🔍 смотри также:
Основные течения русской прозы второй половины 20 века
Творчество Трифонова: герои и их характеристика
Творчество Трифонова: герои и их характеристика
В советской литературе такие книги появились с конца 50-х годов: вначале это была так называемая «исповедальная повесть» в журнале «Юность». Впервые героем становится молодой образованный горожанин, вчерашний школьник, студент, — начитанный, критически мыслящий, внутренне свободный молодой человек.
Наряду с этим направлением тогда же возникают и другие. О людях науки начал рассказывать Даниил Гранин в повести «Искатели» (1954 г.). В 60-е годы он написал роман «Иду на грозу», а в 1987 г. после ряда повестей опубликовал интересный и важный документальный роман-исследование «Зубр» о замечательном биологе, генетике, основоположнике космической медицины Тимофееве-Ресовском.
Д. Гранин — талантливый писатель, в его книгах интересны не только борьба идей, но и этические проблемы. Гранин показывает, как непросто сохранить честность, милосердие, благородство в драматических коллизиях нашего времени, в преодолении зависти, низости, интриг, которых немало в мире науки.
Самоотверженность, честность, доброту — лучшие человеческие качества видит в своих героях, людях науки, писательница И. Грекова (псевдоним доктора физико-математических наук Елены Карловны Венцель). Сборники рассказов «За проходной», «Под фонарем», повесть «На испытаниях», рассказ «Без улыбок», роман «Кафедра» отличаются психологизмом, честной прямотой, открывают читателю прежде неизвестную сферу жизни.
Рассказом о драматическом конфликте в одной лаборатории начал свой путь талантливый писатель Владимир Маканин («Прямая линия», 1963). В 70-е годы писатель открыл нам новый социальный мир — «лимитчиков», бараков: «101 километра». Это особое социальное явление того времени: люди, приехавшие из деревень в город «по лимиту» (т.е. определенное число людей для тяжелых работ), они уже не крестьяне, но еще не горожане, живут они в общежитиях и бараках, деревенские нормы взаимоотношений, обычаи, порядок жизни разрушен, городские правила поведения им чужды: жить им трудно, а еще труднее жить рядом с ними. Быт, нравы, невыносимые ситуации жизни описывает В. Маканин в своих повестях и рассказах («Алое и зеленое», «Там, где сходится небо с холмами», «Утрата» и др.). Не только В. Маканин, но и Л. Петрушевская, Л. Разумовская и др. авторы рассказывают о современном «люмпенпролетариате», грубая и тяжелая жизнь рождает грубые и тяжелые характеры и взаимоотношения. Это «неприятные авторы»: ничего утешительного в их книгах нет.
Совсем иной слой горожан интересует ленинградского писателя Андрея Битова. Его герои — положительные петербургские интеллигенты, люди тонкие, вдумчивые, нервные, иногда чрезмерно нервные (сб. рассказ «Большой шар», «Аптекарский остров», «Дачная местность»). А. Битов написал несколько книг путешествий, множество повестей, но особенно интересен роман «Пушкинский дом», прославивший писателя во всем мире.
Позиция честного интеллигента 70-х годов выразилась в творчестве замечательного современного писателя Юрия Трифонова (1925—1981), которого можно считать классиком «городской» прозы.
Источник: Р. Глинтерщик. Русская литература. Уч. пособие для XII класса. - КАУНАС "ШВИЕСА", 1991
Комментариев нет:
Отправить комментарий