01 августа 2012

О книгах -- для сочинения

Афоризмы, цитаты, высказывания о книгах можно найти, например, ЗДЕСЬ 
Две силы наиболее успешно содействуют воспитанию культурного человека: искусство и наука; и обе эти силы соединены в книге (М. Горький).
Много есть на свете хороших книг, но они хороши только для людей, которые умеют их читать. Однако умение читать вовсе  не равносильно знанию грамоты. (А. Герцен).
Просматривать, перелистывать книгу -- это не чтение. А  читать надо, как слушать исповедь человека: углубляясь в книгу. Зато тогда она раскроет себя и ты постигнешь её прелести. (К. Федин).
Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков. (М. Горький).

С1: сочинение по тексту В. Лакшина об угасании интереса к чтению, о ценности книги как духовного ориентира

Известный литературовед, критик и писатель В.Я. Лакшин размышляет над проблемами, связанными  с чтением, с отношением людей к книге. Одна из таких проблем современного общества – угасание интереса к чтению.
По наблюдениям автора, сейчас читают гораздо меньше, чем четверть века – три десятка лет назад. И это его удивляет, потому что в то время, когда он был   подростком, в годы войны,  книга имела особую ценность и читать было великим счастьем (предложения 7-11). Перечисление  тех произведений, которые тогда читали дети,  вызывает у современного читателя  восхищение. Например, то, что в десять лет мальчик прочитал «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера. Спросите нынче у старшеклассников об этих произведениях – вряд ли ли многие из них  знают, о чём эти вещи.
Почему сегодня молодые люди не читают книг? По мнению В. Лакшина, потому, что есть фильмы, поставленные по произведениям художественной литературы. Посмотреть  кино легче и быстрее, чем прочитать многостраничную книгу (предложения 17, 20). «Великим врагом книги» он называет телевизор, по которому  большинство из нас смотрит всё подряд (предложения 21-22, 27-28).  Наконец, появилось столько второсортных,  невысокого художественного уровня книг, которые отвращают  молодёжь от чтения серьёзных произведений. Не классику читает нынче публика, а детективы и  боевики. И автора беспокоит  то, что подрастающее поколение незнакомо с высокими образцами, с  великой русской и мировой литературой.
Где же выход из создавшегося положения?

А15: правописание приставок

 Продолжаем нашу подготовку к экзамену. Следующая несложная орфограмма, которую нужно освоить – правописание приставок. Она известна выпускникам с 5-6 классов и обычно не вызывает больших трудностей. В части А этот вопрос стоит под номером 15. 
    В русском языке существует 3 типа приставок: 
 приставки, написание которых традиционно – то есть они всегда пишутся одинаково. Это знакомые с детства приставки на-, над-, под-, за-, в- и многие другие. Обратите внимание, что в русском языке есть приставки о- и а-, про- и пра-, имеющие разные значения и разное происхождение: греческая приставка а- равна русской приставке не-(асимметрия), приставка пра- означает "изначальный, древний; дальний родственник"(прародина; прадедушка). 
    На различение этих приставок есть в задании A15 довольно много примеров. Вы можете увидеть это в вашем упражнении. Ну и конечно, не забывайте, что приставки З- в русском языке нет. Есть неколько слов, начинающихся на З, их мы знаем с начальной школы: здесь, здоровье, здание. Начальная З входит у них в корень.

31 июля 2012

"Подлинный" и "подлинник": судебная история

Происхождение прилагательного подлинный не вполне ясно. Предполагают, что оно произошло от существительного подлинник -- так в старину назывался длинный шест, палка; длинными палками при судебной расправе били человека, чтобы выпытать у него правду.
Даль противопоставляет слову подлинный прилагательное подложный, то есть поддельный, подставной, фальшивый. 

Ещё "запоминалки" правил о чередующихся гласных

"А/О в РАСТ-РОС-?"  -- 
Задам вопрос.
-О- напишу я только в -РОС-
     -ЛАГ- иль -ЛОЖ- узнать легко: 
     Перед -Ж- пишу я -О-.
         " -КАС- иль -КОС-?" -- задам вопрос.
            -Н- за корнем  -- значит -КОС-.
                    -СКОЧ- иль -СКАК-?
                     Запомню так:
                     Корень с -А- включает -КАК-.
Исключения: рОсток, на вырОст, РОстов, подрОстковый, рОстовщик, РОстислав, отрАсль;
полОГ; скАчу, скАчок, скАчкообразно.

