02 сентября 2011

Морские ежи

Морские ежи.
«Морские ежи.» на Яндекс.Фотках
Каких чудес на свете не бывает!

Проект критериев оценивания заданий ГИА-2012 по русскому языку

Планируются ли изменения в критериях оценивания экзаменационной работы по русскому языку в новом учебном году?  
Рассмотрим ПРОЕКТ системы оценивания экзаменационной работы по русскому языку в 2012 году.
Проверка заданий А1–А7; В1–В9
Здесь ничего не изменилось:
за верное выполнение заданий А1–А7 и В1–В9 экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание,
за неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
А вот максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 16 тестовых заданий (раньше - 17 заданий) части 2 работы, уменьшилось на 1 – 16 баллов.
Критерии оценивания задания С1 (изложения)Уменьшился на 1 пункт критерий ИК2, т.к. сократилось количество микротем в тексте для прослушивания (было 4, стало 3). Всё остальное осталось без изменения.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения С2.1
Претерпели некоторые изменения критерии С1К1, С1К2 и С1К4 в связи тем, что изменилась формулировка сочинения на лингвистическую тему.
Изменилось и максимальное количество баллов по критериям С1К1-С1К4: было 7, стало 9.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения С2.2
Критерий С2К4 (Композиционная стройность) стал более развёрнутым, он содержит 4 пункта, а не 2, как было раньше. Соответственно увеличилось на 2 балла максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1-С2К4: было 7, стало 9.
Критерии оценки грамотности ГК1 - ГК4 и фактической точности ФК1
Критерии оценки грамотности и фактической точности остались без изменения.
Максимальный балл составляет, как и прежде, - 10.
Изменился лишь верхний предел суммарного объёма сочинения и изложения: если в 2011 году он составлял 290 слов, то в 2012 году верхний предел не ограничен.
Цитирую:
"При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов". (2012 год)
 "При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140–290 слов". (2011 год).
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, увеличилось на 1: было 41, стало 42 балла.

Не забывайте о том, что это только лишь ПРОЕКТ! За изменениями следите на сайте ФИПИ .
Источник здесь 

Словообразование

Творческое задание 1
Поэты любят играть со словами, образовывать новые. Вот посмотрите, что придумал Даниил Хармс. Какое из этих существительных, по его мнению, образовалось приставочно-суффиксальным способом?

"Гибель уха – глухота,
Гибель носа – носота,
Гибель нёба – немота,
Гибель слёпа – слепота."

Творческое задание 2
Известны ли вам способы:
1) Как из одного рукава сделать безрукавку?
2) Как из стакана сделать подстаканник?
3) Как сделать сруб без топора?
4) Как превратить обычное кресло в качели?
5) Как увеличить или уменьшить предмет без лупы?
6) Как сделать пруд?
Источник здесь 

«Дом Маленького принца» откроется через три года

В городке Сен-Морис-де-Реман в 40 км от Лиона, в родовом поместье знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, через три года откроется музейный комплекс «Дом Маленького принца». Здесь юный Экзюпери часто проводил свои летние каникулы.
На протяжении 20 последних лет наследники писателя и его почитатели вели работу по созданию здесь мемориала. Дело в том, что во Франции до сих пор нет музея Антуана де Сент-Экзюпери, а обломки самолета, на котором писатель и военный летчик совершил свой последний полет, находятся в Музее воздухоплавания и космонавтики в парижском предместье Ле Бурже. Недавно мэрия города Сен-Морис-де-Реман решилась взять в банке кредит и за 950 тысяч евро выкупила поместье у его последнего владельца. В основном же создание «Дома Маленького принца» будет финансироваться за счет пожертвований спонсоров и меценатов. В ближайших планах – реставрация поместья. Потом туда привезут книги Экзюпери, исторические документы, фотографии и вещи, принадлежавшие ему.
Музей Антуана де Сент-Экзюпери в замке Сент-Морис-де-Реман откроется 29 июня 2014 года – в день рождения писателя и поэта.

01 сентября 2011

Вспомним о критерии Винокура и морфемном членении слова

О морфемном разборе и критерии Винокура.
Алгоритм  морфемного членения основы.
Как разбирать слова со связанными корнями.
Эти подсказки к урокам русского языка  вы найдёте по этой ССЫЛКЕ. 
Подсказка для учеников всех моих классов! 

ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ. Шпаргалка к урокам на завтра

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.
Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.
Орфография состоит из нескольких разделов:
1) написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;
2) слитное, раздельное и дефисное написания;
3) употребление прописных и строчных букв;
4) правила переноса;
5) правила графических сокращений слов.
Написание морфем (значимых частей слова)
Правописание морфем регулируется в русском языке тремя принципами – фонематическим, традиционным, фонетическим.
Фонематический принцип является ведущим и регулирует более 90 % всех написаний. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным. В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название – фонематический, морфематический, морфологический.
Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека), корней с чередованиями (слагать – сложить), дифференцирующих написаний (ожёг – ожог).
Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться реальное произношение, т. е. позиционные изменения звуков. В русской орфографии этот принцип реализован в трех орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся на з/с (разбить – распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание – роспись) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история – предыстория).

...процесс письма все же должен быть сознательным

Хотя идеалом и является механизация процесса письма, однако лишь до известного предела, за которым процесс письма все же должен быть сознательным. Внимание должно задерживаться на некоторых формах языка, быстро их анализировать и соответственно решать ту или иную орфографическую задачу. Уже из этого следует, что механизация процесса письма никоим образом не даст абсолютной грамотности, и даже больше - она обязательно приведет к полуграмотности,  так как не создаст привычки при писании анализировать языковые формы.
                                                                                                                                     Л.В. Щерба

С ДНЁМ ЗНАНИЙ!

Такую открытку прислала мне сегодня команда Интернет-педсовета с пожеланием не перетруждаться на уроках. С интерактивной доской и системой "Вотум", пожалуй, работать намного легче...

31 августа 2011

С ПЕРВЫМ СЕНТЯБРЯ!

Настроение лета
«Настроение лета » на Яндекс.Фотках

Приветствую тебя, молодой учитель!

К нам в школу на работу пришло несколько новых учителей. Притом среди них есть и  молодые, и очень молодые. С одной из них, Наташей, мы сегодня беседовали. Понравились мне её вопросы: о форме  календарно-тематического планирования,  о первом родительском собрании, об учебниках - сами учителя их покупают для себя или их дают  в школе, много ли она будет зарабатывать и как повысить свой разряд. Изо всех сил старалась раскрыть моей собеседнице привлекательные стороны  учительской деятельности, толковала о  радости, которую приносит  общение с детьми, о поистине королевской привилегии в нашей работе -- научить ребятишек всем премудростям, которыми владеем сами. А наша зарплата, Наташа, конечно, слёзы. Но  в нас нуждаются люди -- и мы идём.... "в огонь за честь Отчизны"... Звучит пафосно, однако альтруизм учителя достоин ещё более высоких слов. 

31 августа -- День блога

День Блога (BlogDay, БлогДень) — отмечается каждый год 31 августа. В этот день каждый пользователь публикует у себя ссылки на 5 других блогов отличных по тематике. Впервые праздник отмечался в 2005 году. Его придумали на Западе.
Как говорится на официальном сайте организаторов, «блогеры обязательно должны иметь хотя бы один день, который можно было бы посвятить знакомству со своими коллегами из разных стран и с разными интересами».
Источник здесь 

К уроку безопасного интернета

Материалы  к уроку по безопасности использования Интернета здесь

30 августа 2011

За участие в интернет-конкурсе "Золотое пёрышко"

Моей ученице Зухре Шакировой пришла сегодня по почте благодарность за участие в Международном интернет-конкурсе детских литературных работ "Золотое пёрышко" по теме "Славлю имя твоё -- Мать!", проведённом Сообществом взаимопомощи учителей WWW.PEDSOVET.SU.  Сама я удостоилась благодарности за подготовку участника конкурса. Приятно!

ОХРАНА. Мои любимые спаниели

Охрана

«Охрана» на Яндекс.Фотках
Комментарий автора к снимку. В данный момент кокеры просто находятся у открытой калитки, хозяин находится во дворе. Дом двухэтажный, съёмный. На первом этаже живёт одна семья, у них тоже была собака ( может быть есть и сейчас, просто я давно её не видела). А на втором этаже этого дома живёт хозяин этих кокеров. Выгуливаются собаки только в поле неподалёку. Если по дороге случится "конфуз", хозяин собак обязательно убирает всё в пакетик. Многие собаководы этого не делают, но никто их за это не наказывает. Люди, как собаки, к чему приучишь. Эти кокеры хорошо выдрессированы, на дорогу никогда сами не выйдут, будут сидеть и ждать, когда хозяин разрешит. 

