05 марта 2025

Большой упрямец и чудак, реформатор русского языка

 Василий Кириллович Тредиаковский  русский поэт, переводчик и филолог XVIII века. Один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Впервые ввёл гекзаметр в арсенал русских стихотворных размеров. Впервые в русском языке и литературе теоретически разделил поэзию и прозу и ввёл эти понятия в русскую культуру и общественное сознание.

В 1735 году на открытии Российского собрания Академии наук выступил с «Речью... о чистоте российского языка», призвав к нормированию языка и созданию словаря и грамматики.

Важнейшим собственным достижением Тредиаковский считал эпическую поэму «Телемахида» (1766) — перевод гекзаметром прозаического оригинала Франсуа Фенелона.

В 1752 году опубликовал двухтомное издание «Сочинений и переводов как стихами, так и прозою», которое надолго определило место Тредиаковского в истории русской культуры.

В 1745 году Тредиаковский получил звание профессора Академии наук — одновременно с М. В. Ломоносовым, но в 1759 году был из неё уволен.

Когда придумали рок-н-ролл?

 Источник

В середине XX века Америка жила под аккомпанемент размеренных оркестров и сладкоголосых баллад, создающих образ идеального общества. Но за фасадом официальной эстрады звучала другая музыка — дикая, ритмичная, неудержимая. Она рождалась в подпольных клубах, разрывая привычные рамки, и находила путь к тем, кто был готов услышать что-то новое. Но как запретный звук ритм-н-блюза вдруг превратился в рок-н-ролл и завоевал весь мир? Ответ на этот вопрос кроется в одном неожиданном решении, которое изменило историю музыки навсегда.
Наряду с официальной музыкой в Америке существовал подпольный ритм-энд-блюз, музыка чернокожего населения, которая долгое время оставалась в тени. На первых порах эта «новейшая» музыка лишь изредка проникала в большой мир, прорываясь из радиоприемников, настроенных на «черную» волну, и все же пришел тот день, когда она наконец обрела «легальный» статус.
Однажды в эфире радиостанции Кливленда прозвучало нечто новое. Диджей Алан Фрид осмелился дать шанс этой "неприличной" музыке, но чтобы не вызывать лишних вопросов, назвал её иначе – "рок-н-ролл". Слово, буквально означающее «раскачивайся и крутись», быстро прижилось и замаскированный ритм-н-блюз начал звучать по всей стране. Молодёжь мгновенно подхватила новый ритм и вскоре его стали исполнять не только черные, но и белые музыканты.
Назвав себя Мистером Рок-н-роллом, Алан всерьез занялся популяризацией этой музыки, транслируя ее по радио и организовывая концерты.
От ритм-энд-блюза рок-н-ролл унаследовал быстрый темп, громкий звук, напор и собственно состав музыкальных инструментов. Тексты были вторичными, главное — ритм танца и манера исполнения. Первой звездой рок-н-ролла среди белых исполнителей стал певец и гитарист Билл Хейли, прославившийся в 1955 году своей песней «Рок круглые сутки» (Rock Around the Clock) для фильма «Джунгли школьной доски» (Blackboard Jungle).
Пресса, телевидение и администрации школ пытались бороться с новой музыкой, но было поздно – ритм, энергия и свобода завоевали молодежь. К концу 1950-х рок-н-ролл стал новой нормой, которая изменила музыку навсегда.

04 марта 2025

Проблематика романа М.А. Шолохова "Тихий Дон" от искусственного интеллекта. Для сочинения

 Вот несколько проблемных вопросов, которые можно рассмотреть в рамках итогового сочинения и сочинения на ЕГЭ по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон":

 1. Как конфликт между личными желаниями и общественными обязанностями влияет на судьбы героев романа?

2. Какова роль природы в жизни донских казаков и как она отражает их внутренний мир?

3. Как роман "Тихий Дон" показывает изменения в жизни казаков в условиях исторических катаклизмов начала XX века?

4. Какова природа любви и предательства в романе? Как эти чувства влияют на отношения между персонажами?

