Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
03 октября 2024
В то время я голодал, как, может быть, никогда... Мне приходилось питаться на 3-2 копейки
Женщины Сергея Есенина: истории любви и расставаний
02 октября 2024
Архитектура XX века: от модерна до формализма
Какие архитектурные стили господствовали в начале XX столетия, а какие — в конце? Кто стал идеологом конструктивизма, а кто начал «борьбу с излишествами» в СССР? Как политические и философские концепции меняли облик городов? Рассказываем о модерне, конструктивизме, рационализме, брутализме и других художественных стилях XX века.
01 октября 2024
«Я побежу» или «победю»: как говорить правильно
Каждый из нас хотя бы раз в жизни задавал себе этот вопрос. Если я собираюсь победить — я «побежу» или «победю»? И большинство знает ответ — ни то и ни другое. Но почему? Что не так с этим обычным на вид глаголом? Разбираемся.
- у прилагательного «рад» нет полной формы
- у существительного «молоко» нет множественного числа
- у наречия «утром» нет степеней сравнения
30 сентября 2024
29 сентября 2024
"Дон Кихот": безумство добрых
- «Галатея», 1585.
- «Разрушение Нумансии (трагедия) ~1582»
- «Алжирские нравы»
- «Морское сражение» (не сохранилась)
- «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», 1605, 1615.
- «Назидательные новеллы», сборник, 1613.
- «Путешествие на Парнас», 1614.
28 сентября 2024
"Кармен" Проспера Мериме и Жоржа Бизе
Мериме Проспер (1803/1870) — французский писатель, драматург. Для своих произведений Мериме нередко избирал необычные истории, события из жизни незаурядных личностей, что и наложило существенный отпечаток на жанры, в которых работал автор, а также на его стиль. Творчество Мериме отличает волевой порыв, страсть, романтический пафос в сочетании с реалистическими принципами, порой доходящими до мрачного восприятия событий («Хроника царствования Карла IX», «Матео Фальконе», «Кармен» и др.).
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 172.
«Хроника времен Карла IX» (1829 г.) Мериме рисует борьбу католиков и протестантов и события Варфоломеевской ночи. Скептик и атеист, он иронически относится к обеим борющимся партиям и развенчивает фанатическую нетерпимость.
Обращаясь в своих новеллах к темам и образам, введенным в литературу романтиками, Мериме трактует их вполне реально. Как и романтики, он ищет сильные и яркие характеры в странах, сравнительно мало затронутых буржуазным развитием, и часто рисует людей примитивных, цельных, способных сильно чувствовать. Таковы героини новелл «Кармен» и «Коломба», корсиканский крестьянин Матео Фальконе (в новелле того же названия) и др.
Иногда Мериме обращается и к миру фантастических образов («Венера Ильская»), но, изображая романтических героев и романтические ситуации в трезвых спокойных тонах, сопровождая их ироническими комментариями и реалистической системой мотивировок, переводит действие в иную, не романтическую плоскость.
Классик французской литературы, мастер новеллы Проспер Мериме (1803-1870) в обывательском сознании прочно связан с "арией Хозе из оперы Бизе". Между тем сам автор прославленной "Кармен" великой оперы не слыхал - она была написана спустя пять лет после его кончины. И словно закольцевала собой удивительно многогранную и плодотворную биографию одного из самых образованных и разносторонних людей своего времени - писателя, переводчика, историка, этнографа, юриста, путешественника и полиглота. Не только огромным литературным талантом, но и эрудицией ученого объясняется этнографическая и психологическая точность его корсиканских или испанских новелл, верность в описаниях французских военных баталий или русского Смутного времени. Экзотические герои и обстоятельства в произведениях Мериме обретают статус подлинности, художественной правды. "Острота позиции Мериме заключается в его подчеркнутом беспристрастии, в том, с какой объективностью он описывает самые субъективные точки зрения" (Юрий Лотман).
Иллюстрации к опере "Кармен"
Случайная цитата по литературе
В прозе мы остаемся на твердой земле, а в поэзии должны подниматься на неизмеримые высоты О. де БАЛЬЗАК
27 сентября 2024
Легенда: особенности жанра, примеры
Легенда (от лат. legenda – то, что следует прочитать) - это рассказ-воспоминание о чем-либо чудесном или удивительном. В средние века так называли извлечения из житий, которые надлежало читать в определенные дни.
Это был любимый и едва ли не самый характерный жанр средневековья - популярность его падает лишь с наступлением критического отношения к вероучительной литературе. Легенды собираются в объемистые сборники и своды, предназначенные сначала только для церковных служб, а затем, начиная с XIII в., и для светских читателей.
Особенно была популярна знаменитая "Золотая легенда" (XIII в.), составленная генуэзским архиепископом Иаковом Ворагинским. В нее входило более 180 житий, разделенных на четыре раздела, что должно соответствовать, по мысли составителя, четырем периодам жизни человечества: периодам его «совращения» с пути, «обновления», "смирения" и «возвращения». Необыкновенная популярность «Золотой легенды» (90 изданий за 50 лет!) объясняется прежде всего ее созвучностью своему времени: в ней соединились высокая духовность, дидактика и фантазия, цитаты из священных текстов и апокрифы, переплелись церковные традиции и светские, книжные и устные.
Постепенно легенда сближается, а нередко и отождествляется, с преданием, сказанием и другими полуфантастическими фольклорными жанрами. Если прежде основным ее содержанием было чудо, то теперь чудесное воспринимается все более как поэтическая интерпретация какого-нибудь действительного события или происшествия. В тех случаях, когда жанры предания и легенды разграничиваются, важными оказываются ведущая тональность повествования и его, так сказать, смысловой акцепт. В предании запечатлено воспоминание о необычном, пусть даже чудесном, но все же достоверном событии, тогда как в легенде главное и безусловное - чудо.
26 сентября 2024
Почему иллюминаторы в самолётах и на кораблях всегда имеют округлую форму?
25 сентября 2024
Уильям Фолкнер - американский писатель и Нобелевский лауреат
Финалисты «Большой книги-2024»: Василий Аксёнов «Флегонт, Февруса и другие»
24 сентября 2024
«Великий Гэтсби»: ни деньги, ни власть не могут сделать человека по-настоящему счастливым.
23 сентября 2024
Почему древнеримский бетон тысячелетней давности прочнее современного?
22 сентября 2024
Тест: говорите ли вы на языке «Онегина»?
Считается, что Александр Пушкин придумал современный русский литературный язык и что мы до сих пор говорим так же, как и в начале XIX века. Некоторые ученые с этим утверждением не согласны хотя бы потому, что многие слова, сохранившиеся в речи с пушкинской поры, давно изменили свое значение. В новом тесте предлагаем проверить, говорите ли вы на языке «Евгения Онегина» : попробуйте угадать, какие привычные слова из романа мы все еще понимаем верно, а какие — обманывают нас.
- Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
Какие истории помнил Онегин?- Смешные
- Непристойные
- Интересные
"...в его сценах много наблюдений над русской душой"
«в его сценах много чрезвычайно тонких и глубоких наблюдений над русской душой и русским народом»