18 июня 2015

Подводим итоги экзамена по русскому языку

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень  освоения выпускниками Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

         В рамках разрабатываемой модели ЕГЭ по русскому языку проверяются следующие  виды предметных компетенций:
- лингвистическая компетенция, то есть умение проводить  лингвистический анализ языковых явлений;
- языковая компетенция, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативная компетенция, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
- культуроведческая компетенция, то есть осознание языка как формы  выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка. 
ЕГЭ по русскому языку в  школе  сдавал 21 выпускник. Результаты единого государственного экзамена по русскому языку в 2014-2015 учебном  году в целом схожи с результатами ЕГЭ предыдущих лет. Средний тестовый балл участников ЕГЭ 2015 года составил 66. Все выпускники преодолели  минимальную границу. Две выпускницы  (10%) получили за экзаменационную работу  87 баллов.  Десять выпускников, или 50 %, получили тестовые баллы выше, чем в среднем по классу. Ещё пять  выпускников  (25 %) получили от 60 до 65 тестовых баллов.
         20 выпускников 11 а класса выполнили 25 задание  (прежнее задание части С – сочинение). 21 балл из 23 за сочинение набрали 3 ученика. По 20 баллов  набрали двое учеников,  19 баллов – один ученик. Средний балл за сочинение по классу –  15 – остаётся постоянным на протяжении последних трёх лет. Также  стабильным является состояние подготовки выпускников по русскому языку.
         В связи с задачей  совершенствования экзаменационной модели ЕГЭ  по русскому языку, необходимостью  дифференциации форм государственной итоговой аттестации в 2015 году по сравнению с 2014 годом были  внесены следующие изменения:
- изменилось количество частей КИМ и число заданий;
- изменён формат заданий;
- изменён первичный балл выполнения работы;
- при проверке понимания лексического значения слова в КИМ включена работа со словарной статьёй.
         Вариант КИМ ЕГЭ по русскому языку 2015 года включает задания:
- базового уровня сложности -- №№ 1 - 6, 8 – 22;
- высокого уровня сложности -- №№ 7, 23, 24;
- повышенного уровня сложности – задание № 25.
         На основании результатов проведения экзамена выявлены повторяющиеся из года в год проблемы в освоении отдельных элементов содержания, а также типичные ошибки экзаменуемых при выполнении заданий одинаковой тематики.
         Статистика показывает, что много ошибок сделали выпускники в следующих заданиях базового уровня:
№ 5 – «Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)» – 10 человек;
№ 12 – «Правописание НЕ и НИ» -- 12 человек;
№ 14 – «Правописание Н и НН в различных частях речи» -- 13 человек;
№ 16 – «Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)» -- 11 человек;
№ 19 – «Знаки препинания в предложениях с разными видами связи» -- 9 человек;
№ 21 – «Функционально-смысловые типы речи» -- 9 человек;
№ 22 – «Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Группы слов по происхождению и употреблению» -- 9 человек.
При выполнении задания № 23 (высокий уровень сложности) «Средства связи предложений в тексте» допустили ошибки 15 выпускников.
         Статистика показывает, что практически не изменился и остался невысоким процент выполнения заданий, проверяющих сформированность лингвистической и языковой компетенции. Остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с формированием коммуникативной компетенции. Так, 11 учеников (55 %) недостаточно полно прокомментировали проблему исходного текста, 9 учеников (42 %)  получили 0 – 1 балл (вместо 3-х) по критерию К4 (аргументация своей позиции).
          Недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и с текстом, отсутствие должной практики анализа языковых явлений сказываются  на качестве выполнения экзаменуемыми 25 задания  экзаменационной работы, проверяющего основные коммуникативные навыки экзаменуемых («Сочинение.  Информационная обработка  текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации»). В частности, 11 учеников (55 %) допустили нарушения смысловой цельности, логичности и связности своих текстов (К5), 17 учеников (80 %)  получили 0 –1 балл по критерию К6 (точность и выразительность речи). Эти показатели были точно такими же и в прошлом учебном году.
         Результаты ЕГЭ показали, что у экзаменуемых недостаточно сформирована способность проводить разнообразные виды языкового анализа на функционально-семантической основе, то есть с учетом семантической характеристики языкового явления и его функциональных особенностей. Подобный анализ, являющийся основой формирования лингвистической компетентности выпускников, развивает способность не только опознавать и анализировать языковые явления, но и правильно, стилистически уместно, выразительно употреблять их в собственной речи. Реализация данного аспекта в обучении требует повышенного внимания к семантической стороне языка, выяснению внутренней сути языкового явления, знакомству с разными типами языковых значений и формированию способности опираться на него при решении разнообразных языковых задач.
         Многие просчеты в формировании языковой компетентности экзаменуемых, вероятно, связаны с отсутствием представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена. Необходимо развивать языковой эстетический вкус учащихся, способность оценивать эстетическую ценность высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности, а также формировать у учащихся потребность совершенствовать свою собственную речь, приближая ее к эстетическим речевым нормам. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий