02 февраля 2024

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 12. Лексический анализ


 По ссылке доступны теория, практика и презентация к заданию 12 ОГЭ по русскому языку "Лексический анализ https://teletype.in/@vsablina/9kVsUGREZyJ

Теория для задания 12 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ. Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 11. Анализ средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.)

По ссылке теория и практика к 11 заданию "Анализ средств выразительности"  https://teletype.in/@vsablina/dzsWs17XX4W

В алгоритме выполнения задания прописано, как не спутать метафору, сравнение и сравнительный оборот, как  найти фразеологизм, отличить эпитет от обычного прилагательного, на какие внешние признаки смотреть, чтобы найти сравнение и сравнительный оборот. Приведены примеры всех средств выразительности.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 10. Анализ содержания текста

По ссылке https://teletype.in/@vsablina/OEXtQ36nqtW  теория и практика к заданию 10 "Анаализ содержания текста"

Задание 10 ОГЭ по русскому языку относится к типу послетекстовых заданий, которые предназначены для проверки глубины и точности понимания прочитанного, умения анализировать полученную информацию

Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ, как правило, художественные. Анализ художественного текста представляет собой особую сложность. Необходимо учитывать приемы и средства, которые может использовать автор. Следовательно, необходимо обратить внимание на средства выразительности речи.

В материале даны характеристики разных видов чтения: просмотрового, ознакомительного, сканирования, поискового, изучающего и быстрого.

01 февраля 2024

1 февраля -- 140 лет со дня рождения Евгения Ивановича Замятина

Евгений Иванович Замятин — прозаик, драматург, литературный критик, публицист, переводчик, редактор, киносценарист, литературно-общественный деятель; инженер-судостроитель, участвовавший в создании первых русских ледоколов, преподаватель Политехнического института.
Писатель Евгений Замятин прожил интересную творческую жизнь, полную великих достижений и неприятных провалов. Евгений Замятин был опытным морским инженером. Он много путешествовал, постоянно ездил по России в соответствии со служебным планом. В 1915 году была написана повесть «Север». Наиболее популярной книгой Замятина остается роман «Мы», относимый к «классическим» антиутопиям, и на основе этого формата и идей, в него заложенных, впоследствии появились другие антиутопии, такие как «О дивный новый мир» и «1984». В нем сосредоточены все взгляды Замятина на государство, на технический прогресс, боязнь обесценения личности и уничтожения индивидуальности и человечности.

— Замятин не был белым, почему же он пошел на разрыв с советской властью?

— Все из-за романа «Мы», который Замятин закончил в 1920 году и обратился, немножко с наивными надеждами, в советские издательства. Он верил в свое творчество, в то, что молодую советскую литературу поднимет на новую высоту этой книгой, когда обратился с рукописью к Горькому, Чуковскому и Пришвину. Но все трое были в ужасе. Каждому произведение показалось необыкновенно опасным, антисоветским.

— Давайте вернемся к роману «Мы». Что там не так с будущим, которое ждет человечество?

— События там происходят в неопределенном далеком будущем, где женщины и мужчины носят одинаковую униформу, где за всеми осуществляется контроль, где с противоположным полом можно общаться только по талонам и за специальными розовыми шторами. Где родить ребенка может не каждая женщина, а только соответствующая «Материнской норме»...

Читать полностью статью "Замятин и его «бомба»: как написанный в 1920-м роман-антиутопия разрушил СССР"

Стилистический анализ текста. Задание 3 ЕГЭ по русскому языку

 По ссылке теория и практика к заданию 3 ЕГЭ по русскому языку https://teletype.in/@vsablina/BVCZJtiDvAM  размещены теория и практика к заданию 3.

Задание 3 ЕГЭ по русскому языку посвящено стилистическому анализу текстов различных функциональных разновидностей языка.Чтобы выполнить задание 3, необходимо — уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
— определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;— анализировать структуру и языковые особенности текста;
— опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
— адекватно понимать информацию текста: цель, основную и дополнительную темы, явную и скрытую информацию;
— проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка..

Лексическое значение слова. Задание 2 ЕГЭ по русскому языку

По ссылке презентация ко второму заданию ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" https://teletype.in/@vsablina/knCDx5Y-hXb
На странице имеется теория, практика и презентация к заданию.

Лексическое значение слова — это закрепленная в сознании говорящих соотнесенность слова, или звукового комплекса, с определенным явлением действительности, то есть то, что собственно обозначает слово.

Лексическое значение отражает представление о предмете, признаке, действии или явлении. Слово может иметь одно или несколько значений. Значения могут быть прямыми и переносными. Слова могут быть однозначными и многозначными.

Во втором задании нет никакой статистики о трудностях, потому что это новое задание в 2023 году. Раньше надо было найти только один правильный ответ, сейчас от двух до четырёх ответов. Угадать правильный ответ не получится. Поэтому нужно уметь анализировать значение каждого слова.

Логико-семантические связи между предложениями. Задание 1 ЕГЭ по русскому языку

По ссылке теория и практика, а также презентация на тему  задания ЕГЭ по русскому языку "Логико-семантические отношения между предложениями"    https://teletype.in/@vsablina/hWFOAVfAgfz

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку посвящено логико-смысловым отношениям между предложениями (фрагментами) текста.

В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями.
Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д.В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексические, синтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.

НУЖНО ЗНАТЬ

следующие части речи: союзы, частицы (их смысловые значения), местоимения (все разряды), средствами связи предложений в тексте могут выступать также числительные и наречия (в КИМах редко), вводные слова и словосочетания, предлоги.

