17 сентября 2011

П.И. Чайковский. "Времена года"

На уроке литературы знакомились с обрядовыми народными песнями.  Тут   музыка, посвящённая масленице. Послушайте на досуге.

16 сентября 2011

Народные песни. К уроку литературы


КАМЕННАЯ ПТИЦА

Каменная птица.
«Каменная птица.» на Яндекс.Фотках

Светлое и Тресветлое Солнце

Светлое и Тресветлое Солнце -- безличное всемогущее божество. Оно -- главная действующая сила в космосе, в природе и на земле, оно -- хозяин света и тьмы, кровавых зорь, туч, молний, возвещающих поражение Игоря, буйных ветров, зверья и птиц. Светлое и Тресветлое Солнце вездесуще и всемогуще, ибо от него зависит жизнь и смерть всего, что есть в природе, не исключая и человека. Светлое и Тресветлое Солце -- средоточие высшей мудрости, и в "Слове...." оно предсказывает судьбу безрассудного  похода князя Игоря. Светлое и Тресветлое Солнце -- высший справедливый судия, бог, карающий русичей за безверие  и буйное самовольство, но и милосердно снисходящий к мольбам Ярославны и русских женщин, сполохами северного сияния указываюший путь на Русь осознавшему свою вину, бежавшему из плена князю Игорю.

Кто есть кто в "Слове о полку Игореве"

Святослав Третий Всеволодович (1120 -- 1194) -- великий князь киевский, внук Олега Святославича (Гориславича); был киевским князем во время событий, описанных в "Слове...". Святослав -- носитель основной идеи, организующий весь художественный мир поэмы, -- идеи объединения Руси под началом самого мудрого и авторитетного князя для обороны от врагов, для сохранения независимости родины в целом и каждого княжества в отдельности. Святослав показан не только как государственный муж и полководец, но и как человек.
Ярослав Осмомысл (1130 -- 1187) -- праправнук Ярослава Мудрого, галицкий князь. Только к Всеволоду Большое Гнездо и Ярославу Осмомыслу автор обращается подчёркнуто персонально, без упоминания его братьев или других князей.
Ярославна -- жена князя Игоря, дочь князя Ярослава Осмомысла. В комментарии к первому изданию "Слова..." названо имя Ярославны -- Ефросинья.. Древнерусский источник этих сведений неизвестен.
Источник: учебное пособие "Литература. 9 класс". Авторы Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин. М. "Русское слово", 2011.

Подготовка к заданию А4 (согласные звуки)

Продолжаем подготовку к заданию А4 (см. проект ДЕМО-2012 или анализ проекта).
В предыдущей статье мы подробно останавливались на гласных  звуках. Теперь настал черёд согласных.
Читать полностью здесь   (По уши в ГИА) 

Тесты по грамматике русского языка. Часть 1 - Орфография


Тестовый комплекс “Грамматика русского языка: Часть 1” – это электронная реализация книги Н.Ткаченко. Учебник призван помогать школьникам и студентам проверять и совершенствовать свои знания в области русского языка. Содержание комплекса полностью соответствует школьной и программе и направлено на помощь при сдаче промежуточных, выпускных и вступительных экзаменов, в том числе ЕГЭ. Тестовый комплекс включает в себя 185 тестов для обучения, закрепления материала и контрольной проверки.
Заказать и купить можно здесь

Какие бывают числительные?


  • Количественные числительные – обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т. д.
    Собирательные числительные – обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др.
    Порядковые числительные (счетные прилагательные) – числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая.
    Количественные числительные могут быть определенными и неопределенными (ср.: пять  и несколько); по своему строению – простыми (с одним корнем: пять, девять), сложными (с основой, состоящей из двух частей: пятьдесят, пятьсот, девяносто, девятьсот) и составными(состоящими из нескольких слов: двадцать пять, девяносто шесть).
    Источник здесь 

15 сентября 2011

Остров Робинзона Крузо (Isla Robinson Crusoe)


Завтра на уроке искусства (так теперь именуется прежний предмет МХК) мы будем говорить об эпохе Просвещения, о  западноевропейской литературе и, в частности, о романе Д. Дефо "Робинзон Крузо", а также о политических памфлетах и  очерках этого знаменитого английского писателя. А нынче вечером совершим виртуальное путешествие на остров Робинзона Крузо в Тихом океане.Остров Робинзона Крузо входит в группу островов в Тихом океане, которые называются архипелагом Хуана Фернандеса. Эта группа островов находится на расстоянии 560 километров от берегов Чили. В 1960 году в честь литературного героя остров Мас-а-Тьерра переименован в Остров Робинзона Крузо, и остров Мас-а-Фуэра в честь прототипа известного персонажа переименован в Остров Александра Селькирка. . Источник здесь

Можно ли об одних брюках сказать «пара брюк»?