Классный собачий специалист

Сегодня в школу приходил кинолог с собачкой -- молодым коккер-спаниелем. Я наговорила ему комплиментов. "Смотри, чтобы хвост у тебя не отвалился, -- попеняла своему питомцу его хозяин-инструктор. Уж так любят, так любят эти собаки ласковые слова.
Кстати, узнала о  щенке нашей Ванессы, который служит в этом питомнике. Большой специалист по  обнаружению наркотиков! И кличут его по-императорски -- Гай Юлий Цезарь. У нас он  звался Персиком за свой нежно-персиковый золотистый окрас.

Готический Брюгге. Виртуальное путешествие

Gothic Bruges
«Gothic Bruges» на Яндекс.Фотках

Образование : прошлое и будущее


Добраться до сердцевины

Если мы посмотрим на ствол дерева, то заметим, что он  может быть толстым или тонким, стройным или корявым. Кора его может быть гладкой или шершавой, светлой или тёмной. Мы определим породу дерева, но не сможем сказать, как оно росло.
Если же мы посмотрим на спил, то по годовым кольцам сможем определить, как развивалось дерево, какой год был для него благоприятным, какой нет. Мы увидим не только годовые кольца, но и сердцевину.
С точки зрения современного русского языка мы выделяем в слове определённый корень. Но если посмотреть на историю слова, на то, как оно развивалось, то увидим, что корень можно выделить иначе.
Вот пример: с точки зрения истории языка слово знакомиться образовано от глагола знать. Но сейчас мы выделяем в нём корень знаком-.
Изучая происхождение слов, мы стараемся добраться до их сердцевины.

«ИМЕНА ЗЕМЛИ АСТРАХАНСКОЙ» зазвучат в школах

На итоговой конференции августовской региональной недели образования педагогической общественности был представлен проект «Имена Земли Астраханской». Как заявил министр образования В. Гутман, система образования региона будет активно участвовать в его осуществлении.
Целями проекта являются восстановление связи между поколениями, сплочение всех жителей области вокруг общего прошлого и знаковых исторических фигур, воспитание подрастающего поколения на примерах выдающихся земляков.
Огромный воспитательный и образовательный потенциал «Имен Земли Астраханской» предопределил активное участие в проекте учителей области. По сути дела, «Имена» становятся для астраханских педагогов хорошим подспорьем в работе. То, что дети не останутся равнодушными к новому проекту, гарантирует не только обращение к героике и историческим сюжетам, всегда популярным среди подрастающего поколения. Увлекательной является и сама концепция проекта: жителям области предстоит путем голосования определить «десятки» лидеров в трех номинациях – «Лица истории» (деятели прошлого, оставившие след в истории края), «Общественное признание» (современники, заслужившие уважение земляков) и, в сельских районах области – «Люди нашего района». Более того, каждый астраханец имеет возможность не просто проголосовать за предложенные кандидатуры, но и внести новые, по его мнению, наиболее достойные. И такое право предоставляется каждому жителю области, начиная с 7 лет.
Таким образом, с началом нового учебного года тысячи школьников будут постигать историю родного края в лицах и знакомиться с замечательными людьми, живущими на астраханской земле сегодня и делающими ее лучше и краше. Можно не сомневаться, что юные патриоты побудят к активному участию в проекте и пап с мамами, и дедушек с бабушками.
Голосование будет проходить как в интернете, так и путем заполнения анкет – их в каждый дом и в каждую квартиру берутся доставить добровольцы-волонтеры. Подведение итогов запланировано на начало ноября.
Источник здесь 

28 миллионов на поиски шпор

Минобрнауки объявило конкурс на разработку системы мониторинга опубликованных в интернете заданий к единому госэкзамену. Об этом пишут «Московские новости».
Ведомство готово заплатить 28 млн рублей компании, которая сможет эффективно отслеживать размещение тестов в сети. На первом этапе создания системы планируется выявить вручную все случаи утечки заданий за три прошедших года, после чего будет разработа автоматическая схема мониторинга.
Как сообщает «Интерфакс», во время выступления на педагогическом совещании в Майкопе президент России Дмитрий Медведев потребовал от чиновников принять меры, которые будут препятствовать нарушениям при проведении единого госэкзамена.
Глава государства напомнил, что в этом году при проведении ЕГЭ тексты заданий заранее попали в интернет, а кроме того, вместо некоторых выпускников экзамены сдавали студенты. Однако президент подчеркнул, что подобные факты «грубым нарушением установленного порядка» и свидетельствуют об отсутствии культуры, но ни в коем случае ни являются прямым следствием введения единого госэкзамена.
Источник здесь 

29 августа 2011

Букет из циний с калиной. Летнее настроение

Натюрморт из циний
«Натюрморт из циний» на Яндекс.Фотках

Среднеарифметическое число. Индийская притча

Люди из одной компании хотели переправиться через реку, которая находилась на их пути. Поскольку предводителем компании был математик, они попросили его произвести расчёты глубины реки с тем, чтобы знать, можно ли её безопасно пересечь. Он измерил глубину реки и сказал им, что проблем не будет — они могут безопасно переправиться. Но некоторые, когда переправлялись, утонули.
Оставшиеся в живых спросили математика:
— В чём дело? Почему они не спаслись?
Он ответил:
— Сейчас проверю, нет ли какой-нибудь ошибки в моем расчёте.
После проверки он не нашёл ошибки. Его расчёты были правильны, и он ответил:
— Цифры, которые я получил при вычислении, точны.
Люди тогда спросили:
— Так в чём же причина, что некоторые утонули? Разреши нам взглянуть, как ты делал!
Он объяснил им, как делал замеры воды. В одном месте глубина была два фута, в другом только один фут, в третьем — три фута, а в других — по десять футов. После сложения всех замеров вместе он произвёл деление и получил среднее арифметическое число — четыре фута. А при глубине четыре фута каждый мог безопасно перейти пешком. Этот человек был математиком.
Итак, нам не следует полагаться на среднеарифметическое число. Нам необходимо выходить из положения лёгким путём, держа также в уме наиболее худший вариант, который может встретиться на нашем пути. Таким образом, мы всегда будем готовы к любым опасностям, которые подстерегают нас. Если мы пренебрегаем ими и полагаемся только на лучший исход, то терпим провал.

Иерусалим. Виртуальное путешествие




Иерусалим. Храм Рождества Христова. Говорят,что это единственая икона, 
на которой Мария улыбается.
Иерусалим. Храм гроба господня

Храм гроба господня.

Встреча с интересным человеком

С Натальей Анисимовной Леухиной, учителем-методистом гимназии  № 3, преподавателем МХК, методистом Астраханского  института повышения квалификации, мы сотрудничаем  с позапрошлого года. Точнее  сказать, я пользуюсь  продуктами труда Натальи Анисимовны: преподаю мировую художественную культуру по её авторской программе "Страницы отечественной  культуры. Лики  русской духовности  от язычества до средневековья". Сегодня провела  час-другой в обществе  этого интереснейшего человека, милой обаятельной женщины и получила от общения огромное  удовольствие,  а вместе с ним направление, чему учить на уроках МХК теперь уже в 9 классе и как учить лучше. Н.А., конечно, снабдила  методическими материалами. А её рассказ о посещении священных мест в Израиле просто очаровал: живой, профессиональный -- будто сама там побывала...  

Августовский педсовет

Сегодня состоялся школьный педсовет по итогам года прошлого и задачам на новый учебный год. Итоги у нас, конечно, хорошие, но многое предстоит ещё сделать. Учителя начальной школы, например, написали по новым ФГОСам рабочие программы.  Вызывает  наряду с положительными  эмоциями это обстоятельство недоумение. Учёные мужи оценивают  стандарты как бросовые, а учителям приходится приспосабливаться.  Новые СанПины любопытные. О сокращении  времени на домашние задания тоже занятно. Ещё третий час физкультуры в неделю. Всё, в общем-то, правильно, но как это  будет внедряться и какую пользу принесёт. С реформированием нашего образования получается, как в известной сказке, надо бежать всё быстрей и быстрей, чтобы оставаться на месте...