07 октября 2012

В6: сложное предложение

Сложное предложение — предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно.
По структуре части представляют собой простые предложения. Объединяясь в составе сложного предложения, простые предложения сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения.
Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) и бессоюзные (части соединены интонационно и по смыслу). Союзные предложения делятся на сложносочиненные (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средством связи частей становятся подчинительные союзы и союзные слова):
Сложносочиненное предложение
В сложносочиненном предложении (ССП) части соединены сочинительными союзами, равноправны, независимы друг от друга.
Основные типы сложносочинённых предложений
1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни — ни, как — так и, не только — но и, тоже, также, да и); союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А. С. Пушкин) — описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.
В саду раздавались голоса и был слышен смех — события происходят одновременно.
Я крикнул, и мне ответило эхо — второе явление следует за первым.
Мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина — второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор — наречие потому.
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов).
Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук — союзы тоже итакже имеют ту особенность, что они стоят не в начале части.
Всё о сложном предложении здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий