Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
18 января 2012
Задание В8.Тест "СПП с несколькими придаточными"
По этой ссылке http://draft.blogger.com/blogger.g?blogID=5678148132764287597#editor/target=page;pageID=4845195588261275652 Тест 2 «Готовимся к ГИА. Задание В8. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными» для 9 класса.
ТУ ЛИ ЛИТЕРАТУРУ УЧИМ В ШКОЛЕ?
Наталья Шергина, Санкт-Петербург
Хватит воспевать «лишних людей».
Русская классика влияет
на формирование дурной ментальности,
поощряет лень и воспитывает «бомбистов»
Зачем брать в Россию XXI века чрезвычайно вредные идеалы? Если мы хотим, чтобы дети росли прагматичными и умеющими принимать решения, надо перестать воспитывать кисейных барышень на никчемных героях XIX века. К таким выводам пришла известная петербургская писательница, заместитель главного редактора журнала «Нева» Наталья ГРАНЦЕВА после прочтения материалов к новому учебнику по литературе, создаваемому в Петербурге по поручению Министерства образования. «Огонек» заинтересовался позицией писательницы. Здесь публикуется интервью с ней.
Вы покушаетесь на основы основ — русскую литературу, гордость народа, его духовную составляющую...
Я всего лишь констатирую факт — детям она неинтересна. Они не желают вникать в проблематику поэм и романов, самостоятельно формулировать оценки образов и анализировать палитру художественных средств. Они предпочитают пролистывать сборники кратких пересказов классики и зубрить «болванки» типовых сочинений.
О чем это говорит? На мой взгляд, о концептуальном неблагополучии в школьном курсе литературы. Об отсутствии связи с жизнью, о нежизнеспособности этой засохшей «смоковницы».
А может быть, виной всему прибыль, извлекаемая издателями подобных опусов, которые эксплуатируют природную лень детей, и перегруженность школьных программ? Время фастфудов, и «звериный капитализм» травит детей удобным «продуктом».
Лень? Перегруженность? Тогда почему дети читают тысячи страниц о Гарри Поттере, а не пересказ на 30 страницах? Популярность школьных литсуррогатов и сам факт того, что учителя больше не в состоянии с ними бороться, убеждают, что «звериный капитализм» реагирует более чутко, чем наша гуманитарная интеллигенция.
О том, почему при всем духовном богатстве русской литературы в стране растет удивительно бездуховное поколение, спорят до хрипоты. Все сходятся, что зло — в навязываемом рыночном отношении к жизни.
Я не согласна с тем, что новое поколение бездуховно. Его духовность — здоровая и естественная. А «духовность» школьной классики навязана сомнительной традицией. Представим себе жизнь современного школьника. Он знает, что судьба его в его руках, что он обязан учиться, делать карьеру. Знает, что власть далека от идеалистических представлений, но готов с ней взаимодействовать, встраиваться в иерархию государственных конструкций или частных бизнес-структур. Действительность, в которой ему предстоит жить, на каждом шагу ненавязчиво демонстрирует, что современная Россия наследует не только Советскому Союзу (подмонархиченный гимн), но в первую очередь российской государственности с тысячелетней историей. То президент принимает пасхальное Христово яйцо из рук патриарха, то производятся захоронения членов императорской фамилии, то вводится новый госпраздник — 4 ноября, разгром польско-литовской интервенции 400-летней давности. Нынешний школьник ощущает себя не только полным сил для новых свершений, но и причастным к истории Великого Государства с Большой Историей.
Разумеется, все это делается для воспитания российского гражданина.
И тут-то будущего гражданина заставляют читать русскую классику! Ту самую, которая весь XIX век (после Пушкина) занималась социальной критикой и политическим брюзжанием.
Читать дальше
Читать дальше
Замените полные причастия краткими
По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0364f90d-66fc-45f7-9a56-5b6397656879/index_listing.html электронное задание "Правописание Н и НН в причастиях ". Как раз к материалам урока, которые мы сегодня проходили в 7 классе.
Ещё подобные задания здесь . Советую вам, ребята, их выполнить.
Один миллиард рублей на модернизацию школ региона
Губернатор Астраханской области А. Жилкин: "Масштабную программу модернизации системы общего образования мы начали с 2005 года, еще до старта национального проекта. Сделано, конечно, не всё, но много: и автобусы, и учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное оборудование, переоснащение школьных столовых – закуплено предостаточно. Только в 2011 году на эти цели потрачено 700 млн рублей. На 2012 год планируем направить 1 млрд рублей. Дополнительно строительство двух новых школ – № 55 в г. Астрахани и школы в Татарской Башмаковке.
Во всех сельских школах в этом году построим теплые туалеты. Продолжим программу компьютеризации, приобретем мобильные классы, медиатеки. До конца года во всех школах скорость интернета составит 10 мбит\сек., везде будет Wi-Fi.
Одна из основных задач – довести среднюю заработную плату учителей до среднеобластного значения по региону. И это сделаем.
Данную работу проводим сейчас по дошкольным учреждениям, дополнительному образованию и учреждениям профессионального образования. Подготовке и переподготовке кадров – особое внимание. На эту программу выделяем в текущем году 170 млн рублей".
Источник здесь
17 января 2012
ОСМЕЯННЫЙ ПРОРОК. О ПОЭТЕ И ПОЭЗИИ
...Лермонтов унес с собой тайну русского сердца, оставив нам лишь намек на разгадку. Разгадать эту тайну не дано никому, но приобщиться к ней, войти в мир Лермонтова и вернуться в "мир печали и слез" с обновленной душой может попробовать каждый. Мир поэзии Лермонтова - это космос, и трудолюбивый читатель - неотъемлемая часть его, без которой этот космос далеко не полон.
Я привела здесь заключительные строки интересного сочинения, которое вы можете найти по этой ссылке. Полюбопытствуйте и немного другим покажется вам этот , несомненно, великий поэт.
16 января 2012
О психологической готовности к ГИА
Вечером было родительское собрание вместе с детьми. И я, и учителя-предметники говорили о подготовке к Государственной итоговой аттестации, в том числе о психологической. Здесь, оказывается, может возникнуть немало проблем.
Полезные рекомендации о том, как их преодолеть, на мой взгляд, здесь
Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточными
В СПП с двумя и более придаточными возможны следующие способы связи этих частей друг с другом:
1) последовательное подчинение: соединение частей в составе СПП представляет собой цепочку, то есть главной части подчиняется придаточная (придаточная часть первой степени), от которой в свою очередь зависит следующая придаточная часть (придаточная часть второй степени), и т. д. При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна:
Я понял 1/, как непросто на самом деле то 2/, что мне предстоит сделать 3/.
Линейная схема приведённого выше предложения выглядит следующим образом:
2) параллельное подчинение:
а) к одной главной части относятся разнотипные придаточные:
Когда учитель отвернулся 1/, Александр наклонился 2/, чтобы поднять записку3.
Смотреть дальше Рекомендую своим ученикам этот источнике потому, что здесь доступно и наглядно представлен материал, особенно схемы предложений. Далее разобраны примеры с параллельным и однородным подчинением.
"Соборный вход светилом освещён..."
«Соборный вход светилом освещён...» на Яндекс.Фотках
Ярославская область.Толга. Введенский Толгский женский монастырь. Крыльцо Введенского собора.
Как различать причастия и отглагольные прилагательные
От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч- — прилагательное горючий. Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.
Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.
1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), ср.:
Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) — причастие;
Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная).
2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:
некошеные луга (прилагательное),
не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),
скошенные луга (причастие, т.к. СВ).
3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами -им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:
непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереходный),
непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).
Источник здесь
Электронные задания "Правописание НН и Н"
По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/97d0dd95-84ff-44f8-80f6-7d2e04f4f912/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_303%5D.html электронное задание "Правописание НН и Н". Вариант 1. Оно предназначено прежде всего для 7-классников, которые сейчас изучают эту тему. Потренироваться могут и ученики других классов.