5. Как Шолохов изображает войну и ее последствия для человека и общества?

6. Какова роль традиций и обычаев в жизни казаков, и как они меняются под влиянием исторических событий?

7. Какова судьба женщины в мире, описанном в "Тихом Доне"? Каковы их внутренние конфликты и стремления?

8. Как Шолохов показывает внутренний конфликт между патриотизмом и человечностью на примере своих персонажей?

9. Как образ Дона как реки символизирует течение жизни и судьбы героев?

10. Какова роль памяти и исторического опыта в формировании идентичности донских казаков?

 Эти вопросы могут помочь глубже понять содержание романа и его социальные, исторические и философские аспекты.

 Вот несколько проблемных вопросов по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" с краткой расшифровкой каждой проблемы:

 1. Конфликт между личными желаниями и общественными обязанностями**  

   В романе герои часто сталкиваются с выбором между своими чувствами и долгом перед обществом. Как этот конфликт влияет на их судьбы и какие последствия он имеет для их жизни и отношений?

 2. Роль природы в жизни казаков**  

   Природа в "Тихом Доне" не просто фон, а активный участник событий. Как она отражает внутреннее состояние героев и их переживания? Как изменения в природе соотносятся с изменениями в жизни казаков?

 3. Изменения в жизни казаков на фоне исторических катаклизмов**  

   Роман охватывает период Первой мировой войны и Гражданской войны в России. Как эти события влияют на традиционный уклад жизни казаков и их мировосприятие? Как они меняют их ценности и приоритеты?

 4. Природа любви и предательства**  

   Взаимоотношения между персонажами полны страсти, но также и предательства. Как любовь может привести к трагическим последствиям? Как предательство влияет на судьбы героев и их отношения друг с другом?

 5. Изображение войны и ее последствий**  

   Шолохов показывает войну как разрушительное явление. Как роман передает ужасы войны и ее влияние на человеческую судьбу? Как война меняет моральные ориентиры и ценности героев?

6. Роль традиций и обычаев**  

   Традиции играют важную роль в жизни казаков. Как они формируют личность и мировосприятие героев? Как исторические события влияют на эти традиции и обычаи?

 7. Судьба женщины в мире казаков**  

   Женские персонажи в романе часто сталкиваются с ограничениями и предрассудками. Каковы их внутренние конфликты и стремления? Как они борются за свои права и счастье в условиях patriarchal society?

8. Внутренний конфликт между патриотизмом и человечностью**  

   Герои романа часто разделены между долгом перед родиной и моральными принципами. Как они решают этот конфликт, и как это отражает их личные ценности и выбор?

 9. Образ Дона как символ жизни и судьбы**  

   Река Дон является важным символом в романе. Как она отражает течение жизни героев и их судьбы? Как образ реки соотносится с темами изменений и постоянства?

10. Роль памяти и исторического опыта**  

    Как память о прошлом формирует идентичность донских казаков? Как исторический опыт влияет на их восприятие настоящего и будущего?

 Эти вопросы помогут глубже проанализировать роман и его ключевые темы, что будет полезно для итогового сочинения и подготовки к ЕГЭ.

03 марта 2025

Он был влюблён в театр

 Юрий Карлович Олеша (19 февраля (3 марта) 1899, Елисаветград — 10 мая 1960, Москва) — русский советский писатель, киносценарист, поэт и драматург, журналист. Одна из ключевых фигур одесского литературного кружка 1920-х годов.

Родился в семье обедневших белорусских дворян. В 1910 году Юрий поступил в Ришельевскую гимназию в Одессе, где преуспел в учёбе и окончил её с золотой медалью. После этого он провёл два года в Одесском (Новороссийском) Университете, но в 1919 году бросил учёбу.

В 1922 году, после отъезда родителей, Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимами Зубило и Касьян Агапов. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок».

В 1924 году Олеша написал своё первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка», который был опубликован лишь четыре года спустя.

В 1936 году на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956 году.

Что из себя представляют соляные ледники?

