Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
07 марта 2025
Что такое эфемерность и откуда появилось это слово?
06 марта 2025
Дисциплина без крика: как управлять классом, сохраняя спокойствие
Почему крик не работает?
Крик может на мгновение привлечь внимание, но в долгосрочной перспективе он:
Снижает ваш авторитет. Ученики начинают воспринимать вас как человека, который не может справиться с ситуацией.
Порождает страх, а не уважение. Страх — плохой мотиватор. Он не учит дисциплине, а только усиливает сопротивление.
Ведет к эмоциональному выгоранию. Постоянное напряжение и крик истощают вас, делая работу невыносимой.
Так что же делать?
Метод 1: Установите четкие правила и границы
Дисциплина начинается с ясности. Ученики должны точно знать, что можно, а что нельзя.
Создайте правила вместе. Пусть ученики почувствуют свою причастность. Например: «Мы договариваемся, что на уроке не перебиваем друг друга».
Будьте последовательны. Если правило нарушено, реагируйте сразу, но спокойно. Например: «Саша, мы договорились не перебивать. Пожалуйста, дождись своей очереди».
Почему это работает: Четкие правила создают ощущение порядка, а последовательность укрепляет ваш авторитет.
Метод 2: Используйте невербальные сигналы
Иногда слова излишни. Попробуйте:
Зрительный контакт. Посмотрите на шумящего ученика — часто этого достаточно, чтобы он замолчал.
Жесты. Поднятая рука или пауза в речи могут стать сигналом для класса: «Внимание, я говорю».
Приближение. Подойдите к ученику, который отвлекается. Близость часто действует лучше, чем крик.
Почему это работает: Невербальные сигналы не нарушают ход урока и помогают сохранить спокойную атмосферу.
Метод 3: Переключайте внимание
Если класс «завелся», попробуйте переключить внимание на что-то неожиданное:
Задайте вопрос. Например: «Кто может объяснить, почему это важно?»
Используйте юмор. Шутка или забавный комментарий могут разрядить обстановку.
Смените деятельность. Предложите встать, потянуться или выполнить короткое задание.
Почему это работает: Переключение внимания помогает снять напряжение и вернуть фокус на урок.
Метод 4: Будьте примером спокойствия
Ваше поведение — это модель для учеников. Если вы спокойны, они тоже начинают успокаиваться.
Дышите. Если чувствуете, что закипаете, сделайте паузу и глубоко вдохните.
Говорите тише. Когда вы снижаете голос, ученики начинают прислушиваться.
Не принимайте близко к сердцу. Помните: плохое поведение — это не всегда про вас.
Почему это работает: Спокойствие заразительно. Оно создает атмосферу уважения и доверия.
Метод 5: Поощряйте хорошее поведение
Иногда мы слишком сосредоточены на плохом поведении, забывая хвалить за хорошее.
Замечайте позитив. Например: «Спасибо, Маша, что подняла руку. Я ценю твое уважение к другим».
Используйте систему поощрений. Это могут быть баллы, наклейки или просто слова благодарности.
Почему это работает: Поощрение мотивирует учеников вести себя лучше, чем наказание.
Что делать, если ничего не помогает?
Бывают ситуации, когда даже самые эффективные методы не срабатывают. В таком случае:
Обратитесь за поддержкой. Поговорите с коллегами, завучем или школьным психологом.
Работайте с родителями. Иногда проблемы с дисциплиной требуют вмешательства семьи.
Не вините себя. Вы не можете контролировать все, но можете искать решения.
Дисциплина без крика — это не про слабость, а про силу. Силу спокойствия, последовательности и уважения. Когда вы управляете классом без крика, вы не только сохраняете свои нервы, но и создаете атмосферу, в которой ученики чувствуют себя безопасно и готовы учиться.
Попробуйте эти методы. Начните с малого: установите правила, используйте невербальные сигналы, переключайте внимание. И помните: вы — не просто учитель, вы — лидер, который вдохновляет и ведет за собой.
