Рекомендательный портал «Имхонет» назвал главные для россиян слова 2010 года. Об этом сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Ленты.ру».
В номинации «Слово года», по версии экспертов, победило слово «огнеборцы», за ним следуют «жара» и «сити-менеджер».
Народным голосованием в качестве «Слова года» было утверждено слово «жара», а ближайшими преследователями оказались «аватар» и «смог».
В номинации «Выражение года» мнения аудитории «Имхонета» и экспертов сошлись — первое место было отдано словосочетанию «Аномальная жара». Читатели также отметили выражения «энергосберегающие лампочки» и «без фанатизма», а эксперты — «двое из ларца» и «исландский пепел».
В номинациях «Словотворчество» и «Словосеть», которые посвящены новым для русского языка словам, отмечены такие перлы как «лыбик» (эквивалент англицизма «смайлик»), «тандемагогия», «ай-поц» (адепт продукции Apple), «лекси-кола» (язык массовой культуры), «блогоблудие» и «аськоголизм».
Рекомендательный портал «Имхонет» функционирует с 2006 года. Конкурс «Слово года» проводится на сайте во второй раз.
Источник: http://lenta.ru/news/2010/12/16/imho/
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
25 декабря 2010
Ответ на задачу про цыгана
Попыхивая цигаркой, цыган цедил пойло в цинковое корыто. "Цыц, курицын сын! -- цыкнул он на подбежавшего цыплёнка, -- ещё получишь порцию."
Сколько в этом тексте стёрто букв ы?
(А) ни одной; (Б) четыре; (В) пять; (Г) шесть; (Д) восемь
Ответ : (В).
В данном тексте обыгрываются правила написания ы и и после ц. В корне после ц следует писать и (цигарка, цинковое). Исключение из этого правила составляют четыре корня, три из которых представлены в задаче : 1) цыган; 2) цыплёнок; 3) цыкнуть, цыц; 4) на цыпочках. В словах женского рода на -ция всегда пишется и, будь то корень или суффикс, например; станция, рация, лекция, инструкция. В задаче таким является слово порция. В суффиксе притяжательных прилагательных пишется ы. В слове цедил пишется не и, а е, что проверяется ударением: процЕдит, процЕженный.
Сколько в этом тексте стёрто букв ы?
(А) ни одной; (Б) четыре; (В) пять; (Г) шесть; (Д) восемь
Ответ : (В).
В данном тексте обыгрываются правила написания ы и и после ц. В корне после ц следует писать и (цигарка, цинковое). Исключение из этого правила составляют четыре корня, три из которых представлены в задаче : 1) цыган; 2) цыплёнок; 3) цыкнуть, цыц; 4) на цыпочках. В словах женского рода на -ция всегда пишется и, будь то корень или суффикс, например; станция, рация, лекция, инструкция. В задаче таким является слово порция. В суффиксе притяжательных прилагательных пишется ы. В слове цедил пишется не и, а е, что проверяется ударением: процЕдит, процЕженный.
Словообразование синхронное и диахроническое
Изучение языка можно проводить двумя способами: синхронным (от греч. syn – «совместно» и chronos – «время») и историческим, или диахроническим (от греч. dia – «через» и chronos – «время»).
В первом случае изучается устройство языка, механизм его действия в тот или иной момент времени. Вопрос о том, почему именно так сложился язык, какие изменения в нем происходили, не ставится. Анализируется вопрос как?, а не почему?
При диахроническом подходе изучаются изменения, происходящие в языке на протяжении того или иного периода времени, исследуется, что, каким образом и почему менялось в языке.
Приведем пример, чтобы пояснить различие между синхронным и диахроническим исследованиями. Возьмем две пары слов:
дояр и доярка;
зонт и зонтик.
Проведем синхронный анализ. Для этого подберем другие пары слов, выражающие такие же отношения: артист : артистка = дояр : доярка. Вывод: слово дояр – базовое, слово доярка – производное, оно обозначает женщину, которая доит коров. Мяч : мячик = зонт : зонтик. Вывод: слово зонт – базовое, слово зонтик – производное, оно обозначает маленький зонт.
Проведем диахронический анализ. С точки зрения истории словообразования отношения между этими парами слов другие.
Слово дояр более позднее по времени возникновения. Оно возникло на основе слова доярка (вычитанием суффикса -к-) в то время, когда доение коров перестало быть чисто женской профессией, когда в этом деле стали применять специальные доильные аппараты.
