вторник, 19 апреля 2011 г.

Эта странная ипостась – школьный учитель. Эссе

Ипостась – (первонач.) сущность,
а также лик, лицо.
Толковый словарь русского языка
С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Почему странная? Написала бы великая или выдающаяся – всё сразу стало бы понятным… Поразмышляем над этим.
«Когда я учился, -- вспоминает С.Т. Шацкий, -- то постоянно чувствовал, что так, как меня учили, не надо ни учиться, ни учить. И моя педагогическая вера выросла из отрицательной оценки педагогики, применённой к себе». Станислав Теофилович создаёт совершенно новую школу, школу, открытую влиянию социальной среды. Школу, которая помогала детям жить богатой эмоциональной и интеллектуальной жизнью. Вместе со своими сподвижниками он не только просвещает детей и взрослых, но учит их всякому ремеслу, даёт дело в руки, чтобы люди могли приспособиться к жизни в обществе и, может быть, достигнуть лучшей доли. Сын дворянина, он заботится о детях бедных окраин Москвы, он безоглядно отдаёт себя служению им, совершенно ему чужим. С точки зрения обывателя очень странные порывы.
Мне учиться в школе нравилось. И как учили нас тоже нравилось. Вспоминаются, к примеру, приёмы, которые учителя использовали при опросе учащихся – в то время широко был распространён приём уплотнённого опроса. Конечно же, в памяти остались уроки написания сочинений непременно со сложным планом (вариант – цитатным) и обязательным эпиграфом. И особенно интересно было, когда сочинения читались потом на уроках и разбирались их достоинства и недостатки. Было что тогда разбирать – работы большей частью ученики писали сами. Сейчас не пишут сочинения, а скачивают. И поэтому многим могут показаться странными усилия учителей научить своих учеников писать сочинения. А процесс-то уже становится необратимым: преподаватели университетов бьют тревогу – студенты не умеют связать двух слов... Читать дальше