Словосочетание пара брюк – разговорно-просторечное. Следует говорить: одни брюки (об одном предмете) или двое брюк, две штуки брюк (о двух предметах). 
В просторечии выражение пара брюк часто заменяет собой именно общеупотребительноеодни брюки. Это вызвано аналогией с общеупотребительными словосочетаниями, такими, какпара сапог, пара носков, пара перчаток – о двух предметах, используемых в качестве пары.
Употребления словосочетания пара брюк также нежелательно в связи с тем, что это словосочетание может быть по-разному понято собеседниками (один будет считать, что речь идет об одном предмете, другой – что говорится о двух предметах).
Употребление слова пара в роли счетного слова нормативно, только когда речь идет о парных предметах (пара ботинок, пара перчаток, пара весел и т. п.). Употребление слова пара в значении 'несколько' (пару лет работать над проектом, отсюда до станции пара километров, выполнить пару заданий, выйти на пару минут, пара пустяков) или 'две штуки чего-либо непарного' (пара яблок, пара мешков) характеризуется словарями русского языка как просторечное.
Источник здесь

Почему "сорок", а не "четыредесят"?


В словах «пятьдесят» и «шестьдесят» можно увидеть корни «пять» и «шесть». Почему же говорят «сорок», а не «четыредесят»? По своему происхождению слово сорок связано с древнерусской мерой отсчета беличьих и собольих шкурок сороками (мешками определенного объема, отсюда сорочка – первоначально 'мешок'): шесть сороков соболей. Значение единицы счета слово сорок получило в речи охотников, вытеснив более древнее обозначение этого числа – четыредесяте.) Источник здесь

14 сентября 2011

Если правильно говорить «два стола», то почему нельзя сказать «пять стола»?

Числительные два, три, четыре (а также составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре, например двадцать два) в именительном падеже сочетаются с существительным в форме родительного падежа и единственного числа, например: двадцать два стола, тридцать три несчастья, пятьдесят четыре человека. Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять и т. д. и составные числительные, оканчивающиеся на пять, шесть, семь, восемь и т. д., согласуются с существительным, стоящим в форме родительного падежа множественного числа, например: сорок восемь преступников. Однако в косвенных падежах согласование выравнивается: р. п. – двух столов, пяти столов, д. п. – двум столам, пяти столам.
Такая разница в согласовании числительных связана с историей русского языка. Названия чисел 5–9 были существительными женского рода и склонялись как, например, слово кость. Будучи существительными, эти названия управляли родительным падежом существительных, употреблявшихся, разумеется, в форме множественного числа. Отсюда такие сочетания, как пять коров, шесть столов (ср. сочетания с существительными: ножки столов, копыта коров) и т. п.
Сложнее обстояло дело с названиями чисел 2-4, которые были счетными прилагательными и согласовывались в роде, числе и падеже с существительными: три столы, четыре стены, три камене (ср.: красивые столы, высокие стены). При этом название числа 2 согласовывалось с существительными в особой форме двойственного числа (не единственного и не множественного; такая форма применялась для обозначения двух предметов): две стене, два стола, два ножа (не два столы, два ножи). К XVI веку в русском языке происходит разрушение категории двойственного числа, и формы типа два стола начинают восприниматься как родительный падеж единственного числа. Особая соотнесенность чисел 2, 3 и 4 (возможно, и грамматическая принадлежность к одному классу слов) повлияла на выравнивание форм словоизменения всех трех числовых наименований.
Интересно, что такое словоизменение является исключительно великорусской чертой, противопоставляющей русский язык другим восточнославянским. Ученые выдвигают гипотезу, что первоначально такие сочетания формировались как особенность северо-восточного диалекта
Источник здесь

13 сентября 2011

«Полтора суток» или «полторы сутки»?

Грамматически сочетание полтора суток небезупречно: в именительном падеже количественное числительное полтора управляет существительным в единственном числе (полтора метра, полтора часа). Но в литературном языке выражение полтора суток (но не полторы суток) существует. Так как слово сутки не имеет формы единственного числа, то заданный смысл рекомендуется выражать описательно, например: в течение полутора суток, полтора дня (если точное значение слова сутки не принципиально). С существительными, не имеющими формы единственного числа, следует употреблять слово полутораНе прошло и полутора суток. Время ожидания приближается уже к полутора суткам. Все ограничилось полутора сутками. Стоит ли так много говорить об этих полутора сутках? 
Кстати, полтора – это сращение слов полъ и вътора – «полвтора», «половина второго». После выпадения редуцированных лвт упростилось в лт.
Источник здесь

Путивль. Курская губерния. Виртуальное путешествие


"Ярославна рано плачет в Путивле-городе на забрале"

"Плач Ярославны передан в духе народной поэзии... Этот удивительный образ стал символом Русской земли, Родины, матери, любви -- так много объединяет в себе русская княгиня. Её устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену... Но Ярославна не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем. Для Ярославны поражение русских воинов -- большое личное несчастье".
(В.П. Адрианова-Перетц)

Об идее, об авторе "Слова...", роли пейзажа в нём и понятии Родины

"Призыв к единению слышится в "Слове..." не только в непосредственном обращении его автора к русским князьям или в его осуждениях княжеских крамол; с этим зовом соединено лирическое звучание  всего текста "Слова о полку Игореве". (Д.С. Лихачёв).
"Облик автора "Слова..." обозначился в науке уже сто лет тому назад: знатный дружинник, боярин, близкий к княжеским кругам; он  образован, знает военное дело и, безусловно, очень талантлив как поэт. От многих современников его  отличают широкий кругозор и умение взглянуть на события как бы с большой высоты; его излюбленный символ -- сокол, взлетающий высоко над землёй". (Б.А. Рыбаков)
"Грандиозностью  отличается и пейзаж "Слова...", всегда тем не менее конкретный и взятый как бы в движении". (Д.С. Лихачёв)
"Понятие Родины -- Русской земли -- объединяет для автора её историю, города, реки и всю природу. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненне становится её образ, в котором  оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы, принимают участие в судьбе Русской земли стены городов, унывающие при поражении русского войска". (Д.С. Лихачёв)

Размышляем над "Словом о полку Игореве"

Это  и последующие  высказывания я размещаю здесь  к  уроку литературы в 9 классе. Завтра предполагаю, что мы обсудим их. Цель наша состоит в том, чтобы понять это произведение и, когда  прийдёт пора писать сочинение, интерпретировать текст в соответствии с существующими мнениями. А возможно, и как-то по-своему...
"Академик  Б. А. Рыбаков считает "Слово о полку Игореве" произведением, "выходящим далеко за рамки чистой поэзии и являющимся по сути дела политической речью, написанной в жанре политической сатиры и предназначенной для оглашения на княжеском "снеме" (съезде) в Киеве и агитации в пользу действительно состоявшегося впоследствии в 1187 г. общерусского похода на половцев".
Рассматривая "Слово..." в целом, мы убеждаемся в полном и подавляющем преобладании в нём одного только -- лирического начала. Это произведение лирическое по преимуществу. Огромная общественная и эпическая тема разрешена в нём средствами лирики.  К Русской  земле обращена вся полнота лирических чувств его автора, весь эмоциональный подъём его. Именно эта лирическая взволнованность "Слова..." делает его произведением политическим". (Д.С. Лихачёв)

12 сентября 2011

Подготовка к выполнению задания А 4 (Фонетика. Гласные звуки)

В проекте ДЕМО-2012 появилось задание по фонетике (А4).  Задание лёгкое. Но только для тех, кто владеет теоретическим материалом по данной теме. Если же у вас всё-таки имеются пробелы в отношении звуков речи, тогда эта статья вам поможет их устранить. Пост содержит теорию, два практических задания, ссылку на ответы с комментариями, а также на тест в режиме онлайн.
Читать дальше
Спасибо  Марине Анатольевне с её блогом "По уши в ГИА"

"Богатырская симфония" А. П. Бородина

А. П. Бородин. Вторая (Богатырская) симфония«Можно, не побывав в России, получить представление о стране и народе, слушая эту музыку», — сказал о Второй симфонии Бородина немецкий дирижер Ф. Вейнгартнер. Такие высокие слова как нельзя более точно и справедливо определяют существо этой симфонии — произведения, единственного в своем роде, в своей национальной самобытности и мощи. Недаром она именуется «Богатырской» — с таким размахом, широтой, с такой необычайной для инструментальной музыки картинностью воссоздан в ней образ русской древности, русского национального характера.У Второй симфонии нет вступления. Сразу, без подготовки раздается громогласный унисон смычковой группы, поддерживаемой медью. Эта тема подобна богатырскому боевому кличу. Что-то есть в ней бесконечно древнее, былинное — в массивных, тяжело раскачивающихся унисонных ходах, в долгих остановках на основном, гулком призывном тоне.Как известно, Бородин не раз рассказывал друзьям (В. В. Стасову — в том числе) о замысле Богатырской, и потому мы знаем, что в первой части её он хотел изобразить собрание русских богатырей.
Источник здесь

"Богатыри" В.М. Васнецова. К сочинению- описанию картины

В.М. Васнецов писал картину "Богатыри"в 1881-1898 гг. Наконец он окончил „Богатырей". Всю ширь огромной стены в Третьяковской галерее занимают "Богатыри", и кажется, что нет уже самой стены, а есть только даль неоглядная, далекий горизонт, холмы, темнеющий вдалеке лес да грозно бегущие тучи, что гонит по небу крепчающий ветер. А еще крохотные елочки, до которых рукой подать... Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. А на переднем  плане этого огромного полотнища -- богатыри на заставе, на защите родной земли. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина.Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Спокойны, дружелюбны богатыри.
И рады бы мирно почивать в домах своих. Но лезет, лезет к нам всякая нечисть. Хотя знает вещие слова, сказанные однажды: „Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет". И ведь не раз сбывалось пророчество. Однако неймется блажным ворогам. Хотят испытать непобедимость богатырскую. Громыхает гортанно гром за увалами. Где-то блеснула зарница. Клубятся тучи над бескрайними далями.
Стоит, не дрогнет богатырская застава. Видала всяких гостей земля наша. Сдюжит и ныне. Но зачем затевают недоброе? Ведь знают, какой лютой бедой может все обернуться... Высоко-высоко в небе парит степной орел.
Как писал В. Васнецов в письме к профессору Академии художеств, "картина моя "Богатыри" - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!"
Источник здесь

11 сентября 2011

"ЛИЦО" ПОКА СТАРОЕ...

Поздно ночью вчера-сегодня прикидывала разные шаблоны своего блога. Перепробовала все имеющиеся в наличии. Утомились глаза... а я вернулась к старому шаблону -- наиболее простой его форме из всех. Почему? Прежде всего из-за единственной причины: показалось, что в новом "обрамлении" сообщения плохо читаются, а также либо названия были мелковаты, либо фон режет глаза, либо рисунок его не по теме. В общем, ничего не выбрала и "осталась пока при своих интересах". А всё началось с того, что закачала Гугль хром -- новый браузер. Появилась возможность использовать опцию Документы в почте и закачивать туда свои документы. Активировалась опция Действия  внизу сообщения. К новому интерфейсу привыкаю, он мне  кажется не совсем удобным, но, надеюсь, что "все премудрости" освою. Так что, друзья, если вы вдруг не узнаете "в лицо" мой блог, не пугайтесь: это я эспериментирую с шаблонами, благо, что  на панели инструментов  всегда под рукой Design.

О СОБАКАХ: очень трогательно и забавно




Посмотреть на Яндекс.Фотках

10 сентября 2011

Руководство для родителей по безопасности детей в Интернете

Являются ли ваши дети новичками в интернете или уже хорошо ориентируются в Сети, вы всегда можете помочь им в грамотном использовании онлайн-ресурсов.
Посмотрите  материалы по этой ссылке, чтобы узнать о различных вариантах использования интернета. В каждом разделе есть ссылка на дополнительные советы по интернет-безопасности, соответствующие возрасту вашего ребенка.

Дворцовая площадь. Виртуальное путешествие

А из нашего окна площадь ...Дворцовая... видна.)
«А из нашего окна площадь ...Дворцовая... видна.)» на Яндекс.Фотках

Научись различать однокоренные слова и формы одного слова!

Для того, чтобы увеличить картинку, щёлкни по ней мышкой. Получишь чёткое изображение. Таблица помогает усвоить различия между формой слова и однокоренными словами.
Презентация здесь