Слово зонтик возникло раньше, чем зонт. Зонтик – измененное заимствованное слово. Оно произведено от голландского слова Sonndeck. Конечный элемент этого слова был похож по звучанию на русский суффикс -ик и стал восприниматься как суффикс со значением уменьшительности, ср.: столик, домик. Слово зонт как неуменьшительное произведено от зонтик усечением суффикса -ик. Такой способ называют обратным словообразованием.
(Е.А. Земская).
В первом случае изучается устройство языка, механизм его действия в тот или иной момент времени. Вопрос о том, почему именно так сложился язык, какие изменения в нем происходили, не ставится. Анализируется вопрос как?, а не почему?
При диахроническом подходе изучаются изменения, происходящие в языке на протяжении того или иного периода времени, исследуется, что, каким образом и почему менялось в языке.
Приведем пример, чтобы пояснить различие между синхронным и диахроническим исследованиями. Возьмем две пары слов:
дояр и доярка;
зонт и зонтик.
Проведем синхронный анализ. Для этого подберем другие пары слов, выражающие такие же отношения: артист : артистка = дояр : доярка. Вывод: слово дояр – базовое, слово доярка – производное, оно обозначает женщину, которая доит коров. Мяч : мячик = зонт : зонтик. Вывод: слово зонт – базовое, слово зонтик – производное, оно обозначает маленький зонт.
Проведем диахронический анализ. С точки зрения истории словообразования отношения между этими парами слов другие.
Слово дояр более позднее по времени возникновения. Оно возникло на основе слова доярка (вычитанием суффикса -к-) в то время, когда доение коров перестало быть чисто женской профессией, когда в этом деле стали применять специальные доильные аппараты.
Слово зонтик возникло раньше, чем зонт. Зонтик – измененное заимствованное слово. Оно произведено от голландского слова Sonndeck. Конечный элемент этого слова был похож по звучанию на русский суффикс -ик и стал восприниматься как суффикс со значением уменьшительности, ср.: столик, домик. Слово зонт как неуменьшительное произведено от зонтик усечением суффикса -ик. Такой способ называют обратным словообразованием.
(Е.А. Земская).
Как передать оценочно-смысловые оттенки слов?
Даны три слова: проходчик, прохожий, проходимец. Только иностранец, плохо знающий русский язык, может не почувствовать их смыслового и оценочного различий и назвать прохожего проходимцем, что сразу же вызовет не предусмотренное говорящим комическое впечатление.
Присоединение просторечного суффикса к книжному слову и, наоборот, книжного суффикса к разговорному, как всякое несоответствие, также создает комический эффект. Например, дамье (от дама) по аналогии с бабье или наплевизм (от просторечного наплевать) с книжным суффиксом -изм.
Оценочный характер вновь образующегося слова во многом зависит также и от значения самой основы. Ср.: каменщик, настройщик и халтурщик, алиментщик.
Особое место среди суффиксов русского языка занимают группы уменьшительно-ласкательных, уничижительных, увеличительных, позволяющие дать представление как о размере предмета, так и о его оценке. Домик, домок, домина, домище – дома разных размеров, а домишко не просто маленький дом, но и плохонький, жалкий на вид.
Таким образом, целям передачи тонких оценочно-смысловых оттенков служат не только слова, но и значимые их части, как мы показали это на примерах некоторых суффиксов.
(В.Николаева).
Присоединение просторечного суффикса к книжному слову и, наоборот, книжного суффикса к разговорному, как всякое несоответствие, также создает комический эффект. Например, дамье (от дама) по аналогии с бабье или наплевизм (от просторечного наплевать) с книжным суффиксом -изм.
Оценочный характер вновь образующегося слова во многом зависит также и от значения самой основы. Ср.: каменщик, настройщик и халтурщик, алиментщик.
Особое место среди суффиксов русского языка занимают группы уменьшительно-ласкательных, уничижительных, увеличительных, позволяющие дать представление как о размере предмета, так и о его оценке. Домик, домок, домина, домище – дома разных размеров, а домишко не просто маленький дом, но и плохонький, жалкий на вид.
Таким образом, целям передачи тонких оценочно-смысловых оттенков служат не только слова, но и значимые их части, как мы показали это на примерах некоторых суффиксов.
(В.Николаева).
23 декабря 2010
Объявлен конкурс "Книгуру"
11 ноября 2010 года, в 11 часов утра, одновременно в Москве и Санкт-Петербурге был объявлен всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и подростков. Название конкурса – «Книгуру» - было придумано детьми.
На конкурс могут быть выдвинуты художественные и научно-популярные прозаические произведения. Объем выдвигаемого произведения или сборника работ - от 4 до 10 печатных листов (один печатный лист равен 40 тысячам печатных знаков). Произведения принимаются только в электронном виде по адресу kniguru@bigbook.ru до 31 января 2011 года.
"Длинный» и «Короткий» списки сформирует Совет экспертов, куда вошли известные специалисты по детской литературе: прозаик и драматург Ксения Драгунская, писатель Валерий Воскобойников, литературный критик Ксения Молдавская, главный библиотекарь Центральной детской библиотеки им. А.Гайдара Татьяна Рудишина, главный библиотекарь Ленинградской областной детской библиотеки Людмила Степанова, обозреватель «Детского радио» и газеты «Известия» Наталья Кочеткова, старший научный сотрудник Российской книжной палаты Мария Порядина.
Произведения «Короткого списка» будут опубликованы на сайте конкурса и переданы в жюри.
Членом жюри «Книгуру» может быть только школьник 10-16 лет, зарегистрировавшийся на сайте. Именно дети и подростки определят лучшие произведения из числа выдвинутых на Конкурс.
Подробно здесь. Спешите стать членами жюри, ребята!
На конкурс могут быть выдвинуты художественные и научно-популярные прозаические произведения. Объем выдвигаемого произведения или сборника работ - от 4 до 10 печатных листов (один печатный лист равен 40 тысячам печатных знаков). Произведения принимаются только в электронном виде по адресу kniguru@bigbook.ru до 31 января 2011 года.
"Длинный» и «Короткий» списки сформирует Совет экспертов, куда вошли известные специалисты по детской литературе: прозаик и драматург Ксения Драгунская, писатель Валерий Воскобойников, литературный критик Ксения Молдавская, главный библиотекарь Центральной детской библиотеки им. А.Гайдара Татьяна Рудишина, главный библиотекарь Ленинградской областной детской библиотеки Людмила Степанова, обозреватель «Детского радио» и газеты «Известия» Наталья Кочеткова, старший научный сотрудник Российской книжной палаты Мария Порядина.
Произведения «Короткого списка» будут опубликованы на сайте конкурса и переданы в жюри.
Членом жюри «Книгуру» может быть только школьник 10-16 лет, зарегистрировавшийся на сайте. Именно дети и подростки определят лучшие произведения из числа выдвинутых на Конкурс.
Подробно здесь. Спешите стать членами жюри, ребята!
Каким котом ты будешь в год Кота?
Ты пришелец с другой планеты, живешь в мире фантазий и сказок. Тобой восхищаются и даже немножко завидуют. Иногда тебе не хватает «земли под ногами», но надо работать над собой, и тогда армия твоих поклонников станет просто огромной.
Здесь можно пройти тест "Каким котом ты будешь в новом, 2011 году". Любопытно!
Почему экономика и экология начинаются одинаково?
Почему два таких разных по значению слова, как экономика и экология, начинаются одинаково? Правильно, происхождение у них общее.
Oikos по-гречески -- "дом". Экология -- это наука о нашем общем доме -- Земле. Первое, изначальное значение слова экономика -- искусство управления домом, домашним хрзяйством. С ним связаны устаревшие сейчас значения существительного эконом -- "бережливый, хозяйственный человек, "заведующий хозяйством".
Попав из греческого в немецкий и другие европейские языки, слово получило новые значения. Теперь экономика -- это совокупность производственных отношений, организация хозяйственной жизни какой-либо отрасли или предприятия и даже научная дисциплина, изучающая хозяйственную деятельность.
Oikos по-гречески -- "дом". Экология -- это наука о нашем общем доме -- Земле. Первое, изначальное значение слова экономика -- искусство управления домом, домашним хрзяйством. С ним связаны устаревшие сейчас значения существительного эконом -- "бережливый, хозяйственный человек, "заведующий хозяйством".
Попав из греческого в немецкий и другие европейские языки, слово получило новые значения. Теперь экономика -- это совокупность производственных отношений, организация хозяйственной жизни какой-либо отрасли или предприятия и даже научная дисциплина, изучающая хозяйственную деятельность.
Где тут разборка, а где -- разбирательство?
Задача из "Русского медвежонка"
Как правильно?
(А) разбор завалов, разбирательство задачи, судебная разборка;
(Б) разборка завалов, разбирательство задачи, судебный разбор;
(В) разбирательство завалов, разбор задачи, судебная разборка;
(Г) разбор завалов, разборка задачи, судебное разбирательство;
(Д) разборка завалов, разбор задачи, судебное разбирательство.
Как правильно?
