15 мая 2011

Что такое парафраза?

Парафраза – пересказ своими словами чужих мыслей, идей или текста. Парафраза состоит в замене слов, фразеологических оборотов или предложений при использовании чужого текста, взятого из любого опубликованного источника. Любая парафраза чужого текста должна сопровождаться ссылкой на источник. Не допускается также составлять свой текст из нескольких парафраз из одного или из большего числа источников, соединяя их отдельными своими словами или даже предложениями или заменяя отдельные слова в оригинале. Использование парафраз свидетельствует о чрезмерной зависимости от чужих материалов и рассматривается как плагиат.
Источник здесь

Задача «Плагиат»

Сейчас в школе активно обсуждается проблема оценивания вообще и письменных творческих работ в частности. Одним из принципов оценивания является ясность критериев оценки для ученика. То есть предполагается специальная работа по выработке/обсуждению критериев вместе с учениками. Предлагаемая задача может быть включена в эту работу при обсуждении критерия «самостоятельность»: насколько работа должна и может быть самостоятельной, как использовать информацию из различных источников, как работать с чужим текстом.
Приведенный в задаче текст о плагиате может помочь в разработке школьного положения о творческих работах.
Задача "Плагиат" здесь  Интересно и для учителей, и для учеников.

Диалог языков в процессе обучения русскому языку

Идея о необходимости единого подхода к изучению языковых дисциплин имеет давнюю историю и связана с именами таких больших ученых, как К.Д. Ушинский, Л.В. Щерба, Л.С. Выготский. О пользе сопоставления учащимися фактов из разных языков говорил еще И.А. Бодуэн де Куртенэ. Интересно, насколько близкими друг другу в этом отношении оказывались мнения психолога Л.С. Выготского и лингвиста Л.В. Щербы.
Полностью читать здесь

Влияние Интернета на культуру и образование подростков

Нас – 60 миллионов, значит, каждый день создаётся не менее 100 миллионов конспектов учебных занятий, а может и больше. И перед каждым педагогом стоит вопрос – с чем я выйду к учащимся завтра? И каждый отвечает на этот вопрос по-разному. У некоторых до сих пор старые, годами не обновлявшиеся, конспекты занятий, а, значит, некачественный продукт. А может воспользоваться идеями миллионов???
Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: « Интернет - это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования». И с этим трудно поспорить. По масштабу своего воздействия на мировую культуру феномен Интернет сопоставим с изобретением письменности и книгопечатания. Если традиционная книжная культура существует на основе текста, то с появлением Интернет формой организации культурного пространства становится гипертекст. На смену линейной последовательности книжного текста приходит бесконечно ветвящаяся, многократно пересекающаяся, прерывающаяся и вновь сплетающаяся в сеть последовательность виртуального текста.
Интернет способствует развитию культуры в двух направлениях. Первое связано с размыванием национальных границ культуры, преодолением языковых барьеров, разрушением перегородок между такими формами культуры, как наука, искусство, образование, досуг и т.д. Второе связано с тем, что в этой культуре для каждого человека возникает возможность не только пассивно воспринимать содержание культуры, но и влиять на мир культуры. С приходом Интернет подрываются основы монологического начала в культуре, что означает закат культур "закрытых", несущих в себе потенциал всевозможных конфликтов на межэтнической, конфессиональной, национальной или партийной почве.
Таким образом, Интернет возвещает о рождении культуры глобального диалога (культуры как диалога культур), "открытой" культуры, в которой каждый из участников имеет свой голос, ведет свою партию, может присоединить свой голос к голосу других или влиять на общее звучание.
Читать дальше

ЦВЕТЁТ СИРЕНЬ

Ах, карнавал! Ах, карнавал!

В слове карнавал скрывается загадка.
В итальянском языке carne -- мясо,  vale -- прощай. Выходит, карнавал -- "Мясо, прощай!"? Что же это значит?
Перенесёмся в 13 век, в Италию, где добрые жители под руководством папы римского истово верили в Бога и очень любили веселиться. Как и русские, перед Великим постом итальянцы праздновали Масленицу, после которой на мясную пищу налагался запрет  -- на целых семь недель! В последний день  Масленицы жители пытались наедаться мясом почти на два месяца вперёд, гуляли по улицам, танцевали, пели озорные песни. Но в первый день Великого поста обращали свою душу к молитвам.
Вспоминая, как весело провели праздник, они называли эти дни карнавалом. Спустя семьсот лет уже почти никто не помнит, как возникло это слово, но все в мире любят яркие карнавальные шествия.

Слова -- ветер, а бранные слова -- сквозняк, который вреден.
У. Шекспир

У нас, в дельте Волги


Посмотреть на Яндекс.Фотках

ЛИРИЧЕСКОЕ

И снова  удар,
И снова осколки,
Горе, печаль, плач и тоска.
И снова удар,
И сердце разбито.
Прощай, моя милая!
Прощай навсегда!
Сергей С., ученик 8 класса

Велокросс. Наша школа в числе призёров!



Сегодня в городском велокроссе наша школа заняла 3 место. Получены соответствующие дипломы, грамоты и премия в размере 30 тысяч рублей. Героем дня стал ученик 9 а класса В. Котельников. Он финишировал третьим. Всего в кроссе участвовало около 2 тысяч человек.

14 мая 2011

Зачем ИКТ на уроках русского языка?

Использование новых информационных технологий, как показывает наш опыт, позволяет решать очень важные задачи. И среди первых следует назвать повышение интереса к русскому языку (в компьютерный класс не надо приглашать дважды). Разумеется, решается и главная задача – выработка устойчивых орфографических и пунктуационных навыков. Кроме того, расширяются рамки школьной программы по русскому языку, обогащаются лексикон учащихся, их кругозор. У ребят формируются навыки пользования мультимедийными предметными программами, уверенность в работе с ними, умение вести диалог с компьютером (иначе говоря, они смогут «разобраться» с интерфейсом любой учебной программы).
Источник здесь

Подробное или сжатое изложение: что легче?

Восьмиклассники писали подробное изложение (в соответствии с календарно-тематическим планом) художественного текста, в котором есть и диалог, и прямая речь (мысленный разговор героя), и немного описания внешности героя, и главное -- его размышления. Детям это показалось сначала очень трудным, но с заданием: подробно, с сохранением стиля и языковых особенностей пересказать текст -- они справились неплохо. Выполнение творческого задания  меня, однако, совсем не устроило. Большинство учеников не сумело  дать развёрнутый ответ на вопрос. Учить этому надо. Как, впрочем, и многому другому. В преддверии девятого класса это ощущается очень остро. 

13 мая 2011

Там, за горизонтом, там...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Blogger "тормозил" целый день

Так как я в блогосфере не так давно -- года ещё нет, с подобной ситуацией я столкнулась впервые. Сегодня  не было возможности войти в Панель управления и  разместить посты. Оказалось, что  на Блоггере велись технические работы, и там что-то пошло не так. В результате  в блогах пропали вчерашние сообщения, и некоторые блогеры  немножко попаниковали. Как быстро, однако, привыкаешь к  хорошему, удобствам  телекоммуникации, например, и совсем забываешь, что всякое может случиться... и  однажды мир может полететь вверх тормашками...
 Удачи всем! Возвращаемся на круги своя, то есть на страницы  блогов, и продолжаем там самовыражаться в меру своих сил. 

Принц кошачьего царства

принц кошачьего царства
«принц кошачьего царства» на Яндекс.Фотках

12 мая 2011

НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЙ ОБЗОР

А всё-таки это здорово, что мы ведём блоги и читаем их друг у друга. Сегодня Светлана Георгиевна Ясинская в своём блоге "Учитель словесности" представляет хит-парад Тотального диктанта (кстати, занятную форму контроля грамотности кто-то придумал). В блоге Аллы Соколовой  рассуждают и доказывают, разбирают и собирают слова (хорошее подспорье для учеников блог "После уроков"). Французская домохозяйка Nadya Pommier любуется закатом и наступающей ночью и спасает от поедания ужом лягушонка (очень мне нравится читать про жизнь заграничную!). Марина Курвитс на своей волне даёт ссылки на сервисы, с помощью которых можно  создать карты для самоконтроля (полезный блог у неё для начинающих и продвинутых блогеров и учителей, которые пытаются внедрить на своих уроках ИКТ). Из блога "Такая разная математика" Натальи Львовой узнала о математических способностях обезьян. Как всегда, интересно в блоге "Читать -- это круто!" Успела узнать все новости, а у себя разместить, кроме этого сообщения, ничего не смогла. Уже поздно. Но день заканчиваю с чувством исполненного долга. Пролистала свои любимые блоги...

10 мая 2011

Один во всём мире

Геленджик, май 2011
«Геленджик, май 2011» на Яндекс.Фотках

Морфологический разбор относительного прилагательного

http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3962ad-0a01-0355-01f3-b53692d078c1/%5BRUS67_03-107%5D_%5BML_122A%5D.swf   -- Пошаговая мультимедиа демонстрация разбора относительного прилагательного. Предназначена для поддержки темы "Имя прилагательное". В дополнение к материалам урока.

Морфологический разбор качественного прилагательного

 По этой ссылке   http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3962a0-0a01-0355-00d6-6725a4d6929b/%5BRUS67_03-107%5D_%5BML_121%5D.swf   озвученная мультимедиа демонстрация разбора качественного прилагательного. Предназначена для поддержки темы "Имя прилагательное". В дополнение к материалам урока.

