28 марта 2021

Азбука карантина, или Словарь коронавируса

 Это проектная работа моей ученицы 8 класса Арины А. к уроку русского родного языка. К слову, личные обстоятельства девочки совпали с выбором темы для проекта.

Почему я забросила блог?

 Обычно на первое место ставят причину недостатка времени. У меня, действительно, свободного времени мало, чтобы заниматься блогом. Однако я эту причину не считаю первостепенной. Отвлеклась я от блога  потому, что нашла в Интернете более фунциональные ресурсы  для решения своих повседневных  преподавательских задач. Назову некоторые из них. 

Во-первых, учительский сайт https://nsportal.ru/ На этом портале, без преувеличения, есть всё для уроков. И добротные, без ошибок конспекты, и не перегруженные лишней информацией презентации, и справочные материалы.

Во-вторых, чтобы сократить время на проверку тетрадей, пользуюсь интерактивной тетрадью Skysmart https://edu.skysmart.ru/  Ученики тренируются сейчас, готовясь по этим заданиям к ВПР и ГИА.

В-третьих,    Дневник.ру усовершенствуется и открывает новые приложения для использования их в учебном процессе и для осовременивания учительской рутинной работы..

И наконец, мы прошли обучение на Школьной цифровой платформе Сбербанка, и скоро нас ждёт переход на неё со своими 5-8 классами. А это отдельная песня. 

Приходится признать, что блог учителя в нынешнем его виде, как у меня, ученикам не особенно нужен. Но, думаю, я найду свою нишу и для него. Дай, Бог, здоровья всем нам! Кстати, в следующем посте про коронавирус.

С возвращением меня!

 Удивительно! Пять месяцев я не эаходила в блог, а в этом месяце  просмотров уже почти 11 тысяч, в прощлом было около десяти тысяч. Любопытно, что это была за аудитория и что люди просматривали в заброшенном мной блоге. В новом дизайне плохо ориентируюсь
и статистики по аудитории  не нашла.

Впрочем, сейчас другие блоги в моде. Конкуренции с ними мне не выдержать. Поэтому я в поиске новой идеи своего ресурса, определения его аудитории и формы подачи материала.

Но как бы там ни было: с возвращением меня! (Вы тоже, наверное, встречали такую форму -- обычно так поздравляют сами себя с днём рождения).

06 сентября 2020

Правило морфемного разбора

 Правило:

"Для того чтобы правильно определить, из каких морфем состоит основа слова, следует применить критерий Винокура (этот критерий найден учёным Г.О. Винокуром). По критерию Винокура на морфемы членится такое слово, которое можно объяснить через более простое однокоренное слово".
По этой  ссылке можно найти материал, как правильно сделать морфемный разбор слова, используя критерий Г.О Винокура.
Здесь "Заметки  по русскому словообразованию" Г.О. Винокура. Очень занимательно не только для лингвистов.

Как правильно делать морфемный разбор

 В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово, и их лексическое значение.

Образец рассуждения:
Сравним морфемный состав имён существительных: Сашенька, вишенка, горошинка.
В слове Сашенька (Саш-еньк-а) выделяется корень Саш- (Саш-а) и суффикс -еньк-: «Сашенька — уменьшительно-ласкательное к Саша». 
В слове вишенка (вишен-к-а) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я) и суффикс -: «Вишенка — маленькая вишня». 
В слове горошинка (горош-ин-к-а) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х/ш (горох) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а): «Горошина — единичная составляющая гороха»; суффикс -к-: «Горошинка — маленькая горошина».
Сравним морфемный состав имён прилагательных: мечтательный и сознательный.
В слове мечтательный (мечт-а-тель-н-ый) выделяется корень мечт- (мечт-а) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть): «Мечтать — предаваться мечтам»; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель): «Мечтатель — тот, кто любит мечтать»; суффикс прилагательного -н(ый): «Мечтательный — такой, как мечтатель; свойственный мечтателю». 
В слове сознательный (со-зна-тельн-ый) выделяется корень зна- (зна-ть) с приставкой со- (со-зна-ть), а также один суффикс -тельн(ый): «Сознательный — такой, который правильно сознаёт, понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель.
Источник здесь

О морфемном разборе и критерии Винокура

В некоторых учебных пособиях (в частности, в комплексе 2) для этого предлагается следующая процедура: в слове выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что осталось в слове, выделяется как приставка (приставки) и суффикс (суффиксы) в соответствии с нашими представлениями о том, есть ли в русском языке такой суффикс или такая приставка. Но такой разбор может повлечь за собой ошибки, в его процедуре недостаточно обоснованности. Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор основы надо связать с разбором словообразовательным.
Алгоритм морфемного разбора основы, связанный с его словообразовательным разбором, был обоснован русским ученым-лингвистом Григорием Осиповичем Винокуром (1896 — 1947).
Что такое производность основы?
Под производностью понимают образованность данной основы от другой основы на синхронном уровне, в современном языке. Как мы узнаем, что одна основа образована, то есть производна от другой? Значение производной основы всегда можно (и до́лжно) объяснить через значение основы, являющейся для нее производящей (базовой), а не через прямое указание на обозначаемый ею объект внеязыковой действительности. Например: столик ¬ стол. Мотивация: столик — это ‘маленький стол’. В толкование производного слова обязательно входит производящее слово (основа). Этот критерий называется критерием мотивированности.
В критерии мотивированности подчеркивается, что смысловая связь производного и производящего должна чувствоваться в современном языке (на синхронном уровне). Исторически одно слово может быть образовано от другого. Так, например, слово забыть исторически образовано от слова быть, слово столица — от слова стол. Но для современного носителя языка смысловые связи между ними являются разрушенными. Значение слова столица не может быть объяснено через значение слова стол, следовательно, они не связаны отношениями производности. Слово столица (аналогично забыть) непроизводно, значит, его основа нечленима на синхронном уровне, корень этого слова — столиц. Смешение синхронного морфемного и этимологического анализа слов при изучении современного русского языка недопустимо.
Источник здесь
Другие статьи по теме:
Алгоритм морфемного членения основы.
Как разбирать слова со связанными корнями.
Можно посмотреть на странице блога "Для уроков". Целевая аудитория: учителя и ученики. 