(А) разбор завалов, разбирательство задачи, судебная разборка;
(Б) разборка завалов, разбирательство задачи, судебный разбор;
(В) разбирательство завалов, разбор задачи, судебная разборка;
(Г) разбор завалов, разборка задачи, судебное разбирательство;
(Д) разборка завалов, разбор задачи, судебное разбирательство.
21 декабря 2010
Что такое прикладная лингвистика
Вопрос: 1. Чем занимаются прикладные лингвисты? Какие реальные задачи перед ними ставятся?
2. Какие направления существуют в прикладной лингвистике?
Соня Левченко, 9 класс, Москва
Отвечает кандидат филологических наук, заведующий лабораторией компьютерной лингвистики Института проблем передачи информации Российской академии наук Леонид Лейбович Иомдин.
Дорогая Соня!
Короткий ответ на ваш вопрос звучит так.
Прикладная лингвистика — это область деятельности, в которой наука лингвистика используется в прикладных, т.е. практических, целях. Эти цели могут быть самыми разными: автоматический перевод текстов с одного языка на другой, информационный поиск (например, поисковые системы в интернете), автоматическое извлечение информации разного рода из текстов, автоматическая обработка текстов (например, автоматическое построение краткого содержания текста или создание списка ключевых слов), создание компьютерных вариантов словарей, как одноязычных (например, толковых или орфографических), так и двуязычных или переводных, автоматический анализ (распознавание) устной речи и синтез речи по тексту (чтение текста компьютером). Во многих зарубежных странах (в частности, в США, Канаде, Великобритании), прикладная лингвистика (applied linguistics) понимается как обучение иностранному или родному языку.
О направлениях собственно прикладной лингвистики говорить не очень корректно, скорее можно говорить о конкретных задачах, которые она решает и которые перечислены выше. Разумнее говорить о направлениях компьютерной лингвистики, методы которой используются при решении прикладных задач. Среди них стоит выделять такие направления, как создание действующих компьютерных моделей языка, разработка формальных лингвистических теорий (в первую очередь формальных грамматик), разработка статистических методов обработки текста.
Источник здесь
2. Какие направления существуют в прикладной лингвистике?
Соня Левченко, 9 класс, Москва
Отвечает кандидат филологических наук, заведующий лабораторией компьютерной лингвистики Института проблем передачи информации Российской академии наук Леонид Лейбович Иомдин.
Дорогая Соня!
Короткий ответ на ваш вопрос звучит так.
Прикладная лингвистика — это область деятельности, в которой наука лингвистика используется в прикладных, т.е. практических, целях. Эти цели могут быть самыми разными: автоматический перевод текстов с одного языка на другой, информационный поиск (например, поисковые системы в интернете), автоматическое извлечение информации разного рода из текстов, автоматическая обработка текстов (например, автоматическое построение краткого содержания текста или создание списка ключевых слов), создание компьютерных вариантов словарей, как одноязычных (например, толковых или орфографических), так и двуязычных или переводных, автоматический анализ (распознавание) устной речи и синтез речи по тексту (чтение текста компьютером). Во многих зарубежных странах (в частности, в США, Канаде, Великобритании), прикладная лингвистика (applied linguistics) понимается как обучение иностранному или родному языку.
О направлениях собственно прикладной лингвистики говорить не очень корректно, скорее можно говорить о конкретных задачах, которые она решает и которые перечислены выше. Разумнее говорить о направлениях компьютерной лингвистики, методы которой используются при решении прикладных задач. Среди них стоит выделять такие направления, как создание действующих компьютерных моделей языка, разработка формальных лингвистических теорий (в первую очередь формальных грамматик), разработка статистических методов обработки текста.
Источник здесь
20 декабря 2010
Полезный сайт "Лингвистика для школьников"
Здесь ссылка на очень полезный сайт для вас, ребята. Называется он "Лингвистика для школьников".
Лестниц-а или лес-т-ниц-а?
Как разобрать слово лестница по составу: лестниц-а или лес-т-ниц-а? Производное это слово или непроизводное? Шестиклассники, вспомните тему "Производные и непроизводные слова" и критерий Винокура. За правильный ответ -- отметка "5" (но только первым двум ученикам, ответившим быстрее всех).
Правильно употребляй предлоги!
В четырёх из пяти приведённых ниже прмеров представлены типичные ошибки в употреблении предлогов. Найдите тот единственный, где ошибки нет.
(А) восстановить на прежнем месте работы;
(Б) ехать с Германии;
(В) согласно нового законодательства;
(Г) нарекания к работе продавца;
(Д) по соседству от колледжа.