Пробный экзамен

В числе других экспертов проверяла работы 9-классников на пробном экзамене  по русскому языку. О результатах в целом по городу сказать не могу. Мне  же, к сожалению, пришлось проверять очень слабые работы, и я поставила 8 двоек в классе, в котором всего 21 ученик. Ребята не справились с заданием части 1 (сжатое изложение) и части 3 (сочинение-рассуждение), показали низкий уровень грамотности.  Я согласна с  коллегами, что предпочтительнее ориентировать учеников, особенно тех, кто посредственно усвоил программу, на написание сочинения на лингвистическую тему.

О советских поэтах, которые не дожили до дня Победы

Поэты, погибшие на Великой Отечественной войне, были в чести и моде в 1960-е годы. Их имена были высечены на мемориальной доске в Центральном доме литераторов, их стихи читали там 9 мая… И это было не только официальное признание. Известный собиратель и хранитель андеграунда Константин Кузьминский писал в 1-м томе «Голубой лагуны»: «Символом нашего времени стало поколение погибших. Коган, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий, Николай Отрада – три выпуска Литинститута погибло в первые два месяца войны».


Слева направо: Николай Майоров, Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Николай Отрада, Михаил Кульчинский
 Их поэтический опыт – крутой замес жестокого реализма на энергии пассионариев – пришелся кстати и Семену Гудзенко. Он-то действительно стал поэтом только на фронте, и там же написал классное стихотворение «Перед атакой» (1942):
…Сейчас наступит мой черед.
За мной одним идет охота.
Будь проклят сорок первый год
и вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв. И лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо…
Заканчивалось стихотворение страшной и точной подробностью, восхитившей когда-то Эренбурга: «…и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую».
Гудзенко принадлежит и знаменитое:
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
(«Мое поколение», 1945)
Читать полностью здесь

09 мая 2011

С ПРАЗДНИКОМ!

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

И выйду я из боя невредим

Это военная фотография моего любимого свёкра Александра Петровича Толчаницына, старшего лейтенанта, командира взвода стрелкового полка, начавшего  свой воинский путь в  сентябре 41-го и закончившего его в июле 45-го. Через всю войну,  в составе трёх фронтов, до самого Берлина...На обороте этой фотографии рукою Александра Толчаницына красивым, старательным почерком переписаны стихи маленькому сыну любимому Эдику, моему будущему мужу.
                                             Роса обмоет пыльные цветы
                                             В последней день тоски и нашей муки
                                             Я возвращусь. Любимый, ты
                                             Ко мне протянешь ласковые руки.
                                             В тот светлый день  улягутся в груди
                                            Тоска и грусть, печали и тревоги.
                                            И лишь за нами где-то позади
                                            Останутся военные дороги.
                                            И ты поймёшь, что их в огне пройти
                                           Для всех живых была трудна задача.
                                           Но выйду я из боя невредим --
                                           Не может быть, любимый мой, иначе!


...красавицы просились на войну

На этой фотографии  моя красавица мама, Нина Ивановна Халяпина. Она сфотографировалась 28 января 1944 года в Днепропетровске. Шёл ей тогда 21 год, и на фронте она была уже больше двух лет. Деревенских девчат с началом войны направили рыть окопы под Сталинградом. Хоть и привычными они были к  крестьянской нелёгкой работе, но здесь было очень трудно. Мучили холод, слякоть, хотелось есть и спать. Попробуй покидай  неподъёмную  мокрую глину из ямы на бруствер. Готовились укрытия для наших войск. Фронт катился к Волге. ...Они с подружками попросились в действующую армию, и их взяли. Мама попала в авиационный полк, который осуществлял прикрытие наших войск. Это было время, когда наши отступали. Через Днепр на чём придётся, в сторону  Ростова, потом на Кавказ. Горели  нефтяные промыслы в Грозном и окрестностях. Паника и неразбериха, но в полку всегда порядок и строгость в соблюдении дисциплины. Элита армии, лётчики, перед ними благоговели, но и они держали высоко марку офицеров военно-воздушного флота. Молоденькие девушки, как моя мама, обеспечивали аэродромное обслуживание. Мама подвешивала бомбы  к самолётам, потом служила на КП, следя за показаниями радара и отмечая на карте курсы самолётов. ...От предгорий Кавказа она со своей частью дошла, долетела. добралась  до  границы Западной Украины, до Львова и здесь встретила Победу. Помню, она рассказывала об этом дне. Было яркое солнечное утро, будто в праздник, на Пасху. Весна. Буйствуют в цвету сады. Кругом всё зелёное. Запах сирени... И беспорядочная стрельба, шум, крики: "Победа! Победа! Победа!" С войны мама привезла"трофей" -- вычурный тончайшей выделки фарфоровый  кувшин-чайник, который, как драгоценную реликвию, бережёт нынче моя сестра. И  душу моей мамы упокоил Господь... Спасибо вам, дорогие наши родители, что уберегли отчую землю и дали нам жизнь. И пусть в том, вашем теперешнем мире, тоже сегодня будет праздник -- День Победы!