, что личные телефоны школьникам будет разрешаться использовать только в экстренных случаях, когда есть угроза жизни и здоровью учеников или педагогов.
"Многие родители считают, что мобильные телефоны несут только вред детям: портят зрение, отвлекают от уроков. Даже на переменах ученики сидят в гаджетах вместо того чтобы общаться с одноклассниками. Кроме того, телефоны мешают учиться. Возможности быстрого поиска информации в интернете обесценивают ее для школьников: ребята не понимают, зачем им что-то учить, если можно загуглить. Также поступали жалобы от учителей на то, что ученики снимают их на телефоны, издеваются", - добавила она.
Лантратова отметила, что Россия - не первая страна, где появился такой запрет. Люди, по ее словам, приходят к пониманию того, что дети и так слишком зависимы от гаджетов и в школе они должны развивать свои навыки запоминания, концентрации внимания, счета, общения и так далее, не перекладывая часть заданий на телефон, а больше сил самому уделять учебе.

20 августа 2024

День рождения Чебурашки. 5 любопытных фактов о любимом герое

 Источник

Сложно представить, но даже любимые герои детства с каждым годом становятся старше. Но им повезло - возраст никак на них не сказывается. Вот и всеми любимому Чебурашке сегодня, 20 августа, 57 лет.
Придумал его Эдуард Успенский в 1966 году, а в 2005-м было решено праздновать официальный день рождения Чебурашки 20 августа. Но сколько бы ни было лет зверю из ящика с апельсинами, главное, что время идет, а он все также любим и актуален.
А благодаря успешному прокату фильма "Чебурашка" и выходу новеллизации, написанной по фильму, россияне стали еще чаще покупать книги Эдуарда Успенского, а также мягкие игрушки, пазлы, раскраски и другие товары, связанные с персонажем и фильмом. Согласно последнему отчету Российской книжной палаты, книги Успенского входят в топ-5 наиболее издаваемых авторов детской литературы.
"За первое полугодие 2023 г. продажи книг про Чебурашку выросли в 16 раз в шт. (+1 536%) и в 19 раз в руб. (+1 777%) по отношению к аналогичному периоду 2022 г. прошлого года, - рассказал директор департамента "Планета Детства" издательства АСТ Сергей Тишков. - И отмечу, что с начала года совокупный тираж только одной новеллизации достигает уже почти 130 тысяч экземпляров".
5 интересных фактов о Чебурашке:
1.Слово "чебурахнуться" появилось задолго до героя Чебурашки. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. И. Даля слово "чебурахнуться" описано в значении "упасть", "грохнуться".

Вредные советы: 7 способов отбить у ребёнка желание читать книги

 Источник

Надоело читать(!), как научить ребенка чтению? Держите вредные советы от Натальи Лучковой, которые навсегда отобьют желание дотрагиваться до книг у ребенка. 

В свете развития технологий, когда можно всегда оставаться на связи, в любой момент найти нужную информацию, не спрашивать дорогу у прохожих, а прибегнуть к помощи навигатора, книги не перестают терять внимания к себе. Многие с радостью берут в руки новое печатное издание, вдыхают аромат свежих страниц и с головой погружаются в глубокую и захватывающую историю. И хорошо, если ваш ребёнок тоже проявляет интерес к бумажным носителям. Но если заставленные доверху полки книгами пугают ваше воображение, всегда можно аккуратно отбить у ребёнка желание читать книги. Узнайте прямо сейчас, как это сделать.  

Не читайте сами 

Дети всегда берут пример со своих родителей. Особенно маленькие дети с интересом наблюдают за мамой и папой и всячески пытаются им подражать. Разумеется, если вы сами каждый день заглядываете на страницы захватывающей истории, вам сложно будет сделать это незаметно, чтобы ребёнок не заинтересовался любопытным предметом. Так что, если вы мечтаете дочитать легендарный роман «Унесённые ветром», то лучше делать это наедине с собой, и когда ваш ребёнок спит. 

