15 апреля 2025

...всё в себя вмещает человек, который любит мир и верит в Бога. Николай Гумилёв

 Николай Степанович Гумилёв (1886–1921) — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, драматург, переводчик и литературный критик, путешественник, африканист. 

В 1910-е годы Гумилёв был одним из ведущих представителей акмеизма. Для его стихов характерны апология «сильного человека» — воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка. 

Некоторые этапы творческого пути:

  • 1905 год — на деньги родителей издан первый сборник стихов «Путь конквистадоров». 
  • 1908 год — вышла вторая книга стихов — «Романтические цветы», которую Гумилёв посвятил своей будущей жене Анне Горенко. 
  • 1910 год — венчание с Анной Горенко, издана третья книга стихов «Жемчуга». 
  • 1911 год — Гумилёв создал общество начинающих литераторов «Цех поэтов», где сформировалось течение акмеизма. 
  • 1912 год — опубликован сборник стихов «Чужое небо». 
  • 1916–1921 годы — опубликованы сборники «Колчан», «Шатёр», «Огненный столп». 

В 1921 году Гумилёв занял должность председателя Петроградского союза поэтов, но вскоре был обвинён в заговоре и антисоветской деятельности и в том же году, в возрасте 35 лет, расстрелян. 

30 сентября 1991 года Гумилёв посмертно реабилитирован решением Верховного суда СССР. 

Нет однозначного мнения о том, какое стихотворение Николая Гумилёва (1886–1921) самое популярное. Несколько произведений, которые входят в топ-10 лучших по оценкам посетителей сайта poemata.ru:

  1. «Ты говорил слова пустые...». 
  2. «Однообразные мелькают...». 
  3. «Ещё не раз Вы вспомните меня...». 
  4. «Среди бесчисленных светил...». 
  5. «Ворота рая». 
  6. «Память». 
  7. «Театр». 
  8. «Две розы». 
  9. «Я больше её не люблю». 
  10. «Шестое чувство». 
  11. Шестое чувство
    Прекрасно в нас влюбленное вино
    И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
    И женщина, которою дано,
    Сперва измучившись, нам насладиться.
    Но что нам делать с розовой зарей
    Над холодеющими небесами,
    Где тишина и неземной покой,
    Что делать нам с бессмертными стихами?
    Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
    Мгновение бежит неудержимо,
    И мы ломаем руки, но опять
    Осуждены идти всё мимо, мимо.
    Как мальчик, игры позабыв свои,
    Следит порой за девичьим купаньем
    И, ничего не зная о любви,
    Все ж мучится таинственным желаньем;
    Как некогда в разросшихся хвощах
    Ревела от сознания бессилья
    Тварь скользкая, почуя на плечах
    Еще не появившиеся крылья;
    Так век за веком — скоро ли, Господь? —
    Под скальпелем природы и искусства
    Кричит наш дух, изнемогает плоть,
    Рождая орган для шестого чувства.
    1920 г.
  12. «Шестое чувство» — стихотворение Николая Гумилёва, написанное в 1920 году и опубликованное в 1921 в составе сборника «Огненный столп». 

    В произведении автор рассуждает об ограниченности привычных чувств, дающих человеку возможность воспринимать материальный мир, и говорит о каком-то неосознанном «шестом чувстве», без которого мир неполон.

Как появилось слово «плов»?

 Источник

Это блюдо известно каждому, но далеко не все задумывались, откуда взялось его название и почему оно звучит именно так. А ведь его происхождение — не менее ароматное и насыщенное, чем сам плов!
Истоки слова «плов» восходят к персидскому языку. В древнеперсидском было слово "пилав" (pilāv), которое означало рисовое блюдо, сваренное с мясом, овощами, специями и маслом. Из Персии слово разошлось по всему Востоку, попав в тюркский и арабский, а затем и дальше, в том числе в русскую речь.
В русский язык слово пришло через тюркские народы, особенно с территории Средней Азии, где культура приготовления плова развита особенно сильно. Здесь оно приобрело форму «палов», которая позже упростилась до привычного нам «плов». В старославянских текстах XVIII–XIX веков встречаются оба варианта — и «палов», и «плов».
Интересно, что в арабском языке существует целая мнемоническая формула, описывающая основные ингредиенты плова — "ПЛОВ", где каждая буква — сокращение:
П — пияз (лук),
Л — ляхм (мясо),
О — овияж (морковь),
В — вырис (рис).
Хотя это скорее народное объяснение, придуманное позже, но оно настолько удачно, что часто упоминается как «народная этимология» слова.
Со временем плов стал не просто блюдом, а частью культуры. В Узбекистане, Таджикистане, Иране, Турции, на Кавказе и даже в Индии у плова свои названия, ритуалы и технологии приготовления. Но слово, в той или иной форме, сохранилось во многих языках: pilaf, pilav, polow, pulao — всё это дальние родственники «плова».
Таким образом, слово «плов» — это своеобразное кулинарное путешествие сквозь века: от древних персидских кухонь до современных праздничных столов. И каждый раз, когда мы произносим это слово, мы будто бы вспоминаем его далёкие восточные корни, согретые ароматами специй, шорохом риса и звоном медного казана.