Вариант 2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dd983d8d-b007-4dfa-b860-704f07f336e1/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_304%5D.html
Вариант 3
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f2d200b-3dd7-4c95-9381-5f0523e8e5f2/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_305%5D.html
Вариант 4 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/109b5db5-3b86-4a08-80d9-e8fdd7112187/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_306%5D.html
Вариант 2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dd983d8d-b007-4dfa-b860-704f07f336e1/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_304%5D.html
Вариант 3
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f2d200b-3dd7-4c95-9381-5f0523e8e5f2/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_305%5D.html
Вариант 4 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/109b5db5-3b86-4a08-80d9-e8fdd7112187/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_306%5D.html
Математика - это поэзия
Математика
— это поэзия.
Я об этом давно говорил.
На Васильевском спуске в железе я
Или в бронзе её бы отлил.
Так бывает: одной теоремою
Обессмертил себя человек,
А иных, с ежегодной поэмою,
Кроме близких, не вспомнят вовек.
Как придирчиво в крупных издательствах
Проверяют рифмованный слог,
Так строги и слова в доказательствах.
Их не всякий бы выстроить смог.
Всё в учебник вошло, из которого
Заставляют (и правильно, пусть!)
Теорему штанов пифагоровых,
Словно Блока, учить наизусть.
Дело тут не в одних хрестоматиях.
Не открою, наверно, секрет:
Кто влюблён без ума в математику,
Тот уже прирождённый поэт.
А вот Гильберт сказал с сожалением:
Аспиранту Всевышний не дал
В математике воображения,
Он поэтом поэтому стал.
Я об этом давно говорил.
На Васильевском спуске в железе я
Или в бронзе её бы отлил.
Так бывает: одной теоремою
Обессмертил себя человек,
А иных, с ежегодной поэмою,
Кроме близких, не вспомнят вовек.
Как придирчиво в крупных издательствах
Проверяют рифмованный слог,
Так строги и слова в доказательствах.
Их не всякий бы выстроить смог.
Всё в учебник вошло, из которого
Заставляют (и правильно, пусть!)
Теорему штанов пифагоровых,
Словно Блока, учить наизусть.
Дело тут не в одних хрестоматиях.
Не открою, наверно, секрет:
Кто влюблён без ума в математику,
Тот уже прирождённый поэт.
А вот Гильберт сказал с сожалением:
Аспиранту Всевышний не дал
В математике воображения,
Он поэтом поэтому стал.
Павел Кикоть
Источник здесь Просто я люблю математику. Стихи эти прочитала в блоге "Такая разная математика".
15 января 2012
Подробная презентация об изменениях в ГИА
Это ссылка http://krukovapolina.webasyst.net/files/65892a4f, по которой можно скачать презентацию Егораевой Г.Т. "Изменения в демоверсии ГИА 2012 по русскому языку".
Наивысший балл за правильно выполненную работу -- 42.
14 января 2012
Книги на ткани
Еще пять тыс. лет назад египетские жрецы наносили свои священные тексты на холсты, в которые заворачивали мумии. Одна из полотняных книг датируется I в. н.э. и содержит более 1500 слов. Текст написан красной краской, разделён на части – на шести льняных бинтах. Предполагают, что это текст из «Книги мёртвых» – сборника заупокойных ритуальных текстов (см. подробнее об этой книге в описании книг папирусных).
В Древнем Китае наряду с бамбуковыми дощечками материалом для письма служил шелк.
По сравнению с дощечками шелк имел ряд преимуществ: он был значительно легче, из него можно было вырезать любую форму, его было проще хранить и транспортировать. Но из-за высокой стоимости шелк не был распространен в качестве письменного материала в такой степени, как дощечки.
В 1973 году в гробнице в Мавандуй (провинция Хунань) были найдены ценнейшие экземпляры «шелковых книг». На более чем 30 отрезах шелка было свыше 120 тысяч иероглифов. На шелке записаны труды древних ученых, достоверность исследований которых не вызывает сомнений. Например, «Усинчжань» описывает орбиты пяти планет (Венеры, Юпитера, Меркурия, Марса и Сатурна) и их расположение точнее, чем это сделано в более поздних трудах по астрономии.
