14 апреля 2011

XI Международный Пушкинский конкурс для педагогов-русистов



"Российская газета", правительство Москвы при поддержке МИД России и фонда "Русский мир" объявляют ХI Международный Пушкинский конкурс для педагогов-русистов стран ближнего зарубежья, Болгарии, Германии и Израиля.

Хотя погода холодная. Весенний прорыв


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Память о бабушке

У нас дома есть шкатулка. Она  красивая, но очень старая, поэтому мы редко её заводим.
Однажды я попыталась её завести, но она играла чуть слышно. Пришлось нести её в ремонт.
В мастерской, когда я туда вошла, меня просто оглушило многоголосие. Это звучали мелодии, исполняемыми разными собранными там шкатулками. Многие из них мне показались звучными, ласкали слух, однако, когда местер исправил  мою шкатулку, её звучание было для меня самым милым, самым звонким. Я буду хранить эту шкатулку, потому что она досталась мне  от бабушки.
Милена С., ученица 5 класса.

13 апреля 2011

ФОРМЫ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ (КОМПАРАТИВ)

В дополнение к материалу учебника и для тех, кто интересуется русским языком  и хочет узнать больше по теме "Степени сравнения прилагательных", предлагаю ссылку на академическую грамматику русского языка. Здесь приведено много примеров образования  форм сравнительной степени прилагательных. Следовательно, этот материал можно использовать как справочный. Призываю вас -- полюбопытствуйте.
§ 1342. Форма сравнительной степени, или компаратив, – это форма прилагательного, обозначающая, что названный ею качественный признак представлен в большей степени, чем тот же признак, названный формой положительной степени (или, что то же самое, исходной формой прилагательного). Форма сравнит. степени не имеет морфологических значений рода, числа и падежа и относится к морфологическому разряду неизменяемых слов (см. § 1120).

Примечание. К формам сравнит. степени не относится описательное выражение сравнения с помощью форм более или менее: более веселый, более интересный, менее веселый, менее интересный. Слова более или менее в этих сочетаниях сохраняют свое лексическое значение, и это препятствует их превращению в показатель морфологического значения и, следовательно, превращению сочетаний типа более грустный, менее веселый в аналитические формы сравнит. степени.
Читать дальше 

Найди прилагательные в сравнительной степени

http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3960d8-0a01-0355-0136-ab7920bffa66/%5BRUS67_02-104%5D_%5BIM_084%5D.swf  текст № 1

http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3960e3-0a01-0355-01e4-d6eff0e57a69/%5BRUS67_02-104%5D_%5BIM_090%5D.swf  текст № 2

...суффикс плюс приставка по-

К уроку русского языка в 6 классе  http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3960bb-0a01-0355-015a-191eaf214ce0/%5BRUS67_02-104%5D_%5BIA_087%5D.swf По этой ссылке таблица образования простой сравнительной степени прилагательных при помощи суффикса и приставки по-.

Тест "Простая сравнительная степень прилагательных"

  Нажми на ссылку и проверь, хорошо ли ты умеешь образовывать сравнительную степень прилагательных. Пригодится в жизни. Ведь так часто приходится нам сравнивать всё и везде!

Дождь в Астрахани -- это тоскливо...

Уже какой день у нас идёт дождь. Совсем не характерная для Астрахани погода. И нам не просто грустно от этого -- тоска зелёная, потому что привыкли мы к яркому весеннему солнышку, тёплому ветру и клейким молодым листочкам на деревьях. Так обычно бывает  в апреле. Дождь ещё и большая транспортная проблема для всех, потому что проезжая часть улиц, как говорят, всклень залита водой: машинам под днище, а пешеходы могут преодолеть эти "реки" вброд только в болотных  сапогах. Некоторые ребята сегодня не добрались до школы: упали в лужи или просто не на чем им было доехать... Уж сколько всё твердит народ о  ливневой канализации в нашем городе, но  так и не справляется система с этой напастью  -- дождём, который приносит нам  какой-нибудь циклон. На этот раз, как сообщают синоптики,  каспийский. Ожидается же вскорости черноморский...

Маленькая, меньше, самая маленькая

К уроку  русского языка в 6 классе. http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3960cf-0a01-0355-0149-43d6b598e229/%5BRUS67_02-104%5D_%5BIM_082%5D.swf Ещё один анимированный рисунок, иллюстрирующий  тему образования степеней сравнения прилагательных.  Теперь "Матрёшки".

Музыка словно распускающийся цветок

Пятиклассники писали мини-сочинение о музыкальных шкатулках. Я решила опубликовать некоторые работы. Очень они трогательны по своему звучанию.
Неожиданно ранним утром я услышал тихую мелодию. Как будто кто-то тихонько разговаривал со мной. Это заиграла шкатулка, которая давно уже молчала, и о ней все забыли.
Музыка была  мелодичной и нежной, как цветок. Она постепенно раскрывалась вместе с солнечными лучами. Сначала медленно, потом всё убыстряясь, боясь опоздать  к началу нового дня. Наконец, зазвучала во всей своей красоте. После этого полилась другая музыка, призывая радоваться жизни и солнышку. Переливы мелодии становились тише и тише, и шкатулка замолчала.
Никита Р., ученик 5 класса.

12 апреля 2011

Яркая, ярче, ярчайшая

http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3960c6-0a01-0355-013f-9276d8e48729/%5BRUS67_02-104%5D_%5BIM_082A%5D.swf   По ссылке анимированный рисунок "Яркая звезда" -- наглядное пособие к уроку по теме "Степени сравнения прилагательных". Весьма наглядно и, как говорят современные молодые люди, в сегодняшнюю космическую тему

Интерактивная таблица "Степени сравнения прилагательных"

К уроку русского языка в 6 классе.  http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3960a8-0a01-0355-008d-5485d24cefe5/%5BRUS67_02-104%5D_%5BIA_083%5D.swf  Нажми на ссылку, откроется интерактивная таблица "Степени сравнения прилагательных". Потренируйся -- лучше запомнишь способы образования  степеней сравнения прилагательных.

Вернёмся к земному. Задачка из "Русского медвежонка"

Даны фрагменты стихотворения Юлиана Тувима «Азбука» в переводе Сергея Михалкова. "АЗБУКА".
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!

Ф, бедняжку, так раздуло – не прочесть ее никак!
Букву * перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква * совсем сомкнулась –
Превратилась в букву *.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
Вместо некоторых букв стоят звездочки. Вместо каких?
(А) Р, С, О;   (Б) Ь, С, О;    (В) Р, Б, В;   (Г) Ъ, Э, О;    (Д) Р, М, И.
(4-5 классы, 2009 г., автор – А. С. Бердичевский)

К ЗВЁЗДАМ! ЧТОБЫ ПОНЯТЬ СУТЬ МИРОЗДАНЬЯ

макет Солнечной системы - 2
«макет Солнечной системы - 2» на Яндекс.Фотках

ЛАЙКА
«ЛАЙКА» на Яндекс.Фотках

В высь
«В высь» на Яндекс.Фотках

Сегодня исполнилось 50 лет полёту Юрия Алексеевича Гагарина в космос

Первый снимок Юрия Гагарина после посадки.
Столб, установленный на месте посадки первого космонавта.
Источник здесь

Я хорошо  помню день 12 апреля 1961 года. У нас был урок физкультуры. Учитель, бывший кадровый военный, никогда не допускавший нарушений дисциплины, почему-то опаздывал на урок.  Мальчишки, те сразу нашли себе занятие: по очереди что есть силы били по воротам, а мы, девчонки, усевшись на лавочках, грелись на апрельском солнышке. Правда, оно то выглядывало и припекало, то скрывалось за облаками. Солидный Фёдор Андреевич как-то непривычно поспешал к нам, почти бежал. У него хватило выдержки  выстроить нас в колонну по одному. Но волнение было так сильно, что голос у него срывался. "Ребята! Только что по радио сообщили, что наш человек вернулся из космоса", -- торжественно провозгласил он. Ошеломлённные, мы минуту молчали, а потом  стали уточнять подробности,  кричали "Ура!",  прыгали и обнимались. Тогда все, даже дети,  могли оценить величие произошедшего события и  гордились тем, что первым в космосе  побывал советский человек. Представитель нашей великой Родины. Она была именно великой, и люди искренне любили её и радовались каждой новой победе. Первому искусственному спутнику Земли  с гордым именем "СССР". Успешным полётам наших замечательных четвероногих космонавтов.  Новым заводам и фабрикам и многочисленным новостройкам. Пусть жили мы бедновато, но в нас жило чувство гордости за страну, у нас были светлые мысли и надежды...

11 апреля 2011

ИТОГИ КОНКУРСА БЛОГОВ
Мой  блог занял 2 место во всероссийском конкурсе "Творческая мастерская 2.0"
на сайте PEDSOVET.SU
в номинации "Блог педагога"
Итоги конкурса здесь

"Ну что вам рассказать про барбарис..."

