Здесь размещены вопросы викторины "Забытые значения" о словах с иным смыслом. Например, знаете ли вы, кого раньше называли земляным воином или какое женское имя произошло от названия нечёсаной, неопрятной женщины? Полюбопытствуйте и попробуйте пройти онлайн-тест. Интересно!
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
21 февраля 2011
Что такое ЮНЕСКО?
ЮНЕСКО (UNESCO — сокр. от англ. United Nations Educational Scientific and Cultural Organization — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры), см. Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Источник http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/ЮНЕСКО/
Источник http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/ЮНЕСКО/
21 феврыля -- международный день родного языка
Международный день родного языка – внимание новым ИТ
Проведение Международного дня родного языка (21 февраля) подчеркивает важность сохранения культурного и языкового богатства в мире, где половина из 6000 существующих языков находится под угрозой исчезновения.В нынешнем Международном году родного языка он посвящен теме «Информационные технологии и коммуникации в деле сохранения и популяризации языков и языкового разнообразия». Ее выбор подчеркивает огромный потенциал новых технологий в сохранении, документировании и поддержки использования родных языков. Как подчеркивает в своем послании Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, «каждый язык уникален в передаче восприятия, форме изложения и отображении реальности, и Международный год дает возможность подчеркнуть важность многоязычия и языкового разнообразия и оказать им поддержку».
«Мы должны использовать силы, придаваемые нам прогрессом, для защиты многообразия в видении мира и оказания поддержки всем источникам знаний и формам выражения», - добавляет Генеральный директор.
Источник здесь
20 февраля 2011
ЕЩЁ О НАПИСАНИИ ЭССЕ
Эссе — это литературное произведение (связный текст), отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме).
Цель эссе — высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором данного текста. Эссе включает в себя следующие элементы:
1. Введение. В нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений, обосновывается структура рассмотрения темы, осуществляете переход к основному суждению.
2. Основная часть. Включает в себя:
— формулировку суждений и аргументов, которые выдвигает автор, обычно, два-три аргумента;
— доказательства, факты и примеры в поддержку авторской позиции;
— анализ контраргументов и противоположных суждений, при этом необходимо показать их слабые стороны.
3. Заключение. Повторяется основное суждение, резюмируются аргументы в защиту основного суждения, дается общее заключение о полезности данного утверждения.
Оформление материалов эссе
Эссе представляется в электронном виде. Объем — до 3-х страниц машинописного текста в редакторе Word. Шрифт: Times New Roman, кегль — 12, интервал — одинарный. Все поля по 20 мм.
Вверху справа указывается фамилия, имя, отчество автора эссе, место учебы, класс. Далее — название эссе, затем через один пропущенный интервал располагается текст.
Критерии оценки материалов эссе
При оценивании материалов необходимо учитывать следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте ответа на вопрос эссе;
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты социально-экономической действительности или собственный опыт.
Источник здесь
Не было, нет и не будет четырёх обязательных предметов
Интервью министра образования и науки А. Фурсенко программе "Вести в субботу":
— Слово нанотехнология стало модным последние 3–4 года. Но через 10 лет, я думаю, будут вопросы по нанонаукам, по нанотехнологиям, без этого не уйти.
— Мельком помянули очень важную тему. Все-таки, платно или бесплатно все это?
— Бесплатно. У нас есть абсолютно точное понимание, я думаю, у всех есть, что есть нагрузка, есть время, которое по медицинским показаниям ребенок может проводить на уроках — 36 часов. И эти 36 часов оплачиваются бюджетом. И наша задача сделать так, чтобы они были максимально эффективно использованы ребятами. Чтобы за эти часы они получили максимум возможного. Если после этого они захотят в каких-то кружках что-то новое узнавать, то, в принципе, это может оплачиваться бюджетом. И новые подходы к обучению, стандартам позволяют это. Но где-то, наверно, могут быть и другие подходы.
— То есть другие подходы только в плане факультативов, что касается школьной программы, это все останется бесплатно?
— Однозначно.
Полностью интервью размещено здесь
Окончания-омонимы
В русской грамматике выделяется шесть падежей имён существительных, значения которых обобщённо выражаются при помощи падежных вопросов.
Именительный падеж считается прямым, а все остальные — косвенными.
Чтобы определить падеж существительного в предложении нужно: 1) найти слово, к которому относится данное существительное; 2) поставить от этого слова к имени существительному вопрос: увидеть (кого? что?) брата, гордиться (чем?) успехами.
Среди падежных окончаний существительных часто встречаются окончания-омонимы. Например в формах родительного падежа из двери, дательного падежа к двери, предложного падежа о двери имеется не одно и то же окончание -и, а три разных окончания-омонима. Такими же омонимами являются окончания дательного и предложного падежей в формах по стране и о стран-е.
Источник здесь
О грамматических значениях слова
В речи каждое слово соединяется с другими при помощи многообразных связей. Одни из этих связей обнаруживают себя в различных внешних показателях: например, в падежных и личных окончаниях, в предлогах и союзах. Подобные показатели выражают определённые грамматические значения. Таковы значения падежа (голову, головой), числа (голова, головы), рода (писал, писала), лица (пишу, пишешь, ...), глагольного вида (писать, написать) и др. Грамматические значения обладают одним интересным свойством -- они обязательны. Что это значит? А вот что: мы не можем употребить слово, не выразив при этом хотя бы некоторых из его грамматических значений. Так, произнося слово стол, мы не только называем известный предмет, но и выражаем такие свойства этого существительного, как род (мужской), число (единственное), падеж (именительный или винительный -- сравните : В углу стоит стол. -- Я вижу стол).
Из книги Л.Р. Крысина "Жизнь слова".
Л.П. Крысин "Жизнь слова"
Книга известного лингвиста, доктора филологических наук Л.П. Крысина в популярной форме рассказывает о том, как живёт слово в языке, как "устроено" его значение, каковы отношения между словами разных смысловых групп, как взаимодействуют слова в составе предложений в нашей повседневной речи.
Под жизнью слова, пишет автор в предисловии, мы будем понимать в этой книге не его историю, от древних истоков до современности, а иногда и до "смерти" (ведь многие слова уходят из языка, заменяясь другими), иначе говоря, не временной цикл, подобный циклу биологическому, -- а главным образом поведение слова в языковом пространстве, его функционирование в речи, его взаимодействие с другими словами в процессе человеческого общения.
Под жизнью слова, пишет автор в предисловии, мы будем понимать в этой книге не его историю, от древних истоков до современности, а иногда и до "смерти" (ведь многие слова уходят из языка, заменяясь другими), иначе говоря, не временной цикл, подобный циклу биологическому, -- а главным образом поведение слова в языковом пространстве, его функционирование в речи, его взаимодействие с другими словами в процессе человеческого общения.
Книга адресована учащимся старших классов, а также всем, кто интересуется русским языком.
19 февраля 2011
Образуй форму множественного числа
Проверочная работа опять-таки для 6 классников.
Образуйте формы множественного числа данных существительных, обозначьте окончания и поставьте ударение. Определите грамматические средства выражения числа.
Магазин, адрес, отпуск, директор, шофёр, торт, столяр, бант, крыло, доктор, стул, северянин, лисёнок.
Способы и средства выражения грамматических значений числа
В дополнение к учебнику для 6-классников.
