Стало известно, что два моих 6-классника Кирилл Гороховский и Илья Михайлов заняли 3 место в российском конкурсе "Любимый русский язык", став его лауреатами. Будем ждать теперь документального подтверждения. Результаты опубликованы на сайте "Интеллектуально-творческий потенциал России".
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
17 декабря 2011
14 декабря 2011
Фурсенко назвал страшилками слухи о планах сделать образование платным
Министр образования и науки РФ Андрей
Фурсенко в категоричной форме вновь опровергает информацию о планах по переводу
системы общего образования полностью на платную основу. "Это исключено,
это - страшилка, я рассматриваю это как чистую провокацию", - заявил
Фурсенко в понедельник журналистам в Мехико.
По словам министра, человек, который попытается это сделать, закончит свою политическую карьеру. "Вы можете себе представить хоть одного политика, вводящего платное образование? Человек, попытавшийся реализовать эту идею, - конченый человек", - подчеркнул глава Минобрнауки.
Фурсенко отметил, что в этих слухах определенно присутствует политическая составляющая, так как эта тема очень благодатная. "Мы гарантируем в полном объеме финансирование из федерального бюджета всего государственного образовательного стандарта", - сказал министр. При этом в новом законе впервые прописаны условия обучения, что является законодательной основой для вложения бюджетных средств в систему общего образования, добавил он. "Этим людям (говорящим об отмене бесплатного образования) нужно просто лечиться", - подытожил Фурсенко.
По словам министра, человек, который попытается это сделать, закончит свою политическую карьеру. "Вы можете себе представить хоть одного политика, вводящего платное образование? Человек, попытавшийся реализовать эту идею, - конченый человек", - подчеркнул глава Минобрнауки.
Фурсенко отметил, что в этих слухах определенно присутствует политическая составляющая, так как эта тема очень благодатная. "Мы гарантируем в полном объеме финансирование из федерального бюджета всего государственного образовательного стандарта", - сказал министр. При этом в новом законе впервые прописаны условия обучения, что является законодательной основой для вложения бюджетных средств в систему общего образования, добавил он. "Этим людям (говорящим об отмене бесплатного образования) нужно просто лечиться", - подытожил Фурсенко.
Источник здесь
За участие в национальной образовательной программе
Вчера получила эту книгу. Огромное спасибо Валентине Викторовне Шуруто, которая мне её прислала. В книге на 120 странице значится моя фамилия как победителя Российского конкурса "Педагогическое наследие", посвящённого С.Т. Шацкому. |
Из истории допечатной книги. Книги на дереве
В музеях древней истории Китая часто можно встретить бамбуковые или деревянные дощечки с написанными кистью иероглифами. Это самые ранние книги в Китае. Их называют «цзянь». Возможно, что дощечки использовали уже с XVII в. до н.э. в течение 1600-1700 лет.
Процесс изготовления бамбуковых дощечек был нелёгким. Бамбук – растение, стебель которого (одревесневшая соломина) достигает высоты 40 метров и диаметра до 30 см. Стебель разрезали на коленца, а потом на полоски, которые сушили на костре, чтобы в древесине не заводились черви и полоска не сгнила. Готовые бамбуковые дощечки получались длиной от 20 до 70 см. Для нанесения записей чаще всего использовали деревянные палочки, обмакивая их в лак, сделанный из сока дерева. В случае ошибки неверный иероглиф соскребали маленьким ножом.
Читать дальше
Какие тут придаточные обстоятельственные?
По этой ссылке http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5440b855-2f75-4cff-9182-7ec5cad43d52/61578/?interface=pupil&class=51&subject=8 несколько вариантов электронных заданий по теме "Придаточные обстоятельственные". В них необходимо расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточной части, определить вид придаточной части. Как и в любом интерактивном задании, ответы проверяются сразу, и если неправильно ответил, можно поискать и найти правильный ответ. Дерзайте, девятиклассники!
13 декабря 2011
Понятие о причастиях. История изучения вопроса
Язык так же древен, как и сознание. Как и все в природе, он эволюционирует, подвергается изменениям. Изменяется количественный и качественный состав частей речи. Одним из интересных, дискуссионных лексико-грамматических классов слов, имеющих своеобразную историю, являются причастия. Приведем определения причастий.
«Причастия обозначают процесс как признак предмета и обладают общими с глаголами и прилагательными свойствами» [Шанский, Тихонов, 1981, с. 212].
В.В. Виноградов считает, что в причастиях «глагольность выражается как окачествлённое действие, приписанное предмету и определяющее его наподобие имени прилагательного… со стороны глагола в грамматическое строение причастий входят категории вида, залога и времени. Со стороны же имен прилагательных присоединяются сюда формы согласования в роде, числе и падеже, выражаемые аффиксами - ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее и связанной с ними системой склонения» [Виноградов, 1972, с. 221].
