20 декабря 2023

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 1. Логико-смысловые отношениям между предложениями

 Всю теорию и практику к заданию № 1 можно найти по ссылке на РУСТЬЮТОРС.

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку посвящено логико-смысловым отношениям между предложениями (фрагментами) текста.

В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями.
Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д.
В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексическиесинтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.

НУЖНО ЗНАТЬ

следующие части речи:  союзы, частицы (их смысловые значения), местоимения (все разряды), средствами связи предложений в тексте могут выступать также числительные и наречия (в КИМах редко), вводные слова и словосочетания, предлоги.

Презентация по теме по запросу в электронной почте.

19 декабря 2023

Откуда пошло выражение «деловая колбаса»? И совсем не про продукт

«Деловой колбасой» обычно с иронией называют человека, вечно занятого или очень важного. Каждому русскоговорящему человеку знаком смысл данного выражения, но иностранец уж точно его не поймет, да и не сможет высказать никаких ассоциаций. Давайте узнаем, почему именно колбаса, а не рыба, сыр или сосиска стала частью этого фразеологизма.
Точное время возникновения этой фразы неизвестно, но лингвисты выделяют несколько версий ее происхождения.
В силу одной из версий, «колбаса» во фразеологизме вовсе не связана с пищевым продуктом. Колбасой в конце XIX века называли особое приспособление, с помощью которого один трамвайный вагон цепляли к другому. Его цилиндрическая форма напоминала колбасу, поэтому так ее и называли. На такой колбасе обычно ездили безбилетники, а также те, кто очень спешил. Поэтому выражение "деловая колбаса" было к таким торопыжкам очень кстати.

Другая версия происхождения "деловой колбасы" связана с немцами. У каждой нации есть свой черный юмор, дразнилки и обидные прозвища. Оказывается, на протяжении многих лет «колбасой» дразнили богатых немецких купцов и торговцев, то есть деловых людей. Почему дразнили колбасой? А потому, что Германия как раз и славилась своими мясными и колбасными изделиями по всему миру.Некоторые исследователи языка придерживают еще одной версии, считая что смысл выражения и его историю необходимо искать в анализе самой формы колбасы. Именно цилиндрическая форма позволяет колбасе быстро и легко катиться по ровной поверхности. Якобы именно эти качества — умение быстро и легко двигаться вперед — приписывают активным и пробивным людям, которых именно так и называют «деловая колбаса». Конечно эта теория выглядит не очень правдоподобной и даже нелепой, но вполне забавной.
А какая из версий кажется вам наиболее реальной?

Ошибки в образовании форм деепричастий

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я:
брать – берут – беря; плакать – плачут – плача.

· Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи:
будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.

· Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса -в:

купить – купив, решить – решив.

· От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).

· В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом -в: они более кратки и более благозвучны.

· От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).

· В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом -в: они более кратки и более благозвучны.

Примеры с подробными правилами можно найти по ссылке

Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.
Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом -а. От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса -а, но нормативным вариантом будет форма с суффиксом -в (положив трубку).
Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (положа руку на сердце, очертя голову). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очертив голову) является ошибкой!
Достаточно регулярно в речи наблюдается и так называемое заполнение «пустых клеток», то есть ошибочное образование деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя, он вздрагивал).

Об употреблении деепричастий. Роберт Саути "Лодорский водопад"

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.
Что в этом стихотворении показалось необычным?
-- Да-да, здесь употреблено 52 деепричастия. И ещё, не правда ли, что стихотворение похоже на водопад?

Как учителю работать на платформе Сферум?

Учитель может:присоединяться в Сферуме к учебному заведению и классам, в которых преподаёт; • создавать беседы класса и управлять ими; • приглашать учеников в классы; • размещать необходимые для учёбы материалы: документы, видео, статьи.
"Сферум : сценарии использования" ссылка на презентацию.
Ссылка на полную инструкцию по платформе Сферум для учителя и ученика.

18 декабря 2023

Что такое Сферум и для чего он нужен?

 «Сферум» - это часть цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения России и Минцифры России в соответствии с постановлением Правительства РФ. Информационно-коммуникационная платформа призвана сделать обучение, в том числе дистанционное, более гибким и технологичным.

«Сферум» — это информационно-коммуникационная образовательная платформа для учителей и учеников. Основная задача платформы — помощь в обучении. «Сферум» не заменяет традиционное образование в классе, а дополняет его и делает более эффективным.

