Для учеников 10 класса.
По ссылке на моём личном сайте "Уроки словесности" материалы для уроков литературы по творчеству И.С. Тургенева. В частности, видеосюжет "Биография и творчество И.С. Тургенева", тест по биографии и творчеству писателя, статья Михаила Гиголашвили "Поэт, талант, аристократ, красавец, богач..." из нового учебника по литературе "Литературная матрица" (1 том).
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
04 декабря 2014
О темах и ощущениях
Вот темы сочинений для нашего региона:
102 Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова).
202 «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»
(Ю. В.Друнина).
(Ю. В.Друнина).
302 Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
401 Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
502 Что важнее: любить или быть любимым?
Как только я их увидела, сразу "глаз положила" на две первых. На ум пришли произведения, содержание которых можно использовать в качестве аргументов во второй части сочинения. Третья тема показалась не совсем доступной для учащихся из-за слова диссонанс. Впрочем, немного подумав, нашли с коллегами подходящие примеры (хрестоматийные эпизоды из "Войны и мира" и "Прощание с Матёрой") для аргументации. Пятая тема давала благодатный материал для размышлений на основе "Гранатового браслет", к примеру. Несколько сбила с толку четвёртая тема, тем, что она отнесена к направлению "Чем люди живы?" А так напрашивалось рассуждение о том, как взрослеют люди на войне.
03 декабря 2014
Результаты должны быть доступны в течение недели
Российские школьники смогут узнать результаты своего итогового
сочинения в течение недели, сообщил пресс-секретарь Рособрнадзора Сергей
Шатунов.
"Рекомендованный срок проверки — семь дней", — сказал он, добавив, что в некоторых школах результаты могут быть объявлены и раньше. Узнать их участники экзамена смогут по месту написания сочинения.
"Рекомендованный срок проверки — семь дней", — сказал он, добавив, что в некоторых школах результаты могут быть объявлены и раньше. Узнать их участники экзамена смогут по месту написания сочинения.
Сводные результаты того, насколько успешно школьники справились с
сочинением, Рособрнадзор планирует подвести через 20 дней.
Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/260-rezultaty-dolzhny-byt-dostupny-v-techenii-nedeli.html
Все темы сочинений (одним списком)
1. «Недаром помнит вся Россия…»
(200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
101. В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям
М. Ю. Лермонтова)
102. Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному
читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
103. Что Вам близко (или чуждо) в герое М. Ю. Лермонтова? (По одному или
нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
104. Какие проблемы в произведениях М. Ю. Лермонтова наиболее интересны для
Вас? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
105. Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким
произведениям М. Ю. Лермонтова)
106. Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким
произведениям М. Ю. Лермонтова)
02 декабря 2014
УДАЧИ!
3 декабря 2014 года более 600 тыс. выпускников из 85 субъектов Российской Федерации, а также российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории России, напишут итоговое сочинение (изложение).
01 декабря 2014
Алгоритм работы над сочинением
Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы.
Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл.
Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему.
Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике как в твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.
Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
Шаг четвёртый. Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».
Шаг пятый. Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике как в твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения.
Шаг шестой. Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.
Шаг седьмой. Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту.
Шаг восьмой. Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств.
Шаг девятый. Записываю их, составляю план.
Шаг десятый. Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.
Шаг одиннадцатый. Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения
Шаг двенадцатый. Я проверяю написанное, проверяю пунктуацию и орфографию; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их; переписываю в чистовик.
28 ноября 2014
Лауреаты премии "Большая книга"
Захар Прилепин – прозаик, публицист, музыкант – стал лауреатом Девятой Национальной литературной премии «Большая книга – 2014» со своим манифестом о силе человеческого духа «Обитель». Второе и третье место заняли Владимир Сорокин с романом-антиутопией «Теллурия» и Владимир Шаров с его историей в письмах «Возвращение в Египет». Книги-лауреаты Прилепина и Сорокина также доступны в аудиоформате!
27 ноября 2014
В интернете нет комплектов тем сочинений, и быть не может
Рособрнадзор в рамках мониторинга социальных сетей по выявлению
разного рода мошеннических предложений, связанных с итоговой аттестацией,
обнаружил предложения о продаже якобы реальных тем итогового сочинения.
Рособрнадзор обращает внимание
школьников и их родителей, что никаких комплектов тем сочинений, подготовленных
на 3 декабря заблаговременно нет, и быть не может. Технология исключает такую
возможность. Темы будут раскрыты за 15 минут до начала проведения сочинения,
при этом при этом будет учтено, в каком часовом поясе находится регион.
