Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
02 марта 2025
Ушинский: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни»
Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (2 марта) 1823, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, писатель, один из основоположников научной педагогики в России.
Окончил юридический факультет Московского университета (1844). В 1846–1849 годах — профессор Демидовского лицея в Ярославле. В 1850–1854 годах — служил в канцелярии Департамента иностранных дел. С 1854 года — преподаватель Гатчинского сиротского института. С 1859 года — инспектор Смольного института. Провёл в нём реорганизацию и осуществил ряд преобразований: ввёл новый учебный план, внедрил педагогически рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по дисциплинам естественно-научного цикла.
Ушинский активно сотрудничал с передовыми журналами — «Современником», «Журналом для воспитания», «Библиотекой для чтения» — и был редактором «Журнала Министерства народного просвещения», под его руководством превратившегося в журнал педагогический, освещавший новые веяния в области народного образования.
Книги К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» стали первыми массовыми учебниками для начального обучения. А главным научным трудом, в котором Ушинский обосновал предмет педагогики, её основные закономерности и принципы, стал «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».
В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания — признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование.
Вот несколько цитат Константина Дмитриевича Ушинского:
⧫⧫ «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
⧫⧫ «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни».
⧫⧫ «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы».
⧫⧫ «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью».
⧫⧫ «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он»
01 марта 2025
Фёдор Сологуб: «Умный человек не только пользуется обстоятельствами, — он их создаёт»
Фёдор Сологуб (настоящее имя — Фёдор Кузьмич Тетерников) — русский поэт, прозаик, публицист. Дебютировал как поэт в 1884 году.
Принадлежал к так называемым старшим символистам, испытал сильное воздействие европейского декаданса. В 1896 году вышли первые отдельные издания Сологуба: «Стихи. Книга первая» и «Тени. Рассказы и стихи».
Автор сборников кратких сатирических произведений «Книга сказок» (1905) и «Политические сказочки» (1906). В поэтической книге «Змий» (1907) сформулировал индивидуальный миф о жестоком демиурге Змие-Солнце.
Признанная вершина творчества Сологуба — роман «Мелкий бес» (1905) — острая сатира на косный провинциальный быт и мифопоэтическое воплощение идеи абсурдности жизни, в которой нет места добру и красоте.
Среди других произведений: новеллы и легенды («Книга очарований», 1909), романы «Слаще яда» (1912), «Заклинательница змей» (1921), публицистика, переводы произведений Вольтера, Г. де Мопассана, П. Верлена, Г. Гейне, А. Рембо, Т. Готье и др..
Фёдор Сологуб отразил в своём творчестве идеи и направления символизма.
Для его лирики характерны темы безысходности, одиночества, озлобленности на мир. Его произведения носили упаднический характер, выражая чувство неприятия жизни.
Несмотря на пессимистичность его произведений и настроения безнадежности, у поэта было и остаётся множество поклонников. Ему удалось воплотить в творчестве те чувства, которые в определённый момент переживает любой человек. Многие увидели в нём единомышленника, разделяющего с ними всю боль и страдания.
Эпоха символизма представляет собой важную веху в истории литературы. Многие писатели и поэты этой эпохи, в том числе и Сологуб, считаются великими, внёсшими большой вклад в развитие русской культуры.
Вот несколько цитат из произведений Фёдора Сологуба:
«Во всякой любви есть эгоизм, одна ненависть бывает иногда бескорыстна» («Тяжёлые сны»).
«Умный человек не только пользуется обстоятельствами, — он их создаёт» («Творимая легенда»).
«Насилие в вопросах морали немыслимо. Если принуждением заставите людей быть нравственными, — какая же будет цена этой нравственности?» («Творимая легенда»).
«Что же, ведь ложь и часто бывает правдоподобнее правды. Почти всегда. Правда же, конечно, не правдоподобна» («Мелкий бес»).
«Толпа только разрушает. Человек творит. Общество сохраняет» («Творимая легенда»).