Отбивайте желание отсутствием книг 

Дети станут проявлять меньший интерес к устаревшему носителю информации, если в его доме с рождения не будет никаких книг. Даже брошюр с супермаркетов. Отсутствие книги в доме покажет ребёнку, что они в принципе не нужны. И всегда можно заменить их компьютером, телевизором или другим удобным гаджетом. 

Давайте книги на самостоятельное изучение 

Если всё-таки детская книга попала в руки вашему крохе, то ни в коем случае не показывайте ему, как её использовать. Не читайте ему детские истории с картинками. Пусть сам разбирается с новым приобретением. Это первый шаг в воспитании самостоятельности ребёнка. 

Читайте ребёнку сухим низким голосом 

Применяйте совет в случае, когда ваш сын или дочка всё же уговорят вас почитать им книгу. Старайтесь делать это максимально неинтересно. Не используйте интонацию при чтении. Пропускайте захватывающие моменты в сюжете и старайтесь поскорее прийти к развязке. Такая книга быстро надоест, и потом она уже будет не так интересна, как в первый раз. 

Используйте книги не по назначению 

Отличный вариант перебить любопытство к книжке – наглядно показать ребёнку, как ещё её можно использовать. Например, подложить под ножку стола, чтобы не качался. Или сделать из книги какую-нибудь полезную вещь – вырезать середину всех страниц и складывать в неё ценные вещи, как в шкатулку. В конце концов, книги отлично горят в растопленной печи. А если вы желаете помочь природе, можно сдать их в макулатуру и на вырученные деньги купить ребёнку мороженое. Пусть он почувствует настоящую пользу от книжки. 

Не водите детей в библиотеку 

Ни в коем случае не ходите с ребёнком в библиотеку. Это место должно оставаться для него запретным и даже опасным! Скажите, что там нельзя веселиться, нельзя разговаривать и смеяться, а деток в этом месте заставляют кушать невкусную пересоленную кашу с комочками. После такого рассказа ребёнок сам не захочет заглядывать в это «зловещее место». 

Ищите альтернативу книге 

Вспомните, сколько художественных и мультипликационных фильмов созданы по книгам. Покажите их своему ребёнку. Красочные герои и спецэффекты непременно увлекут его. А если в школе задали прочитать большой роман, всегда можно воспользоваться кратким изложением, которое легко можно найти в Интернете. Отбив у ребёнка желание читать книги, вы во многом выиграете. В квартире сразу станет много свободного места, а пыли меньше. У вашего ребёнка появится больше свободного времени. Вам не придётся тратить свое драгоценное время на чтение книги ребёнку. А научить читать могут и в школе.
Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/7-sposobov-otbit-u-rebyonka-zhelanie-chitat-knigi/?utm_source=rassylka&utm_medium=cpc&utm_campaign=a

Чиновник, самый любимый и модный беллетрист, тюрьмовед. О графе Соллогубе

Граф Влади́мир Алекса́ндрович Соллогу́б ( 8 (20) августа 1813, Санкт-Петербург — 5 (17) июня 1882, Гамбург) — русский чиновник (тайный советник), прозаик, драматург, поэт и мемуарист из литовского рода Соллогубов. Младший брат дипломата Льва Соллогуба, дед князя А. А. Гагарина.
Соллогуб Владимир Александрович. Статья об этом интересном, многогранном человеке по ссылке
От отца моего я наследовал впечатлительность, причинившую мне много горя, от матери -- чутьё истины, создавшее мне много врагов. Оттого в моей литературной карьере всегда перепутывались две стихии. В.А. Соллогуб
Какие книги написал В.А. Соллогуб?
Это не все книги Соллогуба. 
Повесть «Тарантас» --  одно из наиболее известных произведений автора, ставшее незаурядным явлением в русской литературе. Книга родилась из «путевых впечатлений», полученных в ходе путешествия по российской провинции. Писатель воссоздал живую картину жизни скромных чиновников, бедных станционных смотрителей, цыган, оборотистых купцов... В центре сюжета лежит диалог практичного помещика со своим попутчиком молодым  дворянином, едущим в поиске русской самобытности и народности. Они следуют из Москвы в Казань в диковинном тарантасе и обсуждают множество вопросов…
Повесть «Воспитанница», в которой автор предстает ироничным знатоком различных слоев русского общества XIX века, и прежде всего пустого и суетного столичного высшего света.
Повесть «Аптекарша» удостоилась высокого отзыва от В. Г. Белинского в 1842 году: 
«Давно уже мы не читали по-русски ничего столь прекрасного по глубоко гуманному содержанию, тонкому чувству такта, по мастерству формы…». 
Именно середина 1840-х годов стала для Соллогуба периодом наибольшей популярности. Он, по воспоминаниям И. И. Панаева, «сделался самым любимым и модным беллетристом».
В 1842 году вышла статья писателя «О литературной совестливости», во многом направленная против «коммерческой» стороны в литературе того времени и первоначально более резкая, чем в окончательном, печатном варианте. Ответом на статью стал отзыв о ней Ф. В. Булгарина, с этого момента — противника Соллогуба..
Помимо светской повести, Соллогуб в данный период пробовал себя в физиологическом очерке («Медведь»), водевиле («Лев», 1841 год), лирической исповеди («Приключение на железной дороге», 1842 год)
.
⧫ Признаюсь, произведения писателя графа Владимира Соллогуба я не читала. Знаю Фёдора Кузьми́ча Сологу́ба (настоящая фамилия — Тетерников; 17 февраля (1 марта) 1863, Санкт-Петербург — 5 декабря 1927, Ленинград) — русского поэта, писателя, драматурга, публициста, переводчика, сначала провинциального школьного учителя. Видного представителя декадентского направления в русской литературе и русского символизма.
Помню его стихотворение «Недотыкомка серая...», которое Федор Сологуб написал 1 октября 1899 года – в процессе работы над «Мелким бесом». Во единый погибельный круг? Помоги мне, таинственный друг!
И вот теперь ещё один Соллогуб. Кстати, у него был дядя Фёдор Львович Соллогуб -- театральный художник, литератор. Может, найду его (В.А. Соллогуба) какую-нибудь повесть или лучше воспоминания о Лермонтове, с которым Владимир Соллогуб был близок, и прочитаю.
Уверена, что для учеников такие экскурсы и разборы в однофамильцах-писателях очень полезны, чтобы не путались они в Толстых и Соллогубах/Сологубах, которых в школе "проходим".
Меня же такие познания мотивируют, они расширяют мой кругозор, повышают читательскую грамотность.
Читайте книги, судари и сударыни, а особенно отроки и отроковицы!

Группа писателей журнала "Современник":
И.С. Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой,
Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.И. Панаев
.

Кто и когда придумал термин «лошадиная сила»?

 Источник

Словосочетание "лошадиная сила" стало давно привычным в мире автомобилей и инженерии, но мало кто задумывался о его происхождении. Кто и когда придумал этот термин и почему он так плотно вошел в нашу жизнь?
Понятие "лошадиная сила" тесно связано с именем Джеймса Уатта, выдающегося английского инженера, чьи исследования и изобретения в области паровой техники оказали огромное влияние на промышленный прогресс.
В конце 18 века Джеймс Уатт, английский инженер и изобретатель, проводил наблюдения за работой лошадей в шахтах, где они вытаскивали тяжелые корзины с углем из глубины. Изучив процесс и оценив его эффективность, Уатт решил использовать это для измерения мощности паровых машин, которые в то время были в стадии разработки. Он обнаружил, что одна лошадь за определенное время может поднять определенный вес угля на определенную высоту. Это привело к тому, что Уатт ввел понятие "лошадиной силы" как меры мощности, сравнивая производительность паровых машин с работой лошадей.
С течением времени термин "лошадиная сила" стал общепринятым и используемым в индустрии машиностроения. В октябре 1960 года он был включен в Международную систему единиц СИ, где одна лошадиная сила была определена как 736 ватт. Это стало основой для измерения мощности двигателей, включая автомобильные, и продолжает использоваться в наши дни.

19 августа 2024

Беседа о школьном этикете

 В начале учебного года будет полезно напомнить ребятам о правилах поведения в школе. Один из вариантов, как это сделать, — провести с учениками беседу о школьном этикете.