 Источник

Когда мы слышим слово «ледник», перед глазами возникает картина сверкающих белых массивов, медленно сползающих со склонов гор. Но что, если мы вам скажем, что есть ледники, состоящие не изо льда, а из ... соли?! И они не тают, а, наоборот, растут, словно застывшие вулканы. Но как такое возможно и где можно увидеть это редкое природное явление?
Соляные ледники — это удивительные геологические образования, которые больше напоминают горные массивы. Они возникают в местах, где глубоко под землёй находятся древние пласты соли, оставшиеся после высохших морей. Под давлением вышележащих пород соль начинает медленно подниматься вверх - ведь её плотность ниже, чем у окружающих осадочных пород. Со временем она прорывается на поверхность, формируя необычные, застывшие соляные потоки, которые напоминают языки лавы. Но в отличие от вулканов, этот процесс идёт невероятно медленно — миллионы лет.
Одним из самых известных мест, где можно увидеть соляные ледники, являются горы Загрос в Иране. Здесь, благодаря сухому климату, соль не растворяется, а остаётся в виде величественных белых и розоватых хребтов. Эти массивы выглядят как фантастические пейзажи с другой планеты. Подобные образования встречаются в Омане, Пакистане, США и некоторых других регионах, но там их гораздо меньше.
Хотя на первый взгляд соляные ледники кажутся неподвижными, на самом деле они продолжают двигаться. В течение тысячелетий их форма может меняться, они могут смещать окружающие слои земли, создавая уникальные природные структуры.

02 марта 2025

113-я любовь. Полиция и дурные приметы на свадьбе Пушкина

02 марта в истории литературы:
1831 — Александр Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой
  • Кадр из фильма «Пушкин: Последняя дуэль», 2006 год. www.globallookpress.com
    Как известно, дата венчания Александра Пушкина и Натальи Гончаровой не раз переносилась — тёща не хотела выдавать дочь за поэта-ловеласа, а в день свадьбы вообще отказалась ехать в церковь. АиФ.ru рассказывает, как «солнце русской поэзии» организовал собственную свадьбу и почему она буквально висела на волоске..
  • Читать здесь

Великий меланхолик Евгений Баратынский

Евгений Абрамович Баратынский — русский поэт, переводчик. Офицер русской

императорской армии. Друг поэтов А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, мемуариста Н. В. Путяты. Участник литературных «сред» П. А. Плетнёва, и «суббот» В. А. Жуковского. Один из владельцев подмосковного имения Мураново.

Первое поэтическое произведение было издано в 1819 году. Год за годом, начиная с 1826 года, выходят сборники его произведений: поэмы «Эда», «Пиры», «Бал», «Наложница», лирические стихи и другие.

В 1842 году Баратынский издал свой последний сборник стихов — «Сумерки».

В 1843 году поэт вместе с семьёй поехал в путешествие по зарубежью, но в Неаполе неожиданно заболел и скончался 11 июля 1844 года 

