Время проходит, но сказанное слово остается
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Мериме Проспер (1803/1870) — французский писатель, драматург. Для своих произведений Мериме нередко избирал необычные истории, события из жизни незаурядных личностей, что и наложило существенный отпечаток на жанры, в которых работал автор, а также на его стиль. Творчество Мериме отличает волевой порыв, страсть, романтический пафос в сочетании с реалистическими принципами, порой доходящими до мрачного восприятия событий («Хроника царствования Карла IX», «Матео Фальконе», «Кармен» и др.).
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 172.
«Хроника времен Карла IX» (1829 г.) Мериме рисует борьбу католиков и протестантов и события Варфоломеевской ночи. Скептик и атеист, он иронически относится к обеим борющимся партиям и развенчивает фанатическую нетерпимость.
Обращаясь в своих новеллах к темам и образам, введенным в литературу романтиками, Мериме трактует их вполне реально. Как и романтики, он ищет сильные и яркие характеры в странах, сравнительно мало затронутых буржуазным развитием, и часто рисует людей примитивных, цельных, способных сильно чувствовать. Таковы героини новелл «Кармен» и «Коломба», корсиканский крестьянин Матео Фальконе (в новелле того же названия) и др.
Иногда Мериме обращается и к миру фантастических образов («Венера Ильская»), но, изображая романтических героев и романтические ситуации в трезвых спокойных тонах, сопровождая их ироническими комментариями и реалистической системой мотивировок, переводит действие в иную, не романтическую плоскость.
Классик французской литературы, мастер новеллы Проспер Мериме (1803-1870) в обывательском сознании прочно связан с "арией Хозе из оперы Бизе". Между тем сам автор прославленной "Кармен" великой оперы не слыхал - она была написана спустя пять лет после его кончины. И словно закольцевала собой удивительно многогранную и плодотворную биографию одного из самых образованных и разносторонних людей своего времени - писателя, переводчика, историка, этнографа, юриста, путешественника и полиглота. Не только огромным литературным талантом, но и эрудицией ученого объясняется этнографическая и психологическая точность его корсиканских или испанских новелл, верность в описаниях французских военных баталий или русского Смутного времени. Экзотические герои и обстоятельства в произведениях Мериме обретают статус подлинности, художественной правды. "Острота позиции Мериме заключается в его подчеркнутом беспристрастии, в том, с какой объективностью он описывает самые субъективные точки зрения" (Юрий Лотман).
Иллюстрации к опере "Кармен"
В прозе мы остаемся на твердой земле, а в поэзии должны подниматься на неизмеримые высоты О. де БАЛЬЗАК
Легенда (от лат. legenda – то, что следует прочитать) - это рассказ-воспоминание о чем-либо чудесном или удивительном. В средние века так называли извлечения из житий, которые надлежало читать в определенные дни.
Это был любимый и едва ли не самый характерный жанр средневековья - популярность его падает лишь с наступлением критического отношения к вероучительной литературе. Легенды собираются в объемистые сборники и своды, предназначенные сначала только для церковных служб, а затем, начиная с XIII в., и для светских читателей.
Особенно была популярна знаменитая "Золотая легенда" (XIII в.), составленная генуэзским архиепископом Иаковом Ворагинским. В нее входило более 180 житий, разделенных на четыре раздела, что должно соответствовать, по мысли составителя, четырем периодам жизни человечества: периодам его «совращения» с пути, «обновления», "смирения" и «возвращения». Необыкновенная популярность «Золотой легенды» (90 изданий за 50 лет!) объясняется прежде всего ее созвучностью своему времени: в ней соединились высокая духовность, дидактика и фантазия, цитаты из священных текстов и апокрифы, переплелись церковные традиции и светские, книжные и устные.
Постепенно легенда сближается, а нередко и отождествляется, с преданием, сказанием и другими полуфантастическими фольклорными жанрами. Если прежде основным ее содержанием было чудо, то теперь чудесное воспринимается все более как поэтическая интерпретация какого-нибудь действительного события или происшествия. В тех случаях, когда жанры предания и легенды разграничиваются, важными оказываются ведущая тональность повествования и его, так сказать, смысловой акцепт. В предании запечатлено воспоминание о необычном, пусть даже чудесном, но все же достоверном событии, тогда как в легенде главное и безусловное - чудо.
Считается, что Александр Пушкин придумал современный русский литературный язык и что мы до сих пор говорим так же, как и в начале XIX века. Некоторые ученые с этим утверждением не согласны хотя бы потому, что многие слова, сохранившиеся в речи с пушкинской поры, давно изменили свое значение. В новом тесте предлагаем проверить, говорите ли вы на языке «Евгения Онегина» : попробуйте угадать, какие привычные слова из романа мы все еще понимаем верно, а какие — обманывают нас.
«в его сценах много чрезвычайно тонких и глубоких наблюдений над русской душой и русским народом»
Классика — это не обязательно то, что совершенно; это просто значит, что человеку время от времени удается сделать нечто прекрасное Ж. РЕНАР
В вольном переводе «Poil de Carotte» — «Рыжик», а буквально — что-то вроде «морковных волос». На это затейливое прозвище откликается рыжеволосый мальчишка, застенчивый, тщеславный, мечтательный и трусливый. В родной семье он вроде золушки; все привыкли делать из него посмешище, особенно мать, черствая и холодная женщина, которая издевается над ним с изощренным ехидством. Мальчик становится робким, скрытным, лицемерным, порой даже жестоким! Да, жестоким, потому что его заставляют добивать дичь, подстреленную его отцом: он сжимает пальцами шею птицы, преодолевая ужас, отвращение и «ложную чувствительность», пока ужас не превращается в какое-то жуткое наслаждение,— и вот он уже для собственного удовольствия убивает кошку, крота и других животных, «возбуждая в себе ярость». Источник
![]() |
Титульным лист к книге Ренара "Рыжик" |
Не следует говорить всей правды, но следует говорить только правду.
Если не в деньгах счастье, то отдайте их соседу.
Есть два типа людей: одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: «Боже, куда катится этот мир?»
Люди видели бы вокруг себя много прекрасного, если бы не были так злы.
![]() |
Портрет Д. И. Фонвизина. Гравюра из полного собрания сочинений 1893 года (издание А.Ф.Маркса). «Гравировано у Ф.А. Брокгауза въ Лейпциге» |
|
В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые" Н.В. ГОГОЛЬ
Почему оды Ломоносова относятся к классицизму?
Для примера ода Ломоносова "На день восшествия..." Прославляется государственное лицо - монархиня Елизавета Петровна, выдающаяся личность. Таким образом, годы требовали такого литературного жанра, как классицизм.