В начале беседы можно рассказать, что этикет — это набор норм, часто негласных, которые приняты в той или иной ситуации. Если кто-то нарушает эти нормы, он начинает доставлять неудобства окружающим, поэтому важно, чтобы все соблюдали этикет.
Какие же главные правила этикета действуют в школе?
1. Быть вежливым с окружающими. Общаться со всеми доброжелательно и уважительно. Ко взрослым в школе всегда надо обращаться на Вы и обязательно здороваться, независимо от того, знает ли школьник этого человека или нет. Не забывать благодарить любого, кто помог или сказал что-то приятное. Если школьник случайно кого-то обидел, толкнул, задел, важно сразу извиниться.
2. Приходить вовремя на уроки. Опоздавшие ученики мешает учителю и одноклассникам. В идеале ученик должен приходить в школу заранее, за 10–15 минут до начала занятий, а заходить в кабинет за 2–3 минуты до начала урока, чтобы успеть приготовиться.
3. Не бегать в школьных коридорах и классах. Это часто травмоопасно, причём не только для самого ученика, но и для других людей, которые могут оказаться на его пути.
4. Выглядеть аккуратно. Нужно приходить в школу в чистой одежде и обуви, следить за причёской и тем, чтобы приятно пахнуть, иметь при себе расчёску, платок, влажные салфетки, чтобы быстро решить проблему с внешним видом.
5. Соблюдать тишину на уроке. Если ученик хочет ответить, он должен поднять руку, а не кричать на весь класс. Неуместно перебивать учителя или одноклассника, если тот ещё не закончил отвечать. Всегда нужно дожидаться, когда говорящий закончит свою мысль, и только потом включаться в диалог.
6. Соблюдать чистоту и порядок. Важно переобуваться, приходя в школу, не мусорить в коридорах, намеренно не пачкать стены, столы, подоконники и т.п. Пусть на парте ученика будут лежать только необходимые принадлежности для урока. Даже на перемене не стоит за партой доставать какую-либо еду или напитки, чтобы случайно не испачкать тетради, дневник и учебники.
7. В столовой особенно важно соблюдать чистоту. Не заходить в неё в верхней одежде, мыть руки перед едой, убирать за собой грязную посуду. Во время еды нужно быть осторожным и молчать, чтобы случайно не подавиться, не поперхнуться, не облиться чем-либо самому и не испачкать соседа.
8. Не нарушать тишину в библиотеке. Бережно относиться к книгам, взятым на время. Предупреждать, если не получается вернуть книгу в нужный срок. Если книга потерялась, нужно честно рассказать об этом библиотекарю.
Источники: bez-smenki.ruexpertology.ru

О творчестве Александра Вампилова: «не только чиновники не видели, что это великая драматургия"

Александр Валентинович Вампилов (19 августа 1937 – 17 августа1972) – русский советский драматург, прозаик и публицист. Родился в городе Черемхово Иркутской области в семье учителей. По окончании школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960 году.
Чем знаменит Вампилов?
Вампилов — автор пяти многоактных пьес: «Прощание в июне» (1964), «Старший сын» (1965), «Провинциальные анекдоты» (начало–середина 60-х), «Утиная охота» (1967) и «Прошлым летом в Чулимске» (1971). Первая постановка прошла в Литовской ССР, в драматическом театре города Клайпеда.
Какому театру в 1972 году было присвоено имя Александра Вампилова?
В 1972 году имя Вампилова присвоено Иркутскому театру юного зрителя. В 1996 году основан областной Фонд Вампилова. С 1997 года проводятся фестивали «Байкальские встречи у Вампилова», с 2001 года — Всероссийский фестиваль современной драматургии его имени.
В чем особенности драматургии Вампилова?
Пьесы Вампилова отличаются своеобразностью сюжета. Писатель плодотворно и успешно работал в жанре драматургии. Пусть в этом жанре написано не так много пьес, все они отличаются оригинальностью сюжета, яркостью характеров и насыщенностью конфликта — важнейшие основы для создания качественных трагикомедий.
Памятник Александру Вампилову в сквере у Иркутского академического драматического театра
Почему утонул Вампилов?
Александр Вампилов погиб в августе 1972 года. На волнах озера Байкал, близ берега поселка Листвянка, моторная лодка с драматургом Александром Вампиловым и его другом Глебом Пакуловым налетела на топляк и перевернулась. Волею судьбы спастись было суждено только одному – Глебу.