14 апреля 2025

...Сатирик превосходный // Невежество казнил в комедии // народной. А Пушкин. "Послание к цензору"

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин.

А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (Глава первая, XVIII)

📖 Такими словами гениальный Александр Сергеевич Пушкин в своём произведении описал русского прозаика, поэта, публициста, переводчика, просветителя, статского советника (1781), одного из наиболее значимых драматургов екатерининской эпохи, создателя национальной бытовой комедии - ДЕНИСА ИВАНОВИЧА ФОНВИЗИНА.

 Его называли «отцом русской комедии»: театральные пьесы, вышедшие из-под пера выдающегося мастера, публика принимала с восторгом.

Создатель пьес «Бригадир» и «Недоросль» (первых в истории русского театра комедий нравов) занял особое место в литературе как автор литературной сатиры, поражающей глубиной постижения нравов.
Неоценимый вклад Фонвизина в русскую литературу и искусство заключалось в интенсификации идеи классицизма.
Некоторые приёмы сатиры, а также образы, которые использовал Фонвизин, находят место и в некоторых произведениях Пушкина. ☝Писатель в своих произведениях говорил о том, как крепостное право оказывает растлевающее влияние на помещиков и крестьян.
 Своими литературными работами мастер показал новый этап роста национального искусства. Литературные труды Фонвизина, подаренные им для будущих поколений, входят в сокровищницу русской литературы.
Его произведения повлияли на весь литературный мир того времени. Фонвизин, как и Радищев, стремился реалистически изобразить жизнь простого народа. Осуждение крепостнического режима, почитания дворянской знатью культуры западного общества, взяточничества находят место в его сочинениях. После него такие же мысли отображал и Крылов.

Выдающийся литературный и общественный деятель родился 14 апреля 1745 года в Москве в дворянской семье.
 Сегодня исполняется 280 лет со дня рождения знаменитого писателя.

Разговоры о важном. Гражданская авиация России

Сегодня на Разговорах о важном мы прежде всего вспоминаем о великом подвиге -- первом полёте человека в космос. О нашем Юрии Алексеевиче Гагарине. Своим пятиклассниам я показываю презентацию с поминутным описанием полёта Юрия Гагарина от момента старта до приземления. Кстати, одна трогательная подробность (уж я даже стала сомневаться, правди ли это). Гагарин, входя в корабль, снял обувь, как принято у нас входить в дом. Говорят, Сергей Королёв, увидев это, чуть не прослезился. И ещё одна тема у нас на Разговорах -- о гражданской авиации в России. По ссылке презентация по теме https://xn--80aafadvc9bifbaeqg0p.xn--p1ai/14-04-2025/5-7/3p/5_7.pdf

13 апреля 2025

Тест: какие города играли в советском кино заграницу?

 Советские режиссеры часто снимали фильмы, действие которых разворачивается в других странах. Экранизации мировой классической литературы были очень популярны, и съемочные группы искали локации, напоминающие улицы и пейзажи Калифорнии, Дикого Запада и Великобритании. Пройдите наш тест и попробуйте угадать, вместо каких стран советские режиссеры отправлялись в Крым и в каких городах снимали Лондон.

Главный герой «Человека с бульвара Капуцинов» , мистер Фест, путешествует по Дикому Западу и попадает в городок Санта-Каролина, где рассказывает о новинке своего времени — кино. Где снимали прерии?

Про жизнь сильнейших и слабаков

12 апреля 2025

Сегодня День космонавтики

 Какие страны празднуют День космонавтики?

