Различные аспекты современного урока, проблемы взаимодействия ученика и учителя в процессе обучения уже давно являются предметом серьезных дискуссий и темой «круглых столов» и научных конференций.
Вполне серьёзно обсуждаются вопросы: быть
уроку в школе или не быть?
Среди научных оппонентов появились даже
сторонники альтернативных форм передачи знаний. Однако повседневная
педагогическая практика
убедительно доказывает, что
урок еще не исчерпал
всех своих возможностей.
Проблема состоит в том, какой
смысл мы вкладываем в это емкое понятие «УРОК». К сожалению, классическое определение не отражает всей его многогранности:
«УРОК – основная форма
организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных
школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях.
Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее
выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин)»
(Большой Энциклопедический словарь. М. 2000. Электронная версия).
Между тем, толковые словари русского языка позволяют нам задуматься о более
глубинном значении слова, а следовательно, и более широком трактовании понятия
«урок», как
нечто поучительного,
того, из чего можно сделать вывод для
будущего:
·
Уроки истории.
·
Получить хороший урок. Это ему урок на будущее.
·
Извлечь урок.
(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. М., 2000.
Электронная версия).
Таким образом, в любом уроке
закладывается определённое воспитательное начало.
Урок – это уникальная форма педагогического общения.
И, прежде всего, следует не высасывать
из пальца все новые и новые“типологии уроков”, “виды и типы уроков”, а
учить учителя современным формам этого общения, как с помощью электронных
средств обучения, так и без них.
Любопытно, что многие учителя имеют прирождённый талант педагогического
общения, хотя часто на аттестационных экзаменах теряются при простейших
вопросах методического и методологического характера.
В научно-педагогической литературе
широко используется понятие«современный урок», который
противопоставляется уроку традиционному.
Безусловно, информационная революция,
происходящая на наших глазах, вносит существенные коррективы в образовательный
процесс. Ученые-педагоги вкладывают в понятие «современный урок» не только временную характеристику,
но и ряд значительных отличий от традиционного урока
по теоретико – познавательным основам,
характеру управленческих действий:
·
планированию,
·
организации,
·
руководству,
·
контролю.
В нынешних условиях современный урок –
это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной
деятельности учащихся. В чем ее уникальность? Видимо, в технологичности
развивающего эффекта урока.
Одна из существеннейших перемен в
структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра
тяжести с обучения на УЧЕНИЕ.
Это не обыкновенное
«натаскивание» учеников, не экстенсивное
увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех
участников образовательного процесса, и прежде всего, его основного
традиционного тандема: учитель – ученик.
На мой взгляд, в наше время учителя больше всего нуждаются не в описании
всё новых и новых типов и видов уроков, а в статьях и монографиях, касающихся
·
методов управления образовательным процессом на уроке. А
если учесть современную ситуацию перенасыщенности
информационно-образовательного пространства, учитель должен научиться уметь
управлять информационными потоками, создавать наиболее комфортные условия для
учеников в восприятии данной информации.
·
способов педагогического общения,
·
конструирования педагогических ситуаций и путям
разрешения педагогических конфликтов.
Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание также
является важнейшим условием образования.
Вроде бы вполне понятно: необходимо
создать обстановку взаимодействия и
взаимной ответственности.
Однако длительное пребывание всего нашего образования в стадии
модернизации, хаос в управлении во всей вертикали, постоянные шараханья и
кампанейщина,- давно лишили многих учителей творческого начала.
Только при наличии высокой
мотивации всех участников образовательного
взаимодействия возможен положительный результат.
Источник здесь
Похожие статьи:
·
01.10.2012 -- Когда начинается забота об ученике?
·
22.09.2011 -- Какой должна быть технологическая
карта урока?
·
05.09.2011 -- Пародия на интегрированный урок
Комментариев нет:
Отправить комментарий