крестьянин - крестьяне
котенокØ - котята
3. Чередование:
око - очи (к//ч')
ухо - уши (х//ш)
другØ - друзь[j]я (г//з' (+ [j] + окончание)
4. Мена места ударения (+ окончание):
гроза - грозы
волна - волны
весло - весла
5. Супплетивизм (образование форм слова от разных корней):
человек - люди
ребенок - дети
Источник здесь
буря - бури
столØ - столы
окно - окна
2. Суффиксы + окончание:
брат - брать[j]я
чудо - чудеса
сынØ - сыновь[j]якрестьянин - крестьяне
котенокØ - котята
3. Чередование:
око - очи (к//ч')
ухо - уши (х//ш)
другØ - друзь[j]я (г//з' (+ [j] + окончание)
4. Мена места ударения (+ окончание):
гроза - грозы
волна - волны
весло - весла
5. Супплетивизм (образование форм слова от разных корней):
человек - люди
ребенок - дети
Кроме грамматических средств выражения значений числа, могут использоваться и синтагматические средства:
прошелØ день
зимний день
прошли дни
зимние дни
У несклоняемых существительных число определяется только синтагматически:
В районе открылось новое кафе.
Открылись новые кафе. Источник здесь
В русском есть, а в китайском языке нет
Значение числа у существительных является грамматическим в русском языке (поскольку любое русское существительное является либо формой единственного числа, либо формой множественного числа) и неграмматическим в китайском и японском — т.к. в этих языках имя может служить названием и одного и нескольких предметов, если соответствующее уточнение не входит в намерения говорящего.
Источник здесь
Я вернулась!
Приветствую читателей своего блога. Больше недели не заглядывала сюда, так как участвовала в конкурсе. Теперь вот вернулась.
11 февраля 2011
Фонетические игры-задания
Отгадай слово
•Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь, 2-ой звук от слова пятно, звук, который повторяется дважды в слове вокруг, и безударный гласный от слова свекла. Какое слово у вас получилось? Подберите к нему не менее 5 однокоренных слов. Затранскрибируй слова
•Составьте транскрипцию слова, взяв 4-й звук от слова крылья, 4-й звук от слова ящик,3-й звук от слова визг и ударный гласный от слова столяр. Какое слово у вас получилось? •Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор. Подберите все возможные антонимы к полученному слову.
Источник здесь
Вспомним три главных правила орфографии
1. Безударные гласные проверяются ударными.
2. Звонкие и глухие согласные пишутся перед другими звонкими и глухими так же, как перед гласными, сонорными и в в той же морфеме.
3. Мягкость согласных перед другими мягкими согласными обозначается только в том случае, если в той же морфеме согласный сохраняет свою мягкость и в положении не перед мягким согласным, иначе говоря, если его мягкость не вызвана позицией.
Эти три правила имеют всеобщий характер в том смысле, что относятся и к корням, и к аффиксам. Они совместно обеспечивают правильную передачу парадигмо-фонем на письме. Отступления от парадигмо-фонемного принципа имеют частный (и именно поэтому вызывают затруднения у пишущих, когда они обучаются письму).
М.В. Панов. Русская фонетика
08 февраля 2011
Играйте на здоровье!
Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Пусть каждый предложит все, какие только придут в голову, способы расклассифицировать, например, ребят в классе: на мальчиков и девочек; блондинов, шатенов, и брюнетов; отличников, хорошистов и троечников; сидящих у окна и сидящих у стены; любящих математику и любящих литературу и т.п. Важно следить, чтобы классификации были правильными: противопоставлять по одному и тому же признаку (нельзя девочек и отличников). Не должно оставаться элементов, не попавших ни в одну группу (нельзя делить только на блондинов и брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий). Группы, получившиеся в результате классификации, не должны поглощать одна другую (нельзя делить на мальчиков и футболистов). Побеждает команда, сумевшая найти больше вариантов. Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое другое. Очень интересно классифицировать своих знакомых. Главное – чтобы множество было всем известно и четко ограничено.
Источник здесь07 февраля 2011
...а теперь без ответов
•Укажите слова, в которых есть звук [к]
Кто, Бог, оккупация, акустический, парикмахер, четверг, смог бы, тягчайший, крепче, мягче, полегчало, ягдташ, постригся.
•Попробуйте прочитать в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова:
яр, люк, сад, лен, пол, парк, шум, туз, ешь, лей, юг, альт, араб, шел, порог.
Какие новые слова у вас получатся?
Кто, Бог, оккупация, акустический, парикмахер, четверг, смог бы, тягчайший, крепче, мягче, полегчало, ягдташ, постригся.
