Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок). В таблице приведены ошибки, которые встречаются в работах выпускников.
Грамматические ошибки
Вид ошибки |
Примеры |
Ошибочное словообразование |
Трудолюбимый, надсмехаться |
Ошибочное образование формы существительного |
Многие чуда техники, не хватает время |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более интереснее, красивше |
Ошибочное образование формы числительного |
С пятистами рублями |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихнего пафоса, ихи дети |
Ошибочное образование формы глагола |
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы |
Нарушение согласования |
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. |
Нарушение управления |
Нужно сделать свою природу более красивую.
Повествует читателей. |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Большинство возражали против такой оценки его творчества. |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Читая текст, возникает такое чувство… |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
Ошибки в построении сложного предложения |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. |
Смешение прямой и косвенной речи |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
Нарушение границ предложения |
Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Речевые ошибки
Вид ошибки |
Примеры |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
Неоправданное употребление просторечных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный |
Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком глубины содеянного. |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
Неудачное употребление местоимений |
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своем воображении |
Комментариев нет:
Отправить комментарий