(А) восстановить на прежнем месте работы;
(Б) ехать с Германии;
(В) согласно нового законодательства;
(Г) нарекания к работе продавца;
(Д) по соседству от колледжа.
Снова задачка из "Русского медвежонка"
Попыхивая ц...гаркой, ц...ган ц..дил пойло в ц....нковое корыто. "Ц...ц, куриц....н сын! -- ц...кнул он на подбежавшего ц...плёнка, -- ещё получишь порц...ю."
Сколько в этом тексте стёрто букв ы?
(А) ни одной; (Б) четыре; (В) пять; (Г) шесть; (Д) восемь
Сколько в этом тексте стёрто букв ы?
(А) ни одной; (Б) четыре; (В) пять; (Г) шесть; (Д) восемь
Кто такие эфаналитики?
Прогноз - это не просто предсказание, не результат гадания на кофейной гуще. Умение прогнозировать события опирается на систематический анализ необходимых данных, на учёт ресурсов и резервов, на сопоставление задач с возможностями и потребностями общества.
Писатели-фантасты считают, что в будущем обществе колоссальную роль при планировании каких-либо событий или изменений станут играть эфаналитики -- люди, занимающиеся футур-прогнозом.
Писатели-фантасты считают, что в будущем обществе колоссальную роль при планировании каких-либо событий или изменений станут играть эфаналитики -- люди, занимающиеся футур-прогнозом.
19 декабря 2010
Google изучил эволюцию языка за двести лет
Ученые приспособили поисковый сервис Google для проведения масштабных лингвистических исследований. С его помощью специалисты, используя 5 миллионов отсканированных книг, смогли проследить эволюцию языка в последние 200 лет.
Ученые приспособили поисковый сервис Google для проведения масштабных лингвистических исследований. С его помощью специалисты, используя 5 миллионов отсканированных книг, смогли проследить эволюцию языка в последние 200 лет. Статья специалистов опубликована в журнале Science, а коротко о работе пишет New Scientist.
До сих пор у лингвистов не было инструмента, при помощи которого можно было бы проанализировать значительное количество текстов. Авторы нового исследования работали с книгами, которые были переведены в цифровой формат к настоящему моменту — всего их насчитывается около 15 миллионов. Ученые выбрали из них треть текстов (5,2 миллиона книг, написанных на английском, французском, испанском, немецком, китайском и русском языках) и составили базу всех использованных в них слов — их получилось около 500 миллиардов. Базу слов Ngrams можно найти здесь — поиск по словам осуществляется на базе алгоритмов Google.
Источник здесь
Ученые приспособили поисковый сервис Google для проведения масштабных лингвистических исследований. С его помощью специалисты, используя 5 миллионов отсканированных книг, смогли проследить эволюцию языка в последние 200 лет. Статья специалистов опубликована в журнале Science, а коротко о работе пишет New Scientist.
До сих пор у лингвистов не было инструмента, при помощи которого можно было бы проанализировать значительное количество текстов. Авторы нового исследования работали с книгами, которые были переведены в цифровой формат к настоящему моменту — всего их насчитывается около 15 миллионов. Ученые выбрали из них треть текстов (5,2 миллиона книг, написанных на английском, французском, испанском, немецком, китайском и русском языках) и составили базу всех использованных в них слов — их получилось около 500 миллиардов. Базу слов Ngrams можно найти здесь — поиск по словам осуществляется на базе алгоритмов Google.
Источник здесь
18 декабря 2010
Что происходит в имени прилагательном
В последние годы, в связи с развитием промышленной и бытовой сферы, с появлением новых предметов, стали появляться и новые названия, в образовании которых активно участвуют имена прилагательные, например: теплый пол, мягкая мебель, мобильный телефон, материнский капитал и т.п. Совершенно очевидно, что в подобных названиях прилагательные ведут себя иначе, чем в сочетании с привычными для русского языка существительными (теплый костюм, мягкий хлеб, мобильный отряд, материнская ласка…): они приобретают новые значения.
Прежде чем обратиться к современным языковым процессам, происходящим в имени прилагательном, стоит вспомнить классическое описание этой части речи в русской грамматике.
Имя прилагательное как часть речи можно выделить на основании функции называния. Это такие словоформы, которые обозначают непроцессуальные признаки и свойства предметов. Указание на непроцессуальность признака или свойства позволяет отграничить прилагательные от разного рода глагольных образований, например, хорошая погода – меняющаяся погода или погода меняется. Кроме того, прилагательные можно выделить и на основе грамматической общности, исходя из наличия у него таких морфологических категорий, как род, число, падеж, краткость/полнота (у качественных). Но прежде всего имя прилагательное имеет лексико-грамматические разряды со своими отдельными свойствами. Лексико-грамматический означает «характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, составляющий те и другие свойства»1.