День космонавтики отмечается в нескольких странах, особенно тех, которые имеют истории и достижения в области космонавтики. Вот некоторые из них:

  1. Россия - как родина Юрия Гагарина, первого человека в космосе, Россия отмечает этот день с особым размахом.
  2. Беларусь - также отмечает этот праздник, подчеркивая свои достижения в космонавтике.
  3. Казахстан - в связи с тем, что Байконур, стартовая площадка для многих пилотируемых космических миссий, находится на его территории.
  4. Украина - тут отмечается день, связанный с космическими достижениями.
  5. США - хотя непосредственно этот день не считается официальным праздником, он всё равно отмечается различными мероприятиями в связи с космическими достижениями и историей NASA.

Кроме того, некоторые другие страны могут проводить мероприятия или отмечать этот день в контексте образовательных программ и научных конференций. 

Выбор ценою в жизнь: украинский летчик перешел на сторону России и полетел в космос ссылка

"...люблю и уважаю всё русское"

Александр Николаевич Островский (1823 —1886) — величайший русский драматург XIX века, чьё творчество оказало большое влияние на развитие русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Недоучившись на юридическом факультете Московского университета, Александр Островский служил, занимая различные, но каждый раз невысокие посты в судебных учреждениях. Его угнетала эта работа, однако именно здесь он приобрел богатый жизненный опыт и получил бесценный материал для своих первых пьес.
Написанная в 1851 году пьеса «Свои люди – сочтемся!» принесла автору литературную известность, она произвела сильное впечатление на читающую публику. Неожиданным здесь было почти все – купеческая семья, в которой развивается действие, яркий, богатый, как будто подслушанный в жизни язык героев. И, конечно же, сюжет. Здесь был показан мир Замоскворечья, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины XIX века. Далее, одна за другой появлялись пьесы «Доходное место», «Гроза», «Бешеные деньги», «Бесприданница» и многие другие. Всего Островским было написано 48 пьес.
Драматургия писателя сыграла решающую роль в становления русского сценического искусства, его творчество произвело революцию в русском театре. В 1865 году А. Н. Островский основал артистический кружок в Москве и в течение многих лет пытался переменить всю систему работы драматических театров. Его ужасало бесправное положение актеров императорских театров, их зависимость от чиновников, нищенское жалование, а также невежество многих исполнителей, отсутствие у них интереса к пьесе в целом. Александр Николаевич часто сам репетировал с актерами свои пьесы, пытаясь найти у них понимание, добиться более глубокого исполнения, соответствующего новаторскому характеру сочинений.
А. Н. Островский: «Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть»
Театр «Сатирикон» долго не решался прикоснуться к русской классической драматургии, которая требует особого проникновения и мастерства. Первым русским драматургом, появившемся в репертуаре театра, стал А. Н. Островский.
Константин Райкин: «Мне Островский кажется самым значительным из русских драматургов, и на меня он оказывает наиболее сильное впечатление. Его пьесы наполнены страстями, коллизиями, в них замечательно выстроены сюжеты, интереснейшие, острейшие столкновения характеров, взглядов, позиций. Это очень мускулистая, ёмкая, энергичная, высоко духовная драматургия, событийная, действенная, а потому и зрелищная, дающая огромные возможности для театра»
На сцене «Сатирикона» в разные годы были поставлены 8 спектаклей по пьесам Островского:
«Доходное место» (2003 – 2006; 2009 – 2013) / «Страна любви» (2004 – 2008) / «Бальзаминов» (2007 – 2009) / «Не все коту масленица» (2008 – 2012) / «Деньги» (2010 – 2013) / «Бесприданница» (2017 – 2022) / «Шутники» (2019 – н.в.) / «Гроза» (2022 – н.в.)

