Источник
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была тяжелейшим испытанием для всех; советская литература выдержала испытание с честью. Древние говорили: когда грохочут пушки, молчат музы, но во время Отечественной войны музы словно очнулись от оков и запретов и запели в полный голос. Музыка, песня, поэзия, публицистика сумели "ословить" (облечь в слова) душу народа. Никогда еще литература не была так близка народу, каждому человеку, и героем литературы стал просто человек. Есть различие между "простым человеком" и просто человеком. Понятие "простой человек" рождено сталинской эпохой и теорией человека-"винтика" государственной машины, человека-исполнителя. Простых людей нет. Внутренний мир человека бесконечно сложен, это микрокосм, вселенная, которую не уставали исследовать великие писатели прошлого, психологи и гуманисты: Шекспир, Гете, Бальзак, Толстой, Достоевский. (Простота человека напоминает простоту белого цвета, возникающего как сочетание всех цветов радуги).
Литература Великой Отечественной войны заговорила от имени просто человека, независимо от его социального положения: перед лицом смерти все равны.
С первых дней войны писатели ушли на фронт, в отряды ополчения, в боевые части, во фронтовую печать; многие из них погибли (А. Гайдар, Ю. Крымов, П. Коган, М. Майоров). Писатели разделили судьбу народа и потому сумели стать его голосом, выразить его душу.
Поразительно, но в эти жестокие годы самой популярной была лирика. В бесчисленных солдатских письмах-треугольниках бесконечно пересылалось с фронта в тыл переписанное карандашом стихотворение К. Симонова "Жди меня". Это стихотворение знала вся страна, оно звучало, как заклинание. Другие стихи К. Симонова "Ты помнишь, Алеша…", "Майор привез мальчишку на лафете…", "Письмо женщине" тоже были известны всем.
Некоторые стихотворения А. Суркова и М. Исаковского стали народными песнями («Землянка», «Катюша», «Осенний вальс»). Народ любил их печальный лиризм.