Фестиваль сочинений РусФест. "Немного человеку надо // Для радости в конце концов"
В осеннюю сессию были предложены следующие темы:
К сожалению, в современной литературе, в частности в поэзии, я не нашёл ярких примеров, подходящих для аргументации тезиса «Человеку надо мало». Нынешние стихи всё больше о том, что «я хочу, хочу». Поэтому обращусь к советским поэтам-классикам прошлого века.Евгению Евтушенко для счастья совсем-совсем мало надо -- клеверное зёрнышко, но... и чтобы люди помнили:Мне бы -- только клевера сладинкуНа губах застывших уберечь.Мне бы -- только малую слабинку --Всё-таки совсем не умереть.(«Зашумит ли клеверное поле...». 1977).Лирический герой Юрия Визбора счастлив от Москвы, от заката, «обрамлённого лбами домов», от полярного сияния, в котором он, «...завороженный, видел лицо и глаза» любимой. Он «счастлив, представьте, вновь. // Какая же она прекрасная // Московская // Любовь». («Пусть болтают, что счастье где-то...». 1957).Роберт Рождественский так и начинает своё стихотворение «Человеку надо мало». Его герою, как и каждому из нас, нужны друг и враг, лес и тропинка в нём, Мама, чтоб долго-долго жила, жизнь и смерть одна -- и весь мир.Учиться нам надо у классиков обретать счастье от самых малостей, вырастающих в огромность мира. И делиться этим с близкими и родными и просто знакомыми, как призывает нас вологодский поэт Виктор Вениаминович Коротаев:Немного надо человекуДля радости, в конце концов:Рассветный луч, пригоршня снегуДа полдесятка добрых слов.Уже он полон жаждой счастья,Уже способен жить и жить.А мы и те-то крохи частоЕму скупимся предложить.
28 февраля 2025
Как учителю использовать нейросеть DeepSeek в работе: практические советы и примеры
Что такое DeepSeek и зачем он учителю?
DeepSeek — это мощный инструмент на основе искусственного интеллекта, способный обрабатывать тексты, генерировать идеи, анализировать данные и даже создавать учебные материалы. Для педагога это может стать настоящим помощником в решении рутинных задач, разработке контента и персонализации обучения.
Пример использования DeepSeek в работе учителя
Представьте, что вам нужно подготовить план урока по теме «Экологические проблемы современности». Вместо того чтобы тратить часы на поиск информации и составление структуры, вы можете обратиться к нейросети. Вот как это может выглядеть:
- Запрос к нейросети:«Составь план урока для 8 класса на тему „Экологические проблемы современности“. Включи вводную часть, основные блоки, практические задания и рефлексию».
- Результат:DeepSeek быстро сгенерирует структурированный план, например:
Введение: что такое экологические проблемы (5 минут).
Основная часть.
Загрязнение воздуха, воды, почвы (10 минут).
Глобальное потепление и его последствия (10 минут).
Практическое задание: работа в группах — предложить способы решения одной из проблем (15 минут).
Рефлексия: обсуждение, что каждый ученик может сделать для улучшения экологической ситуации (10 минут).
- Доработка:Вы можете адаптировать предложенный план под свои задачи, добавить конкретные примеры или изменить формат заданий.
Как еще можно использовать DeepSeek?
Создание тестов и заданий: Нейросеть поможет сгенерировать вопросы разного уровня сложности, включая открытые и закрытые.
Проверка работ: DeepSeek может анализировать тексты учеников, указывать на ошибки и давать рекомендации по улучшению.
Подготовка презентаций: Попросите нейросеть составить текст для слайдов или предложить структуру выступления.
27 февраля 2025
Джон Стейнбек: «Жить — это значит покрываться шрамами»
Джон Эрнст Стейнбек — американский прозаик, публицист, сценарист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1962).
Известен в основном своими романами о жизни людей во время Великой депрессии. Автор многих известных всему миру романов и повестей, в том числе «Гроздья гнева» (1939), «К востоку от рая» (1952), «О мышах и людях» (1937), «Зима тревоги нашей» (1961) и других.
Джон Стейнбек был одним из немногих американских авторов, посетивших Советский Союз. Его воспоминания о поездке в СССР отразились в книге «Русский дневник».