В старом Китае шелк считался роскошным материалом для письма. Иногда его даже красили в ярко-красный цвет.
Источник здесь
Источник здесь
"Лиза ждёт автобуса"
…Принято считать, что ожидание автобуса – одно из самых скучных дел в мире. Но те, кто так думает, просто не представляют себе, сколько интересного придумывается на автобусной остановке! Ведь порой самое удивительное находится совсем рядом, нужно только отвлечься от повседневного. Хорошо, что иногда автобус опаздывает!
Источник здесь
Источник здесь
13 января 2012
Пропой таблицу Менделеева!
Есть простой способ запомнить все 112 элементов? Да, есть. Вы можете составить мелодию и петь их. Это не совсем по теме моего блога. Однако запись показалась мне любопытной, поэтому я и размещаю её здесь.
12 января 2012
Если ребёнок не хочет учиться
Почему
приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов
на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал запущен до такой степени, что кратковременное
усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после
дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.
Как реагируют родители на складывающуюся
ситуацию? Таких
реакций, как правило, две. Первая - это искреннее возмущение. Все условия ребенку
созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из
понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии
поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают,
наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей
вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же
знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах
переродится.
Как в этом разобраться? Для этого нам необходимо обратиться к некоторым положениям
психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи сводят к трем основным видам: игре, учебе, общению. Ведущим из них является
тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психических функций и способностей. Для дошкольного возраста ведущим видом
деятельности является игра, для ребят школьного возраста - учеба, для подростков – общение.
Почему в 7
классе подростки не хотят учиться?
Происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки
ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если
нет четко поставленной цели.
По этой ссылке http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=15691 конспект родительского собрания "Если ребёнок не хочет учиться".
Закономерности образования причастий
Причастия образуются от глагольных основ. На образование причастий влияет вид глагола и переходность. Выявлена следующая закономерность: от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени; от глаголов совершенного вида – причастия прошедшего времени (глаголы совершенного вида, как известно, не имеют настоящего времени). Все причастия не имеют форм будущего времени.
Вторая закономерность: от переходных глаголов образуются причастия действительного и страдательного залога; от непереходных глаголов – причастия только действительного залога.
Эти закономерности четко прослеживаются в таблице.
Действительный залог | Страдательный залог | ||||
наст. вр. | прош. вр. | наст. вр. | прош. вр. | ||
НСВ | перех. | читающий | читавший | читаемый | читанный |
неперех. | пахнущий | пахнувший | – | – | |
СВ | перех. | – | прочитавший | – | прочитанный |
неперех. | – | наступивший | – | – |
Кроме отмеченных общих закономерностей, в образовании причастий имеют место случаи отсутствия некоторых форм, то есть лексические лакуны, например:
отсутствуют или употребляются крайне редко страдательные причастия настоящего времени у глаголов беречь, бить, благодарить, брить, вить, гнуть, греть, держать, дуть, жарить, жать, жевать, иметь, класть, ковать, колоть, коптить кормить, красить, крахмалить, крыть, лепить, лить, мести, молоть, мыть, петь, печь, пилить, писать, пить, сушить, тереть, топить, чинить, шить, штукатурить и др.;
причастия прошедшего времени ( спрашивать, переделывать, раздувать (у глаголов с суффиксами – ива- , - ва -), носить, водить и под. (со значением неоднонаправленного движения) и др.
Небольшое количество страдательных причастий образовано от непереходных глаголов, управляющих косвенным падежом с объектным значением: руководить – руководимый, управлять – управляемый, командовать – командуемый и др.
Источник здесь
Сочинение на лингвистическую тему
По этой ссылке http://krukovapolina.webasyst.net/files/df3d59b3 новая презентация -- методическая разработка о подготовке к написанию сочинения С2.1 на ГИА по русскому языку.
11 января 2012
О легенде про Левшу и стальную блоху
Впервые напечатано в журнале «Русь», 1881, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана 1882 году.[2]
При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:
Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.
Источник здесь
Подписаться на:
Сообщения (Atom)