Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
20 февраля 2011
Не было, нет и не будет четырёх обязательных предметов
Интервью министра образования и науки А. Фурсенко программе "Вести в субботу":
— Слово нанотехнология стало модным последние 3–4 года. Но через 10 лет, я думаю, будут вопросы по нанонаукам, по нанотехнологиям, без этого не уйти.
— Мельком помянули очень важную тему. Все-таки, платно или бесплатно все это?
— Бесплатно. У нас есть абсолютно точное понимание, я думаю, у всех есть, что есть нагрузка, есть время, которое по медицинским показаниям ребенок может проводить на уроках — 36 часов. И эти 36 часов оплачиваются бюджетом. И наша задача сделать так, чтобы они были максимально эффективно использованы ребятами. Чтобы за эти часы они получили максимум возможного. Если после этого они захотят в каких-то кружках что-то новое узнавать, то, в принципе, это может оплачиваться бюджетом. И новые подходы к обучению, стандартам позволяют это. Но где-то, наверно, могут быть и другие подходы.
— То есть другие подходы только в плане факультативов, что касается школьной программы, это все останется бесплатно?
— Однозначно.
Полностью интервью размещено здесь
Окончания-омонимы
В русской грамматике выделяется шесть падежей имён существительных, значения которых обобщённо выражаются при помощи падежных вопросов.
Именительный падеж считается прямым, а все остальные — косвенными.
Чтобы определить падеж существительного в предложении нужно: 1) найти слово, к которому относится данное существительное; 2) поставить от этого слова к имени существительному вопрос: увидеть (кого? что?) брата, гордиться (чем?) успехами.

Источник здесь
О грамматических значениях слова
В речи каждое слово соединяется с другими при помощи многообразных связей. Одни из этих связей обнаруживают себя в различных внешних показателях: например, в падежных и личных окончаниях, в предлогах и союзах. Подобные показатели выражают определённые грамматические значения. Таковы значения падежа (голову, головой), числа (голова, головы), рода (писал, писала), лица (пишу, пишешь, ...), глагольного вида (писать, написать) и др. Грамматические значения обладают одним интересным свойством -- они обязательны. Что это значит? А вот что: мы не можем употребить слово, не выразив при этом хотя бы некоторых из его грамматических значений. Так, произнося слово стол, мы не только называем известный предмет, но и выражаем такие свойства этого существительного, как род (мужской), число (единственное), падеж (именительный или винительный -- сравните : В углу стоит стол. -- Я вижу стол).
Из книги Л.Р. Крысина "Жизнь слова".
Л.П. Крысин "Жизнь слова"

Под жизнью слова, пишет автор в предисловии, мы будем понимать в этой книге не его историю, от древних истоков до современности, а иногда и до "смерти" (ведь многие слова уходят из языка, заменяясь другими), иначе говоря, не временной цикл, подобный циклу биологическому, -- а главным образом поведение слова в языковом пространстве, его функционирование в речи, его взаимодействие с другими словами в процессе человеческого общения.
Книга адресована учащимся старших классов, а также всем, кто интересуется русским языком.
19 февраля 2011
Образуй форму множественного числа
Проверочная работа опять-таки для 6 классников.
Образуйте формы множественного числа данных существительных, обозначьте окончания и поставьте ударение. Определите грамматические средства выражения числа.
Магазин, адрес, отпуск, директор, шофёр, торт, столяр, бант, крыло, доктор, стул, северянин, лисёнок.
Способы и средства выражения грамматических значений числа
В дополнение к учебнику для 6-классников.
крестьянин - крестьяне
котенокØ - котята
3. Чередование:
око - очи (к//ч')
ухо - уши (х//ш)
другØ - друзь[j]я (г//з' (+ [j] + окончание)
4. Мена места ударения (+ окончание):
гроза - грозы
волна - волны
весло - весла
5. Супплетивизм (образование форм слова от разных корней):
человек - люди
ребенок - дети
Источник здесь
буря - бури
столØ - столы
окно - окна
2. Суффиксы + окончание:
брат - брать[j]я
чудо - чудеса
сынØ - сыновь[j]якрестьянин - крестьяне
котенокØ - котята
3. Чередование:
око - очи (к//ч')
ухо - уши (х//ш)
другØ - друзь[j]я (г//з' (+ [j] + окончание)
4. Мена места ударения (+ окончание):
гроза - грозы
волна - волны
весло - весла
5. Супплетивизм (образование форм слова от разных корней):
человек - люди
ребенок - дети
Кроме грамматических средств выражения значений числа, могут использоваться и синтагматические средства:
прошелØ день
зимний день
прошли дни
зимние дни
У несклоняемых существительных число определяется только синтагматически:
В районе открылось новое кафе.
Открылись новые кафе. Источник здесь
В русском есть, а в китайском языке нет
Значение числа у существительных является грамматическим в русском языке (поскольку любое русское существительное является либо формой единственного числа, либо формой множественного числа) и неграмматическим в китайском и японском — т.к. в этих языках имя может служить названием и одного и нескольких предметов, если соответствующее уточнение не входит в намерения говорящего.
Источник здесь
Я вернулась!
Приветствую читателей своего блога. Больше недели не заглядывала сюда, так как участвовала в конкурсе. Теперь вот вернулась.
11 февраля 2011
Фонетические игры-задания
Отгадай слово
•Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-ой звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему не менее 5 однокоренных слов. Затранскрибируй слова
•Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик,3-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр. Какое слово у вас получилось? •Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор. Подберите все возможные антонимы к полученному слову.
Источник здесь
Вспомним три главных правила орфографии
1. Безударные гласные проверяются ударными.
2. Звонкие и глухие согласные пишутся перед другими звонкими и глухими так же, как перед гласными, сонорными и в в той же морфеме.
3. Мягкость согласных перед другими мягкими согласными обозначается только в том случае, если в той же морфеме согласный сохраняет свою мягкость и в положении не перед мягким согласным, иначе говоря, если его мягкость не вызвана позицией.
Эти три правила имеют всеобщий характер в том смысле, что относятся и к корням, и к аффиксам. Они совместно обеспечивают правильную передачу парадигмо-фонем на письме. Отступления от парадигмо-фонемного принципа имеют частный (и именно поэтому вызывают затруднения у пишущих, когда они обучаются письму).
М.В. Панов. Русская фонетика
08 февраля 2011
Играйте на здоровье!

07 февраля 2011
...а теперь без ответов
•Укажите слова, в которых есть звук [к]
Кто, Бог, оккупация, акустический, парикмахер, четверг, смог бы, тягчайший, крепче, мягче, полегчало, ягдташ, постригся.
•Попробуйте прочитать в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова:
яр, люк, сад, лен, пол, парк, шум, туз, ешь, лей, юг, альт, араб, шел, порог.
Какие новые слова у вас получатся?
Кто, Бог, оккупация, акустический, парикмахер, четверг, смог бы, тягчайший, крепче, мягче, полегчало, ягдташ, постригся.
•Попробуйте прочитать в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова:
яр, люк, сад, лен, пол, парк, шум, туз, ешь, лей, юг, альт, араб, шел, порог.
Какие новые слова у вас получатся?
Вот вам фонетическая задача с ответом
•В книге «Правильно ли мы говорим?» писатель Борис Николаевич Тимофеев посвящает отдельную небольшую главу скоплениям гласных и согласных, знакомя читателя с некоторыми любопытными примерами. Вот один из них:
«- А может быть, вам желательно услыхать фразу, в которой бы стояли рядом девять(!) гласных?
- Извольте!
-Я знаю ее и ее июльское увлечение…»
Верен ли этот пример?
Ответ: Здесь идут подряд девять гласных букв, но не звуков. Из них шесть передают сочетание с согласным [ j ].
«- А может быть, вам желательно услыхать фразу, в которой бы стояли рядом девять(!) гласных?
- Извольте!
-Я знаю ее и ее июльское увлечение…»
Верен ли этот пример?
Ответ: Здесь идут подряд девять гласных букв, но не звуков. Из них шесть передают сочетание с согласным [ j ].
04 февраля 2011
КОТ ЧЕРНЫШ ЛЮБИТ ИГРАТЬ С КУРСОРОМ
В газете "Комсомольская правда" есть рубрика "Живой уголок", и под ней публикуются очень забавные материалы читателей. Вот я не удержалась, с котом Чернышом захотела вас познакомить.
Пишет Елена Строганова из Аксая:

Карантин продлён
Карантин в школах города продлён до 10 февраля включительно. Так что не хворайте и, если здоровы, не забывайте об уроках.
03 февраля 2011
Ренессанс Стивена Кинга: возвращение Короля

Сам автор с этим фактом давно смирился, как и его преданные читатели, но в последние дни из Голливуда приходят новости одна бодрей другой: уже целый ряд старых фильмов по Кингу обещано перелицевать и осовременить. Перековке подвергнутся "Оно", "Порождающая огонь", "Максимальное ускорение", "Противостояние", а теперь этот список пополнил еще и ремейк "Кладбища домашних животных". Надо отдать должное, о своем желании снять новую киноверсию сего хоррор-бестселлера представители Paramount заикались еще несколько лет назад, но никаких дополнительных новостей не последовало, и об этом заявлении все быстро забыли. Но события последних недель заставили проект восстать из небытия. Как сообщил один из сотрудников "Парамаунта", студия поручила Мэттью Гринбергу ("1408") подновить сценарий ремейка, еще с середины "нулевых" дожидающийся своего часа, и "приступила к поиску высококлассного режиссера".
Читать далее
А вы какие подарки предпочитаете получать?
Прочитайте текст и выполните задание.
Печкин говорит:
-- Надо день рождения к осеннему или зимнему сезону подгадать. Тогда тебе как раз вовремя тёплые валенки подарят или сапоги непромокаемые.
-- Тёплые валенки или сапоги непромокаемые я и сам себе могу купить безо всякого дня рождения, -- отвечает Матроскин. -- А в день рождения особые подарки дарят, неправильные. Может быть, совсем даже ненужные.
-- Не надо нам ненужных подарков, -- обиделся Печкин. -- Нам нужны подарки хозяйственные: лопаты там, грабли всякие или дрова для зимы. (Э. Успенский.)
Найдите существительные в форме множественного числа. Распределите их на две группы: имеющие формы обоих чисел и имеющие форму только множественного числа. считаемыми или несчитаемыми являются существительные во второй группе? Поясните свою позицию.
Учимся дома: считаемые и несчитаемые предметы
Продолжите подбор существительных, являющихся несчитаемыми предметами, с заданными лексическими значениями.
1. Действие: лай, катание,...
2. Названия игр: футбол, теннис,...
3. Собирательное значение: крестьянство, офицерство,...
4. Названия качеств или признаков: прямота, злрсть, слепота,....
Докажите, что этим предметам нельзя дать количественную характеристику.
Только ли форму единственного числа могут иметь несчитаемые предметы?
1. Действие: лай, катание,...
2. Названия игр: футбол, теннис,...
3. Собирательное значение: крестьянство, офицерство,...
4. Названия качеств или признаков: прямота, злрсть, слепота,....
Докажите, что этим предметам нельзя дать количественную характеристику.
Только ли форму единственного числа могут иметь несчитаемые предметы?
Ищите на сайте школы -- и выполняйте!
На сайте школы school49.furendso.ru размещены домашние задания по предметам, в том числе и по русскому языку. Если вы здоровы, то, не откладывая, приступайте к их выполнению.
01 февраля 2011
Поздравляем!
Сегодня ученицы 8 а класса Мартина Соколова и Татьяна Шапошникова получили Грамоты за участие во Всероссийском детском творческом конкурсе "Святые заступники Руси". Поздравляем!