Писатель был удостоен престижных наград: Пулитцеровская премия, Нобелевская премия, Президентская медаль Свободы. Романы и рассказы Джона Стейнбека переведены на многие языки мира, и их неоднократно экранизировали.
Произведения Джона Стейнбека стали классикой мировой литературы и оказали огромное влияние на культуру XX века.
Вот некоторые из его известных произведений:
«Квартал Тортилья-Флэт». «О мышах и людях». «Долгая долина». «Гроздья гнева».«К востоку
от Эдема». «Зима тревоги нашей».
Жизнь писателя полна противоречий, но его талант и проницательность остаются бесспорными. Он продолжает вдохновлять новые поколения писателей и читателей своими яркими и глубокими произведениями.
Вот несколько цитат из романов Джона Стейнбека:«Если человеку некогда думать, значит, он не хочет думать, вот и всё». («Зима тревоги нашей»).
«Спокойствие лучше, чем радость. Оно надёжнее». («Гроздья гнева»).«Потребность рождает идею, идея рождает действие». («Гроздья гнева»).«Пойди поищи её, свободу. Мне один говорил: сколько у тебя есть в кармане, на столько у тебя свободы». («Гроздья гнева»).«Жить — это значит покрываться шрамами». («Зима тревоги нашей»).«Неприятны лишь те вопросы, которые задают снисходительным тоном». («К востоку от Эдема»).«Не странно ли, что женщины соперничают из-за мужчин, которые им даже не нужны?» («Заблудившийся автобус»).«Качества, которыми мы восхищаемся в человеке — доброта, щедрость, открытость, прямодушие, понимание, чувствительность, — все они обеспечивают неуспех в нашей системе. Те же черты, которые мы с читаем гнусными — лукавство, алчность, жажда наживы, подлость, низость, эгоизм, своекорыстие, — все это, напротив, гарантирует успех. Людей восхищает первый джентльменский набор, но пользоваться они любят плодами второго». («Консервный Ряд»).«Любой неглупый человек может нажить деньги, если это то, что ему нужно. Но чаще всего ему не деньги нужны, а женщины, или дорогие костюмы, или поклонение окружающих, и это сбивает его с толку». («Зима тревоги нашей»).
«Удивительное все-таки достижение человечества: способность смотреть на очевидность и не верить своим глазам». («К востоку от Эдема»).
26 февраля 2025
Виктор Гюго: "Остаётся только жить со смехом"
Виктор Мари Гюго — писатель, поэт, прозаик и драматург. Автор романов «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеётся» и других.
Виктор Гюго является основоположником и теоретиком французского романтизма. В политической жизни Франции известен как борец за свободу печати, отмену смертной казни.
Триумфом писателя стал роман «Собор Парижской Богоматери» (1831), который быстро набрал популярность. В 1841 году романиста избрали во Французскую академию, позднее он получил звание пэра (1845).
Вершиной творчества Гюго считается роман «Отверженные», написанный им в 1862 году. В романе описываются не только остросоциальные проблемы, голод, нищета и произвол властей, но и жестоко подавленное Июньское восстание 1832 года, свидетелем которого он был.
25 февраля 2025
Проблемные вопросы в романе "Преступление и наказание" от искусственного интеллекта. Сочинение на ЕГЭ
Проблема преступления и наказания затрагивает множество аспектов: мотивацию преступника, социальные и экономические факторы, влияющие на преступность, а также способы наказания и их эффективность. Она поднимает вопросы справедливости, ответственности и ресоциализации. Важно учитывать многофакторность проблемы и комплексный подход к её решению.
24 февраля 2025
Он свято верил в загробную жизнь
24 февраля в истории литературы:
- 1852 — писатель Николай Гоголь сжёг второй том своей поэмы «Мёртвые души».
- Причины, побудившие Николая Гоголя сжечь второй том "Мёртвых душ", были многогранные и глубокие.
- Критическое восприятие: Гоголь столкнулся с сложностями в написании второго тома и с критическим восприятием своего творчества. Он ощущал давление со стороны общественного мнения и критиков.
- Личное разочарование: Гоголь переживал глубокие внутренние конфликты и сомнения по поводу своего писательского пути. Он был недоволен тем, как были изложены его мысли и идеи в произведении.