В полутьме пустого школьного зала главный герой фильма «Доживем до понедельника» задумчиво декламирует:
Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.
Сидящая тут же учительница, даром что литературы, строк этих не узнает: Некрасов? Тютчев? Фет? Ах, Баратынский?! Ну, знаете ли, никто не обязан помнить всех второстепенных авторов…
Эта хрестоматийная сцена – не только про высокомерную пустоту и интеллектуальную узость конкретного вымышленного киноперсонажа. Она еще и о реальной трагедии большого художника, уникального таланта, по роковому, до конца не объяснимому стечению обстоятельств, оставшегося в истории на вечных вторых ролях. «Поэт пушкинского круга», «поэт пушкинской эпохи», «поэт второго эшелона»… Эти литературоведческие штампы и по сей день заслоняют истинный масштаб поэтической личности Баратынского, которого сам Пушкин ставил не просто вровень с собой, но зачастую и без малейшей ревности – выше себяИсточник
...Чтобы заслужить прощение государя, восемнадцатилетний юноша вступает рядовым в лейб-гвардейский Егерский полк, расквартированный в Петербурге.
В это время юный поэт знакомится с бароном Антоном Дельвигом – выпускником Лицея, другом Пушкина. Живёт Баратынский не в казармах – снимает квартиру вместе с Дельвигом:
Там, где Семёновский полк, в пятой роте, в домике низком,
Жил поэт Баратынский с Дельвигом, тоже поэтом.
Тихо жили они, за квартиру платили не много,
В лавочку были должны, дома обедали редко.
Часто, когда покрывалось небо осеннею тучей,
Шли они в дождик пешком, в панталонах трикотовых тонких,
Руки спрятав в карман (перчаток они не имели!),
Шли и твердили шутя: «Какое в россиянах чувство!»
Как-то на вечере у своего брата Пушкин вспомнил эту шутку, заставил Баратынского прочесть и хохотал.
Именно Дельвиг опубликовал его первые стихи, без спросу отнеся их в журнал «Благонамеренный».
Князь Пётр Вяземский вспоминал: «Это была забавная компания: высокий, нервный, склонный к меланхолии Баратынский, подвижный, невысокий Пушкин и толстый вальяжный Дельвиг».
Источник "Звезда разрозненной плеяды"

О детях и внуках

Ушинский: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни»

 Константин Дмитриевич Ушинский (19 февраля (2 марта) 1823, Тула — 22 декабря 1870 (3 января 1871), Одесса) — русский педагог, писатель, один из основоположников научной педагогики в России.

Окончил юридический факультет Московского университета (1844). В 1846–1849 годах — профессор Демидовского лицея в Ярославле. В 1850–1854 годах — служил в канцелярии Департамента иностранных дел. С 1854 года — преподаватель Гатчинского сиротского института. С 1859 года — инспектор Смольного института. Провёл в нём реорганизацию и осуществил ряд преобразований: ввёл новый учебный план, внедрил педагогически рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по дисциплинам естественно-научного цикла.

Ушинский активно сотрудничал с передовыми журналами — «Современником», «Журналом для воспитания», «Библиотекой для чтения» — и был редактором «Журнала Министерства народного просвещения», под его руководством превратившегося в журнал педагогический, освещавший новые веяния в области народного образования.

Книги К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» стали первыми массовыми учебниками для начального обучения. А главным научным трудом, в котором Ушинский обосновал предмет педагогики, её основные закономерности и принципы, стал «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».

В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания — признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование.

Вот несколько цитат Константина Дмитриевича Ушинского:

  1. ⧫⧫ «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

  2. ⧫⧫ «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни».

  3. ⧫⧫ «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы».

  4. ⧫⧫ «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью».

  5. ⧫⧫ «Удовлетворите всем желаниям человека, но отымите у него цель в жизни, и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он»

01 марта 2025

Фёдор Сологуб: «Умный человек не только пользуется обстоятельствами, — он их создаёт»

Фёдор Сологуб (настоящее имя — Фёдор Кузьмич Тетерников) — русский поэт, прозаик, публицист. Дебютировал как поэт в 1884 году.

Принадлежал к так называемым старшим символистам, испытал сильное воздействие европейского декаданса. В 1896 году вышли первые отдельные издания Сологуба: «Стихи. Книга первая» и «Тени. Рассказы и стихи».

Автор сборников кратких сатирических произведений «Книга сказок» (1905) и «Политические сказочки» (1906). В поэтической книге «Змий» (1907) сформулировал индивидуальный миф о жестоком демиурге Змие-Солнце.

Признанная вершина творчества Сологуба — роман «Мелкий бес» (1905) — острая сатира на косный провинциальный быт и мифопоэтическое воплощение идеи абсурдности жизни, в которой нет места добру и красоте.

Среди других произведений: новеллы и легенды («Книга очарований», 1909), романы «Слаще яда» (1912), «Заклинательница змей» (1921), публицистика, переводы произведений Вольтера, Г. де Мопассана, П. Верлена, Г. Гейне, А. Рембо, Т. Готье и др..

