Мы продолжаем вместе с вами готовиться к экзаменам по русскому языку. Предполагаем сделать акценты на темах, которые вызывают затруднения у выпускников. Вот, например, словосочетание. Казалось бы, чего проще. Однако бывает порой непросто определить, является ли данное сочетание СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ. Как решить эту задачу, объясняется в данном материале.
I. Чтобы разбирать словосочетания и
устанавливать по ним второстепенные члены предложения, необходимо научиться
выделять словосочетания в предложении. Рассмотрим предложение
Вчера на тропинке сада серый кот с
пушистым хвостом гонял мышь.
Попытаемся на основании двух условий,
обозначенных в определении словосочетания - смысловой сочетаемости и
подчинительной связи между главным и зависимым компонентом, - выявить в этом
предложении словосочетания.Итак, грамматическая основа данного
предложения кот гонял.
Далее из соединённых подчинительной
связью самостоятельных частей речи у нас получатся сочетания:
кот (какой?, с чем?) с хвостом;
с хвостом (каким?) пушистым;
кот (какой?) серый;
гонял (кого?) мышь;
гонял (когда?) вчера;
гонял (где?, на чём?) на
тропинке;
на тропинке (какой?,
чего?) сада.
Все ли из представленных сочетаний слов
словосочетания?
Помня о том, что словосочетания
компонуются на основе логической связи, можно сделать вывод, что первое
сочетание кот с хвостом не словосочетание. Действительно,
лексическое значение слова кот уже вмещает в себя понятие
животного с шерстью, когтями, усами и, естественно, хвостом. А вот с точки
зрения реализации грамматических значений существительное кот,
стоящее в именительном падеже, допускает соединение с зависимой формой
существительного в творительном падеже с хвостом (сравните, например, другие
слова в подобной грамматической ситуации: мальчик с мячом, женщина с
ведром и т. д.).
Второе сочетание с хвостом
пушистым будет словосочетанием. Здесь налицо выполнение всех
требований: и по смыслу хвост может быть пушистым, и грамматически зависимое
прилагательное употреблено в том же роде, числе и падеже, что и
существительное. (Определите род, число и падеж обоих компонентов.)
Какой можно сделать вывод? По смыслу и
грамматически всё словосочетание с хвостом пушистым будет
определять слово кот. В результате возникает словосочетание кот
(какой?) с пушистым хвостом. Такие нечленимые с точки зрения смысла
словосочетания, когда от главного слова ставится вопрос ко всей группе
зависимых компонентов, называются сложными.
Задание. Определите, какие из
следующих словосочетаний относятся к сложным: ехать по железной дороге,
любоваться горными вершинами, слон с длинным хоботом, спать в мягкой постели.
Следующее сочетание из нашего
столбика кот серый - словосочетание: и по смыслу эти слова
соотносятся, и грамматически существительное согласуется с данным
прилагательным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже.
Четвёртое сочетание гонял мышь тоже
словосочетание: есть и смысловая связь компонентов, и грамматическая - глагол
часто имеет при себе зависимое существительное в винительном падеже (ср.: читать
книгу, смотреть фильм и т. д.).
Словосочетания, подобные разобранным
третьему и четвёртому, состоящие только из двух компонентов - главного и
зависимого, - называются простыми.
ВАЖНО! Определять, какое -
простое или сложное - перед вами словосочетание, нужно только исходя из
контекста. Так, наше сложное словосочетание кот с пушистым хвостом может
делиться на два простых, если в зависимой группе появятся своё главное слово и
свой зависимый компонент. Это возможно в таком, например, контексте: По
дорожке бежали два кота. Один куцый, а другой - кот с пушистым
хвостом. Здесь хвост - определяющий признак, по которому один кот
отличается от другого. Следовательно, выделенная группа будет члениться на
словосочетания кот (какой?, с чем?) с хвостом и
с хвостом (каким?) пушистым.
Задание. Посмотрите на
оставшиеся три сочетания слов в нашем предложении и, руководствуясь
рассуждениями, приведёнными выше, определите, относятся ли они к простым
словосочетаниям.
Нет сомнений, что вы отнесли все три
оставшихся сочетания к словосочетаниям. Обратите, однако, внимание, что в
последних двух словосочетаниях допускается постановка двух вопросов между
компонентами. Первый вопрос определяет смысловые отношения и называется логическим -
он указывает на то, каким членом предложения выступает зависимая часть речи (об
этом следующие занятия); второй вопрос называется грамматическим -
по нему устанавливается падеж зависимого существительного и тип синтаксической
связи между компонентами (об этом ниже).
Таким образом, в нашем предложении из
представленных сочетаний шесть словосочетаний:
1) кот (какой?)
с пушистым хвостом;
2) кот (какой?) серый;
3) гонял (кого?) мышь;
4) гонял (когда?) вчера;
5) гонял (где?,
на чём?) на тропинке;
6) на тропинке (какой?,
чего?) сада.
Все разобранные простые словосочетания
(2-6) синтаксически свободны. Это значит, что их компоненты способны вступать в
лексическую связь с широким кругом слов: гонять можно мышь, мяч, шайбу и т. д.,
соответственно, мышь можно преследовать, ловить, пугать и т. д. Эти
словосочетания противостоят синтаксически несвободным, в которых лексическая
самостоятельность компонентов ослаблена и главное слово логически тесно связано
с зависимым. К синтаксически несвободным словосочетаниям относятся уже
упоминаемые нами два ученика, несколько человек, ряд
вопросов и т. п. Особо выделяются среди синтаксически несвободных
словосочетаний особые лексические единицы - фразеологические обороты (бежать
во все лопатки и т. д.).
II. В соответствии с логическими и
грамматическими отношениями между компонентами простых словосочетаний
различаются три вида синтаксической подчинительной связи: согласование,
управление и примыкание. Иногда грамматические отношения не совпадают с логическими
- именно в таких случаях к зависимому компоненту допускается постановка двух
вопросов: логического и грамматического, из которых грамматический как раз и
указывает на синтаксическую связь.
Рассмотрим все три вида подчинительной
связи на основе простых словосочетаний из нашего предложения
Вчера на тропинке сада серый кот с
пушистым хвостом гонял мышь:
кот (какой?) серый;
гонял (кого?) мышь;
гонял (когда?) вчера;
гонял (где?, на чём?) на
тропинке;
на тропинке (какой?,
чего?) сада.
1. Согласование - вид подчинительной
связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в форме рода, числа и
падежа.
Опираясь на морфологию, можно сделать
вывод, что при такой связи главное слово всегда имя существительное, зависимое -
часть речи, изменяемая вместе с существительным, а именно: имя прилагательное в
полной форме или часть речи, грамматически изменяющаяся как
прилагательное.
В нашем примере согласованием соединены
компоненты кот (какой?) серый (кота
серого, котом серым и т. д.).
Рассмотрите также примеры других
словосочетаний, где зависимые компоненты - части речи, изменяющиеся по принципу
имён прилагательных.
Причастие: поезд (какой?) движущийся.
Не перебегайте улицу перед движущимся (каким?) поездом;
Местоимение: игрушка (какая?) своя.
Катя очень дорожила своей (чьей?) игрушкой;
Порядковое числительное: класс (какой?) второй.
Миша учится во втором (каком?) классе.
В представленных примерах зависимое
слово согласуется с главным во всех грамматических формах - рода, числа и
падежа. Такое согласование называется полным.
Из примеров видно, что при полном
согласовании изменяют свою грамматическую форму оба компонента словосочетания.
Существует также неполное согласование,
когда зависимое слово согласуется с главным не во всех грамматических формах, а
только в некоторых, например в падеже: И. п. дерево (какое?) дуб,
Р. п. дерева дуба и т. д. Зависимый компонент
при неполном согласовании выражается именем существительным.
2. Управление - вид подчинительной
связи, при которой лексико-грамматические свойства главного слова
словосочетания предопределяют наличие при нём зависимого компонента в
грамматической форме существительного в косвенном падеже.
Из определения вытекает, что в
качестве зависимого компонента при управлении всегда выступаетсуществительное
в косвенном падеже (а также любая часть речи, употреблённая в значении
существительного).
По главному слову
различают следующие виды управления.
1) глагольное, когда главное
слово:
а) глагол - примеры из нашего
предложения гонял (кого?) мышь (гоняю
мышь, гоняешь мышь, гоняем мышь и т. д.) и гонял (где?,
на чём?) на тропинке (гоняю на тропинке, гоняешь на
тропинке и т. д.);
б) форма глагола причастие: говорящий (что?) правду.
Я знаю мальчика, всегда говорящего
правду;
в) форма глагола деепричастие: двигаясь (куда?,
к чему?) к лесу.
Отряд быстро шёл, двигаясь к лесу;
2) именное, когда главное
слово:
а) имя существительное - пример из
нашего предложения на тропинке (какой?, чего?) сада (тропинкой
сада, у тропинки сада и т. д.);
б) краткая форма имени
прилагательного: полон (чего?) радости.
Сегодня наш дом полон радости;
в) количественное числительное в
именительном и винительном падеже: шесть (чего?) книг.
Я взял в библиотеке шесть книг;
3) наречное, когда главное
слово наречие: далеко (от чего?) от дома.
Малыш отошёл далеко от дома.
Из примеров видно, что при управлении
грамматическая форма главного слова может изменяться, а зависимый компонент
(существительное или заменяющая его часть речи) при этом остаётся в форме
косвенного падежа.
3. Примыкание - вид подчинительной
связи, при которой зависимость подчинённого слова только смысловая.
Из определения понятно, что зависимым компонентом
в этом случае выступают неизменяемые части речи:
1) наречие: из нашего
примера гонял (когда?) вчера;
2) деепричастие: делать (как?,
каким образом?) не задумываясь.
Я часто делаю дело не задумываясь;
3) неизменяемое прилагательное: платье (какое?) беж.
Женщина была в красивом платье беж;
4) неопределённая форма глагола: желание (какое?) учиться;
просить (что?) спеть, отправиться (куда?)спать.
1) У Пети
появилось желание (какое? что сделать?) учиться.
2) Все меня
просили (что?, что сделать?) спеть.
3) Уставший
отец отправился (куда? что делать?) спать.
В качестве главного слова
при примыкании могут выступать:
1) глагол: из нашего
предложения гонял (когда?) вчера (гоняю
вчера, гоняешь вчера и т. д.);
2) существительное: плащ (как?) нараспашку (плаща
нараспашку, плащом нараспашку и т. д.).
В автобус вошёл пассажир в плаще
нараспашку;
3) прилагательное: заботливый (каким
образом?) всегда (заботливого всегда, заботливому всегда и
т. д.).
У всегда заботливых родителей дети под
приглядом;
4) числительное: третий (где?) справа (третьего
справа, третьему справа и т. д.).
На третьем справа месте сидел мой
знакомый;
5) наречие: рано (когда?) утром.
Семья рано утром собралась на дачу.
Из примеров видно, что при примыкании
грамматическая форма главного компонента может изменяться, а форма зависимого
компонента остаётся без изменения.
Задание. В нашем предложении
есть, как вы помните, сложное словосочетание кот с пушистым хвостом.
Словосочетание представляет собой лексическое целое, однако его компоненты
связаны между собой грамматической связью: кот (с чем?) с
хвостом и с хвостом (каким?) пушистым.
Определите в каждом случае тип связи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий