Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
21 декабря 2015
06 декабря 2015
Публикация работ в Интернете
Бланки работ итогового сочинения будут опубликованы на двух ресурсах.
Для москвичей на сайте pgu.mos.ru. Публикация - 21 декабря 2015 года.
Инструкция: ins.pdf [522.91 Kb] (cкачиваний: 147)
Для остальных регионов на сайте check.ege.edu.ru. Сроки публикации не сообщаются.
Для москвичей на сайте pgu.mos.ru. Публикация - 21 декабря 2015 года.
Инструкция: ins.pdf [522.91 Kb] (cкачиваний: 147)
Для остальных регионов на сайте check.ege.edu.ru. Сроки публикации не сообщаются.
03 декабря 2015
Стихотворение-азбука
Валерий
Яковлевич Брюсов постарался написать такое стихотворение, первые буквы
слов которого были бы расположены в порядке современного ему русского алфавита,
причём так, чтобы все буквы были использованы. Это удалось сделать до буквы щ включительно.
Далее алфавит имел следующий вид: ъ, ы, ь, э, ю, я, θ, ѵ.
Июльская ночь
Жаждет зелень,
и iюль
Колыбельной лаской млеет…
Нежно отзвуки пропели…
Разостлался синий тюль.
Царство чары шаловливой,
Начинаетъ сны неволить,
Мѵро льёт
нетерпеливый
Юга ясный θимиам.
В стихотворении слова на ѣ и э (ѣдких, эпиграмм)
"пропущены" вперёд; буквы же ъ, ы и ь,
которые не могут стоять в начале слов ни в старой, ни в современной орфографии
(начальное ы встречается в некоторых экзотических именах
собственных, например: Ыйсон - город в Южной
Корее, Ыгыатта - река в Якутии), фигурируют в
последующих двух строках в конечной (начинаетъ, сны, неволить)
и в срединной (льет, нетерпеливый) позициях.
02 декабря 2015
Итоговое сочинение прошло в штатном режиме
Итоговое
сочинение 2 декабря написали более 660 тысяч выпускников российских школ, ещё
14 тысяч ребят – изложение.
«При
проведении итогового сочинения не отмечено технологических сбоев. Это говорит о
том, что все регионы с полной ответственностью подошли к организации сочинения.
Свои результаты ребята узнают после 15 декабря 2015 года», - сообщил
руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Результат
итогового сочинения, в случае предоставления его при приёме в вуз, действителен
четыре года, следующих за годом получения. Однако большинство вузов отказались
учитывать сочинение.
Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/440-itogovoe-sochinenie-proshlo-v-shtatnom-rezhime.html
30 ноября 2015
Тематическое направление "Год литературы": краткие методические пояснения
Направление связано с рассмотрением литературы как величайшего культурного феномена.
Учащимся может быть предложено поразмыслить над следующими проблемами:
- роль книги в жизни человека (Способна ли книга сделать человека лучше? Согласны ли вы с утверждением А.Н. Толстого: "Хорошая книга -- точно беседа с умным человеком"? Можно ли обойтись без книг? Почему книги требуют бережного отношения к себе7);
- значение литературы в жизни общества (Какие вопросы задаёт жизни литературы? Помогает ли литература человека познать самого себя? Какие нравственные уроки, с вашей точки зрения, может преподать литература? Согласны ли вы с утверждением Д.С. Лихачёва: "Литература -- это совесть общества, его душа"?);
Тематическое направление "Путь": краткие методические пояснения
Диапазон размышлений выпускников в рамках этого тематического направления достаточно широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств её достижения.
Учащимся может быть предложено поразмыслить над следующими проблемами:
- проблема свободы выбора жизненного пути (Жизненный путь человека: свободный выбор каждого или предопределённость судьбы? Что влияет на выбор человеком жизненного пути? Согласны ли Вы с утверждением Нострадамуса о том, что жизненный путь человека -- это череда выборов? Почему жизненный путь некоторых литературных героев -- это путь материальных обретений и духовных утрат? Всегда ли цель оправдывает средства? Чем опасна свобода без ограничений?);
- проблема поиска смысла жизни (Долгая дорога к себе: духовные искания каких литературных героев вам ближе и почему? Какую жизнь можно считать прожитой не зря? Согласны ли вы с утверждением К.Д. Ушинского: "Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья"?);
Образец сочинения по направлению "Любовь"
Романова
Е.А.
Место
любви среди других человеческих ценностей
Любовь
– это самое чистое и прекрасное чувство, воспевавшееся еще с античности. Любовь
одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь юношеская
или более зрелая. Любовь никогда не стареет. Она может расти, созревать, но не
стареть. Люди, к сожалению, не всегда
сознают истинную мощь любви, понимают ее слишком примитивно.
Для
каждого из нас любовь – это что-то свое, личное, сокровенное. Но прежде всего
это прекрасное чувство является общечеловеческой ценностью. Несомненно, и
здоровье, и благополучие, и другие ценности так или иначе присутствуют в нашей
жизни, равно как и любовь. И все они занимают свое определенное место. Давайте
ответим на вопрос: а где же среди них находится любовь?
Вопрос
неоднозначный. Если бы сейчас представилась возможность устроить
социологический опрос, то многие из респондентов наверняка ответили бы: «Любовь
– одна из важнейших вещей в жизни человека». Однако нашлись бы и те, кто заявил
бы, что для них любовь далеко не на первом месте, что в жизни есть вещи
поважнее. Лично я поддерживаю тех, кто относится к любви как к одной из
важнейших человеческих ценностей. Считаю, что никакие деньги, драгоценные камни
и мировые богатства не заменят человеку этого прекрасного чувства. В
доказательство своей точки зрения могу привести следующие аргументы.