Вывод: во всех определениях подчеркиваются многосторонние связи причастий одновременно с двумя частями речи: глаголами и прилагательными. В связи с этим возникает вопрос о грамматическом статусе причастий, их месте в системе частей речи. Читать дальше
12 декабря 2011
Эти неуступчивые придаточные уступительные
1. Вопросы: придаточные уступки отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
2. Средства связи: придаточные уступки прикрепляются к главному предложению при помощи:
- союзов: хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай (в значении «хотя»),пусть (в значении «хотя»), даром что (в значении «хотя») и др.;
- союзных слов: как, сколько, что, где, куда, кто и др. – с обязательной частицей ни.
Составные союзы несмотря на то что, невзирая на то что обычно, но не всегда, разбиваются на две части, первая из которых (несмотря на то; невзирая на то) отходит в главное предложение и становится указательным словом – обособленным обстоятельством уступки:
Он выглядит опрятным, чистым, несмотря на то, что одежда его изрядно поношена(Федосеев).
3. Место в предложении: придаточные уступки могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
- Было уже совсем тепло [несмотря на что?], хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег (Семушкин).[ ], (хотя – союз).
2. [Несмотря на что?] Как бы ни говорили девушки по всему белому свету, всё становится милым в их устах (Фадеев).
(как ни – союз. слово), [ ].
3. У него ничего не клеилось [несмотря на что?], что бы он ни предпринимал (Фадеев).
[ ], (что ни – союз. слово).
Источник здесь
Например:
Дмитрий Быков. "Календарь-2"
Издательство Астрель выпускает тиражом 7 000 экземпляров книгу Дмитрия Быкова «Календарь-2. Споры о бесспорном".
«Календарь-2″ – это публицистическое произведение, в котором автор пишет о том, что происходит сегодня и сейчас в России, и одновременно – о давно минувшем. Книга наполнена рассказами о диссидентах и декадентах, о «понаехавших» и о «невыездных», о братьях Стругацких и братьях «Серапионовых», о Джеке Лондоне, Владимире Набокове, Артуре Конан Дойле и Агате Кристи, о Джамбуле Джамбаеве и о генерале Корнилове – о многих других и многом другом, объединенном волей писателя под одной обложкой. Источник здесь
Снег на полдня, а то и меньше
«Детская площадка» на Яндекс.Фотках
У нас в Астрахани на днях был снег. Нападало его достаточно. На аллее возле дома вечером ребятишки с родителями даже снежную бабу слепили. Но снег в наших краях тает быстро. Тепло и, к сожалению, слякотно. Полюбуемся на чистоту и белизну снежную хоть на снимке нашего земляка.
Тест "Понятие о причастии"
Здесь интерактивный тест "Понятие о причастии. Отметьте правильные утверждения". Три варианта. Потренируйтесь. Это, несомненно, поможет вам лучше усвоить тему.
По этой ссылке http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5fd29eac-bff8-4a43-8085-ccd0694dae63/60253/?interface=pupil&class=49&subject=8 ещё интерактивные задания по теме "Понятие о причастии". В них надо найти причастия в тексте, отметить словосочетания с причастиями, отметить признаки причастия. Хорошие задания для тренировки.
О причастии. В дополнение к материалам уроков
Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи (эта точка зрения отражена в комплексе 2 и в последних изданиях комплекса 1), в других — особой формой глагола (эта точка зрения отражена в комплексе 3 и в более ранних изданиях комплекса 1). В предлагаемом нами описании мы исходим из точки зрения на причастие как на особую, неспрягаемую форму глагола.
Причастие — это особая форма глагола со следующими признаками:
1. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросыкакой? что делающий, что делавший?, что сделавший?.
2. Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.
К признакам глагола относятся
— вид (СВ и НСВ),
— переходность (признак актуален для действительных причастий),
— возвратность,
— время (настоящее и прошедшее).
— залог (действительный и страдательный).
В школьной грамматике залог рассматривается как признак, свойственный не всем глагольным формам, а только причастным, в то время как в научной грамматике признак залога усматривается у глагола в любой форме (ср.: Рабочие строят дом — Дом строится рабочими) — см. возвратность глагола.
К признакам прилагательного относятся
— род,
— число,
— падеж (у полных причастий),
— полнота / краткость (только у страдательных причастий).
3. Причастия согласуются с существительными подобно прилагательным и в предложении бывают теми же членами, что и прилагательные, то есть определением и именной частью составного именного сказуемого (краткие причастия — только частью сказуемого).
Читать здесь
Читать здесь
Преобразователь письменной речи
Будучи почвенником и традиционалистом, Карамзин проявлял исключительную новаторскую энергию в делах, которые полагал полезными для Отечества и народа. Преобразование русской письменной речи было первым его шагом в литературе. Очень точно об этом сказал князь и поэт П. Вяземский:
Сперва попыткою искусства
На новый лад настроив речь,
Успел он мысль свою из чувства
Прозрачной прелестью облечь.