В процессе развития языка слова из одной лексико-грамматической категории могут переходить в другую. Вообще переходные процессы – это древняя морфологическая особенность русских частей речи. Так, например, современные прилагательные с суффиксами -ач, -яч, -уч, -юч (сидячий, стоячий, текучий, живучий), восходят к древнерусским причастиям; современный глагол прошедшего времени с характерным суффиксом -л- (у которого есть род, но нет лица) восходит к древнейшему «элевому» причастию; современный инфинитив восходит к существительному (ср. печь пироги и электрическая печь) и т.д.
Если слово, принадлежащее к определенной части речи, утрачивает свое основное лексическое значение и морфологические признаки, присущие данному ряду слов, оно приобретает черты другой части речи, и в соответствии с этим меняются его синтаксические функции. Но это глобальные изменения, которые влекут за собой смену такого грамматического класса как сама часть речи.
Нас же интересует процесс переходности в рамках одной части речи, а именно в прилагательном. Читать дальше Ольга Соловьёва.
По пустыне -- к пирамидам
На днях 6-классники сочиняли экзотический рассказ -- тематическая подборка слов была такая. В предыдущем сообщении Роман Н. рассказал о своей мечте побывать в экзотических странах. Здесь описание путешествия Леры Б.
У россиян пользуется спросом отдых в Египте. Тёплое море и пирамиды привлекают туристов. Мне особенно запомнилась экспедиция к пирамидам.
Путь долгий. Сначала добирались на автобусе по горным дорогам. На крутых поворотах часто случаются аварии. Очень опасно! Дальше ехали на верблюдах по пустыне. Навьюченные животные важно вышагивали по маршруту. Казалось, что полуденный зной совсем не действует на них. А нам хотелось спрятаться под тент. На привале из концентратов приготовили кашу и чай. После отдыха продолжили путь. Скоро перед нами возникла необыкновенная панорама: на горизонте появились пирамиды. Они становились всё больше и больше по мере нашего приближения к ним. И вот иы внизу маленькие-маленькие, а пирамиды огромные. Было ощущение, что мы попали в какой-то другой мир. Такое путешествие надолго останется в памяти.
Вот такая моя мечта
Недавно я решил, что, когда вырасту, обязательно буду участвовать в авантюрных приключениях и побываю в экзотических странах.
Мне очень хотелось бы посетить Египет, полюбоваться пирамидами, в музеях увидеть останки фараонов, посмотреть на сокровища, древние папирусы и панораму Древнего Египта..
Я хотел бы посетить Индию, познакомиться с её культурой, увидеть плантацию чая и как его собирают, вдохнуть запах настоящего чайного листа. А ещё увидеть прекрасных огромных слонов, в полуденный зной посидеть под тентом у океана, искупаться в нём.
И после прекрасного приключения, накупив сувениров, упаковав всё в саквояж, вернуться домой, в Россию. Вот такая моя мечта.
Роман Н.
Мне очень хотелось бы посетить Египет, полюбоваться пирамидами, в музеях увидеть останки фараонов, посмотреть на сокровища, древние папирусы и панораму Древнего Египта..
Я хотел бы посетить Индию, познакомиться с её культурой, увидеть плантацию чая и как его собирают, вдохнуть запах настоящего чайного листа. А ещё увидеть прекрасных огромных слонов, в полуденный зной посидеть под тентом у океана, искупаться в нём.
И после прекрасного приключения, накупив сувениров, упаковав всё в саквояж, вернуться домой, в Россию. Вот такая моя мечта.
Роман Н.
17 декабря 2010
Копилка ученических ошибок
Жили-были снежинки. Они были нарядные, ихние платьица были как сестры похожи на звездочки с шестьми солнечными лучами, на цветочек с шестью лепестками, а другая на изумруд шестигранный.
Лучи солнца падают на снежные сугробы и искрятся на них.
У зайчика уши на вострёме.
Миша слепил из снега собачку. Он попросил у Алёны ветку и сделал собачке нос и усики. Потом он распушил хвостик.
Лучи солнца блестят на снегу.
Лучи солнца падают на снежные сугробы и искрятся на них.
У зайчика уши на вострёме.
Миша слепил из снега собачку. Он попросил у Алёны ветку и сделал собачке нос и усики. Потом он распушил хвостик.
Лучи солнца блестят на снегу.
Условные языки крестьян-отходников и современная жаргонизированная речь
В конце XIX – нач. XX в. в «Известиях Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук» (ИОРЯС) публиковалось немало статей и других материалов о народной речи, в том числе об условных (тайных) языках. С тех пор прошло более века, однако эти публикации не только не устарели, но становятся всё более интересными и ценными в научном отношении. Уже в XIX в. исследователей интересовали причины существования данных форм русской речи, источники их пополнения и т.д. По мере сбора, опубликования и сопоставления лексики из разных социальных вариантов языка, приходило понимание того, что раньше в России существовал единый условный язык бродячего люда («офенский язык»), варьирующийся в профессиональном, социальном и территориальном отношениях. «Начало его неизвестно; родина – Алексинская волость Ковровского уезда Владимирской губернии, откуда уже в 1700 г. по всей России расходились коробейники, называя сами себя масыками» [22:202]. Владимирские мелочные торговцы вразноску – это и были «старинные, коренные офени, своим промыслом занимающиеся издавна» [18:483].
Сейчас считается доказанным, что именно «офенский язык» лежит в основе всех других языков ремесленников-отходников (шерстобитов, шорников, портных и т.д.), а также и воровского языка XIX в. – «вымышленного, условного языка, на котором изъяснялись между собою лица, занимающиеся воровством, мошенничеством, нищенством и т.п.» [22:201]. Базовая лексика условных языков оказалась настолько живучей, что многие слова до сих пор используются в современных жаргонах и уголовном арго. М.А.Грачев называет следующие из наиболее ранних арготизмов, уже давно вошедших в литературный русский язык, – ватага «шайка», калика «нищий», мошенник «вор кошельков», поход «отправление на кражу» [5].
Говорят, «из песни слова не выкинешь», так и из языка ничего нельзя выбросить. Можно, конечно, стараться не замечать существования некоторых пластов русской лексики либо пренебрегать ими. Однако язык – живой организм, и то, что существует на его периферии, так или иначе связано со всем массивом языка. Рассмотрим материал, отраженный в публикациях ИОРЯС, с современной точки зрения: какие слова из языка старинных «ходебщиков» и сейчас понятны большинству говорящих на русском языке?
Читать дальше
Сейчас считается доказанным, что именно «офенский язык» лежит в основе всех других языков ремесленников-отходников (шерстобитов, шорников, портных и т.д.), а также и воровского языка XIX в. – «вымышленного, условного языка, на котором изъяснялись между собою лица, занимающиеся воровством, мошенничеством, нищенством и т.п.» [22:201]. Базовая лексика условных языков оказалась настолько живучей, что многие слова до сих пор используются в современных жаргонах и уголовном арго. М.А.Грачев называет следующие из наиболее ранних арготизмов, уже давно вошедших в литературный русский язык, – ватага «шайка», калика «нищий», мошенник «вор кошельков», поход «отправление на кражу» [5].
Говорят, «из песни слова не выкинешь», так и из языка ничего нельзя выбросить. Можно, конечно, стараться не замечать существования некоторых пластов русской лексики либо пренебрегать ими. Однако язык – живой организм, и то, что существует на его периферии, так или иначе связано со всем массивом языка. Рассмотрим материал, отраженный в публикациях ИОРЯС, с современной точки зрения: какие слова из языка старинных «ходебщиков» и сейчас понятны большинству говорящих на русском языке?
Читать дальше
Электронные книги назвали "могильщиками культуры"
Группа творческих деятелей обратилась к президенту России Дмитрию Медведеву с открытым письмом. Деятели культуры выступают против оцифрованных книг.
Читать дальше
Читать дальше
15 декабря 2010
Электронный словарь «Что такое»
Электронный словарь представляет информацию о наиболее актуальных темах российского интернета.
Толковый словарь русского современного сетевого языка, или может быть словарь иностранных слов с определением от разных людей. Хотели узнать что же такое лизинг, или что такое кунилингус, вы можете узнать это в электронном словаре «Что такое…?»
Российский интернет пестрит разными фразами, которые непонятно откуда взялись и непонятно что обозначают.
Здесь вы можете найти их расшифровку. Или может, вы часто встречаетесь со сложными техническими и технологическими терминами и не можете понять, что они обозначают. Наш электронный словарь поможет вам владеть этими терминами, так же как и разговорным языком. Впредь услышав ругательства о том, что «кармическая ситуация сублимировала имманентность момента, в результате помпезной харизматичности индивида...» у Вас уже не будет круглых глаз, и вы найдетесь, что ответить.