Духовный кризис: На момент сжигания Гоголь находился в состоянии духовного и религиозного кризиса. Он стремился к высшему смыслу искусства и считал, что второй том не соответствует его идеалам.
Страх перед неудачей: Гоголь боялся, что его работа не сможет достичь той глубины и значимости, которую он хотел вложить, и что она не будет принята так, как он надеялся.
Эти факторы в сочетании привели к его решению уничтожить второй том, что стало одной из самых драматичных эпизодов в истории русской литературы.
Выразитель дум интеллигенции
Константин Александрович Федин — советский писатель, общественный деятель, первый секретарь Союза писателей СССР (1959 – 1971 и 1971 – 1977). Академик АН СССР (1958), Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1949).
С детства был увлечён писательством. В 1911 году поступил на экономическое отделение Московского коммерческого института.
В 1923 году вышла первая книга Федина — сборник «Пустырь». В 1922–1924 годах написал роман «Города и годы» — один из первых советских романов о путях интеллигенции в революции и гражданской войне.
Вот несколько цитат Константина Федина:
⧫ «По-разному можно жить. Но редко отыщется человек, который на вопрос совести — как он живет? — ответил бы, что живет вполне правильно».
⧫ «Точность и ясность языка являются задачею всей жизни писателя, но точность искусства не одинакова с точностью грамматики. Крик иволги похож на бульканье льющейся из бутылки воды. Водяной голос — это неточность. Но на таких неточностях стоит искусство».
⧫ «Когда пройдет ваша молодость, когда вы убедитесь, что уже всё достигнуто в вашей неповторимой жизни, вы будете искать друга. И знаете, его будет не легко найти. Человек, доживающий свои дни, часто обременителен и всегда скучен. Даже если ему оказывают почет, то это почет его прошлому. Лишь вы сами будете любить себя до конца своих дней. И лишь один вечный друг останется к вам неизменен: это — книга».
23 февраля 2025
Отыщи всему начало, и ты поймёшь многое!
Алексей Михайлович Жемчужников — русский поэт, драматург, эссеист и литературный критик.
В юности Алексей Жемчужников некоторое время учился в Первой Санкт-Петербургской гимназии. После окончания училища правоведения в 1841 году служил в Сенате. В 1847 году перешёл на службу в министерство юстиции, а в 1849 году — в Государственную канцелярию, был помощником статс-секретаря Государственного совета.
Литературный дебют Алексея Михайловича состоялся в 1850 году в журнале «Современник» с комедией «Странная ночь». Жемчужников также печатался в журналах «Отечественные записки», «Искра» и др..
В 1850–1860 годах Жемчужников вместе с братьями Владимиром и Александром и двоюродным братом Алексеем Толстым участвует в создании сатирических стихов и легендарного образа Козьмы Пруткова — придуманного ими сочинителя, от имени которого они писали свои совместные сатирические произведения.
В 1892 году выходит сборник «Стихотворения», имевший шумный успех. В 1900 году он публикует сборник «Песни старости». В этот год ему было присвоено звание почётного академика Петербургской Академии наук.
Козьма Прутков и братья Жемчужниковы с Алексеем Толстым
Широкую известность поэту принесли сатирические произведения – эпиграммы, басни, афоризмы, публиковавшиеся под коллективным псевдонимом «Козьма Прутков». Это имя вошло в литературу благодаря его создателям – родным братьям Алексею, Владимиру, Александру Жемчужниковым и их двоюродному брату Алексею Константиновичу Толстому.