У
Александра Ивановича Куприна есть замечательная повесть – «Суламифь». В ней
рассказывается об истории отношений царя Соломона и простой девушки Суламифи.
Любовь это бескорыстная, нежная, трепетная, пронизанная теплом и заботой друг
другу. Для обоих героев любовь была высшей ценностью. Но, как это часто бывает,
такие отношения заканчиваются трагически – Суламифь погибает от удара ножом на
руках у своего возлюбленного. Несмотря на то, что час ее смерти близок, девушка
абсолютно счастлива, потому что именно в этот момент она находится рядом с
любимым ей человеком.
Тематическое направление "Любовь": краткие методические пояснения
Это направление даёт возможность выпускникам рассмотреть любовь как высокое явление, облагораживающее и возвышающее человека; рассуждать о её светлых и трагических сторонах.
Одиннадцатиклассникам может быть предложено подумать над следующими проблемами:
- проблема истинной любви (В чём проявляется истинная любовь и не выдумка ли это?);
- проблема преодоления эгоизма в любви (Что важнее: любить или быть любимым?);
- проблема соотношения любви и ревности (В чём счастье и драма любви? Может ли любовь нести человеку несчастье? Как чувство ревности влияет на внутренний мир и поступки человека? Может ли любовь быть без ревности?);
- проблема самоотверженной родительской любви (Согласны ли Вы с утверждением о том, что родительская любовь носит самоотверженный характер? В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?);
29 ноября 2015
Образец сочинения по направлению "Дом": о доме и бездомье
Автор: Бида
А.И.
Тема
Дома в творчестве М.А.Булгакова
Тема Дома - одна из главных в творчестве Михаила
Афанасьевича Булгакова. Дом в представлении писателя не ограничивается ролью
интерьера. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, где тебя любят и
ждут. Героям Булгакова приходится искать и защищать свой дом, воплощение
прочности, надёжности, самой жизни. Сохранение дома, семьи, мира очень важно.
Потеря Дома – трагедия.
Тема Дома и бездомья является общей для
его романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита». «Белая гвардия» - первый
роман Булгакова. В доме семьи Турбиных запечатлел он родной дом на Андреевском
спуске. В памяти писателя навсегда остался образ лампы под зелёным абажуром и
отец, засидевшийся допоздна над работой в кабинете. В доме его детства царили
тёплый уют, дружеское взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности.
«Часы, играющие гавот», «лампа под зелёным абажуром», «кремовые шторы»,
«изразцовая печка» создают ощущение уюта
и тепла. Сохранение дома, родного очага во всех перипетиях революции и
гражданской войны стало лейтмотивом романа. По словам Ю.М.Лотмана, «история
проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Дом Турбиных, как Ноев
ковчег, спасает от смуты, царящей за окнами, всех, кто переступает его порог.
Но «упадут стены», «потухнет огонь в бронзовой лампе…» В свершившейся революции видит писатель
величайшую катастрофу. Да и сам Город в романе – по существу, образ Родины,
оказавшейся в центре масштабных исторических событий, разрушающих её.
Путь от антидома к Дому проходит любимый
герой Булгакова Мастер.
28 ноября 2015
Тематическое направление "Дом": краткие методические пояснения
Это тематическое направление нацелено на размышления выпускников о доме как о важнейшей ценности бытия, нравственной опоре в жизни человека.
По справедливому замечанию писателя Фазиля Искандера, существует "литература дома" ("литература достигнутой гармонии") и "литература бездомья" ("литература тоски по гармонии").
Дом -- это быт и стиль жизни, привычный уклад и традиции определённой семьи. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, потому что здесь тебя окружают близкие люди, которые всегда помогут. Это ближайшее окружение, которое формирует характер человека.
Бездомье -- это отсутствие дома, семьи, поддержки близких, обречённость на вечное скитание, разлука с Родиной, которые негативно влияют на характер человека и заставляют его мучительно страдать от осознания своего одиночества в окружающем мире.
Образец сочинения по направлению "Время"
Автор: Дерновая Валентина Николаевна.
Что для человека главное в разговоре со временем?
Великая наука жить счастливо состоит в том,
чтобы жить только в
настоящем... Пифагор
Что есть время? Время ─ это жизнь. Как часто мы волнуемся о том, что
тратим время впустую, ведь тратить время ─ значит тратить жизнь.
Все мы ─ рабы Хроноса, пленники прошлого или будущего. Мало кто живет настоящим, наслаждаясь каждым днем: одних чересчур волнует будущее, другие живут былым.
Так, герои «Вишневого сада» Чехова погрязли в рутине минувшего. Трофимов, вечный студент, размышляет: «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом». Но ему ли говорить о важности прошлого, увязшему в прошлом настолько, что оно не дает ему продвинуться дальше, стать кем-то большим, чем просто студентом?
Все мы ─ рабы Хроноса, пленники прошлого или будущего. Мало кто живет настоящим, наслаждаясь каждым днем: одних чересчур волнует будущее, другие живут былым.
Так, герои «Вишневого сада» Чехова погрязли в рутине минувшего. Трофимов, вечный студент, размышляет: «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом». Но ему ли говорить о важности прошлого, увязшему в прошлом настолько, что оно не дает ему продвинуться дальше, стать кем-то большим, чем просто студентом?
Зацикленность на былом или грядущем отравляет жизнь, не дает ощутить
ее в полной мере, познать со всех сторон. Но без дум об этом не обойтись, иначе
можно забыть о чем-то важном, оставшемся в прожитом, или, не задумавшись о
предстоящем, не понять, чего хочется от жизни.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)