К 7. Орфографические ошибки
Орфографические
ошибки- неправильное написание слова, допущенное на письме,
обычно в слабой фонетической позиции.
Однотипные
и неоднотипные орфографические ошибки:
·
Однотипные-
ошибки
на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при
подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой. Примечание: не считаются однотипными
ошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными в корне слова.
·
Повторяющиеся-
ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти
ошибки также считаются за одну.
Грубые
и негрубые орфографические ошибки:
К
негрубым орфографическим ошибкам относятся:
·
исключения из правил;
·
строчная и прописная буквы в собственных
наименованиях;
·
не регулируемые правилами слитные и
раздельные написания наречий;
·
слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими
в роли сказуемых;
·
различение НЕ и Ни в оборотах никто иной не…, ничто иное не…, не кто
иной, как…, не что иное, как…, а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда
только он ни обращался, никто не мог
дать ему ответ;
·
написание собственных имен нерусского
происхождения;
· написание И и Ы после приставок.
Другие
виды ошибок:
·
Графические
ошибки ( пи проверке не учитываются)- разновидность ошибок,
связанных с графикой ( различные приемы сокращения слов, использование пробелов
между словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).
·
Описки-ошибки,
вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Они исправляются,
но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок. К опискам
относятся:
ü пропуски
букв;
ü перестановка
букв;
ü замена
одних букв другими;
ü добавление
лишних букв.
К негрубым пунктуационным
ошибкам относятся :
ü употребление
одного знака препинания вместо другого;
ü пропуск
одного из двойных знаков препинания;
ü нарушение
последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из сочетающихся
знаков;
ü не
относится к ошибкам авторская пунктуация.
Понятие
об однотипных ошибках НЕ распространяется на пунктуационные ошибки.
·
ошибки в образовании слов,
связанных с нарушением словообразовательных форм;
·
ошибки
в образовании форм различных частей речи, связанные с нарушением морфологических норм;
·
ошибки
в построении словосочетаний, связанные с нарушением
синтаксических норм;
·
ошибки
в построении простого предложения, связанные с нарушением
синтаксических норм;
·
ошибки
в построении сложного предложения, связанные с нарушением
синтаксических норм.
I.
Ошибки в
образовании отдельных слов и форм различных частей речи |
|
1. |
Неправильное использование приставок: зафотографировали (вм. сфотографировали). |
2. |
Неправильное
использование суффиксов: одеяло мокнуло ( вм. мокло). |
3. |
Ошибки
при образовании сложных слов: полуумный
(вм. полоумный). |
4. |
Неправильное
образование формы И.п. мн.ч.: торта
(вм. торты), договора (вм. договоры). |
5. |
Неправильная
форма рода: лёгкая тюль (вм. лёгкий ). |
6. |
Неправильная
форма числа: вышел на подмосток ( вм.
на подмостки). |
7. |
Нарушение
норм склонения иноязычных фамилий: Повесть Аркадия и Георгия Вайнер ( вм. Вайнеров). |
8. |
Неправильное
образование формы Р.п. мн.ч.: Пять
килограмм (вм. пять килограммов), много грузинов
(вм. грузин), новыми дверями (вм. дверьми). |
9. |
Ошибки
в категории одушевленных и неодушевленных существительных: Я
забрал его ферзь (вм. ферьзя). |
10. |
Склонение несклоняемого
существительного: Мы побывали на горном плате (вм. плато). |
11. |
Неверное
образование форм кратких прилагательных: Вывод
беспочвенен (лучше беспочвен), ему свойственен оптимизм ( вм. свойствен). |
12.
|
Ошибки
при образовании степеней сравнения: Самый
талантливейший поэт ( вм. самый
талантливый), более тяжелее (вм. более тяжело). |
13. |
Неправильное
образование местоимений 3-го лица
мн.ч.: ихний сын (вм. их). |
14. |
Ошибки
в образовании личных форм глаголов: ветер
колыхает листву ( вм. колышет). |
15 |
Ошибки
в образовании повелительного наклонения: едь
(вм. езжай), ляжь (вм. ляг). |
16.
|
Неверное
образование видовых форм: институт
организовывает подготовительные курсы (вм. организует). |
17. |
Неправильное
образование действительных и страдательных причастий: Изделия,
выпускающиеся в России (вм. выпускаемые). |
18. |
Ошибки
при образовании деепричастий: Пиша
диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия). |
19. |
Ошибки
при образовании наречий ( использование разговорной формы вместо литературной):
тута, здеся (вм. тут, здесь). |
|
II.
Ошибки в
согласовании |
1. |
Неправильное
использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными
существительными: Стая лебедей летели
(вм. летела). Большинство участников собрания проголосовали ( вм.
проголосовало). |
2. |
Неправильное
употребление числа сказуемого: Там жила
бабушка и ее внук (вм. жили). |
3. |
Согласование
обобщающего слова и однородных членов: На
конференции выступили делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва… (вм.
Красноярска, Москвы). |
|
III.
Ошибки в
управлении |
1. |
Употребление
неверно выбранного падежа: Согласно
приказа (вм. приказу), заведующий кафедры (вм. кафедрой). |
|
IV.
Ошибки в
построении простого несложного предложения |
1. |
Личное
местоимение дублирует подлежащее: Этот
автор, он всегда ставит острые вопросы. |
2. |
Расположение
слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка: Ученики четко должны усвоить понятия (вм.
должны четко усвоить). |
|
V.
Ошибки в построении предложения, осложненного
однородными членами |
1. |
Рассогласование
времен: Учебник дает знания, научит
выделять главное. (вм. дает, учит). |
2. |
Объединение
в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий: Он
принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. |
3. |
Парное
сочетание несопоставимых понятий : Родители
и друзья, коллеги и дети. |
4. |
Не
сочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов: Проявление
заботы и помощи радовали всех (нельзя
проявлять помощь). |
5. |
Объединение
в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных: Комната просторная и светла (вм. просторна
и светла). |
|
VI.
