20 февраля 2011

Не было, нет и не будет четырёх обязательных предметов

Интервью министра образования и науки  А. Фурсенко программе "Вести в субботу":
— Слово нанотехнология стало модным последние 3–4 года. Но через 10 лет, я думаю, будут вопросы по нанонаукам, по нанотехнологиям, без этого не уйти.
 — Мельком помянули очень важную тему. Все-таки, платно или бесплатно все это?
 — Бесплатно. У нас есть абсолютно точное понимание, я думаю, у всех есть, что есть нагрузка, есть время, которое по медицинским показаниям ребенок может проводить на уроках — 36 часов. И эти 36 часов оплачиваются бюджетом. И наша задача сделать так, чтобы они были максимально эффективно использованы ребятами. Чтобы за эти часы они получили максимум возможного. Если после этого они захотят в каких-то кружках что-то новое узнавать, то, в принципе, это может оплачиваться бюджетом. И новые подходы к обучению, стандартам позволяют это. Но где-то, наверно, могут быть и другие подходы.
— То есть другие подходы только в плане факультативов, что касается школьной программы, это все останется бесплатно?
— Однозначно.
Полностью интервью размещено  здесь
Употреби текущее время так, чтобы в старости не корить себя за молодость, прожитую зря.
Д. Боккаччо

Окончания-омонимы

Падеж — это выражение отношения предмета, назван­ного именем существительным, к другим предметам.
В русской грамматике выделяется шесть падежей имён существительных, значения которых обобщённо выражаются при помощи падежных вопросов.
Именительный падеж считается прямым, а все остальные — косвенными.
Чтобы определить падеж существительного в предложении нужно: 1) найти слово, к которому относится данное существительное; 2) поставить от этого слова к имени су­ществительному вопрос: увидеть (кого? что?) брата, гор­диться (чем?) успехами.
Среди падежных окончаний существительных часто встречаются окончания-омонимы. Например в формах родительного падежа из двери, дательного падежа к двери, предложного падежа о двери имеется не одно и то же окон­чание , а три разных окончания-омонима. Такими же омонимами являются окончания дательного и предложного падежей в формах по стране и о стран-е.
Источник здесь

О грамматических значениях слова

В речи каждое слово соединяется с другими при помощи многообразных связей. Одни из этих связей обнаруживают себя в различных внешних показателях: например, в падежных и  личных окончаниях, в предлогах и союзах. Подобные показатели выражают определённые грамматические значения. Таковы значения падежа (голову, головой), числа (голова, головы), рода (писал, писала), лица (пишу, пишешь, ...), глагольного вида (писать, написать) и др. Грамматические значения обладают одним интересным свойством -- они обязательны. Что это значит? А вот что: мы не можем употребить слово, не выразив при этом хотя бы некоторых из его грамматических  значений. Так, произнося слово стол, мы не только называем известный предмет, но и выражаем такие свойства этого существительного, как род (мужской), число (единственное), падеж (именительный или винительный -- сравните : В углу стоит стол. -- Я вижу стол).
Из книги Л.Р. Крысина "Жизнь слова".

Л.П. Крысин "Жизнь слова"

Книга известного лингвиста, доктора филологических наук Л.П. Крысина в популярной форме рассказывает о том, как живёт слово в языке, как "устроено" его значение, каковы отношения между словами разных смысловых групп, как взаимодействуют слова в составе предложений в нашей повседневной речи.
Под жизнью слова, пишет автор в предисловии, мы будем понимать в этой книге не его историю, от древних истоков до современности, а иногда и до "смерти" (ведь многие слова  уходят из языка, заменяясь другими), иначе говоря, не временной цикл, подобный циклу биологическому, -- а главным образом поведение слова в языковом пространстве, его функционирование в речи, его взаимодействие с другими словами в процессе человеческого общения.
Книга адресована учащимся старших классов, а также всем, кто интересуется русским языком.

19 февраля 2011

Заснежило...

Источник здесь

Образуй форму множественного числа

Проверочная работа опять-таки для 6 классников.
Образуйте формы множественного числа данных существительных, обозначьте окончания и поставьте ударение. Определите грамматические средства выражения числа.
Магазин, адрес, отпуск, директор, шофёр, торт, столяр, бант, крыло, доктор, стул, северянин, лисёнок.

Способы и средства выражения грамматических значений числа

В дополнение к учебнику для 6-классников.


1. Окончание (показатель рода и падежа):
буря - бури
столØ - столы
окно - окна
2. Суффиксы + окончание:
брат - брать[j]я
чудо - чудеса
сынØ - сыновь[j]я
крестьянин - крестьяне
котенокØ - котята
3. Чередование:
око - очи (к//ч')
ухо - уши (х//ш)
другØ - друзь[j]я (г//з' (+ [j] + окончание)
4. Мена места ударения (+ окончание):
гроза - грозы
волна - волны
весло - весла
5. Супплетивизм (образование форм слова от разных корней):
человек - люди
ребенок - дети
Кроме грамматических средств выражения значений числа, могут использоваться и синтагматические средства:
прошелØ день
зимний день
прошли дни
зимние дни
У несклоняемых существительных число определяется только синтагматически:
В районе открылось новое кафе.
Открылись новые кафе.
Источник здесь

В русском есть, а в китайском языке нет

Значение числа у существительных является грамматическим в русском языке (поскольку любое русское существительное является либо формой единственного числа, либо формой множественного числа) и неграмматическим в китайском и японском — т.к. в этих языках имя может служить названием и одного и нескольких предметов, если соответствующее уточнение не входит в намерения говорящего.
Источник здесь

Я вернулась!

Приветствую читателей  своего блога. Больше недели не заглядывала сюда, так как участвовала в конкурсе. Теперь вот вернулась.

11 февраля 2011

Фонетические игры-задания

Отгадай слово
•Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-ой звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безудар­ный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему не менее 5 однокоренных слов.

 Затранскрибируй слова
•Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик,3-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр. Какое слово у вас получилось?

•Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный глас­ный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор. Подберите все возможные антонимы к полученному слову.
Источник здесь

Вспомним три главных правила орфографии

В основе русской орфографии лежат три обобщённых правила:
1. Безударные гласные проверяются ударными.
2. Звонкие и глухие согласные пишутся перед другими звонкими и глухими так же, как перед гласными, сонорными и в в той же морфеме.
3. Мягкость согласных перед другими мягкими согласными обозначается только в том случае, если в той же морфеме согласный сохраняет свою мягкость и в положении не перед мягким согласным, иначе говоря, если его мягкость не вызвана позицией.
Эти три правила имеют всеобщий характер в том смысле, что относятся и к корням, и к аффиксам. Они совместно обеспечивают правильную передачу парадигмо-фонем на письме. Отступления от парадигмо-фонемного принципа имеют частный (и именно поэтому вызывают затруднения у пишущих, когда они обучаются письму).
М.В. Панов. Русская фонетика

08 февраля 2011

Играйте на здоровье!

Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам или иг­рать просто так, не соперничая. Пусть каждый предложит все, какие только придут в голову, способы расклассифицировать, например, ребят в классе: на мальчиков и дево­чек; блондинов, шатенов, и брюнетов; отличников, хорошистов и троечников; сидящих у окна и сидящих у стены; любящих математику и любящих литературу и т.п. Важно следить, чтобы классификации были правильными: противопоставлять по одному и тому же признаку (нельзя девочек и отличников). Не должно оставаться элементов, не попавших ни в одну группу (нельзя делить только на блондинов и брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий). Группы, получившиеся в результате классификации, не должны поглощать одна другую (нельзя делить на мальчиков и футболистов). Побеж­дает команда, сумевшая найти больше вариантов. Классифицировать можно самые раз­ные множества: буквы алфавита, ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое другое. Очень интересно классифицировать своих знакомых. Главное – чтобы множе­ство было всем известно и четко ограничено.
Источник здесь
Не бойтесь, делайте так, как велит душа, – даже когда все против этого. М.В. Панов.

07 февраля 2011

...а теперь без ответов

•Укажите слова, в которых есть звук [к]
Кто, Бог, оккупация, акустический, парикмахер, четверг, смог бы, тягчайший, крепче, мягче, полегчало, ягдташ, постригся.

•Попробуйте прочитать в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова:
яр, люк, сад, лен, пол, парк, шум, туз, ешь, лей, юг, альт, араб, шел, порог.
Какие новые слова у вас получатся?

Вот вам фонетическая задача с ответом

•В книге «Правильно ли мы говорим?» писатель Борис Николаевич Тимо­феев посвящает отдельную небольшую главу скоплениям гласных и согласных, знакомя читателя с некоторыми любопытными примерами. Вот один из них:
«- А может быть, вам желательно услыхать фразу, в которой бы стояли рядом девять(!) гласных?
- Извольте!
-Я знаю ее и ее июльское увлечение…»
Верен ли этот пример?

Ответ: Здесь идут подряд девять гласных букв, но не звуков. Из них шесть пе­редают сочетание с согласным [ j ].