Россия речью сей пленилась,
И с новой грамотой в руке
Читать и мыслить приучилась
На карамзинском языке.
Читать полностью здесь
245 лет со дня рождения Н.М. Карамзина
12-го декабря 2011-го года исполнилось ровно 245 лет со дня рождения русского классика Николая Карамзина. Именно с выходом его «Писем русского путешествия» – как считает ряд филологов – и начинается «настоящая» русская литература», какой мы ее знаем. И конечно, стоит отдельно отметить повесть Карамзина «Бедная Лиза», любимую многими поколениями и ставшую началом русского сентиментализма. Громких торжеств в день рождения Николая Михайловича не предполагается. Интересно, что и полтора века назад столетие Карамзина тоже отмечалось без помпы. Вот что писал об этом [...] ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
08 декабря 2011
06 декабря 2011
Причина невыхода "в эфир"
Участвовала в избирательной кампании в качестве секретаря участковой комиссии. Была, как все, страшно занята. В последние дни просто продыху не было, поэтому на блог совсем не оставалось времени. Эти выборы оказались самыми "интересными" в моей практике. Но стоит ли об этом? Беспринципность и трусость людей -- она неистребима..
02 декабря 2011
Получила сборник "Золотого пёрышка"
30 ноября 2011
Задание 3 по русскому языку
1 Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
А. ) Уже двенадцатый.
б) И что за тревоги ?
в) Да ничего же он не обдумывал.
г) И поверьте, бедолага — самое точное слово.
д) И чем я сильнее ссыхаюсь, тем крупнее становлюсь.
е) Дама с собачкой съезжает перед обедом.
(По В.Набокову.)
Б. а) Деваться некуда, придётся терпеть.
б) Тернистый путь.
в) Ох, простите.
г) Позвоните в справочную или ещё куда.
д) На этом мы и закроем тему.
е) Кругом всё стало неузнаваемо — за исключением белой стены.
(По В.Набокову.)
В. а) Это не та дорога, что вела к вершине.
б) Наконец он стряхнул с себя сон.
в) Он заметил большую белую бабочку, распяленную на камне.
г) Читатель не сознаёт, что существуют три типа истории.
д) Свесясь со своего насеста, петух кричал.
е) Привет, персонаж!
(По В.Набокову.)
Выбери ответ:
1) имя существительное
2) имя прилагательное
3) имя числительное
4) местоимение
5) глагол
6) деепричастие
7) причастие
8) наречие
9) слово категории состояния
10) предлог
11) союз
12) частица
13) междометие
б) И что за тревоги ?
в) Да ничего же он не обдумывал.
г) И поверьте, бедолага — самое точное слово.
д) И чем я сильнее ссыхаюсь, тем крупнее становлюсь.
е) Дама с собачкой съезжает перед обедом.
б) Тернистый путь.
в) Ох, простите.
г) Позвоните в справочную или ещё куда.
д) На этом мы и закроем тему.
е) Кругом всё стало неузнаваемо — за исключением белой стены.
б) Наконец он стряхнул с себя сон.
в) Он заметил большую белую бабочку, распяленную на камне.
г) Читатель не сознаёт, что существуют три типа истории.
д) Свесясь со своего насеста, петух кричал.
е) Привет, персонаж!
2) имя прилагательное
3) имя числительное
4) местоимение
5) глагол
6) деепричастие
7) причастие
8) наречие
9) слово категории состояния
10) предлог
11) союз
12) частица
13) междометие
29 ноября 2011
Лауреаты премии "Большая книга"
В Москве 29 ноября были объявлены лауреаты премии "Большая книга" - 2011. Как сообщает корреспондент "Ленты.ру", первую премию получил Михаил Шишкин с романом "Письмовник", лауреатом второй премии стал Владимир Сорокин за "Метель", третьей - Дмитрий Быков с романом "Остромов, или Ученик чародея".
Все три победителя получат денежное вознаграждение: призовой фонд премии составляет 5,5 миллиона рублей, из которых 3 миллиона полагается лауреату первой премии. За вторую вручается полтора миллиона, за третью - один.
Источник здесь
Сжатое изложение (приёмы компрессии текста)
Сегодня девятиклассники писали сжатое изложение. Конечно, с соответствующей подготовкой к написанию, не как на экзамене в формате ГИА. Не проверяла ещё. Только одно замечание по поводу. Некоторые из учащихся были озабочены объемом переработанного текста, спрашивали. а столько слов хватит или предлоги тоже считаются. Формальное, наверное, у нас обучение. Или ученикам лишь бы сдать экзамен? И только.
Кстати, по этой ссылке презентация Егораевой Г.Т. (издательство "Экзамен", Москва), которая называется "ГИА - 2012. Сжатое изложение (приёмы компрессии текста)". Разместила ресурс в своих Документах на Google -- удобно открывается. Настоятельно рекомендую своим выпускникам 9 класса.
28 ноября 2011
Подписаться на:
Сообщения (Atom)