 Фёдор Сологуб отразил в своём творчестве идеи и направления символизма.

Для его лирики характерны темы безысходности, одиночества, озлобленности на мир. Его произведения носили упаднический характер, выражая чувство неприятия жизни.

Несмотря на пессимистичность его произведений и настроения безнадежности, у поэта было и остаётся множество поклонников. Ему удалось воплотить в творчестве те чувства, которые в определённый момент переживает любой человек. Многие увидели в нём единомышленника, разделяющего с ними всю боль и страдания.

Эпоха символизма представляет собой важную веху в истории литературы. Многие писатели и поэты этой эпохи, в том числе и Сологуб, считаются великими, внёсшими большой вклад в развитие русской культуры.

Вот несколько цитат из произведений Фёдора Сологуба:

  1. «Во всякой любви есть эгоизм, одна ненависть бывает иногда бескорыстна» («Тяжёлые сны»).

  2. «Умный человек не только пользуется обстоятельствами, — он их создаёт» («Творимая легенда»).

  3. «Насилие в вопросах морали немыслимо. Если принуждением заставите людей быть нравственными, — какая же будет цена этой нравственности?» («Творимая легенда»).

  4. «Что же, ведь ложь и часто бывает правдоподобнее правды. Почти всегда. Правда же, конечно, не правдоподобна» («Мелкий бес»).

  5. «Толпа только разрушает. Человек творит. Общество сохраняет» («Творимая легенда»).

Фестиваль сочинений РусФест. "Немного человеку надо // Для радости в конце концов"

Этим дипломом награждён мой ученик девятого класса. Осенью он и ещё двое его одноклассников приняли участие в Международной  образовательно-патриотической акции "Фестиваль сочинений РусФест". Только в феврале были подведены итоги.

В осеннюю сессию были предложены следующие темы:

✔  «И с языка сорвется слово - Любви…», Юрий Айдаш

✔ «Немного надо человеку для радости в конце концов: рассветный луч, пригоршня снегу да полдесятка добрых слов», В.В.Коротаев.

Приказом от 30.08.2024 № 620 РусФест включен в Перечень мероприятий Министерства Просвещения РФ на 2024-2025 учебный год.
Из сочинения Алексея.
К сожалению, в современной литературе, в частности в поэзии, я не нашёл ярких примеров, подходящих для аргументации тезиса «Человеку надо мало». Нынешние стихи всё больше о том, что «я хочу, хочу». Поэтому обращусь к советским поэтам-классикам прошлого века.

Евгению Евтушенко для счастья совсем-совсем мало надо -- клеверное зёрнышко, но... и чтобы люди помнили:
Мне бы -- только клевера сладинку
На губах застывших уберечь.
Мне бы -- только малую слабинку --
Всё-таки совсем не умереть.
(«Зашумит ли клеверное поле...». 1977).

Лирический герой Юрия Визбора счастлив от Москвы, от заката, «обрамлённого лбами домов», от полярного сияния, в котором он, «...завороженный, видел лицо и глаза» любимой. Он «счастлив, представьте, вновь. // Какая же она прекрасная // Московская // Любовь». («Пусть болтают, что счастье где-то...». 1957).

Роберт Рождественский так и начинает своё стихотворение «Человеку надо мало». Его герою, как и каждому из нас, нужны друг и враг, лес и тропинка в нём, Мама, чтоб долго-долго жила, жизнь и смерть одна -- и весь мир.

Учиться нам надо у классиков обретать счастье от самых малостей, вырастающих в огромность мира. И делиться этим с близкими и родными и просто знакомыми, как призывает нас вологодский поэт Виктор Вениаминович Коротаев:
Немного надо человеку
Для радости, в конце концов:
Рассветный луч, пригоршня снегу
Да полдесятка добрых слов.

Уже он полон жаждой счастья,
Уже способен жить и жить.
А мы и те-то крохи часто
Ему скупимся предложить.

28 февраля 2025

Как учителю использовать нейросеть DeepSeek в работе: практические советы и примеры

 Источник

Что такое DeepSeek и зачем он учителю?