⧫ При жизни А. Вампилов не был по достоинству оценен современниками. По словам актёра Николая Чиндяйкина, «не только чиновники не видели, что это великая драматургия, — мы тоже не видели. Не вчитывались, не осознавали, не понимали».
Только в 1972 году, после смерти Вампилова, отношение центральных театров к его творчеству начало меняться. Его пьесы поставили московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и Ленинградский Большой драматический театр.
За время литературной работы Вампилов написал около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.
Творчество Вампилова полностью деидеологизировано. Нигде в его художественных произведениях ни разу не употребляются слова «социализм», «коммунизм», «капитализм», «Ленин», «партия» и т. п.
Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.

Первую Международную олимпиаду по ИИ выиграли российские школьники

Источник 

Сборная команда России добилась лучшего результата в научном туре Международной олимпиады по искусственному интеллекту (IOAI). Ребят наградили золотыми медалями и серебром в практическом этапе. Они также стали первыми по сумме баллов за оба этапа конкурса.
С достижениями на олимпиаде по искусственному интеллекту ребят поздравил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По его словам, заслуженные награды подтвердили исключительный талант участников, упорство и глубину знаний. «Вы доказали себе и всему миру, что Россия в надежных руках будущего поколения, готового решать самые сложные задачи и открывать новые горизонты в сфере технологий. Гордимся вашим достижением и желаем дальнейших успехов в обучении, научной деятельности и в реализации самых смелых проектов! Пусть в будущем ваши знания внесут серьезный вклад в технологический суверенитет России», – сказал вице-премьер.
Золотыми медалями награждены Никита Курлаев, Андрей Грицаев, Андрей Громыко, Анастасия Гайнуллина – учащиеся и выпускники московской школы «Летово», победители и призеры различных олимпиад и конкурсов. Команда готовилась к состязаниям почти 2 месяца. В ходе первого раунда старшеклассники решали три задачи, которые имитировали реальные научные исследования в области искусственного интеллекта. Для этого им понадобились навыки программирования, а также знание библиотек Python и понимание основ машинного обучения. В этом туре представители России набрали абсолютное большинство конкурсных баллов и обошли другие команды. Второй тур был связан с разработкой и проведением экспериментов о поведении программного обеспечения ИИ: ChatGPT, Dalle-2 и других.
Как напоминает телеграм-канал Правительства России, Международная олимпиада по искусственному интеллекту проходила с 9 по 14 августа 2024 года в Болгарии. Финалистами, кроме россиян, выступали школьники из 39 стран. Среди них – Китай, Япония, Канада, Швеция, Нидерланды, США и другие.

Сергей Кравцов: «В этом году медалистами стали 17,5% одиннадцатиклассников»

 Источник

В 2023/24 учебном году выпускники школ впервые за десять лет получили серебряные медали («За особые успехи в учении» II степени). Всего медали обоих достоинств были вручены более 109 тысячам человек, из них золотыми медалями отмечены 65,5 тысячи выпускников, а серебряными – 44,2 тысячи.

В 2024 году школу окончило 624,7 тысячи учеников, соответственно, обладателями золотых медалей стали 10,5% из них, а серебряных – 7%.
Каждый четвертый одиннадцатиклассник стал медалистом в Липецкой области и Республике Башкортостан. Больше 20% учеников удостоены медалей в таких регионах, как Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Московская, Оренбургская, Ростовская, Самарская, Тульская области, республики Дагестан и Татарстан.
«Медали «За особые успехи в учении» – это дополнительная мотивация для ребят прилагать усилия и хорошо учиться. В этом году медалистами стали 17,5% одиннадцатиклассников, то есть примерно каждый шестой выпускник получил золотую или серебряную медаль. Мы возродили традицию вручения серебряных медалей, и благодаря этому решению выросло число учеников, которые смогли претендовать на дополнительные баллы при поступлении в высшие учебные заведения. Важно, что медалей были удостоены ребята из всех регионов нашей страны, что еще раз подтверждает высокий уровень образования в российских школах», – сказал Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Для золотой медали («За особые успехи в учении» I степени) выпускник должен был получить итоговые отметки «отлично» по всем предметам и не менее 70 баллов за ЕГЭ по русскому языку и одному из сдаваемых предметов.
Для получения серебряной медали («За особые успехи в учении» II степени) необходимо по всем предметам иметь итоговые отметки «отлично» и не более двух «хорошо», а результаты ЕГЭ по русскому языку и одному из сдаваемых предметов должны быть не ниже 60 баллов.
Золотая или серебряная медаль дает выпускнику дополнительные баллы при поступлении в вуз. Каждый университет самостоятельно принимает решение о количестве начисляемых баллов, максимальная величина надбавки – 10

Как и когда исчезли фараоны?

 Источник

Древний Египет — это земля, на которой процветали могущественные фараоны, считавшие себя божественными властителями. Но как и когда они прекратили свое существование?
Исчезновение фараонов — это не просто конец правления одного правителя или династии, это завершение эпохи, которая длилась тысячелетиями и оставила непередаваемый след в истории человечества. Этот период закрыл главу в истории Древнего Египта и открыл новую эру в его развитии.
Древний Египет, как цивилизация, прошел множество взлетов, падений и периодов устойчивого процветания. Однако в период Затмения Тельца, около 1070 года до н.э., могущественные фараоны потеряли контроль над страной. Это событие ознаменовало начало конца эпохи фараонов.
Завоевание ассирийцами привело к изменениям в политической и культурной жизни Египта. В последующие столетия, после периода правления фараонов, страна была захвачена персами, затем греками под предводительством Александра Македонского и, наконец, римлянами.
Последними правителями Древнего Египта были Клеопатра VII и ее сын Птолемей XV в 30 году до н.э. Египет пал перед Римской империей, завершив тысячелетнюю эпоху фараонов. Битва при Акциуме в 31 году до н.э., где римская армия под руководством Октавиана одержала победу над Клеопатрой и Марком Антонием, окончательно поставила крест на власти фараонов.
Хотя эпоха фараонов завершилась, их наследие продолжает жить в памятниках древнеегипетской культуры, великих пирамидах, сфинксах, иероглифах и других артефактах, которые удивляют и вдохновляют нас до сих пор.

18 августа 2024

"Эротический роман" и... проза высшей пробы

 18 августа 1958 года в США опубликован роман Владимира Набокова «Лолита».

"Лолита" — роман Владимира Набокова, опубликованный в 1955 году во Франции. После своей американской публикации в 1958 году «Лолита» произвела культурную и литературную сенсацию. Роман представлен как посмертно опубликованные мемуары его антигероя Гумберта Гумберта.
В каком году Набоков уехал в Америку?
Марина Ефимова: В 1940 году Набоков с женой Верой и маленьким сыном Дмитрием бежали из Берлина в Америку. Владимиру Владимировичу было уже 40 лет, и он был вполне и давно сложившимся писателем. Не Набоковым, правда, а Сириным.
О цензурных перепитиях романа "Лолита"по всему миру в статье по ссылке 
«Мне трудно представить себе режим, либеральный ли, или тоталитарный в чопорной моей отчизне, при котором цензура пропустила бы «Лолиту». <…> Как писатель я слишком привык к тому, что вот уже скоро полвека чернеет слепое пятно на востоке моего сознания — какие уж тут советские издания «Лолиты»!»

Так писал Владимир Набоков в послесловии к русскому переводу романа «Лолита». Приятно, что предсказание великого писателя не сбылось. Владимир Владимирович не мог знать, что в какой-то момент советский (российский) читатель будет накрыт волной литературы, издание которой было немыслимо в Стране Советов. Официально в СССР «Лолита» была опубликована только в 1989 году в рамках библиотеки журнала «Иностранная литература». Нельзя не отметить первый тираж — 100 тысяч экземпляров.

Однако еще до официальной публикации «Лолита» пользовалась популярностью в Советском Союзе. Хотя слово «популярность» все-таки весьма странно употреблять в отношении запрещенного к изданию романа. Но, приложив некоторые усилия, люди могли с книжкой ознакомиться — так, в 1969 году «Лолиту» можно было взять на ночь за 5 рублей без разрешения копировать книгу и за 10 рублей — с разрешением.

Как отмечают исследователи творчества писателя, спрос на Набокова и, в частности на «Лолиту», существовал в очень ограниченном кругу людей. В итоге, когда в 1971 году было опубликовано стихотворение Андрея Вознесенского «Фиалки», большинство читателей не могли понять отсылки к набоковскому произведению. «Боги желают кесарева,/Кесарю нужно богово,/Бунтарь в министерском кресле,/А монашка зубрит Набокова». То же самое относится к строчке стихотворения Евтушенко «От желанья к желанью», где говорится о «бесстыдстве детских твоих губ Лолиты».

Ольга Шеховцова в своей статье, посвященной изданию «Лолиты» в Советском Союзе, выделяет четыре периода восприятия романа. Первый из них — 1959–1971 годы. В этот момент «Лолиту» ругают и осуждают, критики использует весь запас возможных оскорблений в адрес романа и автора: «духовный яд», «продукт эмигранта, предавшего и продавшего Родину», «исполненный снобизма и рассчитанный на любопытного мещанина текст», «масскульт с претензией на элитарность, противостоящий подлинной народной культуре».

Случайная цитата по литературе

Простой стиль подобен яркому свету. Он сложен, но этого нельзя заметить 
А. ФРАНС

Медный всадник: 18 августа 1782 года

На Сенатской площади в Санкт‑Петербурге 18 августа 1782 года был открыт самый знаменитый памятник Петру I - Медный всадник. По замыслу его создателя скульптора Этьена Мориса Фальконе, памятник изготовлен из бронзы. Название «медный» закрепилось за ним благодаря поэме Александра Пушкина «Медный всадник».

Кто создал знаменитую скульптуру Медный всадник?
«Ме́дный вса́дник» — монументальный конный памятник первому российскому императору Петру Великому, созданный в 1768–1778 годах под руководством французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, открытый на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 7 (18) августа 1782 года.
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем.
Что означает змея на памятнике Медный всадник?
Змей, которого топчет копытом его конь, символизирует враждебные силы, которые когда-либо нападали или планируют напасть на нашу страну. Через сто лет после установки Медного всадника в Стокгольме появился памятник Карлу XI.
Что на ногах у Медного всадника?
Петр изображен простирающим руку в сторону Невы, Академии наук и Петропавловской крепости, символически обозначающих главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь. Монумент уникален еще и тем, что имеет всего три точки опоры: задние ноги коня и извивающийся хвост змеи.
Почему у Медного всадника сердечки вместо зрачков?
Особенностью ее работы стали зрачки Всадника, выполненные в форме сердечек. Существует легенда, гласящая, что так скульптура хотела признаться в любви к самому Фальконе. Но петербуржцы-то знают, что сердечки вместо зрачков означают, что Петр Великий из глубин веков смотрит на своё творение влюбленными глазами.
Сколько лет строили Медного всадника?
Ме́дный вса́дник — самый знаменитый памятник Петру I. Создан в 1768—1778 годах под руководством французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.
Как называется камень на котором стоит памятник Петру Первому?
7 октября 1770 года Гром-камень был выгружен на Сенатской площади. Идея надписи на памятнике принадлежит Фальконе. Мастер сказал государыне: «На подножии статуи я поместил бы эту краткую надпись: "Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая".
Откуда привезли камень для Медного всадника?
В Лахту «поезд» прибыл 7 апреля 1770 года, остановившись на берегу Финского залива возле пристани, специально построенной для погрузки постамента. Перевозка Гром-камня по воде из Лахты до Сенатской площади в Петербурге являлась не менее сложным делом, чем перемещение его по суше.
Как спасали Медный всадник во время Великой Отечественной войны?
Ко второй группе относились крупные монументы, которые было решено укрыть мешками с песком и деревянными щитами. Под руководством скульпторов – рестораторов рабочие таким образом защитили Медный всадник, памятник Николаю I, монументы Ленину у Финляндского вокзала и у Смольного, памятник Крылову и вазу в Летнем саду.
Перевозка постамента для Медного всадника: проектная логистика в эпоху Екатерины II ссылка
Екатерина Вторая
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
А.С. Пушкин. "Медный всадник"

Полуденный и любовный: русские поэты о зное

Источник

Русские поэты часто обращались к погодным явлениям и писали о них стихи. Не оставили они без внимания и летний зной. Портал «Культура.РФ» составил подборку стихов о жаре  — как приятной, так и изнуряющей — и похожих на нее любовных переживаниях.

Слово «зной» восходит к праславянскому корню znojь или zneti. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера указывает, что изначально это значило «тлеть, раскаляться». Со временем слово стали использовать в двух смыслах — прямом, как обозначение очень жаркой, иногда изнуряющей погоды, и переносном, как описание сильных любовных чувств. Знойным в разговорной речи также называют страстного человека.
Русские поэты писали о зное и в прямом, и в переносном смысле. Словарь 1913 года «Эпитеты литературной русской речи» описывал, какими словами это явление передавали разные авторы. Для Ивана Тургенева
 зной был душным или колючим, для Николая Некрасова
 — нестерпимым. Константин Бальмонт
 писал об ослепительном зное, а Иван Бунин
 — о сухом.

В нашей подборке вы найдете стихи о зное, которые появились в XX веке. Александр Блок
 сравнивал душную ночь с любовным жаром в молодые годы. Ивану Бунину засохшие холмы и пожухлые травы напоминали о конце любви. Федор Сологуб сравнивал ощущения от зноя и порыв поэтического вдохновения. Илья Эренбург
 уподобил летнюю духоту состоянию одинокого несвободного человека, Валентин Катаев
 вспоминал лето в детские годы, а Юлия Друнина связывала жару с любовными мечтами.
Фёдор Васильев. Рожь. 1870. Государственная 
Третьяковская галерея. Москва
Константин Юон. Июль. Купание. 1915. Государственный музей 
изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань
Константин Юон. Раскрытое окно. Лигачёво.1947
Читать "знойные" стихи русских поэтов ссылка
Юлия Друнина
Зной
Солнце.
Скалы.
Да кустарник рыжий.
Выжженная, тощая трава…
Что сказал ты?
Наклонись поближе,
Звон цикад глушит твои слова.

То ли так глаза твои синеют,
То ли это неба синева?
Может, то не Крым,
А Пиренеи?..
Звон цикад глушит твои слова.

Марево плывет над дальней далью.
Так похоже облако на льва.
Дульцинея…
Дон-Кихот…
Идальго…
Звон цикад глушит твои слова.

Слышишь звон доспехов Дон-Кихота?
Скалы…
Зной…
Кружится голова…
Ты лениво отвечаешь что-то,
Звон цикад глушит твои слова.

17 августа 2024

Литература как научное знание (конспект лекции)

 Источник

1  Литература как часть культуры
2. Отличие литературы от прочих видов искусства
3. История литературы как наука
4. Отличие науки "История литературы" от предмета "История литературы"
🔍 смотри также:
Художественная литература как искусство слова, художественный образ
Язык художественной литературы

1. Литература как часть культуры

Литература — совокупность письменных текстов, имеющих большое культурное и общественное значение. Словом "литература" обозначается также вид искусства.
Помимо художественной литературы, в данное понятие входят следующие виды текстов:
✓    фольклорные;

✓    религиозные;
✓    философские;
✓    эстетические;
✓    документальные;
✓    научные.
Литературе присущи следующие признаки искусства:
✓    все составляющие литературы определяет материал, важный для человека;
✓    передача только части информации, которая дополняется в сознании воспринимающего;
✓    воздействие подаваемой информации на сознание и подсознание воспринимающего субъекта;
✓    замена действительности системой признанных в обществе художественных условностей;
✓    существование в виде отдельных завершенных произведений;
✓    направленность на длительное сохранение произведения искусства.
Функция литературы состоит в посредничестве между художественной и системно-логической формой освоения мира человеком.

2. Отличие литературы от прочих видов искусства