А если вдруг сорветесь и накричите, не корите себя. Мы все люди. Главное — сделать выводы и двигаться дальше. Ведь каждый день — это новая возможность стать лучше.
05 марта 2025
Большой упрямец и чудак, реформатор русского языка
Василий Кириллович Тредиаковский — русский поэт, переводчик и филолог XVIII века. Один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Впервые ввёл гекзаметр в арсенал русских стихотворных размеров. Впервые в русском языке и литературе теоретически разделил поэзию и прозу и ввёл эти понятия в русскую культуру и общественное сознание.
В 1735 году на открытии Российского собрания Академии наук выступил с «Речью... о чистоте российского языка», призвав к нормированию языка и созданию словаря и грамматики.
Важнейшим собственным достижением Тредиаковский считал эпическую поэму «Телемахида» (1766) — перевод гекзаметром прозаического оригинала Франсуа Фенелона.
В 1752 году опубликовал двухтомное издание «Сочинений и переводов как стихами, так и прозою», которое надолго определило место Тредиаковского в истории русской культуры.
В 1745 году Тредиаковский получил звание профессора Академии наук — одновременно с М. В. Ломоносовым, но в 1759 году был из неё уволен.
Когда придумали рок-н-ролл?
04 марта 2025
Проблематика романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" от искусственного интеллекта. Для сочинения
Вот несколько проблемных вопросов, которые можно рассмотреть в рамках итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон":
1. Как конфликт между личными желаниями и общественными обязанностями влияет на судьбы героев романа?
2. Какова роль природы в жизни донских казаков и как она отражает их внутренний мир?
3. Как роман "Тихий Дон" показывает изменения в жизни казаков в условиях исторических катаклизмов начала XX века?
4. Какова природа любви и предательства в романе? Как эти чувства влияют на отношения между персонажами?
5. Как Шолохов изображает войну и ее последствия для человека и общества?
6. Какова роль традиций и обычаев в жизни казаков, и как они меняются под влиянием исторических событий?
7. Какова судьба женщины в мире, описанном в "Тихом Доне"? Каковы их внутренние конфликты и стремления?
8. Как Шолохов показывает внутренний конфликт между патриотизмом и человечностью на примере своих персонажей?
9. Как образ Дона как реки символизирует течение жизни и судьбы героев?
10. Какова роль памяти и исторического опыта в формировании идентичности донских казаков?
Эти вопросы могут помочь глубже понять содержание романа и его социальные, исторические и философские аспекты.
Вот несколько проблемных вопросов по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" с краткой расшифровкой каждой проблемы:
1. Конфликт между личными желаниями и общественными обязанностями**
В романе герои часто сталкиваются с выбором между своими чувствами и долгом перед обществом. Как этот конфликт влияет на их судьбы и какие последствия он имеет для их жизни и отношений?
2. Роль природы в жизни казаков**
Природа в "Тихом Доне" не просто фон, а активный участник событий. Как она отражает внутреннее состояние героев и их переживания? Как изменения в природе соотносятся с изменениями в жизни казаков?
3. Изменения в жизни казаков на фоне исторических катаклизмов**
Роман охватывает период Первой мировой войны и Гражданской войны в России. Как эти события влияют на традиционный уклад жизни казаков и их мировосприятие? Как они меняют их ценности и приоритеты?
4. Природа любви и предательства**
Взаимоотношения между персонажами полны страсти, но также и предательства. Как любовь может привести к трагическим последствиям? Как предательство влияет на судьбы героев и их отношения друг с другом?
5. Изображение войны и ее последствий**
Шолохов показывает войну как разрушительное явление. Как роман передает ужасы войны и ее влияние на человеческую судьбу? Как война меняет моральные ориентиры и ценности героев?
6. Роль традиций и обычаев**
Традиции играют важную роль в жизни казаков. Как они формируют личность и мировосприятие героев? Как исторические события влияют на эти традиции и обычаи?
7. Судьба женщины в мире казаков**
Женские персонажи в романе часто сталкиваются с ограничениями и предрассудками. Каковы их внутренние конфликты и стремления? Как они борются за свои права и счастье в условиях patriarchal society?
8. Внутренний конфликт между патриотизмом и человечностью**
Герои романа часто разделены между долгом перед родиной и моральными принципами. Как они решают этот конфликт, и как это отражает их личные ценности и выбор?
9. Образ Дона как символ жизни и судьбы**
Река Дон является важным символом в романе. Как она отражает течение жизни героев и их судьбы? Как образ реки соотносится с темами изменений и постоянства?
10. Роль памяти и исторического опыта**
Как память о прошлом формирует идентичность донских казаков? Как исторический опыт влияет на их восприятие настоящего и будущего?
Эти вопросы помогут глубже проанализировать роман и его ключевые темы, что будет полезно для итогового сочинения и подготовки к ЕГЭ.
03 марта 2025
Он был влюблён в театр
Юрий Карлович Олеша (19 февраля (3 марта) 1899, Елисаветград — 10 мая 1960, Москва) — русский советский писатель, киносценарист, поэт и драматург, журналист. Одна из ключевых фигур одесского литературного кружка 1920-х годов.
Родился в семье обедневших белорусских дворян. В 1910 году Юрий поступил в Ришельевскую гимназию в Одессе, где преуспел в учёбе и окончил её с золотой медалью. После этого он провёл два года в Одесском (Новороссийском) Университете, но в 1919 году бросил учёбу.
В 1922 году, после отъезда родителей, Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимами Зубило и Касьян Агапов. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок».
В 1924 году Олеша написал своё первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка», который был опубликован лишь четыре года спустя.
В 1936 году на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956 году.
Что из себя представляют соляные ледники?
02 марта 2025
113-я любовь. Полиция и дурные приметы на свадьбе Пушкина
1831 — Александр Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой
Как известно, дата венчания Александра Пушкина и Натальи Гончаровой не раз переносилась — тёща не хотела выдавать дочь за поэта-ловеласа, а в день свадьбы вообще отказалась ехать в церковь. АиФ.ru рассказывает, как «солнце русской поэзии» организовал собственную свадьбу и почему она буквально висела на волоске..Кадр из фильма «Пушкин: Последняя дуэль», 2006 год. www.globallookpress.com - Читать здесь
Великий меланхолик Евгений Баратынский
Евгений Абрамович Баратынский — русский поэт, переводчик. Офицер русской
императорской армии. Друг поэтов А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, мемуариста Н. В. Путяты. Участник литературных «сред» П. А. Плетнёва, и «суббот» В. А. Жуковского. Один из владельцев подмосковного имения Мураново.Первое поэтическое произведение было издано в 1819 году. Год за годом, начиная с 1826 года, выходят сборники его произведений: поэмы «Эда», «Пиры», «Бал», «Наложница», лирические стихи и другие.
В 1842 году Баратынский издал свой последний сборник стихов — «Сумерки».
В 1843 году поэт вместе с семьёй поехал в путешествие по зарубежью, но в Неаполе неожиданно заболел и скончался 11 июля 1844 года
В полутьме пустого школьного зала главный герой фильма «Доживем до понедельника» задумчиво декламирует:Не властны мы в самих себеИ, в молодые наши леты,Даем поспешные обеты,Смешные, может быть, всевидящей судьбе.Сидящая тут же учительница, даром что литературы, строк этих не узнает: Некрасов? Тютчев? Фет? Ах, Баратынский?! Ну, знаете ли, никто не обязан помнить всех второстепенных авторов…Эта хрестоматийная сцена – не только про высокомерную пустоту и интеллектуальную узость конкретного вымышленного киноперсонажа. Она еще и о реальной трагедии большого художника, уникального таланта, по роковому, до конца не объяснимому стечению обстоятельств, оставшегося в истории на вечных вторых ролях. «Поэт пушкинского круга», «поэт пушкинской эпохи», «поэт второго эшелона»… Эти литературоведческие штампы и по сей день заслоняют истинный масштаб поэтической личности Баратынского, которого сам Пушкин ставил не просто вровень с собой, но зачастую и без малейшей ревности – выше себя…Источник
Именно Дельвиг опубликовал его первые стихи, без спросу отнеся их в журнал «Благонамеренный».
Ушинский: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни»
Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (2 марта) 1823, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, писатель, один из основоположников научной педагогики в России.
Окончил юридический факультет Московского университета (1844). В 1846–1849 годах — профессор Демидовского лицея в Ярославле. В 1850–1854 годах — служил в канцелярии Департамента иностранных дел. С 1854 года — преподаватель Гатчинского сиротского института. С 1859 года — инспектор Смольного института. Провёл в нём реорганизацию и осуществил ряд преобразований: ввёл новый учебный план, внедрил педагогически рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по дисциплинам естественно-научного цикла.
Ушинский активно сотрудничал с передовыми журналами — «Современником», «Журналом для воспитания», «Библиотекой для чтения» — и был редактором «Журнала Министерства народного просвещения», под его руководством превратившегося в журнал педагогический, освещавший новые веяния в области народного образования.
Книги К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» стали первыми массовыми учебниками для начального обучения. А главным научным трудом, в котором Ушинский обосновал предмет педагогики, её основные закономерности и принципы, стал «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».
В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания — признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование.
Вот несколько цитат Константина Дмитриевича Ушинского:
⧫⧫ «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
⧫⧫ «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни».
⧫⧫ «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы».
⧫⧫ «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью».
⧫⧫ «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он»
01 марта 2025
Фёдор Сологуб: «Умный человек не только пользуется обстоятельствами, — он их создаёт»
Фёдор Сологуб (настоящее имя — Фёдор Кузьмич Тетерников) — русский поэт, прозаик, публицист. Дебютировал как поэт в 1884 году.
Принадлежал к так называемым старшим символистам, испытал сильное воздействие европейского декаданса. В 1896 году вышли первые отдельные издания Сологуба: «Стихи. Книга первая» и «Тени. Рассказы и стихи».
Автор сборников кратких сатирических произведений «Книга сказок» (1905) и «Политические сказочки» (1906). В поэтической книге «Змий» (1907) сформулировал индивидуальный миф о жестоком демиурге Змие-Солнце.
Признанная вершина творчества Сологуба — роман «Мелкий бес» (1905) — острая сатира на косный провинциальный быт и мифопоэтическое воплощение идеи абсурдности жизни, в которой нет места добру и красоте.
Среди других произведений: новеллы и легенды («Книга очарований», 1909), романы «Слаще яда» (1912), «Заклинательница змей» (1921), публицистика, переводы произведений Вольтера, Г. де Мопассана, П. Верлена, Г. Гейне, А. Рембо, Т. Готье и др..
Фёдор Сологуб отразил в своём творчестве идеи и направления символизма.
Для его лирики характерны темы безысходности, одиночества, озлобленности на мир. Его произведения носили упаднический характер, выражая чувство неприятия жизни.
Несмотря на пессимистичность его произведений и настроения безнадежности, у поэта было и остаётся множество поклонников. Ему удалось воплотить в творчестве те чувства, которые в определённый момент переживает любой человек. Многие увидели в нём единомышленника, разделяющего с ними всю боль и страдания.
Эпоха символизма представляет собой важную веху в истории литературы. Многие писатели и поэты этой эпохи, в том числе и Сологуб, считаются великими, внёсшими большой вклад в развитие русской культуры.
Вот несколько цитат из произведений Фёдора Сологуба:
«Во всякой любви есть эгоизм, одна ненависть бывает иногда бескорыстна» («Тяжёлые сны»).
«Умный человек не только пользуется обстоятельствами, — он их создаёт» («Творимая легенда»).
«Насилие в вопросах морали немыслимо. Если принуждением заставите людей быть нравственными, — какая же будет цена этой нравственности?» («Творимая легенда»).
«Что же, ведь ложь и часто бывает правдоподобнее правды. Почти всегда. Правда же, конечно, не правдоподобна» («Мелкий бес»).
«Толпа только разрушает. Человек творит. Общество сохраняет» («Творимая легенда»).
Фестиваль сочинений РусФест. "Немного человеку надо // Для радости в конце концов"
В осеннюю сессию были предложены следующие темы:
К сожалению, в современной литературе, в частности в поэзии, я не нашёл ярких примеров, подходящих для аргументации тезиса «Человеку надо мало». Нынешние стихи всё больше о том, что «я хочу, хочу». Поэтому обращусь к советским поэтам-классикам прошлого века.Евгению Евтушенко для счастья совсем-совсем мало надо -- клеверное зёрнышко, но... и чтобы люди помнили:Мне бы -- только клевера сладинкуНа губах застывших уберечь.Мне бы -- только малую слабинку --Всё-таки совсем не умереть.(«Зашумит ли клеверное поле...». 1977).Лирический герой Юрия Визбора счастлив от Москвы, от заката, «обрамлённого лбами домов», от полярного сияния, в котором он, «...завороженный, видел лицо и глаза» любимой. Он «счастлив, представьте, вновь. // Какая же она прекрасная // Московская // Любовь». («Пусть болтают, что счастье где-то...». 1957).Роберт Рождественский так и начинает своё стихотворение «Человеку надо мало». Его герою, как и каждому из нас, нужны друг и враг, лес и тропинка в нём, Мама, чтоб долго-долго жила, жизнь и смерть одна -- и весь мир.Учиться нам надо у классиков обретать счастье от самых малостей, вырастающих в огромность мира. И делиться этим с близкими и родными и просто знакомыми, как призывает нас вологодский поэт Виктор Вениаминович Коротаев:Немного надо человекуДля радости, в конце концов:Рассветный луч, пригоршня снегуДа полдесятка добрых слов.Уже он полон жаждой счастья,Уже способен жить и жить.А мы и те-то крохи частоЕму скупимся предложить.
28 февраля 2025
Как учителю использовать нейросеть DeepSeek в работе: практические советы и примеры
Что такое DeepSeek и зачем он учителю?
DeepSeek — это мощный инструмент на основе искусственного интеллекта, способный обрабатывать тексты, генерировать идеи, анализировать данные и даже создавать учебные материалы. Для педагога это может стать настоящим помощником в решении рутинных задач, разработке контента и персонализации обучения.
Пример использования DeepSeek в работе учителя
Представьте, что вам нужно подготовить план урока по теме «Экологические проблемы современности». Вместо того чтобы тратить часы на поиск информации и составление структуры, вы можете обратиться к нейросети. Вот как это может выглядеть:
- Запрос к нейросети:«Составь план урока для 8 класса на тему „Экологические проблемы современности“. Включи вводную часть, основные блоки, практические задания и рефлексию».
- Результат:DeepSeek быстро сгенерирует структурированный план, например:
Введение: что такое экологические проблемы (5 минут).
Основная часть.
Загрязнение воздуха, воды, почвы (10 минут).
Глобальное потепление и его последствия (10 минут).
Практическое задание: работа в группах — предложить способы решения одной из проблем (15 минут).
Рефлексия: обсуждение, что каждый ученик может сделать для улучшения экологической ситуации (10 минут).
- Доработка:Вы можете адаптировать предложенный план под свои задачи, добавить конкретные примеры или изменить формат заданий.
Как еще можно использовать DeepSeek?
Создание тестов и заданий: Нейросеть поможет сгенерировать вопросы разного уровня сложности, включая открытые и закрытые.
Проверка работ: DeepSeek может анализировать тексты учеников, указывать на ошибки и давать рекомендации по улучшению.
Подготовка презентаций: Попросите нейросеть составить текст для слайдов или предложить структуру выступления.