31 января 2011
Было пОром -- стало пАром
Ответ на задачу из "Русского медвежонка" для 10-11 классов.
В каком из следующих слов в ходе истории русского языка произошло орфографическое изменение -- замена безударного о на а?
(А) народ; (Б) староватый; (В) прародитель; (Г) пароход; (Д) паром.
Ответ. Никаких формальных признаков, отличающих одно слово от всех остальных, не видно. Значит, единственный способ решить задачу -- попытаться проверить безударное а в каждом из них. В слове народ явно выделяется приставка на-. Приставки но- в русском языке нет, к тому же на- бывает и ударным (натиск). Слово староватый легко проверить словом старый, слово прародитель -- словами типа прадед, правнук (не перепутав при этом приставку пра- с притавкой про-!), слово пароход -- словом пар. Остаётся слово паром, в котором а является непроверяемым: таким образом, ничто не мешает предположить, что раньше это слово выглядело как пором. Ответ: (Д).
В каком из следующих слов в ходе истории русского языка произошло орфографическое изменение -- замена безударного о на а?
(А) народ; (Б) староватый; (В) прародитель; (Г) пароход; (Д) паром.

На фото: паром Finnstar Паромная компания Finnlines.
От сессии до сессии живут студенты весело....
Так как мы учимся с вами дома, вот новое домашнее задание. Прочитайте текст. Что нового вы узнали? Спросите у своих родителей, бабушек и дедушек, какие стипендии они получали во время учёбы. Напишите об этом.
Есть в нашей жизни явление, значение которого быдо чрезвычайно высоко ещё двадцать лет назад. Тогдашние студенты с грустью вспоминают прошедшие, уже почти легендарные времена, когда во время обучения в училищах, техникумах и институтах студентам ежемесячно выплачивалась стипендия.
Сравните: буханка хлеба стоила 20 копеек. Столько же вы заплатили бы за полноценный завтрак в студенческой столовой. Средняя стипендия в восьмидесятых годах 20 века составляла 50 рублей в месяц. Если ты сдавал сессию на "хорошо", то получал на 25 процентов больше; если на "отлично" -- больше на 50 процентов. Студент мог прожить на эти деньги даже без помощи родителей, не тратя время на попытки где-то подработать.
Сейчас стипендия в большинстве учебных заведений -- явление чисто символическое. Однако опыт других стран показывает, что государство должно стремиться к появлению нужных ему специалистов, обучение которых оно готово поддерживать с помощью достойных стипендий.
30 января 2011
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛА
Пусть в тексте выступает форма единственного числа существительного. Прежде чем решить, что она обозначает один предмет, надо проверить, не стоит ли за ней какой-нибудь подвох.
А подвохи могут быть вот какие.
Во-первых, для некоторых существительных в единственном числе вопрос о числе обозначенных ими предметов вообще не имеет смысла. Например, мёд, гордость, студенчество.
Во-вторых, могут быть существительные в единственном числе, обозначающие совсем не единичность называемого предмета. Когда мы, например, видим на упаковке товара надпись Подарок школьнику (новосёлу, садоводу) или Завтрак туриста, то речь, разумеется, идёт не об одном-единственном школьнике, новосёле, садоводе, туристе. Имеется в виду любой, всякий, каждый, а следовательно, все школьники, новосёлы, садоводы, туристы.
Или когда мы читаем мудрые слова М. Горького Любите книгу -- источник знания, то прекрасно понимаем, что речь идёт не об одной-единственной книге, а о любой книге, то есть о книгах вообще.
И в известной строке из пушкинской "Полтавы" Швед, русский колет, рубит, режет, конечно, речь идёт не об одном шведе или русском, а обо всех шведах и русских, участвующих в сражении. Сравните то же самое явление в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино": И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Не один же француз ликовал так громко!
(И. Милославский.)
Подписаться на:
Сообщения (Atom)