01 августа 2012

С1: сочинение по тексту В. Лакшина об угасании интереса к чтению, о ценности книги как духовного ориентира

Известный литературовед, критик и писатель В.Я. Лакшин размышляет над проблемами, связанными  с чтением, с отношением людей к книге. Одна из таких проблем современного общества – угасание интереса к чтению.
По наблюдениям автора, сейчас читают гораздо меньше, чем четверть века – три десятка лет назад. И это его удивляет, потому что в то время, когда он был   подростком, в годы войны,  книга имела особую ценность и читать было великим счастьем (предложения 7-11). Перечисление  тех произведений, которые тогда читали дети,  вызывает у современного читателя  восхищение. Например, то, что в десять лет мальчик прочитал «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера. Спросите нынче у старшеклассников об этих произведениях – вряд ли ли многие из них  знают, о чём эти вещи.
Почему сегодня молодые люди не читают книг? По мнению В. Лакшина, потому, что есть фильмы, поставленные по произведениям художественной литературы. Посмотреть  кино легче и быстрее, чем прочитать многостраничную книгу (предложения 17, 20). «Великим врагом книги» он называет телевизор, по которому  большинство из нас смотрит всё подряд (предложения 21-22, 27-28).  Наконец, появилось столько второсортных,  невысокого художественного уровня книг, которые отвращают  молодёжь от чтения серьёзных произведений. Не классику читает нынче публика, а детективы и  боевики. И автора беспокоит  то, что подрастающее поколение незнакомо с высокими образцами, с  великой русской и мировой литературой.
Где же выход из создавшегося положения?
Что должны сделать взрослые – родители, учителя, библиотекари, писатели и  политики, чтобы  чтение книг стало  жизненно необходимым процессом для каждого молодого (и не только молодого) человека?  В.Я. Лакшин считает, что необходимо воспитывать вкус к чтению, формировать навыки вдумчивого чтения  (предложение 39),  помогать детям выбрать такие книги, которые можно было бы обсудить с друзьями, со взрослыми. Он заявляет: «Воспитывать вкус можно на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка». По мнению автора, книга всегда была и останется источником познания мира, средством совершенствования внутренней сути человека, поэтому и следует понимать книгу как ориентир в духовных поисках современных молодых людей.
Это действительно так. К сожалению, в наше нервное и стремительное время книги  воспринимаются как отдых, как развлечение, и потому  столь популярно так называемое чтиво – детективы,  любовные  романы,  фэнтези и прочее.  Ума от таких книжек не прибавится. Эмоции в них самые примитивные, порой  напрочь отрицательные. Язык и стиль  на уровне: мама мыла раму. Привыкнув читать такое, уже не захочешь читать ни Тургенева, ни Толстого, ни наших русских авторов  прошлого века. Вот это-то и плохо.
Об определяющей  роли книги в  жизни высказался, написал, наверное, каждый великий человек. Известный  писатель-фантаст Рей Брэдбери  как-то заметил, что  образование он получил в библиотеке, а не в колледже. Вспомним также крылатые слова Максима Горького: «Любите книгу – источник знаний. Она поможет вам разобраться в пёстрой  путанице мыслей…». Наш современник писатель-публицист Дмитрий Быков называет инвалидом человека, «который не хочет читать книги, понимать, как устроена русская жизнь, отвергает для себя этот пласт культуры».
Об огромной ценности книги в становлении личности человека говорится во многих  художественных произведениях. Герой повести М. Горького «Мои университеты» Алёша Пешков считал, что только прочитанные книги помогли  ему выдержать  тяжёлые жизненные испытания. Рассказывая о людях, которых лишили книг, в романе «451 градус по Фаренгейту», Р. Брэдбери рисует страшную картину их деградации: они разучились общаться друг с другом, сделались жестокими, перестали замечать красоту природы. И лишь кучка смельчаков, понимающих силу печатного слова,  бережёт книги, надеясь, что  те помогут миру возродиться к новой жизни. Культовый писатель современности Стивен Кинг в романе «Низкие люди в жёлтых плащах» приводит совершенно замечательный пример  того, как герой 11-летний мальчик Бобби увлекается чтением. Полученная им в день рождения в подарок библиотечная карточка даже пересилила его мечту – иметь  накрученный велосипед. А слова его старшего друга мистера  Бротингена: «Книга должна быть как неисследованная земля. Приступай к ней без карт. Исследуй её и составь собственную карту» звучат как наставление не только герою, но и читателям.
Максим Горький вспоминал: «Читал я много, с восторгом, с изумлением. Но книги не отталкивали меня от действительности, а, усиливая напряжение интереса к ней, развивали способность наблюдать, сравнивать, разжигали жажду ЗНАНИЯ жизни». Ради этого, думаю, стоит   выработать в себе привычку к чтению. И читать, читать, читать…
(За рамками сочинения. Надеюсь получить отзыв в виде комментария к этому и другим постам. Ведь я старательно пишу эти сочинения сама, используя все возможные подсказки из тестов, ответов к ним,  цитаты из прочитанных произведений. Аргументы, как вы, полагаю, заметили, использую из художественной литературы -- за них дают высший балл).

12 комментариев:

  1. Валентина Васильевна! Прочитала все сочинения, написанные Вами. Если по первым двум могу сделать совсем незначительные пожелания или рекомендации (извините, других слов не сумела подобрать) как учитель-практик, то последняя работа совершенно исключительная. На все 100 баллов! Через меня прошла ни одна тысяча сочинений за четыре года в качестве эксперта на ЕГЭ, но подобного я ещё не читала. Вы настоящая умница! Для выпускников ваши творения - просто находка. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Алла Васильевна! Дойдут ли эти опусы до адресата?

    ОтветитьУдалить
  3. Дойдут непременно, Валентина Васильевна. Но не опусы, как Вы пишете, а ОТЛИЧНЫЙ материал, который будет подспорьем выпускникам при подготовке к ЕГЭ. Для моих учеников ваши сочинения - образец, как надо выполнять письменную работу по русскому языку. Они Вам будут искренне благодарны. Подобными подсказками ребята воспользуются умело. Результат узнаем через два года. Не без вашей помощи, поверьте, он будет хороший. Ещё раз Вам большое спасибо за материалы, которые Вы печатаете к ЕГЭ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас за внимание к моему блогу. Убеждена, что обучение на образцах -- один из эффективных способов обучения написанию сочинения.

      Удалить
  4. Валентина Васильевна, в этом я не сомневаюсь. На то он и образец, чтобы на нём учиться. А сегодня, когда речевая культура многих, если не большинства, школьников на уровне мама мыла раму, это явление особенно актульно. Не поспоришь.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо!у меня теже аргументы были!только вы их классно перефразироваи!я ставлю вам 100 баллов !
    суперское сочинение!

    ОтветитьУдалить
  6. великолепное сочинение, 100 баллов не ниже!!!

    ОтветитьУдалить
  7. да...100 баллов за сочинение. Учитывая то, что максимум -- 23

    ОтветитьУдалить
  8. За логику 0, не все комментарии будут зачтены, строгий эксперт и за проблему с комментарием снимет. Я прикинул, из пятнадцати бы выйти, куда там 23.

    ОтветитьУдалить
  9. Какие 23? Проблемы смешаны, для чего-то 100500 аргументов, да еще и в одном абзаце, причем два первых, которые засчитаются, - житейские, вывода как такогого нет. В 15 бы уложиться!

    ОтветитьУдалить
  10. Ну на ЕГЭ много бы баллов точно не поставили)

    ОтветитьУдалить