Проект «Что такое» по сути своей является толковым словарем русского народного языка, языка, на котором говорят разные слои населения нынешнего общества. Этот толковый словарь поможет Вам полноценно функционировать в этом обществе.
Источник здесь
Толковый словарь русского современного сетевого языка, или может быть словарь иностранных слов с определением от разных людей. Хотели узнать что же такое лизинг, или что такое кунилингус, вы можете узнать это в электронном словаре «Что такое…?»
Российский интернет пестрит разными фразами, которые непонятно откуда взялись и непонятно что обозначают.
Здесь вы можете найти их расшифровку. Или может, вы часто встречаетесь со сложными техническими и технологическими терминами и не можете понять, что они обозначают. Наш электронный словарь поможет вам владеть этими терминами, так же как и разговорным языком. Впредь услышав ругательства о том, что «кармическая ситуация сублимировала имманентность момента, в результате помпезной харизматичности индивида...» у Вас уже не будет круглых глаз, и вы найдетесь, что ответить.
Проект «Что такое» по сути своей является толковым словарем русского народного языка, языка, на котором говорят разные слои населения нынешнего общества. Этот толковый словарь поможет Вам полноценно функционировать в этом обществе.
Источник здесь
Союз или частица?
Союзы следует отличать от омонимичных частиц. Функция союзов – соединять члены предложения и предложения, частиц – сообщать дополнительные смысловые значения словам и предложениям, служить для образования грамматических форм (частица бы (б) – для образования условного наклонения); да участвует в образовании повелительного наклонения глагола.
Например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева. (Ли – подчинительный союз, присоединяющий придаточное изъяснительное в сложноподчиненном предложении. Особенностью данного союза является его место в предложении: не между простыми частями в СПП, а после первого слова в составе придаточной части).
Ср.: Не стыдно ли тебе так долго мучить меня? (Частица в простом предложении ничего не соединяет, с ее помощью выражается вопрос, допускается замена синонимом – частицей разве.)
Он имел сильные страсти и огненное воображение. (Союз и соединяет однородные члены.) Дома и стены помогают. (Частица и не соединяет члены предложения, это синоним усилительной частицы даже.)
Источние здесь
Например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева. (Ли – подчинительный союз, присоединяющий придаточное изъяснительное в сложноподчиненном предложении. Особенностью данного союза является его место в предложении: не между простыми частями в СПП, а после первого слова в составе придаточной части).
Ср.: Не стыдно ли тебе так долго мучить меня? (Частица в простом предложении ничего не соединяет, с ее помощью выражается вопрос, допускается замена синонимом – частицей разве.)
Он имел сильные страсти и огненное воображение. (Союз и соединяет однородные члены.) Дома и стены помогают. (Частица и не соединяет члены предложения, это синоним усилительной частицы даже.)
Источние здесь
Союз или другая часть речи?
Узнать союзы, в том числе и производные, поможет прежде всего их грамматическое значение. Союз соединяет однородные члены, простые предложения в составе сложных: Едва вошел, все замолчали. Приют наш мал, зато спокоен. Мал, однако смел. Будем сражаться, пока не победим. Раз обещал, сдержи слово. Пришел, чтобы помочь.
Хороший прием распознания союза – заменить данный союз синонимом – другим союзом с тем же значением: однако, зато = но; раз = если; чтобы = для того чтобы; едва = как только и т.д.
Некоторые союзы произошли из сочетаний слов. Например, союз зато образовался из сочетания предлога за с местоимением то, чтобы (чтоб) – из местоимения что с частицей бы (б); союзы так как, так что образовались из сочетания местоименного наречия так с наречием как и местоимением что.
Производные союзы следует отличать от самостоятельных частей речи, от которых они образованы, анализируя функцию каждого слова, например: Он часто думает о том, что бы такое особенное сделать, чтобы стать героем.
Источник здесь
Хороший прием распознания союза – заменить данный союз синонимом – другим союзом с тем же значением: однако, зато = но; раз = если; чтобы = для того чтобы; едва = как только и т.д.
Некоторые союзы произошли из сочетаний слов. Например, союз зато образовался из сочетания предлога за с местоимением то, чтобы (чтоб) – из местоимения что с частицей бы (б); союзы так как, так что образовались из сочетания местоименного наречия так с наречием как и местоимением что.
Производные союзы следует отличать от самостоятельных частей речи, от которых они образованы, анализируя функцию каждого слова, например: Он часто думает о том, что бы такое особенное сделать, чтобы стать героем.
Источник здесь
Подписаться на:
Сообщения (Atom)