По мнению ведомства, «Сферум» позволит объединить мессенджер, чаты и образовательную платформу, таким образом упростив жизнь учителю. В ведомстве отмечают, что с 1 января 2023 года при реализации основных общеобразовательных программ все школы должны использовать только государственные информационные системы.

Кому принадлежит Сферум?
Платформа «Сферум» была разработана компанией «Цифровое образование», которая является совместным предприятием VK и «Ростелекома» и была образована в 2019 г. Число пользователей «Сферума» превышает 7 млн человек. 20 февраля VK выкупила 75% образовательной платформы «Учи. ру» за 8,7 млрд руб.

Платформа «Сферум» была разработана компанией «Цифровое образование», которая является совместным предприятием VK и «Ростелекома» и была образована в 2019 г. Число пользователей «Сферума» превышает 7 млн человек. 20 февраля VK выкупила 75% образовательной платформы «Учи. ру» за 8,7 млрд руб

27 октября 2023

7 «сказочных» слов, в которых мы постоянно делаем ошибки

Источник

Не все современные родители читают детям русские народные сказки, но это вовсе не значит, что дети сказок не знают: в садах и школах про Иванушку-дурачка, Бабу-ягу и Змея Горыныча забывать не собираются. Мы тоже вспомним их добрым (и грамотным) словом.
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/gramotnost/gramotny-otvet/4096523-7-skazochnykh-slov-v-kotorykh-my-postoyanno-delayem-oshibki

26 октября 2023

10 культовых мультфильмов и фильмов с музыкой Геннадия Гладкова — в память о композиторе

Источник 

16 октября ушел из жизни композитор Геннадий Гладков — автор музыки к культовым мультфильмам и фильмам советской эпохи. В память о композиторе составили подборку самых известных картин, песни из которых не забываются даже спустя много лет.

1. «Бременские музыканты», 1969

Помните мотив песни «Ничего на свете лучше нету»? А выступление разбойников, про которых говорят, что они бяки-буки? Слова культовых песен из «Бременских музыкантов» написал Юрий Энтин, а вот музыку к ним, которую мы помним с самого детства, Геннадий Гладков. Он же был композитором в сиквелах «По следам бременских музыкантов» и «Новые бременские».
Читать полностью
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/zhizn/razvlecheniya/827513-10-kultovykh-multfilmov-i-filmov-s-muzykoy-gennadiya-gladkova--v-pamyat-o-velikom-kompozitore

25 октября 2023

Полный гайд по ЕГЭ-2024: изменения, минимальные баллы и советы, как готовиться уже сейчас

Источник

До ЕГЭ, внезапно, чуть больше полугода. Времени не так много, а еще и задания поменяли: как быть? Вместе с издательством «Экзамен» разбираемся в самых важных изменениях этого года и рассказываем, как начать подготовку уже сейчас — потом может быть слишком поздно.

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/yege/5731298-polny-gayd-po-yege-2024-izmeneniya-minimalnyye-bally-i-sovety-kak-gotovitsya-uzhe-seychas

Гайд — это инструкция, руководство, которое помогает человеку разобраться в предмете. Обычно гайды посвящены профессиональным или техническим вопросам.

24 октября 2023

«Бременских музыкантов» придумал Андерсен? Тест: кто написал самые известные сказки

Сюжеты любимых сказок мы все знаем и помним с детства. И имена их авторов тоже: братья Гримм, Ханс Кристиан Андерсен, Шарль Перро. Теперь главное — вспомнить, кто из них какую сказку написал. Попробуете?
Пройти тест

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/testy/prover/9618427-bremenskikh-muzykantov-pridumal-andersen-test-kto-napisal-samyye-izvestnyye-skazki

23 октября 2023

Учителя уходят из школ коллективами: почему такое случается и что можно сделать

 Источник

Зарплаты, бумажная волокита, а еще — разногласия с администрацией школы. Вот почему учителя часто предпочитают уволиться вместо того, чтобы продолжать работать в школе. «Мел» поговорил с педагогами и директорами обычных школ о том, как проблему можно было бы решить.
Конфликт с администрацией — причина для увольнения
В конце этого лета, накануне нового учебного года, громкая история случилась в Екатеринбурге: из МАОУ СОШ № 22 одновременно уволилось больше десятка учителей. Точные цифры назвать сложно: в разговоре с «Мелом» педагоги, ушедшие из учреждения, говорили о 12–17 учителях. При этом портал Екатеринбург.рф, ссылаясь на слова директора школы, приводит такие цифры: «За летний период из учебного процесса вышли 12 педагогов: один по уходу за ребенком, 5 по причине достижения пенсионного возраста, и 6 специалистов ушли по собственному желанию».
Читать полностью
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/zhizn/povestka/9205178-pochemu-uchitelya-ukhodyat-iz-shkol-kollektivami-v-etom-godu-v-takoye-sluchilos-srazu-v-neskolkikh-g

