Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
27 октября 2023
7 «сказочных» слов, в которых мы постоянно делаем ошибки
26 октября 2023
10 культовых мультфильмов и фильмов с музыкой Геннадия Гладкова — в память о композиторе
1. «Бременские музыканты», 1969
Помните мотив песни «Ничего на свете лучше нету»? А выступление разбойников, про которых говорят, что они бяки-буки? Слова культовых песен из «Бременских музыкантов» написал Юрий Энтин, а вот музыку к ним, которую мы помним с самого детства, Геннадий Гладков. Он же был композитором в сиквелах «По следам бременских музыкантов» и «Новые бременские».
Читать полностью
25 октября 2023
Полный гайд по ЕГЭ-2024: изменения, минимальные баллы и советы, как готовиться уже сейчас
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/yege/5731298-polny-gayd-po-yege-2024-izmeneniya-minimalnyye-bally-i-sovety-kak-gotovitsya-uzhe-seychas
24 октября 2023
«Бременских музыкантов» придумал Андерсен? Тест: кто написал самые известные сказки
23 октября 2023
Учителя уходят из школ коллективами: почему такое случается и что можно сделать
В конце этого лета, накануне нового учебного года, громкая история случилась в Екатеринбурге: из МАОУ СОШ № 22 одновременно уволилось больше десятка учителей. Точные цифры назвать сложно: в разговоре с «Мелом» педагоги, ушедшие из учреждения, говорили о 12–17 учителях. При этом портал Екатеринбург.рф, ссылаясь на слова директора школы, приводит такие цифры: «За летний период из учебного процесса вышли 12 педагогов: один по уходу за ребенком, 5 по причине достижения пенсионного возраста, и 6 специалистов ушли по собственному желанию».
Читать полностью
22 октября 2023
Почему не отступают ни на йоту? История происхождения выражения и его значение
21 октября 2023
Когда появились левый и правый ботинок?
20 октября 2023
План анализа эпизода художественного текста
1. Определить границы эпизода, дать ему название.
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
· кто они?
· каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
· автора;
· персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
· их отношение к событию;
· к вопросу (проблеме);
· друг к другу;
· кратко проанализировать речь участников диалога;
· сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
· выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
· определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.). Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
19 октября 2023
О любви к Отечеству
Кто любит своё отечество, тот подаёт пример любви к человечеству
Александр Васильевич Суворов
18 октября 2023
Шпаргалки. Чем они могут быть полезны?
Суть шпаргалки заключается в том, чтобы на маленькой площади уместить много информации. Соответственно, чтобы сделать шпаргалку, надо не просто внимательно прочитать текст, но и выделить главное, записать всё в виде схем, условных обозначений и т.п.
2. Помогают запомнить материал.
В процессе изготовления шпаргалки работает не только визуальная, но и моторная память, а значит, информация лучше откладывается в голове.
3. Развивают креативность.
Шпаргалки — бесконечное поле для творчества: из чего сделать, где разместить, как незаметно использовать. Кстати, есть педагоги, которые готовы добавить балл к отметке, если учащийся сдаст оригинальную шпаргалку до того, как приступит к работе. Среди школьных учителей такое встречается реже, а среди преподавателей вузов — относительно распространённая практика, поскольку наличие шпаргалки говорит о том, что студент готовился.
4. Улучшают почерк, развивают терпение.
Шпаргалка должна быть максимально аккуратной, что хорошо влияет на почерк и общий подход к работе.
Неужели мы предлагаем активно пользоваться шпаргалками и обманывать педагогов? Нет. Мы предлагаем их лишь изготавливать, а затем оставлять дома, поскольку материал, который был перенесён на шпаргалку, и так прекрасно отложился в голове ученика.
Источник
17 октября 2023
Who’s Who, господин Обломов! …или Во всём виноват Захар… (Попытка современного взгляда на известного литературного героя)
16 октября 2023
«Грамотный человек — не тот, кто пишет без ошибок». Интервью с филологом — о русском языке в школе и за ее пределами
Замечали, как люди в интернете ругаются из-за неверно написанных слов и кривых предложений? Мы поговорили с филологом, преподавателем вуза и автором канала «Русский для мозга» Анной Комышковой и разобрались, почему нас так беспокоит грамотность, что делать с чужими ошибками и как все это касается учителей.
«Грамотный — не тот, кто пишет без ошибок»
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/shkola/439781-uchitelya-rusisty-ne-imeyut-prava-na-oshibku-bolshoye-intervyu-s-filologom--o-gramotnosti-v-shkole-i
14 октября 2023
"Тихий Дон" Михаила Александровича Шолохова
13 октября 2023
Михаил Александрович Шолохов
По произведениям Шолохова советские и российские режиссеры снимали фильмы, ставили спектакли и создавали оперы.
Василий Плотников. Портрет Михаила Шолохова (фрагмент). 1978. Частное собрание |
Геннадий Животов. Портрет Михаила Шолохова (фрагмент). 2008. Частное собрание |
12 октября 2023
Откуда появилось выражение «профессор кислых щей» ?
11 октября 2023
Мисофония, кенопсия и фриссон. Что это за чувства?
Кенопсия - смесь страха и ностальгии, когда вы находитесь в месте, где еще недавно было очень людно, а сейчас нет никого. Это чувство знакомо многочисленным туристам в Чернобыле – городе, где когда-то кипела жизнь, а теперь из каждого угла веет смертью. В интернете есть даже одноименное сообщество фотографов, Kenopsia, где выкладывают кадры заброшенных домов, больниц, улиц из разных стран.
Фриссон - это ощущение мурашек, которые могут пройти по коже в ответ на какое-то внешнее воздействие - такое, как красивая музыка, волнующий момент в кино, трогательное место в книге или величественное произведение искусства. Это чувство может вызывать положительные эмоции и часто ассоциируется с эстетическим удовлетворением.
10 октября 2023
09 октября 2023
Всемирный день почты и книги – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска
«Самое дорогое у человека — это жизнь". Цитата из романа "Как закалялась сталь"
«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её».
Николай Островский. "Как закалялась сталь"
08 октября 2023
Всероссийское тестирование по развитию речи
https://anketa.natlang.ru/about-test/
По ссылке Всероссийское тестирование по развитию речи. Проверьте себя, как вы знаете нормы русского литературного языка. Для всех: для 1-11 классов и взрослых. Продлится тестирование до 23 октября.
Учителем года России стал преподаватель русского языка и литературы посольской школы в Тегеране
В четверг, 5 октября, в Москве, на площадке Форума классных руководителей, объявлено имя абсолютного победителя Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2023". Им стал учитель русского языка и литературы школы при посольстве РФ в Иране Олег Янковский.
Быть учителем - это лучшая форма созидания, вид искусства и лучший способ оставить свой след и принести пользу
Олег Игоревич Янковский
Призеры Всероссийского конкурса "Учитель года-2023"
Антон Кандауров, учитель физкультуры Краснолучской школы № 29, Луганская Народная РеспубликаАрман Костанян, учитель математики, Лицей Иннополис, Республика Татарстан
Михаил Ладных, учитель физики, образовательный комплекс "Алгоритм Успеха", Белгородская область
Бэлла Яндиева, учитель английского языка, школа № 7, г. Грозный,