DeepSeek — это мощный инструмент на основе искусственного интеллекта, способный обрабатывать тексты, генерировать идеи, анализировать данные и даже создавать учебные материалы. Для педагога это может стать настоящим помощником в решении рутинных задач, разработке контента и персонализации обучения.

Пример использования DeepSeek в работе учителя

Представьте, что вам нужно подготовить план урока по теме «Экологические проблемы современности». Вместо того чтобы тратить часы на поиск информации и составление структуры, вы можете обратиться к нейросети. Вот как это может выглядеть:

  1. Запрос к нейросети:
    «Составь план урока для 8 класса на тему „Экологические проблемы современности“. Включи вводную часть, основные блоки, практические задания и рефлексию».

  2. Результат:
    DeepSeek быстро сгенерирует структурированный план, например:

    • Введение: что такое экологические проблемы (5 минут).

    • Основная часть.

      • Загрязнение воздуха, воды, почвы (10 минут).

      • Глобальное потепление и его последствия (10 минут).

    • Практическое задание: работа в группах — предложить способы решения одной из проблем (15 минут).

    • Рефлексия: обсуждение, что каждый ученик может сделать для улучшения экологической ситуации (10 минут).

  3. Доработка:
    Вы можете адаптировать предложенный план под свои задачи, добавить конкретные примеры или изменить формат заданий.

Как еще можно использовать DeepSeek?

  • Создание тестов и заданий: Нейросеть поможет сгенерировать вопросы разного уровня сложности, включая открытые и закрытые.

  • Проверка работ: DeepSeek может анализировать тексты учеников, указывать на ошибки и давать рекомендации по улучшению.

  • Подготовка презентаций: Попросите нейросеть составить текст для слайдов или предложить структуру выступления.

С добрым утром!

27 февраля 2025

Напечатана первая глава романа "Евгений Онегин"

 27 февраля в истории литературы:

  • 1825 — опубликована первая глава романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

Джон Стейнбек: «Жить — это значит покрываться шрамами»

 Джон Эрнст Стейнбек  американский прозаик, публицист, сценарист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1962).

Известен в основном своими романами о жизни людей во время Великой депрессии. Автор многих известных всему миру романов и повестей, в том числе «Гроздья гнева» (1939), «К востоку от рая» (1952), «О мышах и людях» (1937), «Зима тревоги нашей» (1961) и других.

Джон Стейнбек был одним из немногих американских авторов, посетивших Советский Союз. Его воспоминания о поездке в СССР отразились в книге «Русский дневник».

Писатель был удостоен престижных наград: Пулитцеровская премия, Нобелевская премия, Президентская медаль Свободы. Романы и рассказы Джона Стейнбека переведены на многие языки мира, и их неоднократно экранизировали.

Произведения Джона Стейнбека стали классикой мировой литературы и оказали огромное влияние на культуру XX века.

Вот некоторые из его известных произведений:

  1. «Квартал Тортилья-Флэт»«О мышах и людях»«Долгая долина»«Гроздья гнева».«К востоку 
    от Эдема». «Зима тревоги нашей».
    Жизнь писателя полна противоречий, но его талант и проницательность остаются бесспорными. Он продолжает вдохновлять новые поколения писателей и читателей своими яркими и глубокими произведениями.
    Вот несколько цитат из романов Джона Стейнбека:

  2. «Если человеку некогда думать, значит, он не хочет думать, вот и всё». («Зима тревоги нашей»).