Подробно см.материалы по ссылке выше

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 9. Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание)

 По ссылке материалы для подготовки к заданию 9 "Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание) https://teletype.in/@vsablina/WzRwvhsFGWZ

Представлены формулировка задания 9, алгоритм его выполнения, теория и практика выполнения задания.

Трактир, двор и меблирашка: гостиницы из прошлого

В Российской империи люди путешествовали гораздо реже, чем сейчас. Поездки занимали много времени, требовали изрядных трат, а паспорта были далеко не у всех. Однако жилье для туристов существовало всегда. «Культура.РФ» рассказывает, где можно было остановиться до революции​ и чем отличались постоялые дворы, гостиницы​ и меблирашки.

Постоялый двор
Рудольф Ференц. На постоялом дворе. Около 1880 г.

На Руси​ гостиниц в европейском понимании не существовало. C XI–XIII веков путешественники селились в специальных частных домах. Их называли по-разному: постоялые, стоялые, заезжие, выезжие дворы. Не существовало закрепленного списка услуг, которые они бы предоставляли, — каждый хозяин по-своему обеспечивал комфорт постояльцам. От более поздних постоялых дворов допетровские отличались тем, что в них могли не кормить гостей, не всегда держали двор для повозок. Неизменной была одна услуга — комната с кроватью. Удобства, ванная и туалет были не везде.

31 января 2024

30 января исполнилось 100 лет киностудии "Мосфильм"

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Морфологические нормы

По ссылке теория, практика и презентация к заданию 8 https://teletype.in/@vsablina/Ry-ZYWZFsR3

Задание 8 ОГЭ по русскому языку нацелено на проверку владения морфологическими нормами. Необходимо знать правила образования и употребления форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.


В материалах представлены нормативные формы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, местоимений и др. В презентации 85 кадров, и она даёт наглядное представление обо всех морфологических нормах русского языка.

Итоговое сочинение. Рабочая тетрадь по подготовке к итоговому сочинению

 по ссылке материалы по подготовке к итоговому сочинению  https://teletype.in/@vsablina/2C6qjA5C3xC

Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к итоговому сочинению «Этапы работы над итоговым сочинением 2022-2023 - 2024 г.г.». Пособие содержит систематизированный теоретический материал (что включает в себя алгоритм работы над сочинением, образец комплекта тем, название раздела и подраздела, критерии оценивания, какие произведения литературы подойдут для аргументов, практические советы в написании итогового сочинения). Рабочая тетрадь будет полезна учащимся 11 класса общеобразовательных учреждений и поможет успешно подготовиться к итоговому сочинению.

30 января 2024

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 7. Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)


  Теория и практика а заданию 7 ОГЭ по русскому языку  "Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/_PONbAnGa-_

Задание 7 ОГЭ по русскому языку нацелено на применение правил написания слов с различными орфограммами.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания выделенного слова)

Все типы написаний в русской орфографии разделяются на два класса: морфемное написание и традиционное написание. Т.е. написание слова зависит от фонетических, морфологических, морфемных характеристик. В некоторых случаях может играть роль способ словообразования. Потому Орфография не существует сама по себе, она тесно связана с остальными разделами русского языка. Правила орфографии всегда содержат указание на частеречную принадлежность слова и/или часть слова (морфему), фонетический состав и другие характеристики.
Теория и практика к заданию 6 ОГЭ по русскому языку "Орфографический анализ" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/uTQU-UaLS00

Сложность задания на орфографический анализ заключается в том, что необходимо не только уметь на практике применять орфографические правила, но и владеть навыками других видов анализа слова.
Орфограммой называется одно из нескольких (двух или более) графически возможных написаний букв, сочетаний букв, морфем, слов и сочетаний слов, избранное в качестве нормативного, а также контакт, пробел, дефис.

Правила рассматриваются нами в теории к ЗАДАНИЮ 7. Здесь же мы рассмотрим некоторые аспекты Фонетики, Морфологии, Морфемики и Словообразования, которые следует учитывать, проводя орфографический анализ.

"Я был рождён... для деревенской тишины"

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины;
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
Досугам посвятясь невинным,
Брожу над озером пустынным,
И far nientе1 мой закон.
Я каждым утром пробужден
Для сладкой неги и свободы:
Читаю мало, долго сплю,
Летучей славы не ловлю.
Не так ли я в былые годы
Провел в бездействии, в тени
Мои счастливейшие дни?
Роман "Евгений Онегин"
К.Е. Гашко. "Посещение Захарово. Встреча Пушкина с захаровскими крестьянами".2011
В.П. Иванов. Пушкин в Болдино

29 января 2024

Трудности ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Теория и практика

Так как задание 8  ЕГЭ по русскому языку вызывает трудности при выполнении, мы ещё раз публикуем справочные материалы к нему. По ссылке разбор задания 8 ЕГЭ https://teletype.in/@vsablina/ZABi2R8zTkf

 С чего начать выполнение 8 задания?

Посмотреть, есть ли в задании ошибка "Нарушение  построения предложения с несогласованным приложением". Это всегда будет название в кавычках, Есть при приложении родовое слово -- значит название должно быть в форме им.п.  Нет родового слова -- приложение употребляется в падеже в соответствии с нормами управления.

Нарушения построения предложения с причастными и деепричастными оборотами тоже "угадываются" достаточно легко. Остальные грамматические ошибки нужно выучить, Чтобы суметь "узнать их в лицо".