•Попробуйте прочитать в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова:
яр, люк, сад, лен, пол, парк, шум, туз, ешь, лей, юг, альт, араб, шел, порог.
Какие новые слова у вас получатся?
Вот вам фонетическая задача с ответом
•В книге «Правильно ли мы говорим?» писатель Борис Николаевич Тимофеев посвящает отдельную небольшую главу скоплениям гласных и согласных, знакомя читателя с некоторыми любопытными примерами. Вот один из них:
«- А может быть, вам желательно услыхать фразу, в которой бы стояли рядом девять(!) гласных?
- Извольте!
-Я знаю ее и ее июльское увлечение…»
Верен ли этот пример?
Ответ: Здесь идут подряд девять гласных букв, но не звуков. Из них шесть передают сочетание с согласным [ j ].
«- А может быть, вам желательно услыхать фразу, в которой бы стояли рядом девять(!) гласных?
- Извольте!
-Я знаю ее и ее июльское увлечение…»
Верен ли этот пример?
Ответ: Здесь идут подряд девять гласных букв, но не звуков. Из них шесть передают сочетание с согласным [ j ].
04 февраля 2011
КОТ ЧЕРНЫШ ЛЮБИТ ИГРАТЬ С КУРСОРОМ
В газете "Комсомольская правда" есть рубрика "Живой уголок", и под ней публикуются очень забавные материалы читателей. Вот я не удержалась, с котом Чернышом захотела вас познакомить.
Пишет Елена Строганова из Аксая:
«Нашему Чернышу 5 лет, он очень любознательный и шкодливый. Целыми днями, пока хозяева на работе, он спит. Как только я прихожу домой и сажусь за компьютер, Черныш тут как тут. Наш кот очень любит следить за тем, как я работаю. Иногда котяра пытается поймать курсор. Со стороны это выглядит очень забавно. Но чаще всего Черныш просто лежит на кровати, лениво развалившись и дремая. По характеру наш котяра ревнивец. Он терпеть не может, когда ему уделяют мало внимания. Иногда, когда я сажусь вязать, он запрыгивает ко мне на колени и начинает слегка покусывать за руки. Мол, отложи все свои дела и просто приласкай меня. Приходится откладывать вязание в сторону и гладить Черныша по животику, как он любит».
Источник здесь
Карантин продлён
Карантин в школах города продлён до 10 февраля включительно. Так что не хворайте и, если здоровы, не забывайте об уроках.
03 февраля 2011
Ренессанс Стивена Кинга: возвращение Короля
Стивен Кинг по праву считается одним из самых экранизируемых писателей в мире — на его счету более сотни киноадаптаций рассказов, повестей, романов и несколько оригинальных сценариев. Но ввиду того, что короткие рассказы, раздутые до полного метра, мало походили на первоисточник, а романы, напротив, были слишком толсты и нуждались в кастрации, то, как итог, нормальные экранизации Короля Ужасов можно пересчитать по пальцам.
Сам автор с этим фактом давно смирился, как и его преданные читатели, но в последние дни из Голливуда приходят новости одна бодрей другой: уже целый ряд старых фильмов по Кингу обещано перелицевать и осовременить. Перековке подвергнутся "Оно", "Порождающая огонь", "Максимальное ускорение", "Противостояние", а теперь этот список пополнил еще и ремейк "Кладбища домашних животных". Надо отдать должное, о своем желании снять новую киноверсию сего хоррор-бестселлера представители Paramount заикались еще несколько лет назад, но никаких дополнительных новостей не последовало, и об этом заявлении все быстро забыли. Но события последних недель заставили проект восстать из небытия. Как сообщил один из сотрудников "Парамаунта", студия поручила Мэттью Гринбергу ("1408") подновить сценарий ремейка, еще с середины "нулевых" дожидающийся своего часа, и "приступила к поиску высококлассного режиссера".
Читать далее
Подписаться на:
Сообщения (Atom)