22 октября 2023

Почему не отступают ни на йоту? История происхождения выражения и его значение

 Источник

    Фраза "ни на йоту" используется для подчеркивания абсолютной точности, полноты или недопустимости каких-либо изменений. Давайте узнаем его историю и почему оно появилось в русском языке?
    Оказывается, выражение "ни на йоту" появилось в речи благодаря Священному Писанию, а точнее, словам Иисуса Христа в Евангелии от Матфея. В своей проповеди он сказал: "Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, ни одна черта не прейдет из закона, доколе всё не исполнится"
                    Однако, чтобы понять смысл этого выражения, важно разобраться в его историческом контексте. "Йота" - это древнегреческая буква, одна из самых маленьких в греческом алфавите. Изображалась она в виде крошечной черточки, и сплошь и рядом ленивые переписчики просто выкидывали ее из текста, так как и без йот всегда можно было понять, о чем идет речь. То есть в переносном смысле "йота" означает что-то крайне маленькое, мельчайшее.
    Таким образом, в контексте высказывания Иисуса, "ни на йоту" подчеркивает абсолютную неприкосновенность и недопустимость изменения даже самых мельчайших аспектов закона.
    С течением времени, "ни на йоту" стало неотъемлемой частью русской лексики. Оно применяется в различных контекстах, где требуется подчеркнуть неприкосновенность, недопустимость компромиссов или выражается абсолютная точность в деле.

21 октября 2023

Когда появились левый и правый ботинок?

 Источник

Взглянув на свою обувь, мы, вероятно, редко задумываемся о том, что ноги у нас асимметричны и каждая нога имеет свои особенности. Но когда же появилась идея создать обувь, подходящую исключительно для левой и правой ноги?
Вы удивитесь, но такую очевидно нормальную для нас вещь, как левый и правый ботинок, стали массово производить лишь с середины XIX века. До этого времени обе полупары преимущественно изготавливались по одному и тому же чертежу. До конца XVIII века все пары обуви были симметричными! То есть, ботинок можно было носить как на правой, так и на левой ноге.
Первыми разную обувь для правой и левой ноги пошили греки. Существует легенда, согласно которой такую обувь изготавливали для греческих куртизанок, чтобы каждая подошва оставляла свой след в надписи "Следуй за мной". Однако в производстве обуви это ещё не стало прорывом. До середины XIX века правую и левую туфлю так и делали по одному лекалу. Чтобы обувь стала более комфортной, её приходилось просто "разнашивать" на определенную ногу.
Однако с развитием промышленности и технологий, появились новые возможности в производстве обуви. В XIX веке произошла промышленная революция. Сначала изобрели швейную машинку, а затем стали шить на ней обувь - ведь это было гораздо удобнее! Затем разработали метод, благодаря которому производство обуви было поставлено на поток и за день можно было запросто изготавливать по нескольку сотен пар обуви.
В связи с этим, мастера начали экспериментировать с дизайном и формой обуви. Это привело к важному изменению - появлению левых и правых ботинок в массовом производстве. Именно тогда и стали делать левую и правую обувь по разным лекалам.
Создание асимметричных ботинок позволяло лучше учитывать анатомические особенности стопы. Теперь обувь могла точно повторять контуры ноги, обеспечивая комфорт и поддержку. Этот шаг несомненно стал революцией в индустрии обуви.
Таким образом, разделение на левый и правый ботинок стало общепринятым только в середине XIX века. С тех пор асимметричные ботинки, туфли и кроссовки стали неотъемлемой частью нашего повседневного гардероба.

20 октября 2023

План анализа эпизода художественного текста

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

1. Определить границы эпизода, дать ему название.
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
· кто они?
· каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
4. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
· автора;
· персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
6. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
· их отношение к событию;
· к вопросу (проблеме);
· друг к другу;
· кратко проанализировать речь участников диалога;
· сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
· выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
· определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
8. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
9. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
10. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
11. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
12. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
13. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.). Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.