Ну что вам рассказать про барбарис...
А где-то уже распустился барбарис. На Дальнем Востоке или на юге Франции (читаю, к примеру, об этом в блогах. У барбариса красивые жёлтые цветы и  вкусные ягоды, которые могут висеть на ветвях до самого Нового года. А ещё у него очень яркая разноцветная листва. Посмотрите на снимок. Поистине удивительное  разнообразие  видов и форм жизни вокруг! Любуйся и наслаждайся сполна.
«Ну что вам рассказать про барбарис...» на Яндекс.Фотках

Попробуй произнеси эти слова -- язык сломаешь!

Слова с 6 согласными подряд:
«адъюнктство», «бургомистрство», «контрстратегия», «предпразднство», «ротмистрство»;
слова с группой из 6 букв, состоящей из согласных и мягкого знака, идущих подряд: «герольдство», «фильтрпресс»;
слово с 5 гласными подряд: «чиуауа» (порода собак), у этого же слова рекордное соотношение согласных и гласных — 1/5;
слова с 4 гласными подряд: «метеоаэробюллетень», «радиоаэронавигация», «радиоаудитория», «лауэит»;
слово, в котором две группы по 3 гласных подряд: «гидроаэроионизация».
Источник здесь

Полнота / краткость прилагательных

В дополнение к уроку русского языка в 6 классе о полных и кратких прилагательных.
Качественные прилагательные имеют полную и краткую форму.
Краткая форма образуется присоединением к основе положительной степени окончаний:  для мужского рода, для женского, -о / -е для среднего, -ы / -и для множественного числа (глубок-, глубок-а, глубок-о, глубок-и).
Не образуется краткая форма от качественных прилагательных, которые
1) имеют характерные для относительных прилагательных суффиксы -ск-, -ов-/-ев-, -н-: коричневый, кофейный, братский;
2) обозначают масти животных: каурый, вороной;
3) имеют суффиксы субъективной оценки: высоченный, синенький.
Краткая форма имеет грамматические отличия от полной формы: она не изменяется по падежам, в предложении выступает преимущественно как именная часть сказуемого (случаи типа красна девица, бел горюч камень являются фразеологизированной архаикой); краткая форма выступает как определение только в обособленной синтаксической позиции (Зол на весь мир, он почти перестал выходить из дома).
В позиции сказуемого значение полной и краткой формы обычно совпадает, но у некоторых прилагательных между ними возможны следующие смысловые различия:
1) краткая форма обозначает чрезмерное проявление признака с негативной оценкой, ср.: юбка короткая — юбка коротка;
2) краткая форма обозначает временный признак, полная — постоянный, ср.: ребенок болен — ребенок больной.
Есть такие качественные прилагательные, которые имеют только краткую форму: рад, горазд, должен.
Источник здесь

Подлинная записка Ю.А. Гагарина


Интересные подробности о том, как проходил первый космический полёт, какие нештатные ситуации возникали в нём, что делал Юрий Алексеевич, находясь на орбите и после приземления, можно найти здесь


10 апреля 2011

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКАТУЛКИ

Эти картинки как иллюстрации к завтрашнему уроку русского языка в 5 классе. Будем писать изложение о музыкальной шкатулке.
Музыкальная шкатулка от Giglio, Италия.
Шкатулка музыкальная "Императрица" фото

ЖИЛЬЦЫ СТАРОГО ДОМА

Завтра  пятиклассники будут писать изложение по фрагменту рассказа К.Г. Паустовского "Жильцы старого дома" о музыкальной шкатулке. Перечитав этот рассказ, я с увлечением прочитала и другие рассказы писателя, помещённые здесь. И спешу поделиться с вами впечатлениями о том удовольствии, которое получила от чтения. Полюбопытствуйте, откройте ссылку, -- уверяю вас,  не пожалеете потраченного времени. Этот совет адресую не только ученикам 5 в класса, но и шестиклассникам.

ЖИЛЬЦЫ СТАРОГО ДОМА
Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы.
Однажды черный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тер изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пес стоял рядом. Одно ухо у него завернулось. Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану - хотел обнюхать этого загадочного зверя.
-- Ах, вот как!
Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.
Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть...
Читать дальше 

Я очень, я очень сосиски люблю. Кто же я?

Вот такое мини-сочинение от лица своего домашнего питомца написала Марина С.

Меня зовут Барон, мне три года. Я живу в большой клетке. Это мой дом. Мне там очень удобно. Кормят меня хорошо, утром и вечером. Особенно я люблю, когда мне дают колбасу или сосиски. Это моя любимая еда. Выпускают из клетки меня вечером во двор. Я очень люблю играть со своей хозяйкой, особенно в мяч. Она меня очень любит и заботится обо мне.