Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
Черный терьер – одна из очень молодых пород собак, официально ей менее сорока лет. Владельцы верят, что если выйти на улицу мегаполиса с чернышом на поводке, возникнет эффект невидимки: никто не заметит человека рядом с огромным фотогеничным псом. Легенды же об этих собаках не менее потрясают: злобный монстр, якобы выведенный специально для охраны заключенных, почему-то ведет себя как медвежья шкура, устрашающий спецназовец оборачивается нежной нянькой.
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» осуществляет формирование открытого банка оценочных средств по русскому языку для проведения процедур контроля и оценки качества образования на уровне начального общего (II-IV классы) и основного общего образования (V-IX классы) в рамках проекта «Формирование открытого банка оценочных средств по русскому языку» – одного из проектов Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы. Открытый банк оценочных средств по русскому языку включает более 4500 заданий (более 1000 заданий для учащихся 2-4 классов и 3500 заданий для учащихся 5-9 классов) по основным разделам курса русского языка «Чтение», «Письмо», «Слушание», «Говорение», «Основные разделы науки о языке», включая задания с устной формой ответа, а также 26 контрольных измерительных материалов для проведения итоговых работ для начального общего и основного общего образования: ссылка
Грамматический словарь русского языка А. А. Зализняка— один из наиболее важных трудов, ставших существенным вкладом в прикладную лингвистику, в том числе в создание поисковых алгоритмов. Не менее важно, что теоретическая база для словаря тоже создана самим Андреем Анатольевичем на основе собственных фундаментальных исследований русской морфологии (и прежде всего, русского именного словоизменения, которое он описал и структурировал в своей кандидатской, признанной докторской). Это образец неразрывности фундаментального и прикладного направления науки, в котором практицизм был бы невозможен без теории.
Эту книгу мне посчастливилось иметь в «бумажной» форме подарком от Валентины Васильевны Саблиной. На тёмно-синей обложке схематично изображены, возможно, те самые хлебные лотки из булочной, ставшие для Зализняка «рабочим инструментом», своеобразными отсеками памяти в докомпьютерную эпоху. Но в пару кликов можно скачать и электронную версию или найти онлайн-сервис на основе словаря.
В некоторых учебных пособиях (в частности, в комплексе 2) для этого предлагается следующая процедура: в слове выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что осталось в слове, выделяется как приставка (приставки) и суффикс (суффиксы) в соответствии с нашими представлениями о том, есть ли в русском языке такой суффикс или такая приставка. Но такой разбор может повлечь за собой ошибки, в его процедуре недостаточно обоснованности. Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор основы надо связать с разбором словообразовательным.
Алгоритм морфемного разбора основы, связанный с его словообразовательным разбором, был обоснован русским ученым-лингвистом Григорием Осиповичем Винокуром (1896 — 1947).
Морфемный разбор слова по-другому называют разбором слова по составу, потому что задача разбора - определить морфемный состав слова.
На первый взгляд морфемный разбор совсем несложен. В школе этому виду языковедческого анализа уделяют большое внимание. Но слов множество, они различаются и количеством, и составом морфем. Не всё равно, в каком порядке выделять морфемы в слове. Чаще всего ребята начинают с выделения корня, ведь корень как часть слова изучается уже в 1-м классе. Вот им и кажется, что эта часть слова хорошо знакома, поэтому с неё и стоит начинать. И дальше просто: слева от корня находится приставка, а справа - суффикс. Такой подход абсолютно неверен, т.к. ведёт к ошибкам. Узнай порядок разбора.
"Для того чтобы правильно определить, из каких морфем состоит основа слова, следует применить критерий Винокура (этот критерий найден учёным Г.О. Винокуром). По критерию Винокура на морфемы членится такое слово, которое можно объяснитьчерез более простое однокоренное слово".
По этойссылке можно найти материал, как правильно сделать морфемный разбор слова, используя критерий Г.О Винокура.
Здесь"Заметки по русскому словообразованию" Г.О. Винокура. Очень занимательно не только для лингвистов.
После уроков: Заставляют размышлять: День в истории: 196 лет назад (11 ноября 1821 года) родился великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист Фёдор Достоевский. ...
Повторение изученного материала по теме «Литература 19 в. – 20 в.» и подготовка к итоговому сочинению. Урок в форме интерактивной игры. Вопросы к игре составлены в соответствии с направлениями и тематикой итогового сочинения, по произведениям русской литературы 19-нач.20вв, в некоторые задания включены вопросы по произведениям более позднего периода, входящим в школьную программу. Класс делится на 3 команды (по количеству рядов). Условия игры: каждая команда выбирает категорию и «цену» вопроса, отвечает на вопрос. Далее – так же 2 и 3 команда. Если команда, выбравшая вопрос, не может на него ответить, то право ответа предоставляется другой команде. Время на обдумывание ответа – не более 1 минуты. Автор: Серебренникова Ирина Николаевна.
Игра в формате презентации: igra.ppt [2.79 Mb] (cкачиваний: 1874) Методическая разработка урока: igra-mr.doc [142 Kb] (cкачиваний: 1251)
Книжный континент: «Учительские» книги: « Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени! » Эти слова известного русского классика Н.А. Некрасова ...
Контрольный вопрос: на кого же все-таки рассчитан, какую роль играет современный школьный учебник?
Контрольный ответ: учебник - это навязанный продукт бизнеса, который выступает в качестве эталона содержания обучения и рассчитан на малообразованного и слабоподготовленного учителя и родителя, обеспечивающего выполнение учеником домашних заданий, косвенно контролирующего учебный процесс школы.
1) «Верность и измена» 2) «Равнодушие и отзывчивость» 3) «Цели и средства» 4) «Смелость и трусость» 5) «Человек и общество» Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ» 1. «Верность и измена». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
После уроков: Слово АПРИОРИ: Существует немало терминов и выражений, которые изначально имели узкоспециализированное значение, но потом перешли, так сказать, в народ. ...
Дамские штучки: Красота: Оценка папу огорчила. Принёс его Георгий тройку. Не так была б обидна двойка. Весь вечер ведь вчера учили! – И, как такое вдруг слу...
Учитель-словесник проведет эксперимент в новом учебном году
Учитель русского языка и литературы школы № 153 Красноярска Екатерина Маркова планирует в 5-м классе провести эксперимент и заменить часть домашних заданий по русскому языку чтением.
«Давать домашнее задание по русскому языку не всегда эффективно, иногда оно повторяет то, что мы проходили в классе, иногда дети списывают с готовых сборников. Чтобы они продуктивно тратили свое время на саморазвитие и пополнение словарного запаса, предложила часть домашнего задания перевести на чтение. Я им даю заранее список, и каждую неделю по четвергам и пятницам они читают по 20 минут в день вместо домашнего задания. Это рассчитано на конец недели, чтобы они не так уставали и было поменьше письменной работы», - цитируют педагога НГС Новости.
Помимо чтения дополнительной литературы предполагается, что школьники будут вести читательский дневник и записывать в него впечатления от прочитанного. Это, по мнению педагога, поможет им подготовиться к написанию рецензий в 8-м и 9-м классе.
В качестве дополнительной литературы учитель планирует дать детям произведения таких авторов, как Даниэль Дефо, Марк Твен, Драгунский, Погорельский. Главный принцип отбора — чтобы литература была интересной и поучительной.