11 апреля 2025

М.А. Булгаков. "Собачье сердце". Материалы к уроку по повести в 9 классе

➽ В повести Михаила Булгакова "Собачье сердце" поднимается ряд проблем, которые можно разделить на фантастические и реальные.
Фантастические проблемы:
1. Трансформация Шарика в человека: Основная сюжетная линия о превращении собаки в человека через эксперимент профессора Преображенского является фантастической. Это вызывает вопросы о природе человека, его сущности и границах науки.
2. Этические последствия научных экспериментов: Вопрос о том, можно ли и следует ли вмешиваться в природу, меняя её законы, также является фантастическим. Это ставит под сомнение моральные аспекты научных достижений.
Реальные проблемы:
1. Социальные и политические реалии: Булгаков критикует советское общество, показывая, как идеалы революции и социализма могут искажаться. Шарик, ставший человеком, олицетворяет те негативные черты, которые наблюдаются в обществе, такие как грубость, агрессия и отсутствие культуры.
2. Проблема идентичности: Вопрос о том, что значит быть человеком, и как общество формирует личность, является актуальной темой. Превращение Шарика в человека поднимает вопросы о человеческой природе, о том, что определяет личность: происхождение, воспитание или социальные условия.
3. Критика бюрократии и медицины: Булгаков показывает недостатки системы здравоохранения и бюрократизированного общества, где научные достижения могут использоваться без должной ответственности и этики.
Таким образом, "Собачье сердце" сочетает в себе фантастические элементы с острыми социальными и моральными проблемами, что делает повесть многослойной и актуальной для анализа.
➽ В разговоре между доктором Борменталем и профессором Преображенским о собачьем и человеческом сердце у Шарикова оба персонажа представляют разные взгляды на природу человека и последствия эксперимента.
**Позиция профессора Преображенского:** Он утверждает, что человеческое сердце, в отличие от собачьего, обладает глубиной, способностью к чувствам и моральной ответственности. Преображенский подчеркивает, что сердце человека не только физический орган, но и символ внутреннего мира, который нельзя создать искусственно. Он считает, что Шариков, будучи созданием, лишенным человеческой культуры и воспитания, не сможет стать полноценным человеком.
**Позиция доктора Борменталя:** Он более прагматичен и считает, что сердце — это всего лишь орган, который можно заменить. Борменталь акцентирует внимание на физиологии и биологии, подчеркивая, что если Шариков получил человеческое сердце, то он должен обладать и человеческими качествами. Однако он также осознает, что социальные и культурные аспекты формирования личности не зависят только от биологии.
**Кто прав?** Оба персонажа правы в своих аргументах, но их взгляды недостаточны для полного понимания проблемы. Преображенский прав в том, что человеческая природа не сводится только к физиологии, и важны воспитание и культура. Борменталь, в свою очередь, указывает на научный и биологический аспекты, которые также имеют значение. В конечном итоге, Булгаков показывает, что человек — это не только сумма его органов, но и результат сложного взаимодействия биологии, воспитания и социальной среды. Таким образом, ни одна из позиций не является абсолютно правильной, и истинная природа человека требует более глубокого анализа.
 Приёмы создания характеристик персонажей
В повести Михаила Булгакова "Собачье сердце" яркие характеристики героев создаются благодаря различным литературным приемам, таким как диалог, гротеск, ирония и юмор. Вот несколько примеров:
### 1. Доктор Преображенский

10 апреля 2025

Лиризм, эмоциональность и интеллектуализм

 Белла Ахмадулина, родившаяся в 1937 году и скончавшаяся в 2010 году, была выдающейся советской и российской поэтессой, прозаиком и переводчиком. Она оставила значительный след в русской литературе своим поэтическим даром, проникновенными стихами и способностью передавать тонкие чувства и эмоции. Ахмадулина была известна своим уникальным стилем и глубоким пониманием человеческой души.

Белла Ахмадулина написала множество известных произведений, среди которых:

"Струны" (1962) — один из первых сборников стихов, который привлёк внимание к её творчеству.
"Соль земли" (1970) — сборник, отражающий глубокие чувства и переживания поэтессы.
"Блуждающий огонь" (1976) — важный сборник, в котором Ахмадулина исследует темы любви и потерь.
"Ненастье" (1985) — сборник стихов, отмеченный личной и общественной рефлексией.
"Сквозь времена" (1990) — в этом произведении она обращается к своим размышлениям о времени и жизни.

Кроме стихов, она также написала прозу и занималась переводами, адаптируя на русский язык произведения зарубежных авторов, что также способствовало её известности и репутации.

Поэтический стиль Беллы Ахмадулиной отличается несколькими ключевыми особенностями:
Лиризм и эмоциональность
: Ахмадулина мастерски передавала глубину своих чувств через личные и интимные стихи, что придавало её поэзии особую искренность.
Музыкальность: Её стихи наполнены мелодичностью, ритмом и рифмой, что делает их звучание очень привлекательным. Ахмадулина часто использовала звучащие сочетания слов, создавая гармонию в своих текстах.
Образы и метафоры: Поэтесса была известна своей способностью создавать яркие образы и оригинальные метафоры, что позволяет читателям погружаться в её мир и интерпретировать стихи по-своему.
Интеллектуализм: В её произведениях можно заметить глубокие размышления о жизни, любви, смерти и времени. Она часто использовала философские элементы, что делает её поэзию многослойной.
Женская перспектива: Ахмадулина привносила уникальный взгляд на женский опыт, исследуя темы любви, взаимоотношений и самоидентификации. Её поэзия отражает женскую чувствительность и восприимчивость в контексте общества.
Диалог с традицией: Она строила свою поэзию как диалог с классической русской литературой и западной литературной традицией, соединяя старое с новым.
Эти особенности сделали Ахмадулину одной из самых значимых фигур в русской поэзии XX века
.