30 июля 2012

Татьяна Боровая: "Но снова возвращаться к сочинению как форме контроля НЕ ХОЧУ!"

Как себя чувствует человек, который пытался бороться с ветряными мельницами? Теперь я могу ответить на этот вопрос, потому что среди делегатов Всероссийского съезда учителей, состоявшегося в Москве в июле 2012, единственная проголосовала против резолюции съезда. Не знаю, что чувствовал Дон Кихот, но мне было обидно. Обидно, что пришлось долго просить слова (потому при выступлении голос прерывался, так как хотелось плакать от унижения). Обидно, что те, кто был согласен со мной, промолчали и проголосовали «за». Обидно, что меня так и не услышали…

Презентация книги юного писателя в Петербурге

Лабрадор Умка -- прототип героя книги М. Самарского.  
Повесть  "Радуга для друга" написана от имени собаки-поводыря. 
Обязательно прочитайте эту книгу.

Писатель М. Самарский: «Некоторые учителя меня недолюбливают»


Картинка 1 из 13394
Один из самых юных писателей России, Михаил Самарский, лауреат Ломоносовского конкурса «Таланты и дарования – 2009», руководитель программы помощи слепым людям «Живые сердца» встретился на Форуме «Селигер-2012» с участниками смены «Технология добра». 
Миша Самарский - 13-летний победитель многожанрового литературного конкурса "Слон" за 2009г., проводимого "ОЛМА Медиа Групп". В 2009 году опубликованы книги "На качелях между холмами" и "Радуга для друга"
«Я не считаю себя гением, мне просто повезло», – с самого начала озвучил свою позицию Михаил. Его слова не оказались пустым звуком, 15-летний молодой человек не стал читать лекций, а просто рассказал, с чего он начал, и с какими трудностями иногда ему приходится сталкиваться. Участников смены «Технология добра» интересовали, в основном, вопросы, связанные с будущей деятельностью молодого благотворителя. Миша рассказал, что не собирается прекращать помогать слепым людям, потому что это дело всей его жизни. «Сейчас я пытаюсь расшевелить чиновников и людей, равнодушных к чужому горю. Слепые люди – такие же, как мы. Они не умеют водить машину, но зато многие из них прекрасно поют, рисуют, пишут»
Участники Форума задали гостю вопрос о планах на будущее. Кроме руководства программой помощи слепым, Михаил планирует стать историком. Его самый любимый период – 20 век, именно тогда жил один из его любимейших персонажей Николай II и близкий ему по духу писатель Владимир Набоков. А на сегодня он закончил 9 класс и планирует уйти в экстернат.

Общие сведения о результатах проведения ЕГЭ в 2012 году


Общее количество участников основного этапа ЕГЭ в 2012 году – 841 566 человек, в том числе 778 324 - выпускники школ текущего года. В дополнительном этапе ЕГЭ принимало участие более 60 тыс. человек.
По результатам пересдачи и апелляций 2,9 % выпускников текущего года не преодолели минимальную границу.
Сдавали 1 предмет – 1,8 % от всех участников ЕГЭ, 2 предмета – 12 %, 3 предмета – 38,5 %, 4 предмета – 37,5 %, 5 предметов – 8,4 %, 6 предметов – 1,4 %, 7 предметов – 0,3 %, 8 предметов – 0,1 %.
Потенциальное число участников приемной кампании из числа выпускников школ текущего года - более 750 тыс. человек, часть из которых могут претендовать на поступление только в учреждения СПО.
По итогам проведения основного этапа ЕГЭ подано около 100 000 апелляций, что примерно в 1,5 раза больше, чем в 2011 году. Таким образом, апелляцию прошли 0,3% экзаменационных работ. Увеличение количества апелляций говорит о повышении прозрачности процедуры ЕГЭ и интересе участников к ознакомлению с результатами работ.
Удовлетворено более 33 000 апелляций о несогласии с результатами и о нарушениях процедуры ЕГЭ. По 31 000 апелляциям баллы участников ЕГЭ увеличены, по 2 000–уменьшены.

О Тотальном диктанте...и, к слову, о привычке к чтению

– Вы принимали участие в проекте «Тотальный диктант». Ваше мнение о нем?
Дмитрий Быков: – С этим проектом случилось то, что случается в России со всеми проектами. Он стал кампанией и модой, не знаю, хорошо ли это, потому как не люблю моду. Если у людей появляется мода на прогулки с белой ленточкой – мне это приятно, как и мода заниматься благотворительностью. А вот тотальный шум вокруг «Тотального диктанта» и тотальное желание всех туда прийти, мне, скорее, претит. Тем более что люди идут туда за высокой самооценкой, ведь у нас очень мало сейчас вещей, за которые мы можем себя уважать, мы все почти ничего не делаем. Нам не дают работать, у нас нет общего дела. Но когда мы идем на тотальный диктант, мы воодушевляемся, что нам сейчас поставят пять за нашу более чем сомнительную грамотность. А большинству ставят два и правильно делают, в результате все уходят разочарованными и злыми. Диктант этого года, написанный Захаром Прилепиным, состоял из трех больших частей. Та часть, которую я диктовал, была очень трудной, много спорных авторских случаев, пунктуация проблематичная, и вообще мне показалось, что этот диктант не для средних умов. Я бы в двух случаях сам засомневался, хотя преподаю русский и литературу.

День Военно-Морского Флота в Астрахани

Морской бой . Артиллерийские катера,  морская пехота, военные пловцы
 

На праздник прибыл царь морской Нептун


Источник здесь

Авторы музейного проекта «Погружение» переместили астраханцев в годы военного времени

28 июля в Астрахани, в Музее боевой славы, состоялась торжественная презентация выставочного проекта «Погружение». Сконцентрировавшись на Сталинградской битве, авторы проекта выполнили сверхзадачу, отобразив в новой экспозиции все ужасы Великой Отечественной войны.
Почему именно «Погружение»? Организаторы экспозиции объясняют такой выбор названия тем, что посетители из современной мирной Астрахани переносятся в четырёхкомнатную квартиру инженера Сталинградского тракторного завода Константина Колесова, где с использованием звукового и светового оборудования воссоздана реальная обстановка 40-х годов прошлого века, то есть, как бы погружаются в реальное время Великой Отечественной войны. Причём каждая комната квартиры отражает определённый период того времени: от начала войны до реальных боёв в городе, от мирного быта до полного разрушения.
Читать полностью здесь
Картинка 5 из 885
Музей Боевой славы в Астрахани.

Различай омонимичные корни!

В дополнение к материалам по заданию А14. Омонимы -- это слова, которые одинаково звучат, но пишутся по-разному (различаются омофоны и омографы). И разумеется, имеют разное значение. Нужно уметь различать омонимичные корни.
РазрЯдить (нарЯд) себя в пух и прах; разрЯдить (разрЯд) оружие -- разрЕдить (редкий) густые всходы на грядке.
ВыпАрите жидкость и получите кристаллы;  выпАрите в бане -- выпОрите "молнию" из старой куртки.
СлИзал с ложки сметану, залИзал рану -- мишка-коала медленно залЕзал на дерево, а потом быстро слЕзал с него.
Мой дедушка -- стАрожил нашего села -- долго стОрожил дом.
Он посИдел, посИдел и ушёл. НО! СЕдалищный нерв, сЕдок, сЕдло -- Иван Петрович посЕдел от старости.

Чередование гласных Е // И. "Запоминалки"

-- И-А! Эти корни -- работяги.
Как и я, они трудяги.
В "ослиных корнях" после -И-  всегда -А-!
Осёл кричит: "И-А! И-А!"
          В корне с -И- есть важный знак,
          Он сигналит так: "ИрА, ИгА, ИстА, ИлА!"
          И звучит сигнал, как имя.
                      Эти корни там и тут
                      Всё в порядок  приведут.
                      Лень содержат взаПЕРти.
                      В гости хочешь к ним прийти?
                      Чтоб БЛЕСТело всё вокруг,