Вот в лес бы сейчас к этой сказочной белочке. А тут хвораешь и пьёшь таблетки.
Фото

04 февраля 2011

КОТ ЧЕРНЫШ ЛЮБИТ ИГРАТЬ С КУРСОРОМ

В газете  "Комсомольская правда" есть рубрика "Живой уголок", и  под ней публикуются очень забавные материалы читателей. Вот  я не удержалась, с котом Чернышом захотела вас познакомить.
Пишет Елена Строганова из Аксая:
«Нашему Чернышу 5 лет, он очень любознательный и шкодливый. Целыми днями, пока хозяева на работе, он спит. Как только я прихожу домой и сажусь за компьютер, Черныш тут как тут. Наш кот очень любит следить за тем, как я работаю. Иногда котяра пытается поймать курсор. Со стороны это выглядит очень забавно. Но чаще всего Черныш просто лежит на кровати, лениво развалившись и дремая. По характеру наш котяра ревнивец. Он терпеть не может, когда ему уделяют мало внимания. Иногда, когда я сажусь вязать, он запрыгивает ко мне на колени и начинает слегка покусывать за руки. Мол, отложи все свои дела и просто приласкай меня. Приходится откладывать вязание в сторону и гладить Черныша по животику, как он любит».
Источник здесь 

Карантин продлён

Карантин в школах города продлён до 10 февраля включительно. Так что не хворайте и, если здоровы, не забывайте об уроках.

03 февраля 2011

Ренессанс Стивена Кинга: возвращение Короля

Стивен Кинг по праву считается одним из самых экранизируемых писателей в мире — на его счету более сотни киноадаптаций рассказов, повестей, романов и несколько оригинальных сценариев. Но ввиду того, что короткие рассказы, раздутые до полного метра, мало походили на первоисточник, а романы, напротив, были слишком толсты и нуждались в кастрации, то, как итог, нормальные экранизации Короля Ужасов можно пересчитать по пальцам.
Сам автор с этим фактом давно смирился, как и его преданные читатели, но в последние дни из Голливуда приходят новости одна бодрей другой: уже целый ряд старых фильмов по Кингу обещано перелицевать и осовременить. Перековке подвергнутся "Оно", "Порождающая огонь", "Максимальное ускорение", "Противостояние", а теперь этот список пополнил еще и ремейк "Кладбища домашних животных". Надо отдать должное, о своем желании снять новую киноверсию сего хоррор-бестселлера представители Paramount заикались еще несколько лет назад, но никаких дополнительных новостей не последовало, и об этом заявлении все быстро забыли. Но события последних недель заставили проект восстать из небытия. Как сообщил один из сотрудников "Парамаунта", студия поручила Мэттью Гринбергу ("1408") подновить сценарий ремейка, еще с середины "нулевых" дожидающийся своего часа, и "приступила к поиску высококлассного режиссера".
Читать далее

А вы какие подарки предпочитаете получать?

Прочитайте текст и выполните задание.
Печкин говорит:
-- Надо день рождения к осеннему или зимнему сезону подгадать. Тогда тебе как раз вовремя тёплые валенки подарят или сапоги непромокаемые.
-- Тёплые валенки или сапоги непромокаемые я и сам себе могу  купить безо всякого дня рождения, -- отвечает Матроскин. -- А в день рождения особые подарки дарят, неправильные. Может быть, совсем даже ненужные.
-- Не надо нам ненужных подарков, -- обиделся Печкин. -- Нам нужны подарки хозяйственные: лопаты там, грабли всякие или дрова для зимы. (Э. Успенский.)
Найдите существительные в форме множественного числа. Распределите их на две группы: имеющие формы обоих чисел и имеющие форму только множественного числа. считаемыми или несчитаемыми являются существительные во второй группе? Поясните свою позицию.

Учимся дома: считаемые и несчитаемые предметы

Продолжите подбор существительных, являющихся  несчитаемыми предметами, с заданными лексическими значениями.
1. Действие: лай, катание,...
2. Названия игр: футбол, теннис,...
3. Собирательное значение: крестьянство, офицерство,...
4. Названия качеств или  признаков: прямота, злрсть, слепота,....
Докажите, что этим предметам нельзя дать количественную характеристику.
Только ли форму единственного числа могут иметь несчитаемые предметы?

Ищите на сайте школы -- и выполняйте!

На сайте школы school49.furendso.ru  размещены домашние задания по предметам, в том числе и по русскому языку. Если вы здоровы, то, не откладывая, приступайте к их выполнению.

01 февраля 2011

Поздравляем!

Сегодня ученицы 8 а класса  Мартина Соколова и Татьяна Шапошникова получили Грамоты за участие во Всероссийском детском творческом конкурсе "Святые заступники Руси". Поздравляем!

Сейчас много говорят об эпидемии гриппа...

Спасение утопающего -- дело рук самого утопающего.