 Белла Ахмадулина 

По улице моей который год...

По улице моей который год звучат шаги — мои друзья уходят. Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела, нет в их домах ни музыки, ни пенья, и лишь, как прежде, девочки Дега голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх вас, беззащитных, среди этой ночи. К предательству таинственная страсть, друзья мои, туманит ваши очи.

О одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля увереньям бесполезным.

09 апреля 2025

Кто и когда придумал глобус?

Источник


 Глобус — это не просто предмет, представляющий собой модель Земли. Это символ человеческого стремления понять и передать форму нашей планеты, создать точную модель мира, которая могла бы служить не только для исследования, но и для обучения. Но кто же первым догадался создать настольную модель Земли и назвал ее глобусом?

Идея создать модель Земли в виде сферы пришла к ученым задолго до появления первого физического глобуса. Еще в древности ученые знали, что Земля имеет форму шара. Это открытие, хотя и не было принято сразу всеми, стало основой для дальнейших исследований и создания глобусов. Однако реальные модели Земли начали появляться только в эпоху Возрождения, когда научные знания достигли нового уровня, а путешествия и открытия стали возможны благодаря новым технологиям.
Первым известным глобусом, созданным для массового использования, стал глобус, изготовленный немецким ученым Мартином Бехаймом в 1492 году. Бехайм был астрономом, картографом и инженером, а его глобус стал важной вехой в истории науки. Он был сделан в Нюрнберге, на нем была изображена Земля, окруженная океанами, но с рядом неточностей — например, он не содержал Америки, поскольку континент был открыт лишь в конце XV века, вскоре после того, как был завершен проект глобуса.
Этот глобус был деревянным, покрыт кожей и довольно большим по размеру. Он стал важным инструментом в обучении географии и астрономии, а также был использован для научных целей, чтобы изучать координаты и топографию Земли. Но несмотря на важность этого изобретения, его создание было не единственным в своем роде. Параллельно с ним, в разных уголках мира, другие ученые также пытались создать модели планеты. Однако глобус Бехайма стал первым, который можно назвать полноценным и завершенным проектом.
С развитием технологий и открытием новых территорий, глобус продолжал совершенствоваться. Со временем на глобусах начали появляться новые континенты, изменялись политические карты, а сам глобус становился более точным и детализированным. Глобус стал не только предметом для обучения, но и символом человеческой любознательности, стремления к знаниям и пониманию мира.

Истины жизни

08 апреля 2025

Друг Пушкина, герой войны, полковник, декабрист, поэт

  Василий Львович Давыдов (1792–1855) — полковник, декабрист, поэт.  

Некоторые факты из биографии:

  • Сын генерал-майора Льва Денисовича Давыдова и Екатерины Николаевны, урождённой Самойловой, в первом браке Раевской.

     
    Воспитывался в пансионе аббата Николя, затем получал домашнее образование под руководством аббата Фромана. 
  • Участник Отечественной войны 1812 года, во время которой состоял адъютантом при князе Багратионе. 
  • Под Лейпцигом был взят в плен, из которого освобождён прусскими войсками. 
  • С 1820 года в отставке. 
  • Друг А. С. Пушкина. 
  • Масон, член ложи «Александра тройственного спасения», член Союза благоденствия (с 1820 года) и Южного общества. 
  • Вместе с С. Г. Волконским возглавлял Каменскую управу Южного общества. 
  • Осуждён по первой категории, приговорён к каторжным работам навечно. 
  • Каторгу отбывал в Чите и Петровском заводе. 
  • В 1839 году отправлен на поселение в Красноярск, где и умер. 

Василий Давыдов не оставил политических трактатов, конституционных проектов или поэтических произведений. Но он был видным деятелем радикального Южного Общества и одним из близких к Пестелю лиц. 

Сатирические стихи В.Л. Давыдова

         Однажды в сумрачную пору
             Однажды в сумрачную пору,
             Когда зверь нору оставляет,
             Вдруг подлетает
             К кому-то муха
             И говорит: "Старуха,
             К чему ты в свет родилась?"
             Она перекрестилась,
             Не повернувши уха.
                       
             "О, умная старуха",
             -- сказала муха,--
             И полетела,
             Куда хотела.
             На свете вечно так --
             Есть грош и есть пятак.
         Однажды старенький паук
             Однажды старенький паук
             Бежал ужасно торопливо
             Из Академии наук.
             Другой, который горделиво
                       С высот
                       Своих тенет
             На мир с презрением глядел,
             Вскричал: "Смотри, какой пострел,
             Он всюду и везде поспел,
             А ведь не знает назначенья,
             Что велено его поймать
             Для министерства просвещенья".
             Тут ясно все... и нужно ль добавлять?

В смысле в каком возрасте? Я узнала об этом только что!

 

07 апреля 2025

ВПР по литературе. Развёрнутый ответ на задание 5

Задание 5 представляет собой вопрос, нацеленный на осмысление, интерпретацию, оценку приведенного фрагмента текстуально изученного эпического, лиро-эпического произведения или стихотворения, предполагающий развернутый ответ. При оценке ответа учитывается понимание обучающимся текста, проявление начальных умений интерпретации, умение опираться на текст произведения суждений, умение строить связное высказывание. Объём развернутого ответа: 5 кл. -20 сл; 6 кл. - 30 сл; 7 кл. - 40 сл; 8 кл. - 50 сл\

Примеры  задания 5.

Объясните значение повторяющегося эпитета в пятой строфе. Какое настроение выражено с
его помощью?(5кл) 

Объясните, как антитеза (противопоставление) помогает воссоздать настроение стихотворения(6кл)

Объясните, как в стихотворении воссоздаётся «мир очарований» (7кл).
Объясните, как в стихотворении раскрывается взаимоотношение человека и природы (8кл)
или
Объясните, почему Степан назван автором «услужливым» (5кл).

Объясните, почему автор называет душу Мерцалова «истерзанной» (6кл).

Объясните, почему рассказчик смотрит на танцующую пару «с восторженным умилением» (7кл)
.
Объясните, почему Швабрин в приведённой сцене «казался сам не свой» (8кл)

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 12. Лексический анализ

 По ссылке доступны теория, практика и презентация к заданию 12 ОГЭ по русскому языку "Лексический анализ https://teletype.in/@vsablina/9kVsUGREZyJ

Теория для задания 12 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ. Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов.

06 апреля 2025

...Ешь рис, пей чай...

ВПР по литературе. Теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия, сущность которых должны понимать школьники и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений:
художественная литература и устное народное творчество, проза и поэзия, художественный образ, роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание), форма и содержание литературного произведения; 
тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; 
стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
повествователь,рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя, портрет, пейзаж, художественная деталь; 
юмор, ирония, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа.

"...самое колоссальное орудие многостороннего образования -- ЧТЕНИЕ". А.И. Герцен

 Александр Иванович Герцен (25 марта [6 апреля] 1812, Москва — 9 января 1870, Париж, Франция) — русский писатель, публицист, педагог и философ. Выступал с критикой самодержавной монархии и крепостного права, один из наиболее значимых российских последователей утопического социализма — так называемых «революционных демократов».

Издатель революционного еженедельника «Колокол» (1857–1867 гг.) и альманаха «Полярная звезда» (1855–1868 гг.).

Будучи в эмиграции, открыто поддержал польское восстание 1863 года, с чем было связано разочарование в «Колоколе» многих русских интеллектуалов.

До 1905 года в Герцен был запрещённым писателем, полное собрание его сочинений вышло уже после Октябрьской революции.

Идеи

А. И. Герцен является родоначальником теории русского социализма.

Основные идеи его учения:

  1. 1. Россия может миновать капитализм, её будущее — социализм.

  2. 2. За основу социализма предлагается взять крестьянскую сельскую общину. Земля принадлежит общине и распределяется между её членами в пожизненное владение без передачи по наследству.

  3. 3. Община защищает своих членов от произвола помещиков, чиновников, неурожая.

  4. Община — самоуправляемая единица, ею управляют выборные лица, которые подотчётны сельскому сходу.

  5. 4. Доходы общины распределяются на общем собрании.

Таким образом, устройство общества основано на коллективной собственности, коллективном труде, круговой поруке и выборном администрировании.