17 сентября 2010

Эти коварные безударные!

Новый учебный год. Первый контрольный диктант. На мой взгляд, несложный. Повторили основное правило: проверяй всё сильной позицией фонемы. Вспомнили  орфограммы. И в итоге  половина учеников допустила ошибки в словах с безударными гласными в корне слова. Это значительно больше, чем в конце прошлого учебного года. Вообще-то, выбор буквы для обозначения безударного гласного -- дело, как говорят на востоке, тонкое. По моим многолетним наблюдениям, это самая частотная ошибка в работах учеников всех возрастов. Вот и подход вроде бы в УМК М.В. Панова другой, нежели чем в традиционных учебниках, и учить стараемся, опираясь на фонемный принцип русской орфографии... а ошибки так и остаются.
Нашла любопытную статью  А.М. Пешковского "Навыки чтения, письма и устной речи в школах для малограмотных" (1930)  здесь, представленную  Л.Б. Парубченко. Может, действительно, надо к нашим ученикам подходить так же, как  к малограмотным 30-х годов прошлого века?

5 комментариев:

  1. Да, я согласна с Вами. И собственные работы Парубченко очень полезны.

    ОтветитьУдалить
  2. Психолог Леви писал, что грамотно пишет не тот, кто знает правила, а тот, кто много читает. И моя многолетняя практика (да и мой собственный школьный опыт) это подтверждает. Не зря же Сухомлинский большое внимание уделял чтению.

    ОтветитьУдалить
  3. Полностью согласна с вами, коллеги. У наших детей плохо развиты все виды памяти: и зрительная, и слуховая, и рукодвигательная. Они не умеют членить поток речи на звуковые отрезки. У них нет в памяти правильного облика слова. В общем, много чего не хватает. А как быть нам, бедным учителям? Ведь их безграмотность может привести в отчаяние.

    ОтветитьУдалить
  4. У нас в школе ввели обязательное переписывание текста, в день 1 страницу. А проверять должны классные руководители. Хотя я думаю, что это тоже не совсем правильно.

    ОтветитьУдалить
  5. Совсем неправильно, Наталья! Нужно заниматься, как считает Л.Б. Парубченко, благодаря которой я и узнала о статье Пешковского, грамматикой: словообразованием, морфологией, синтаксисом. Тут очень важно добиться от учеников, казалось бы, такой малости, как графическое обозначение условий выбора орфограммы или пунктограммы. Постараюсь подробнее изложить эти мысло в одном из новых сообщений. Спасибо, Наташа, за комментарий.

    ОтветитьУдалить