В примечаниях к сочинениям Козьмы Пруткова, напечатанных во втором томе «Русской поэзии XIX века» (М., 1974), говорится: «В начале 50-х годов два молодых талантливых литератора – Алексей Толстой и Алексей Жемчужников – весело шутили над штампами современной им романтической поэзии. Собрав эти стихотворные шутки, они решили их издать под именем, которое носил служивший им камердинер…
В 1854 году Козьма Прутков впервые появился в некрасовском “Современнике”. Постепенно стала вырисовываться фигура вымышленного автора. Он обрёл, как это подобает живому лицу, собственную биографию и индивидуальный облик… Тупой, самодовольный и ограниченный чиновник – живое воплощение бюрократической машины монархии – обладал исключительными претензиями на гениальность, на недоступную ему высоту духа, на романтические страсти. Вместе с тем он проповедовал казённую мораль, был благонамеренным. Вот эта-то чиновничья поэзия беспощадно высмеивалась в образе Козьмы Пруткова и его сочинениях…»
Творчество Козьмы Пруткова – это не «добродушное чудачество», как называли его отдельные критики; каждое сочинение было направлено против определённого лица или какой-то жизненной ситуации: «Юнкер Шмидт» - пародия на русских подражателей Гейне; «Желание быть испанцем» - на увлечение некоторых поэтов экзотикой дальних стран. Наибольшей популярностью пользовались афоризмы Козьмы Пруткова: «Смотри в корень!», «Никто не обнимет необъятного», «Скрывая истину от друзей, кому ты откроешься?», «Вытапливай воск, но сохраняй мёд», «Принимаясь за дело, соберись с духом», «Единожды солгавши, кто тебе поверит?» и т. д.
Редкий человек ни разу не употребил в своей речи афоризмы Козьмы Пруткова, зная или не зная их автора, – настолько они вошли в обиход и стали популярными, как пословицы и поговорки: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем», «Если хочешь быть счастливым, будь им».
В сатирических произведениях А. М. Жемчужников высмеивал бюрократов, лжепатриотов, обличал тупых и самодовольных чиновников. Связь с Н. А. Некрасовым и М. Е. Салтыковым-Щедриным способствовала обострению гражданской позиции Жемчужникова, для которого тяжёлая жизнь народа была не проходящей болью. Источник
С Днём защитника Отечества!
https://www.yandex.ru/video/preview/11062677741959263159 Военный хор исполняет песню "Сигма бой" на новый лад. С Днём защитника Отечества!
22 февраля 2025
Восхищенная Пушкиным, я страстно хотела увидеть его...
1. **"К Анне Керн"** - это стихотворение написано в 1825 году и считается одним из самых выразительных обращений Пушкина к своей muse.
2. **"Я вас любил"** - хотя это стихотворение не посвящено напрямую Анне Керн, считается, что оно отражает чувства Пушкина к ней.
3. **"На холмах Грузии лежит ночная мгла"** - в этом стихотворении также можно увидеть отголоски его чувств к Керн.
Эти произведения подчеркивают тонкость и глубину его чувств, а Анна Керн остаётся неотъемлемой частью пушкинского романтизма.
![]() |
Воспоминания можно почитать здесь |
Восхищенная Пушкиным, я страстно хотела увидеть его, и это желание исполнилось во время пребывания моего в доме тетки моей, в Тригорском, в 1825 г.18 в июне месяце. Вот как это было. Мы сидели за обедом и смеялись над привычкою одного г-на Рокотова19, повторяющего беспрестанно: «Pardonnez ma franchise» и «Je tiens beaucoup а votre opinion»20. Как вдруг вошел Пушкин с большой, толстой палкой в руках. Он после часто к нам являлся во время обеда, но не садился за стол; он обедал у себя, гораздо раньше, и ел очень мало. Приходил он всегда с большими дворовыми собаками, chien-loop21. Тетушка, подле которой я сидела, мне его представила, он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях. Я тоже не нашлась ничего ему сказать, и мы не скоро ознакомились и заговорили. Да и трудно было с ним вдруг сблизиться; он был очень неровен в обращении: то шумно весел, то грустен, то робок, то дерзок, то нескончаемо любезен, то томительно скучен, – и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту. Раз он был так нелюбезен, что сам в этом сознался сестре, говоря: «Ai-je йtй assez vulgaire aujoud’hui!»22 Вообще же надо сказать, что он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был неописанно хорош, когда что-нибудь приятное волновало его… Так, один раз мы восхищались его тихою радостью, когда он получил от какого-то помещика при любезном письме охотничий рог на бронзовой цепочке, который ему нравился. Читая это письмо и любуясь рогом, он сиял удовольствием и повторял: «Charmant! Charmant!»23 Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи.