11 июля 2012

Что такое морфологические нормы?

Грамматические нормы обычно делят на два вида: морфологические нормы и синтаксические нормы. 
Морфологические нормы – это правила использования грамматических форм разных частей речи. Морфологические нормы регулирует морфология – раздел языкознания, включающий в себя учение о формах слова и способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и их признаках. 
Основная трудность изучения морфологических норм состоит в наличии вариантов, которые появляются из-за постоянного взаимодействия старых и новых способов образования грамматических форм.
О морфологических нормах современного русского языка по этой ссылке --  всё по заданию А3.  

А3. Употребление форм глагола

1. У глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться, пронзить, висеть, дерзить, чудить, дудеть, колоситься, отняться, горчить, отпочковаться, бузить, ржаветь  и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.
2. Будьте внимательны при образовании формы повелительного наклонения глаголов  бежать, хотеть, лечь, ехать, печь: беги, поезжай, пеки, ляг, заляг.
3. Запомни! Класть (что делать?) -- кладу, кладёшь. Положить (что сделать?) -- изложить, сложить, отложить.
4. Нормой является выпадение суффикса -НУ- во всех формах прошедшего времени ПРИСТАВОЧНЫХ глаголов: промокнуть -- промок, промокший.
5. БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ глаголы (по данным словарей, виснуть, вязнуть, вянуть, гаснуть, зябнуть, мокнуть, никнуть, слепнуть, сохнуть, хрипнуть, чахнуть и др.) в формах прошедшего времени имеют суффикс -НУ-: мокнуть -- мокнул, мокнувший.
6. Без суффикса -НУ- образуют форму прошедшего времени глаголы со связанной основой: ввергнул  -- вверг.
И теперь таблица с примерами для наглядности.
ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка!
Я ощутю. висю. очутюсь. бузю. чудю. пронзю.
бежи. ляжь. приедь. приехай, закончь. замолчь. едь. ехай.
хоти. ложь. ложить. положь. 
весить. ездиет. испортиит.
охрипнул. поникнул. поникнувший. ослепнул.
ослепнувший. погаснувший.
Дети ИГРАЛИСЬ во дворе.

В каждом задании ЕГЭ "зашифровано" до десяти правил...

Много спорят о том, нужен ли единый государственный экзамен. Некоторые утверждают, что проверка знаний с его помощью не требует от учащихся глубины  знаний, что можно  "методом тыка" угадать правильные ответы. Не соглашалась  с подобными утверждениями  с самого начала внедрения новой формы аттестации  выпускников. Уверена, что на ЕГЭ по русскому языку  достаточно основательно проверяются языковая, лингвистическая, коммуникативная компетенции  обучающихся.
Читатели блога заметили, что  пять дней подряд я публикую  справочные материалы по одному и тому же заданию -- А3 ("Морфологические нормы"). В следующем посте будет ещё одна консультация по этому заданию. И так в каждом  задании ЕГЭ "зашифровано" по 5, 6, 7 и даже более правил. Посчитайте, если хотите.  
Чтобы успешно  сдать экзамен, получить высокий балл, необходимо проштудировать грамматику русского языка (не отдельный раздел, а имеется в виду весь курс) очень и очень основательно.  Если это сделать, то грамотность свою можно значительно повысить и добиться на ЕГЭ высокого результата.
В следующем посте об  употреблении форм глагола.

10 июля 2012

Привет, ромашки!

Привет, ромашки!
«Привет, ромашки! » на Яндекс.Фотках

А3. Употребление местоимений. "Самое слабое звено"

-- Я к ей с душой. А она? Ейное отношение к игрокам возмутительно. От ней что угодно можно ожидать... Эта ведущая, она сама -- слабейшее звено... она ничего не представляет!.. Позволю перейти к следующему вопросу. У тех, кто выступают против меня, будут проблемы... У скольки человек теперь будут проблемы! Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру. А я знаю... Аркадий и Борис заспорили,  и его не удивило, почему я его не поддержал...
-- ВОЗМУТИТЕЛЬНО! Вы самое  слабое звено!
--  Следите за своей речью, господа! Сколько  же ошибок  допустил наш горе-игрок в своей речи? (Экзаменационные "ловушки").

ВНИМАНИЕ! Грубая ошибка!
Я гостил У ИХ. ЕЙНОЕ платье. На СКОЛЬКИ страницах. 
Я был в гостях У НЕЙ. Я еду ОТ НЕЙ

Правильно только так:
у неё, её  платье, от неё, у неё,  на скОльких страницах
Правила употребления местоимений в речи можно найти здесь

09 июля 2012

А3. Употребление числительных


  • Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ и проч.) не должны употребляться с одушевлёнными существительными, обозначающими животных (кроме названий детеныше животных) и лиц женского пола.
НАДО:
две гимнастки,  пять девочек; три зайца, но трое зайчат.
НЕЛЬЗЯ (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
ДВОЕ  ГИМНАСТОК, ПЯТЕРО ПОДРУГ, ТРОЕ ЗАЙЦЕВ
  • Собирательные числительные ОБА, ОБОИМ, ОБОИМИ, ОБ ОБОИХ – употребляются только с существительными мужского и среднего рода: оба друга, обоими студентами, обоих мужчин. ОБЕ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ, ОБ ОБЕИХ – употребляются только с существительными женского рода: обе подруги, обеими руками, обеим дочерям.

НЕЛЬЗЯ  (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
в ОБОИХ  квартирах, ОБОИМИ подругами, ОБОИМИ школьницами
  • При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января; перед первым сентября

НО!
К празднику (дню, дате) Восьмое марта (им.п.)
НЕЛЬЗЯ (ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА!):
К  ПЯТОМУ ЯНВАРЮ, перед ПЕРВЫМ СЕНТЯБРЁМ, к празднику ВОСЬМОМУ МАРТУ

Правила употребления числительных здесь

А3. Компьютер в награду! Но увы... и ах!

Произнеси фразу: "К 2013 году библиотека будет владеть 856790 книгами".
Как-то ведущие одной известной телепередачи прошли с видеокамерой по улицам столицы, предлагая в качестве приза компьютер человеку, который... всего лишь правильно прочитает одно предложение, которое вы видите выше. Приз... не достался никому!
Попробуйте -- может, этот компьютер ждёт вас?
Чтобы правильно произнести данную фразу, нужно безукоризненно знать правила склонения числительных. Эти правила можно  найти здесь и здесь.  (С.Ю. Иванова. Экзаменационные "ловушки". Самара, 2006)

08 июля 2012

А3: морфологические нормы. Продолжение

2. Употребление имени прилагательного
ОСТОРОЖНО: ОШИБКА! 
Ошибка... от избытка чувств!
Избыток чувств отражается в одной распространённой ошибке. Речь идёт о формах сравнительной и превосходной степени прилагательных. Очень часто при образовании таких форм соединяются  два способа: простой (с помощью суффикса или изменения основы) и сложный (с помощью вспомогательных слов). Выглядит это так: более лучшая песня, более тяжелее, самый наилучший мой друг. Особый случай здесь -- сочетания такого типа: самый слабейший спортсмен, самый жесточайший обряд, самый высочайший разряд самая сложнейшая программа. По-видимому, прилагательные с суффиксами -айш-, -ейш- воспринимаются сегодня многими говорящими уже не как формы превосходной степени, а как элятивы (формы прилагательных со значением "очень высокая степень проявления признака")...
Вот и получается, что, если чувств... слишком много, а языковой вкус далёк от совершенства, в текстах неизбежны неправильности и речевые штампы.     (Журнал "Русская речь").
ИТАК, НЕЛЬЗЯ соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также  простые и составные формы обеих степеней сравнения (самый тончайший, более худшее, наименее красивее, менее легче. самый красивейший)!!!
ПРАВИЛЬНО: самый тонкий, более плохой, наименее красивый, менее лёгкий, самый красивый.
ЗАПОМНИ! (Нестандартное образование форм сравнительной степени прилагательных)
Близкий -- ближе, богатый -- богаче,  бойкий -- бойчее и бойче,
8 июля в нашей стране отмечается
 Всероссийский праздник — 
День семьи, любви и верности. 
В этот день Русская православная 
церковь чтит память святых 
князя Петра и княгини Февронии, 
считавшихся на Руси 
покровителями семьи и влюбленных.

07 июля 2012

ЕГЭ: А3. Морфологические нормы

Формулировка задания А3 такова: укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Это достаточно трудное задание, так как надо помнить  много правил образования форм  различных частей речи
1. Употребление имени существительного.
В частности, употребление форм МН.Ч. ЧИСЛА Им. пад.: например, бегА, болотА, бухгалтерЫ, возрастЫ, ректорЫ, тортЫ, шофёрЫ, секторЫ, площадИ

Внимание! Грубая ошибка!
выборА, дёснА, клапанА, лекторА, отпускИ, офицерА, очередЯ, плоскостЯ, площадЯ, почеркА, слесарЯ, снайперА, тортА

 Употребление форм ПАДЕЖА: ампер, киловатт, НО  граммов, килограммов;
партизан, солдат, НО офицеров, сапёров;  дынь, маслин, яблок, НО абрикосов, гранатов, апельсинов; англичан, румын, армян, НО  греков, курдов, монголов; пара ботинок, колготок, чулок, погон, туфель, НО гольфов, носков; нет горелок, каникул, НО очистков, пожитков и т.д.


Внимание! Грубая ошибка!
Очисток,  партизанов, платий, пожиток, помидор, сумерков, туфлей, чулков, яблоков

Употребление форм РОДА: вуаль -- ж.р. (смотрю за тёмную вуаль), гуашь -- ж.р. (белой гуашью)  мозоль -- ж.р. (наступить на любимую мозоль), тюль -- м.р. (красивым тюлем) шампунь -- м.р. (мыть голову шампунем).
Об ошибках в употреблении  прилагательных в следующем посте.

О колоссе Родосском


Колосс Родосский - младший современник мавзолея и храма Артемиды. Идея создать его родилась весной 304 года до нашей эры, когда жители небольшого острова, лежащего у самого берега Малой Азии, стоя на истерзанных долгой осадой стенах, смотрели, как скрываются в море корабли одного из наследников державы Александра Македонского - сына правителя Передней Азии и Сирии Деметрия Полиоркета. Чтобы покорить родосцев, Полиоркет привез к городу осадные машины.  Гордость осаждавшей армии была гелеополида - осадная башня с таранами и перекидным мостом, катапультами, площадками для десанта. Покидая после неудачной осады остров, Полиоркет бросил на берегу огромную гелеополиду.Она-то и принесла городу не только выгоду, но и славу. Купцы, собравшиеся в городе после победы, предложили купить гелеополиду “на металлолом”, предлагая за железо триста талантов.В знак избавления города и на деньги от продажи башни решено было возвести статую Гелиоса - покровителя Родоса.

О происхождении слова КОЛОССАЛЬНЫЙ

Возьмём с книжной полки "Толковый словарь иноязычных слов", который составил Л.П. Крысин. В нём около двадцати пяти тысяч слов и словосочетаний, но сейчас  мы откроем его, чтобы найти одно слово -- слово колоссальный.
Это прилагательное образовалось от существительного колосс -- так мы называем нечто огромное, выдающееся.
В русский язык слово попало из немецких и французских тестов, куда, в свою очередь, пришло из классической латыни. А вот римляне в своё время позаимствовали его у греков (римляне не стеснялись брать у покорённых ими  народов всё самое лучшее).
Итак, исходное греческое слово означало статую размерами больше натуральной величины. Самым знаменитым колоссом была исполинская статуя бога солнца Гелиоса, которую греки поставили в гавани острова Родос. Она почиталась как одно из семи чудес света. Но в 227 году до нашей эры Колосс Родосский был разрушен землетрясением, и память о нём сохранилась лишь в легендах.
Прошло более двух тысяч лет. Но достижения прекрасной греческой культуры живут и в наше время. Мы пользуемся не только её открытиями и изобретениями, но и языком. Мы часто говорим о колоссальном труде, колоссальных достижениях, но не желаем, чтобы наши успехи  оказались колоссом на глиняных ногах.

06 июля 2012

Блог-обзор № 5 в "Географочке"

Что такое учебник? В понимании обывателя это книга, в которой содержатся новые знания, которыми должен овладеть учащийся, будь он школьником или студентом. Какой может быть учебник? Мы привыкли к тому, что это бумажная книга, а в последнее время можем привести в пример электронные учебники на дисках... Неужели, всё?  Сегодня, в блог-обзоре №5, я хочу познакомить вас с необычным учебником - .. Далее обзор моего блога, сделанный Лилией Павловной Казанцевой, автором блога "Географочка". Очень я признательна Лилии Павловне за столь лестную оценку моего "Учебника нашего времени".

Популярная фантастика июня

Ирина Сыромятникова "Алхимик с боевым духом",  Оксана Демченко "Бремя удачи", Елена Звёздная "Принцесса особого назначения" и "Хелл Обучение наёмницы", Сергей Гитаулин "Вирус". Эти и другие книги можно найти по ссылке. Приятное и захватывающее летнее чтиво. (А то мы  всё -- экзамены, ЕГЭ!..)