Выставлен ли суффикс -ин- в ВИТРИНЕ?

 

В каких словах есть суффикс -ин-, а в каких его нет? Докажи, используя критерий Г.О. Винокура

31 августа 2020

Читательский дневник четвероклассника

 "Мой читательский дневник" ссылка О книгах, которые прочитал мой внук Артём. Блог он ведёт с моей помощью, как и все дети, которые делают это под руководством взрослых.

30 августа 2020

Подборка тем к новым направлениям 2020-2021 учебного года

Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).

1) Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?

2) Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?

3) Как исторические события влияют на судьбу человека?

 4) Почему нельзя забывать историю своего народа?

5) Как произведения искусства становятся бессмертными?

 6) Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?

7) К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?

 8) Какие личности остаются в истории?

9) Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?

10) «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?

 Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).

1) Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?

 2) Почему важно быть толерантным?

 3) Всегда ли нужно избегать конфликтов?

4) Может ли человек выжить без общения?

 5) Почему люди не понимают друг друга?

6) Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?

7) Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?

 8) Почему многие люди зависят от мнения окружающих?

 9) Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?

10) Почему общество не принимает некоторых людей?

  Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом). 

1) Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?

2) Почему конфликт отцов и детей неизбежен?

3) Нужно ли читать книги в XXI веке?

4) Можно ли назвать поколение Z потерянным?

5) Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?

6) Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?

7) Важно ли сохранять связь между поколениями?

8) Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?

9) Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?

10) Можно ли говорить о деградации современного поколения?

 Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством).

1) Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

2) Как современные технологии влияют на жизнь общества?

3) Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?

4) К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?

 5) Сложно ли жить в эпоху перемен?

 6) Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?

7) Почему многие люди боятся перемен?

 8) Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?

 9) Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?

 10) Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

  Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

1) Что значит быть совестливым человеком?

2) Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?

 3) Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?

4) Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?

5) Каждый ли человек ищет смысл жизни?

6) Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?

7) Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?

 8) Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?

9) Что влияет на формирование внутреннего мира человека?

10) «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?

В комментариях можете предложить свои темы.

Читать далее: https://4ege.ru/sochinenie/60086-temy-itogovogo-sochinenija.html

29 августа 2020

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года

 1. Забвению не подлежит. Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы. 

2. Я и другие. При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему. 

3. Время перемен. В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями. 

4. Разговор с собой. Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения. Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Читать далее: https://sochinenie11.ru/novosti/616-napravleniya-itogovogo-sochineniya-2020-21.html

Новые направления тем итогового сочинения в выпускных классах в 2020/21 учебном году.

 1. Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).

2. Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).

3. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом).

4.  Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством).

5.  Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Читать далее: https://sochinenie11.ru/novosti/616-napravleniya-itogovogo-sochineniya-2020-21.html

Расписание итогового сочинения 2020/21

Основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году - 2 декабря 2020 года. Дополнительные сроки - 3 февраля и 5 мая 2021 года. 

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачёт»/«незачёт». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложени

Читать далее: https://sochinenie11.ru/novosti/617-raspisanie-itogovogo-sochineniya-2020-21.html

2020 - 2021 учебный год

О сложившейся ситуации, об организации учебного процесса в новом учебном году общеизвестно. Вчера вечером обо всём рассказала на родительском собрании в своём 8 а классе. Вместе с родителями были дети. Кажется, порядок и требования понятны. Будем их выполнять.

Для учителей накануне прошли августовские чтения в институте повышения квалификации. Основная тема -- цифровизвция образования. Наша область включена в эксперимент по апробации цифровой образовательной среды. Суть его в оснащении школ техническими возможностями, обучении педвгогов, наполнении соответствующим контентом образовательной платформы, применение новаций учителями.

О классном руководстве и бесплатном питании. У нас так же, как везде по России. Кстати, на сайте школы выложено 10-дневное меню для 1 - 4 классов.

Об анализах и прививках: ждём их проведения.

Из всего вышесказанного следует: учителей ждёт большая работа. С началом учебного года всех нас!

09 августа 2020

Марина Клейн. "Звёзды и тернии"

 Стожарск – закрытый город. В него сложно попасть и еще сложнее уехать, в школах преподаются необычные предметы, а изучение звезд запрещено законом. Уже много лет здесь появляются странные небесные создания…

Вега была уверена, что защищает мир, пока не открыла страшную тайну: Странники, которых ей велели уничтожать, не несут никакой угрозы. Но тогда почему губернатор и ее таинственный соперник Ильгекарт сражаются с ними? Как с этим связана организация «Корона Астралиса», в которой состояли родители Веги? Что за неведомая болезнь убивает жителей города?

Чтобы разобраться во всем этом, Вега и ее новый друг Ден отправляются в путешествие по звездному миру. Им предстоит разгадать загадку своего рождения, узнать множество тайн Вселенной и попытаться спасти Стожарск, пока не стало слишком поздно.

Мой отзыв. Очень полезное и добротное подростковое фэнтези. Прочитала с большим интересом и получила удовольствие.