Читать далее:
http://sochinenie11.ru/o/244-v-internete-net-komplektov-tem-sochineniy-i-byt-ne-mozhet.html
Типичные ошибки, допущенные выпускниками в сочинении, и советы по подготовке к экзамену
Качественная
характеристика работ
Тема (код и название)
|
Типичные ошибки по теме
|
004.
Какие
произведения М.Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? (По одному
или нескольким произведениям
М.Ю.
Лермонтова)
|
·
Часто отсутствовал ответ на вопрос: почему именно это произведение
посоветовали бы прочитать?
·
Отступление от темы, отсутствует тезис, который
необходимо доказать. Недостаточно убедительные аргументы.
·
Смысловой анализ «Героя нашего времени» не
становится полноценным доказательством тезиса.
·
Литературный материал используется на уровне
пересказа произведения. Отсутствие знаний о биографии писателя. Искажение
содержания произведений. Непонимание
литературоведческого понятия "Лирический герой". Низкий уровень
осмысление художественных тестов.
·
Были работы однотипные по строению и содержанию
(будто пересказ прослушанного текста)
·
Нарушение логики рассуждения.
·
Фактические ошибки в цитатах.
·
Стилистические и речевые ошибки, нет разнообразия
лексических оборотов. Нарушены правила надежного управления, нормы
словоупотребления. Однообразные синтаксические конструкторы, допускают
использование речевых штампов. Неоправданные повторы слов, нарушение
лексической сочетаемости.
·
Грамматические ошибки: Правописание безударных
гласных в корнях слов, правописание личных окончаний глаголов, правописание
производных предлогов, согласование падежных окончаний прилагательных и
существительных. ошибочное образование форм различных частей речи ;
орфографические : правописание корней с чередованием гласных и безударных
окончаний глаголов; правописание окончаний глаголов во 2 л. ед.ч; тся-ться ;
правописание частиц ; не с глаголами и причастиями; правописание безударных
гласных в корне слова.
·
Пунктуационные ошибки: необоснованные запятые в простом
предложении, знаки препинания в СПП (сложноподчиненное предложение), ССП
(сложносочиненное предложение), БСП( бессоюзное сложное предложение); знаки
препинания, при деепричастном обороте.
|
018.
Можно ли
обойтись без книг?
|
·
Рассуждения сводятся к вопросу: что такое книга?
·
Литературный материал используется на уровне
пересказа произведения, поверхностный уровень анализа произведения. Учащиеся
приводят аргументы из литературных произведений, но показывают низкий уровень
осмысления художественных произведений, в основном опираются на пересказ
основных сюжетных линий.
·
Желание указать более двух произведений ведет к
поверхностному анализу.
|
25 ноября 2014
Подборка текстов к итоговому сочинению
Направление
первое «Недаром помнит вся Россия…»
|
Статья
Андроникова о М.Ю.Лермонтове
|
Стихи
о М.Ю.Лермонтове
|
Высказывания
о М.Ю.Лермонтове
|
Информация
о творчестве
|
Направление второе
«Вопросы, заданные войной»
|
Память. Фрагменты рассказа М. А. Шолохова «Судьба
человека»
|
Память. Р. Рождественский. «Реквием» (фрагмент
поэмы)
|
Память. Д.С.Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
«Четвертое измерение»
|
К.
Симонов. Стихотворение «С чего
начинается память?»
|
Д.С.Лихачев.
«Память …»
|
Героизм (мужество). Б. Пастернак.
«Смерть сапёра» |
24 ноября 2014
Разбор сочинений, написанных 20.11.14
По этой ссылке размещён вебинар, посвящённый разбору тем пробного сочинения.
23 ноября 2014
10 правил творчества
Искала в Сети текст для изложения о творчестве и творческих людях, "набрела" на вот ЭТО -- "10 правил творчества. Манифест о жизни, работе, Интернете, общении, творчестве". Весьма любопытно. Кое-что хочется процитировать.
Анонс. Остин Клеон, художник и поэт, автор сборника Newspaper Blackout Poems, сформулировал правила эффективного творчества, которые мгновенно его прославили. Вы не пожалеете, что прочитали эту статью.
Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/10-pravil-tvorchestva-292855/ © AdMe.ru
Подписаться на:
Сообщения (Atom)