    «Спокойствие лучше, чем радость. Оно надёжнее». («Гроздья гнева»).
    «Потребность рождает идею, идея рождает действие». («Гроздья гнева»).
    «Пойди поищи её, свободу. Мне один говорил: сколько у тебя есть в кармане, на столько у тебя  свободы». («Гроздья гнева»).
    «Жить — это значит покрываться шрамами». («Зима тревоги нашей»).
    «Неприятны лишь те вопросы, которые задают снисходительным тоном». («К востоку от Эдема»).
    «Не странно ли, что женщины соперничают из-за мужчин, которые им даже не нужны?» («Заблудившийся автобус»).
    «Качества, которыми мы восхищаемся в человеке — доброта, щедрость, открытость, прямодушие, понимание, чувствительность, — все они обеспечивают неуспех в нашей системе. Те же черты, которые мы с читаем гнусными — лукавство, алчность, жажда наживы, подлость, низость, эгоизм, своекорыстие, — все это, напротив, гарантирует успех. Людей восхищает первый джентльменский набор, но пользоваться они любят плодами второго». («Консервный Ряд»).

  3. «Любой неглупый человек может нажить деньги, если это то, что ему нужно. Но чаще всего ему не деньги нужны, а женщины, или дорогие костюмы, или поклонение окружающих, и это сбивает его с толку». («Зима тревоги нашей»).

  4. «Удивительное все-таки достижение человечества: способность смотреть на очевидность и не верить своим глазам». («К востоку от Эдема»).

26 февраля 2025

Виктор Гюго: "Остаётся только жить со смехом"

 Виктор Мари Гюго — писатель, поэт, прозаик и драматург. Автор романов «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеётся» и других.

Виктор Гюго является основоположником и теоретиком французского романтизма. В политической жизни Франции известен как борец за свободу печати, отмену смертной казни.

Триумфом писателя стал роман «Собор Парижской Богоматери» (1831), который быстро набрал популярность. В 1841 году романиста избрали во Французскую академию, позднее он получил звание пэра (1845).

Вершиной творчества Гюго считается роман «Отверженные», написанный им в 1862 году. В романе описываются не только остросоциальные проблемы, голод, нищета и произвол властей, но и жестоко подавленное Июньское восстание 1832 года, свидетелем которого он был.

Хорошо сидим!

25 февраля 2025

Проблемные вопросы в романе "Преступление и наказание" от искусственного интеллекта. Сочинение на ЕГЭ

 Проблема преступления и наказания затрагивает множество аспектов: мотивацию преступника, социальные и экономические факторы, влияющие на преступность, а также способы наказания и их эффективность. Она поднимает вопросы справедливости, ответственности и ресоциализации. Важно учитывать многофакторность проблемы и комплексный подход к её решению.

Роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» глубоко исследует множество сложных тем и проблем, связанных с моралью, правом, свободой воли и последствиями человеческих действий. Вот несколько ключевых аспектов проблематики в произведении:
1. **Моральный кризис**: Главный герой, Родион Раскольников, пытается оправдать свое преступление – убийство старухи-процентщицы – с точки зрения своей теории о "высших" и "низших" людях. Он считает, что некоторые люди имеют право нарушить закон ради высшей цели. Это поднимает вопрос о том, может ли человек быть морально правым, совершая зло ради блага.
2. **Вина и расплата: В произведении акцентируется внимание на внутренней борьбе Раскольникова с чувством вины после совершения преступления. Его страдания иллюстрируют идею о том, что нельзя избежать последствий своих действий, даже если они были совершены под благими предлогами.
3. **Экзистенциальные вопросы**: Достоевский поднимает важные экзистенциальные вопросы о смысле жизни и свободе выбора. Раскольников проходит через кризис идентичности, что заставляет читателя задуматься о своем месте в мире и о том, как наши решения формируют нас как личностей.
4. **Социальная справедливость**: Роман также поднимает вопросы о бедности, классовом неравенстве и социальной несправедливости в обществе. Персонажи, такие как Соня, олицетворяют страдания и сострадание, раскрывая глубину человеческого опыта в условиях нищеты
5. **Религия и искупление**: Достоевский исследует тему религии и духовного искупления. Примером служит превращение Раскольникова и его путь к покаянию. Его окончательное признание и желание смирения показывают возможность Исцеления и обретения внутреннего мира, несмотря на содеянное.
Эти аспекты делают «Преступление и наказание» не только литературным произведением, но и философским размышлением о человеческой натуре, нравственности и социальной ответственности.