Ошибки в
построении сложносочиненного предложения |
1. |
Употребление
противительных союзов вместо соединительных: Тигр вскочил на
спину слона, но задел лапами дрова, но
дрова упали на него. |
2. |
Употребление
лишнего союза: Онегин знал об этом, но однако ничего не предпринял. |
|
VII.
Ошибки в
построении сложноподчиненного предложения |
1. |
Одновременное
употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал дождь, и мы отправились домой (вм. Как только
перестал дождь, мы отправились домой). |
2. |
Пропуск
указательного слова (неоправданный эллипсис): В армии Петя просился (?), где опаснее. |
3. |
Тавтологическое
употребление союзов и союзных слов, нагромождение придаточных частей: Когда утром казаки встали, Тарас удивился,
когда увидел, что среди казаков нет Андрия. |
1.
Лексические
анахронизмы (ошибки,
связанные с перенесением современного слова
в действительность прошлого или, наоборот, немотивированное использование архаизмов в современной речи):
Уходя от войск Наполеона, помещики
эвакуировали свои семьи. |
2. Вульгаризация речи ( этико-речевые ошибки): ·
Использование стилистически сниженной и
нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечий), а также инвектив
(оскорблений): Политические ворюги и шестерки . Да он просто придурок. ·
Использование
слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение
цинизм индивидуального и социального мышления: жмурик (о покойнике), пушечное мясо (о
солдатах). ·
Использование слов-паразитов: Они, так сказать, решили….
Раскольников типа раскаялся… Мы как бы умные люди. |
3.
Двусмысленность,
неоднозначность фразы, высказывания; возможность двоякого понимания речи: Учителю надо многое сказать (Учитель должен многое
сказать или учителю должны многое сказать). |
4.
Канцелярские
штампы (канцелярит), стилистически не мотивированное использование
канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте: Катериной было
принято решение утопиться. |
5.
Нарушение
лексической сочетаемости (нарушение говорящим правил соединения слов в
словосочетание): одержать поражение
(вм. победу), обильное общение (вм. обильный полив грядок). |
6. Ошибки в употреблении синонимов: неверный выбор
одного из близких по значению
слов. |
7.
Ошибки в
употреблении паронимов: не различение паронимов: Вы уже ходили вешаться (вм.
взвешиваться); одень пальто (вм. надень). |
8.
Ошибки в
употреблении антонимов: неправильный подбор антонима: не только смех, но и сострадание (вм. смех-слезы). |
9.
Плеоназм (
немотивированное многословие,
избыточность языковых средств для выражения данного содержания): в апреле –месяце, моя автобиография. |
10.
Тавтология:
неоправданное повторение в пределах одного или соседних предложений одних и
тех же слов, однокоренных или созвучных слов: Следует сказать следующее. |
11.
Ошибки в выборе
слов: неоправданное
использование похожего слова: А. Блок-мастер звукозаписи. |
v При
вынесении речевой ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника
подробную запись, например: Р2
Классификация фактических ошибок
Ф1. Искажение
содержания литературного произведения, неправильное токование, неудачный
подбор примеров: Счастьем для
Обломова было одиночество и равнодушие. Ленский вернулся в свое имение из
Англии. Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором. |
Ф2. Неточность в
цитате, отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты:
Книги много значат для меня, ведь еще
Ленин сказал: «Век живи-век учись!» |
Ф3. Незнание
исторических и др. фактов, в том числе, временное смешение: Великая
Отечественная война 1812 года. Столица США-Нью-Йорк. |
Ф4 Неточности в
именах и фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях
литературных произведений, их жанров: Тургеньев,
«Тарас и Бульба», в повести Тургенева «Преступление и наказание». |
v При
вынесении фактической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы
выпускника подробную запись, например:
Ф2
Этические ошибки:
Речевая некорректность. Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное
выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной
речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка;
употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания,
унижающие человеческое достоинство, выражающее высокомерие и циничное
отношение к человеческой личности. |
Мне хотелось бы сделать автору замечание за его
неумение передавать свои мысли. Этот текст меня бесит. Это старье, именуемое классикой. |
Логические ошибки
Л1.
Сопоставление
(противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по
содержанию) понятий в предложении, тексте. |
На
уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна и Зоя
Ивановна Петрова. Он облокотился спиною на батарею. |
Л2.Нарушение
причинно-следственных отношений. |
В
последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако
педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации решаются слабо. |
Л3.
Пропуск
звена в объяснении, «логический скачок». |
Людской
поток через наш двор перекрыть вряд ли
возможно. (?)А как хочется, чтобы двор был украшением школы. |
Л4.
Перестановка
частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению). |
Пора
вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать? |
Л5.
Неоправданная
подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от
первого, затем от третьего лица). |
Автор
пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы равнин. |
Л6.Сопоставление
логически несопоставимых понятий. |
Синтаксис энциклопедических статей
отличен от других научных статей. |
Композиционно-текстовые ошибки |
|
Л7.Неудачный зачин. |
В этом тексте автор… (указание на
предыдущий контекст с помощью указательных словоформ). |
Л8.
Ошибка
в основной части: ·
Сближение относительно далеких мыслей в одном
предложении; ·
Отсутствие последовательности в изложении;
бессвязность и нарушение порядка предложений. ·
Использование разнотипных по структуре предложений,
ведущее к затруднению понимания смысла. |
|
Л9.
Неудачная
концовка: дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее
мысли. |
|
v При
вынесении логической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы
выпускника подробную запись, например: Л2
Комментариев нет:
Отправить комментарий